a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс по теме: "Развивающие игры В.В. Воскобовича"

Автор: Кузьмичева Ольга Павловна Опубликовано: 2015-11-20 20:33:47

ГБОУ Гимназия №1272 Дошкольное отделение «Алые паруса». Воспитатель: Кузьмичева О. П. Москва 2015 г. Мастер- класс «Развивающие игры В. В. Воскобовича » Игра для детей – это способ ориентации в реальном мире, пространстве и времени, способ исследования предметов и людей. Она помогает ребенку раскрепостить свое воображение, овладеть ценностями культуры и выработать определенные навыки. Выгодский полагал, что игра – это прекрасный метод развивающего обучения. Развивающие игры помогают стимулировать развитие познавательной сферы и выработку определенных навыков и умений. Очень важно, чтобы игры оставались интересными, оригинальными, предоставляли ребенку возможность творчества, не утрачивали своей привлекательности от игры к игре. Одной из таких технологий являются игры В. В. Воскобовича. Технология В. В. Воскобовича – это путь от практики к теории. С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя, ребенок осваивает цифры и буквы, узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Характеристика развивающих игр Воскобовича: 1. Многофункциональность. В каждой игре можно решать большое количество образовательных и воспитательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры или буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. 2. Широкий возрастной диапазон участников игр. Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда даже учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть как упражнения в одно- два действия для малышей, так и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. 3. Сказочная «огранка». Сказочный сюжет для детей – это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Ребята с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не осваивают отношения целого и части, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо- Цветика. Новое, необычное всегда привлекает внимание малышей и лучше запоминается. 4. Творческий потенциал Игры дают ребенку возможность воплощать задуманное в действительность. Много интересного можно сделать из деталей «Чудо- головоломок», разноцветных «паутинок» « Геоконта », гибкого «Игрового квадрата». Машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество не только детям, но и взрослым. 5. Конструктивные элементы Каждая игра отличается своеобразными конструктивными элементами. В « Геоконте »- это динамичная «резинка», в «Игровом квадрате»- жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате»- прозрачная пластинка с непрозрачной частью, а в «Шнуре- затейнике»- шнурок и блочка. К развивающим играм было разработано методическое сопровождение – игровая технология «Сказочные лабиринты игры»( авторы Воскобович В. В. , Харько Т. Г. ) , которая направлена на интеллектуально- творческое развитие детей 3- 7 лет. Рецензентами технологии стали д. п. н. , профессор кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А. И. Герцена Крулехт М. В. и к. п. н. , доцент кафедры дошкольной педагогики института детства и РГПУ им. А. И. Герцена Полякова М. Н.  Особенности технологии таковы, что не надо перестраивать работу учреждения, ломать привычный уклад и выстраивать новый. Технология органично вплетается в уже привычный ритм жизни и образовательные задачи реализуемой программы.   В дошкольных учреждениях, работающих по данной технологии, ребенок окружается непринужденной, веселой, не вызывающей негативных эмоций интеллектуально- творческой атмосферой. Как кружево из тоненьких ниточек, она сплетается из чувства внешней безопасности, когда ребенок знает, что его проявления не получат отрицательной оценки взрослых, и чувства внутренней раскованности и свободы за счет поддержки взрослыми его творческих начинаний. Основные принципы технологии Игра плюс сказка Первым принципом технологии" Сказочные лабиринты игры" является игровое обучение детей дошкольного возраста. Особенность ее в том, что в этой игре реально выстраивается почти весь процесс обучения ребенка. " Сказочные лабиринты игры" - это форма взаимодействия взрослого и детей через реализацию определенного сюжета( игры и сказки) . При этом образовательные задачи включены в содержание игры. Дополнительную игровую мотивацию создают и методические сказки. В их сюжеты органично вплетается система вопросов, задач, упражнения, заданий. Очень удобно- взрослый читает сказку, ребенок ее слушает и по ходу сюжета отвечает на вопросы, решает задачи, выполняет задания. Интеллект Второй принцип технологии Воскобовича – построение такой детской игровой деятельности, в результате которой развиваются психические процессы внимания, памяти, воображения, мышления, речи. Постоянное и постепенное усложнение игр( " по спирали" ) позволяет поддерживать детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. В каждой игре ребенок всегда добивается какого- то" предметного" результата. Не случайно так много внимания уделяется развитию интеллекта у детей дошкольного возраста. В этом возрасте у них, как правило, развивают вербальный, то есть" приобретенный" , интеллект. Мама читает ребенку книжки, рассматривает с ним энциклопедии, водит его в музеи. В результате он много знает, о многом слышал. Таких ребят школьные учителя называют" натасканными" . Но нет гарантии, что такие дети будут в дальнейшем хорошо учиться. И невербальный, то есть" врожденный" интеллект, у них может быть развит плохо. Что такое врожденный интеллект? Это психические процессы внимания, способность к анализу, синтезу, сформированность причинно- следственных связей, мелкая моторика, память. Игры Воскобовича в первую очередь направлены на их развитие, и одним из концептуальных положений технологии" Сказочные лабиринты игры" является развитие именно невербального интеллекта у детей. Авторы технологии" Сказочные лабиринты игры" не являются сторонниками раннего форсированного развития детей. Весь материал является сензитивным, то есть наиболее благоприятным для восприятия детей дошкольного возраста, с учетом их психологических особенностей. Творчество Третий принцип" Сказочных лабиринтов игры" - раннее творческое развитие дошкольников. Игра создает условия для проявления творчества, стимулирует развитие творческих способностей ребенка. Взрослому остается лишь использовать эту естественную потребность для постепенного вовлечения ребят в более сложные формы игровой активности. Развивающая среда- Фиолетовый лес По сути, это развивающая сенсомоторная зона. Ее делают из фанеры, ковролина, рисуют на стене, ткани. Ребенок действует здесь самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности со взрослым. В Фиолетовом Лесу обязательно находятся сказочные персонажи. Примеры игр. 1. « Теремки Воскобовича »   – базовая разработка. Есть кубик, есть теремок. Кубик вкладывается в теремок – получается слог. Такое конструирование помогает детям понять принцип слияния звуков в слоге. Теремки с кубиками соединяются вместе и таким образом составляются слова. Всего в комплекте 12 кубиков, 12 теремков- очень компактная, удобная конструкция. В рамках статьи невозможно описать всю игру. Остановимся только на двух кубиках – синем и зеленом, так называемых кубиках первого этапа обучения чтению. Цвета «синий» и «зеленый» – символы мягкости и твердости согласного звука- впоследствии для детей станут подсказкой. Что расположено на пяти гранях этих кубиков? Пары: буква и ее образ. Вот шут показывает букву А, зовут его Арлекин. Если шут представляет букву О, то его имя- Орлекин. А если У – догадались? – Урлекин. На шестой грани – подсказка, где какая буква находится. Ярлекин, Ырлекин, Юрлекин и т. д. – сказочные персонажи, с которыми ребенку интересней до поры до времени, чем со знаком. Персонажи, цвет кубиков, теремков, букв, высота граней у теремков, форма окошек, звездочки запрета, попугай Эник и многое другое – все это игровые моменты, изначально заложенные в «Теремках». Игровое пособие «Теремки» можно использовать как с дошкольниками, так и со школьниками. 2. «Конструктор букв».  Из его элементов- модулей можно сложить любую букву алфавита. Такое конструирование помогает ребенку запомнить моторный образ буквы и в дальнейшем не путать П и Н, Б и В, С и О. 3. Читайки 1 и 2. Игры на развитие навыков чтения. Ребенок, загибая попеременно уголки, получает разные слова. На маленьком «пятачке» прочитывается 4 слова, а в игре – больше сотни. 4. Коврограф «Ларчик»,   веревочки( «прилипают» к коврику) . Коврограф, игровой обучающий комплекс, чрезвычайно распространенный в дошкольных учреждениях, заменяет собой фланеллеграф. Коврограф позволяет в игровой форме решать самые разнообразные задачи. Маленький пример «работы» сказочного оператора преобразования: «Росли в лесу два дерева – одно высокое, другое – низкое. ( Длинную и короткую веревочку располагаем недалеко друг от друга на коврике) . Высокое деревце любило похвастать: «Я – самое высокое дерево. Я – самое сильное. Низкое дерево стояло в тени высокого, вздыхало и помалкивало. Забрел как- то в те леса гуляка- ветер. Какое деревце он заметил? Высокое. Стал раскачивать его из стороны в сторону( показываем на коврике) . В конце концов, дерево сломалось и упало к корням низкого( сгибаем длинную веревочку, чтоб получить букву И) . Последнее, что успело прокричать высокое дерево: «Помоги- и- и- и…». Еще долго- долго последний звук носило лесное эхо». Какой звук? - Звук И. А какую мы букву построили? – Букву И. Звук и буква – через сказку, через образ, через детские руки. 5. ГЕОКОНТ  в народе называется просто — дощечка с гвоздиками. Через гвоздики протянута разноцветная резинка таким образом, что получаются контуры геометрических фигур. Задания различаются в зависимости от возраста детей: - маленькие просто выдумывают свою геометрическую фигуру, - дошкольники постарше – «натягивают» фигуру по шаблону. Правда, от слова геометрия веет какой- то серьезностью, поэтому для детей – это сказка про Малыша Гео, Ворона Метра и дядю Славу.   Игру можно превратить и в настоящую викторину: если ребенок правильно ответит на вопрос, то препятствие( натянутая на поле резинка) исчезает и открывает путь для дальнейшей игры. 6.  Квадрат Воскобовича  -  Косынка, Вечное Оригами, Кленовый листок – все это синонимы Квадрата Воскобовича. Выглядит он довольно просто: на квадратной основе из ткани наклеены треугольники. С одной стороны – красного цвета, с другой – зеленого. Квадрат может складываться в различные фигуры: малыши с легкостью сделают домик с зеленой крышей или конфетку в красной обертке, детки постарше смогут различить спрятанные в домике геометрические фигуры. Решать задачи ребенку помогают мама Трапеция, папа Прямоугольник и дедушка Четырехугольник. Ва риантов сложения – 1. 000. 000.       Во многих дошкольных учреждениях создается «вертикальная» развивающая среда в виде Фиолетового Леса. По сути, Фиолетовый Лес – это сенсомоторный уголок, в котором ребенок действует самостоятельно: играет, конструирует, тренируя те умения, которые приобрел в совместной деятельности с взрослым; занимается исследованием, экспериментированием.       Дома можно и нужно создавать развивающую среду, и не обязательно в виде Фиолетового Леса. Можно ли играть в эти игры без авторских сказок? Конечно, можно. Взрослым просто нужно придумать свой способ привлечь внимание ребенка к игре. Сегодня с логотипом" Развивающие игры Воскобовича" предлагаются десятки игр, пособий, игровых развивающих комплексов.

РАЗВИВАЮЩИЕ ИГРЫ В. В. ВОСКОБОВИЧА ИГРА «СКАЗОЧНЫЙ КВАДРАТ» ИГРА «ЧУДО ЦВЕТИК» ИГРА «ЧУДО КРЕСТИК» ИГРА «ВОЛШЕБНЫЙ ШНУРОК»

Оставить комментарий: