a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Обучаем детей правилам дорожного движения

Опубликовано: 2015-11-25 14:05:44

Консультация для родителей

Обучаем детей правилам дорожного движения

Подготовила: Кратова И.В. – Руководитель клуба   «Добрая Дорога Детства».

Организуя столь важную работу по профилактике детского дорожно-­транспортного травматизма, нельзя не задействовать в ней родителей воспитанников. Для этого нужно продумать их участие в проводимых мероприятиях. Следует посвятить этому отдельное родительское собрание, на котором ознакомить родителей с основными мерами по обеспечению безопасности их детей на улицах.

Так, на собрании важно напомнить родителям, что яркая одежда помогает водителю увидеть ребенка. И наоборот, малыша трудно заметить, если на нем блеклая одежда. Ребенку трудно разглядеть, что делается на улице, если на глаза надвинут капюшон или обзор закрывает зонт. Детям нужно разъяснять, какой опасности они подвергаются, когда их не видно. Чтобы ребенка легче было увидеть на улице, его надо одевать в одежду неоновых цветов с отражающими полосками или специальными отражателями. Современная детская одежда (курт­ки, комбинезоны) обычно уже имеет нашивки­-отражатели. Многие игрушки, значки, наклейки на детских рюкзаках имеют свойства отражателей. Чем их больше на одежде и вещах ребенка, тем лучше.

Как подготовить ребенка к нестандартным ситуациям? Во-­первых, разбирать и оценивать множество реальных ситуаций во время прогулок. Во­-вторых, воспитывать чувство настороженности в опасных ситуациях и учить контролировать свои эмоции и реакции. В­-третьих, учить управлять своим телом, понимать его физические границы и возможности, переносить приобретенный опыт на новые ситуации.

Полезно приучать ребенка проговаривать свои действия, чтобы они становились частью его мышечной памяти и внутренней речи. Объяснять и повторять детям, как они должны вести себя на улице и в транспорте, нужно столько раз и так часто, чтобы дошкольники не только запомнили и осознали алгоритм поведения, но и действовали в стандартных ситуациях уверенно, компетентно и предусмотрительно.

Следует разъяснять детям, что машина, даже припаркованная, может в любой момент двинуться с места, неожиданно выехать из-­за угла, из подворотни, ворот. Дети должны знать, что играть на стоянке машин, прятаться за припаркованные машины – опасно для жизни. С ребенком необходимо исследовать двор и ближайшие улицы, показать опасные места, объяснить, чем они опасны, найти вместе с ним наиболее безопасное место для игр во дворе.

Малышу следует объяснять значение дорожных знаков и сигналов светофора, рассказывать, что происходит вдали и вблизи улицы, по которой он ходит вместе с родителями.

Нельзя разрешать детям играть самостоятельно на улице где­-либо кроме детских площадок, а кататься на санках можно позволять только с тех горок, которые родители видели сами и уверены, что они безопасны. Безопасным можно считать склон, не выходящий на проезжую часть. Следует четко указывать границы участка, где дети могут спокойно кататься на велосипедах и других транспортных средствах.

Надо постоянно напоминать, что машина не только “красивая игрушка” (пусть и великоватая для ребенка), средство передвижения, перевозки грузов, но и источник опасности.

Грамотное поведение в транспорте, вблизи дорог и на улице включает в себя ряд умений, не связанных непосредственно со знаниями об автомобилях и устройстве дорог. Имеется в виду, что дети должны уметь различать основные цвета, формы, изображения, используемые при регулировке движения транспорта и в знаках дорожного движения, усвоить понятия “вправо”, “влево” (“справа”, “слева”, “направо”, “налево”), “посередине”, “между”, “мимо”, “вверх”, “вниз”, “спиной”, “боком”, а также другие слова, обозначающие направление движения и местонахождение предмета. Дети должны понимать и такие слова, как “стой”, “быстро”, “опасно”, “осторожно”, “посмотри”, “внимание”, “по очереди”, “вместе” и т. д. Кроме того, необходимо научить их запоминать расположение предметов, быст­ро распознавать предмет, концентрировать внимание на отдельном предмете и на нескольких неподвижных и движущихся предметах, видеть боковым зрением и т. д.

Если ребенок заблудился на улице, это становится проблемой и для него самого, и для родителей. Хорошо известно, что каждый ребенок хоть раз в жизни да потеряется, но большинство родителей не готовы к такому повороту событий и воспринимают его как трагедию. Для ребенка это часто та ситуация, в которой он вынужден проя­вить все полученные знания о том, как переходить дорогу, как дойти до дома, вспомнить имя, фамилию, адрес и т. п. Даже если родители много раз повторяли все это своему малышу, они не могут быть уверены в том, что в стрессовой ситуации дошкольник не растеряется и будет действовать адекватно. Поэтому на всякий случай надо снабдить ребенка карточкой, на которой написаны все эти сведения, а также фамилия, имя, отчество, домашний и рабочий телефон родителей, бабушек и дедушек, каких­-нибудь друзей или знакомых. Ребенку обязательно следует внушить, что, если он потеряется и на его плач и крик родители не придут, он должен обратиться к милиционеру, каким-­нибудь пожилым людям или продавцу в магазине.

На информационных стендах для родителей детей разного возраста следует повесить рекомендации по обучению правилам дорожного движения и поведения на улице. Это будет еще одним поводом напомнить родителям о важности данной темы и обсудить это с ребенком по дороге домой. В отношении проблемы безопасности детей не должно быть легкомыслия, нетерпимы разногласия по принципиальным вопросам.

 

Рекомендации родителям младших дошкольников

 Ваш ребенок должен играть только во дворе под вашим наблюдением и знать: на дорогу выходить нельзя!

Не запугивайте ребенка, а наблюдайте вместе с ним и, используя ситуации на дороге, улице, во дворе, объясняйте, что происходит с транспортом, пешеходами.

Развивайте у ребенка зрительную память, внимание. Для этого создавайте игровые ситуации дома. Закрепляйте в рисунках впечатления от увиденного.

В этом возрасте ваш малыш должен знать:

·                     на дорогу выходить нельзя;

·                     дорогу переходить можно только со взрослым, держась за руку, вырываться нельзя;

·                     переходить дорогу надо по переходу спокойным шагом;

·                     пешеходы – люди, которые идут по улице;

·                     когда мы едем в автобусе, троллейбусе, трамвае, нас называют пассажи­рами;

·                     машины бывают разные – это транспорт. Машинами управляют шоферы водители). Для машин (транспорта) предназначено шоссе (дорога, мостовая);

·                     когда мы едем в транспорте, нельзя высовываться из окна, надо держаться за руку мамы, папы, поручень;

·                     чтобы был порядок на дороге, чтобы не было аварий, чтобы пешеход не попал под машину, надо подчиняться сигналу светофора: Красный свет – движенья нет. А зеленый говорит: “Проходите, путь открыт!”

 

Рекомендации родителям старших дошкольников

Воспитывайте у ребенка привычку быть внимательным на улице, осторожным и осмотрительным.

Наблюдайте за ситуациями на улице, дороге, за пешеходами и транспортом, светофором и обязательно обсуждайте с ребенком увиденное.

Почитайте ребенку стихотворение по теме и обязательно побеседуйте с ним о прочитанном.

На прогулке, по дороге в детский сад и домой закрепляйте знания, полученные ранее.

Чаще задавайте ребенку проблемные вопросы, беседуйте с ним, обращайте внимание на свои действия (почему вы остановились перед переходом, почему именно в этом месте и т. д.).

Ваш ребенок должен знать и строго выполнять определенные правила

Ходить по тротуару следует с правой стороны.

Прежде чем перейти дорогу, надо убедиться, что транспорта нет, посмотрев налево и направо, затем можно двигаться.

Переходить дорогу полагается только шагом.

Необходимо подчиняться сигналу светофора.

В транспорте нужно вести себя спокойно, разговаривать тихо, держаться за руку взрослого (и поручни), чтобы не упасть.

Нельзя высовываться из окна автобуса, троллейбуса, высовывать в окно руки.

Входить в транспорт и выходить из него можно, только когда он стоит.

Играть можно только во дворе.

Организационно-педагогические условия, способствующие эффективной организации педагогического процесса.

К организационно-педагогическим условиям, способствующим эффективной организации педагогического процесса относятся:

1.                  создание и организация системы непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению на дорогах;

2.                  специальную подготовку воспитателей по основам безопасности дорожного движения и технологии обучения детей безопасному поведению на дороге и в транспорте;

3.                  наличие необходимой учебно-методической базы и материально-технического обеспечения учебного процесса;

4.                  организацию учебного процесса в общем плане работы МДОУ;

5.                  постоянное взаимодействие с социально-педагогической средой при организации и проведении мероприятий, направленных на подготовку дошкольников к безопасному поведению на дорогах (семьи воспитанников, ГИБДД, детские сады района, города, спортивные секции, кружки и клубы по месту жительства и т.д.);

6.                  создание в ДОУ кабинета безопасности дорожного движения и соответствующее оборудование.

Организация процесса непрерывной подготовки дошкольников к безопасному поведению, на дороге может быть эффективной лишь при соблюдении следующих принципов:

• непрерывности, систематичности и последовательности обучения;

• наглядности и доступности; единства теории и практики обучения и воспитания;

• учета возрастных и индивидуальных особенностей детей;

• ведущей роли воспитателя при самостоятельности и активности обучаемых;

• сотрудничества детей в процессе обучения.

При этом воспитатель должен знать:

1. физиологические и психические качества, имеющие первостепенное значение для безопасного передвижения по дороге;

2.факторы, влияющие на психофизическое состояние ребенка на дороге;

3. наиболее распространенные ошибки пешеходов-детей, связанные с незнанием собственных возможностей;

4.понятие «риск» и связанные с ним особенности поведения детей на дороге

5.  психофизиологические различия в поведении детей и взрослых на дороге;

6.психофизиологические различия в поведении мальчиков и девочек на дороге;

7.  особенности поведения детей дошкольного возраста во дворах, на дорогах и за городом;

8. наиболее распространенные ошибки пешеходов, связанные с незнанием психологии водителей;

9. методы работы по предупреждению детского дорожно-транспортного травматизма;

10. факторы, влияющие на результативность занятий по ПДД;

11. методические приемы, используемые на занятиях по ПДД и их специфику;

12. учебные, наглядные и методические пособия,

13.  ситуационные и другие практико-ориентированные методы обучения;

14.  основные причины нарушения ПДД детьми;

15. типичные ошибки детей на дороге,

16. основные места и время дорожно-транспортных происшествий с детьми;

17. особенности дорожной обстановки .

Оставить комментарий: