a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Исследовательские работы учеников 2014

Автор: Зайнуллина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2015-11-26 13:49:16

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Алексеевская средняя общеобразовательная школа № 2 с углублённым изучением отдельных предметов» Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. Исследовательская работа «Пушкин ские страницы в биографии кавалерист- девицы » Работу выполнили ученицы класса Учитель Зайнуллина Ольга Анатольевна Алексеевское 2015 И вот уже 21 век отмеряет второе десятилетие, а Пушкин в русской литературе так же остается первым. . Когда мы вспоминаем 19 век, то первой ассоциацией всегда возникает имя Пушкина, з атем Лермонтов, Гоголь, Островский, Гончаров, Тургенев. … П очему в этом ряду только мужчины? Где женские имена? Меня заинтересовал данный вопрос и я решила разобраться в нем. Сначала я провела анкету- опрос ср еди своих одн оклассников. 71% опрашиваемых считает, что такие женщины были, но затруднились назвать их фамилии, 29 процентов считают, что женщин литераторов не был о вообще, указывая в причинах занятость женщин воспитанием детей, семьей или отсутствие образования. Назвать фамилии писательниц- соотечественниц не смог никто. Итак, объект моего исследования – литература пушкинской поры. Цель исследования – В ыявить с помощью литературных и интернет ресурсов, кто из женщин- писательниц и поэтесс творил в пушкинскую эпоху Рассмотреть историю взаимоотношений писательниц пушкинской эпохи с самим Пушкиным. Определить основные темы творчества писательниц. В ыявить авторов, которые жили и творили в нашей местности. Гипотеза исследования:  Нравы светского общества начала XIX века ломали судьбы многим женщинам, воспитывая в них комплекс неполноценности, но все –таки лучшие из них стали героями своего времени во благо России. Работа является актуальной, так как опрос свидетельствует, не все учащиеся нашей школы достаточно глубоко знакомы с заявленной темой, и данная работа может быть полезна тем, кто любит историю и интересуется ею. Вступление. Судьбы писательниц, ч ей талант развивался в годы, к огда вся Россия зачитывалась чудесными элегиями молодого Пушкина, затем «Евгением Онегиным», «Борисом Годуновым», «Полтавой», сказками, нелегка, п уть их в литературе тернист и труден. Н е всегда понимаемые современниками, почти все они были забыты. Да и в наше время имена очень немногих из них можно найти в энциклопедических словарях. Труден был путь русской женщины в литературу. В России недоброжелательно относились к любым проявлениям социальной активности слабого пола. Э то т взгляд разделяли и многие лучшие люди того времени. « Нет, никогда женщина- автор не сможет ни любить, ни быть женой и матерью, »- писал В. Г. Белинский. Критик Иван Кириевский сетовал на общество, п ривыкшее видеть в женщине лишь «полуигрушку»: «Предрассудок против писательниц ещё в большой силе. Он задавил, м ожет быть, не один талант и, может быть, новую славу. » Но, несмотря на столь грустное положение, женщины своей славы достигли. Этому мы находим подтверждение в литературной критике той поры. В конце 1810- х –в середине 1830- х годов литературе насчитывается около тридцати женских имен. Самые яркие имена – это З. А. Волконская, К. К. Павлова, Е. П. Ростопчина, Н. А. Дурова. Менее известны А. Н. Арцыбашева, А. П. Глинка, М. Б. Даргомыжская, А. А. Фукс. Пушкин и кавалерист- девица Дурова. Сам Пушкин неоднозначно относился к «женской литературе», но настоящий писательский талант не мог оставить его равнодушным. Его интересовало творчество З. А. Волконской, Е. К. Тимашевой, А. И. Готовцевой, присматривался он к литературной деятельности А. А. Фукс, но почетное место на страницах пушкинского «Современника »у спела получить только наша землячка Надежда Андреевна Дурова – женщина –воительница, учавствую щая в сражениях на полях Германии и России. Судьба Дуровой ещё при жизни стала легендой. Будущая писательница родилась в 1783 году. До шести лет единственным наставником девочки был «фланговой »гусар Астахов. В результате его воспитания та твердо знала все командные приказы, любила лошадей. Это сыграло определеннкую роль в ее судьбе. В военных событиях 1807- 1814 годов исчеза ет Надежда Дурова и появляется корнет, а затем и штаб- ротмист Александр Андреевич Александров. Навсегда отрекшись от своего пола, что было вызовом духовно- нравственному положению женщин в российских семьях, она десятилетия приучала общество к этому удивительному парадоксу. Выйдя в отставку в 1816 году, Надежда Андреевна обратилась к литературным занятиям. В своих многолетних походах Дурова вела записки- нечто вроде дневника. Чутьё бывалого солдата подсказало ей, что выбранный жанр будет интересен и понятен современникам. В этих записках писательница выступила как вдумчивый, зоркий художник. Эту особенность подметил Белинский: «…Кажется, сам Пушкин отдал е й свое прозаическое перо, и ему – то обяза на она этою мужественною твердостью, . . . этою живописною увлекательностью своего рассказа». Кавалерист- девицу Надежду Дурову открыл и явил миру Пушкин: он первым из читателей рукописи отметил жи вой слог, оригинальный стиль и богатейший жизненный материал мемуаров удивительной женщины в гусарском мундире Действительно, у истоков издания «Записок» стоял сам великий поэт. Напечатать «Записки » Пушкину предложил его хороший зна комый, сарапульский городничий Василий Дуров( брат Надежды Дуровой) . Александр Сергеевич без раздумий согласился. «За успех, кажется, можно ручаться. Судьба автора так любопытна, так известна и таинственна, что разрешение загадки должно произвести сильное общее впечатление, »- пишет он в ответ. Обрадованная приятным известием, Надежда Андреевна решилась сама написать своему будущему издателю: «…у меня ест ь несколько листов моих записок. Купите, Александр Сергеевич! Прекрасное перо Ваше может сделать из них что- нибудь весьма занимательное для наших соотечественниц … » Рукопись пришла только к весне 1836 года Просмотрев «Записки»" , Пушкин остался доволен: « Сейчас прочел переписанные" Записки" : прелесть, живо, оригинально, слог прекрасный. Успех несомненен ». Он ожидает воочию увидеть автора – Дурова обещала летом быть в столице. Их знакомство состоялось 7 июня. Впоследствии Дурова вспоминает: «… карета знаменитого тпоэта остановилась у нашего подъезда; я покраснела, представляя, как он взносится с лестницы на лест ницу. . ! Но вот отворилась дверь … В ходит Александр Сергеевич! К этим словам прибавить нечего! » В 1836 году Пушкин напечатал фрагменты из" Записок" в журнале" Современн ик" с собственным предисловием. « В 1806 году молодой мальчик по имени Александров вступил рядовым в Конно- Уланский полк, отличился, получил за храбрость Георгиевский крест и в том же году был произведен в офицеры. Впоследствии перешел в Литовский полк и продолжал службу столь же ревностно, как начал. Всё… д овольно обыкновенно; однако наделало много шуму …от нечаянно открывшегося обстоятельства: корнет Александров была девица Надежда Дурова. Какие причины заставили девушку…отречься от своего пола, принять на себя труды и обязанности, которые пугают мужчин, и явиться на поле сражений? . . . Что побудило её? Ныне, - пишет поэт, - Н. А. Дурова сама разрешает свою тайну…С неизъяснимым участием прочли мы признание женщины столь необыкновенной; с изумлением увидели, что нежные пальчики, н екогда сжимавшие окровавленную рукоять уланской сабли, владеют и пером быстрым, живописным и пламенным…». Ознакомившись с предисловием, Дурова пришла в смятен ие, страшась, что «20 тысяч уст »п рочитают её настоящее имя. Пушкин посоветовал взволнованному «гусару» выступать «на литературном поприще столь же отважно, как и в прошлые, военные времена». С этого и началась литературная известность Надежды Андреевны. Вот только сам Пушкин в силу различных обстоятельств не смог стать издателем её «Записок». «Так- то, - вспоминает впоследствии Дурова, - я имела глупость лишить свои записки блистательнейшего их украшения, их высшей славы – имени великого поэта …Т еперь светло вокруг меня, но поздно! » Отношения Надежды Андреевны с поэтом не прекратились из- за неудачи пушкинского издания. Незадолго до смерти, в декабре 1836 года, Александр Сергеевич получил последнее письмо «кавалерист- девицы»: «Милостивый государь Александр Сергеевич, имею честь представить вам вторую часть моиз «Записок»; извините, что не сам лично вручаю их, но я уже давно болен и болен жестоко. Дела мои приняли оборот самый дурной; я было надеялся на милость царскую, но…напрасно: вряд ли скажут мне спасибо …» Спасибо скажут ей потомки. Пушкин предсказал книге Дуровой огромное внимание и интерес многих поколений русских людей и это действительно так: книга воспоминаний занимает одно из первых мест в мемуарной русской литературе 19 века. В наши дни её история нашла отражение в киносценарии А. Гладкова «Гусарская баллада» и на сцене стокгольмского «Сёдра театерн», где в 1985 году состоялась премьера музыкального спектакля «Кавалерист- девица». Если бы книги на пушкинских полках заговорили, мы бы услышали много интересных подробностей и об их появлении на свет, и о взаимоотношениях их авторов с Пушкиным. Составляя списки книг пушкинской библиотеки, старший ученый хранитель Пушкинского дома Борис Львович Модзалевский внес под номером 159 книгу Дуровой « Кавалерист- Девица». [ ДУРОВА, Н. А. ] . Кавалерист- девица. Происшествие в России. Издал Иван Бутовский. С. - Петербург. В Военной Типографии. 1836. Нелегкую жизнь прожила Надежда Андреевна Дурова. Неизвестно, были ли у нее дни, когда она сожалела о своем выборе. «Я стал мужчиной не из прихоти или презрения к женскому полу. Русскому обществу нужна активная, деятельная женщина, а это во многом зависит от самой женщины»- писала в своей автобиографии Надежда. Она своей жизнью показала, что и в то время женщина могла достичь своей цели, хотя это было намного сложнее, чем сейчас. Среди того времени женщин были поэтессы и прозаики, драматурги, п ереводчицы, даже критики и публицисты. Но всех их роднило одно – стремление к социальному, д ухо вному и творческому равноправию, поэтому достойное место в литературе они занимают по праву. Приложение. Анкета- опрос. Как вы думаете, были ли среди современниц Пушкина А. С. писательницы и поэтессы? Если да, т о назовите их. Если нет, т о почему не было. Известны ли вам фамилии женщин- литераторов, наших соотечественниц? Литература. Ерофеева А. Н. Бобров как краевед( о книге « А. А. Фукс и казанские литераторы 30- 40- х годов ») / / Материалы международной научной конференции, посвященной 260- летию со дня рождения поэта и 200- летию со дня основания Казанского университета( 10- 12 ноября 2003 г. ) / Редакционная коллегия: Л.  Я.  Воронова, К.  Р.  Галиуллин, А.  Н.  Пашкуров; составитель: А.  Н.  Пашкуров.  — Казань, 2003.  — С. 87- 89. Оськин А. И. Надежда Дурова- героиня Отечественной войны 1812 г. - М. : Учпедгиз, 1962. - 72 с. В. А. Матусевич «Муза чтения »М. , «Советская Россия», 1991. Савкина И. Провинциалки русской литературы( женская проза 30- 40- х годов XIX века) . - Wilhelmshorst: Verlag F. K. Gopfert, 1998. - 223 с. http: / / www. poetess. ru/ durova/ Творчество и судьба русских писательниц. http: / / www. slideboom. com/ presentations/ 491403/ % D0% 94% D1% 83% D1% 80% D0% BE% D0% B2% D0% B0 http: / / kitaphane. tatarstan. ru/ rus/ durova/ about. htm

Шалкинская Ксения Олеговна МБОУ АСОШ №2 с углубленным изучением отдельных предметов 7а класс 422900 Татарстан Алек с еевский район п. г. т. Алексеевское ул. Пионерский переулок д. 4. кв. 7 с. т ел. : 89274376984 Номинация «Трудовая династия» Тема сочинения «Моя педагогическая семья» 422900 Татарстан Алекеевский район п. г. т. Алексеевское ул. Гоголя д. 24 Липлянина Людмила Николаевна Тел: 2- 56- 31 Почти к аждый ребенок с детства мечтает о том, кем он будет во взрослой жизни. А что же в этом плохого? Каждый, наверно, помнит с детства стихотворение С. Михалкова «А что у вас? »: «… И спросила Нина тихо: - Разве плохо быть портнихой? Кто трусы ребятам шьет? Ну конечно, не пилот. Летчик водит самолеты- Это очень хорошо. Повар делает компоты- Это тоже хорошо. Доктор лечит нас от кори, Есть учительница в школе …» В мире существует множество видов профессий. Все они интересны е и очень, нужные. Мне тринадцать. Уже сейчас я задумываюсь о своем будущем, о том, кем стать и какой быть. Совсем скоро передо мной, как и перед моими ровесниками, встанет проблема выбора профессии. Мне кажется, что прежде всего надо найти себя, поверить в мечту, убедиться, что из тебя получится человек, и только тогда можно будет найти свое место в жизни. Я часто думаю о том, почему одни люди работают врачами, другие- инженерами, третьи занимаются бизнесом, а кто- то становится летчиком или ученым. Что это? Выбор жизненного пути- случайность или осознанная необходимость? Это спорная тема заставляет нас много решать, оценивать, спорить друг с другом. Самая большая моя мечта- выб рать профессию по душе, такую, чтобы всю жизнь не скучно было работать, приносить пользу, быть необходимым, нужным человеком. В этом я вижу счастье. Для нас сделано очень много, но необходимое место в жизни мы должны занять сами. Сейчас много говорят и пишут о том, что на выбор профессии влияют многие факторы, в том числе и жизнь близких людей. Большую роль в это играют родители. Очень часто дети повторяют судьбы своих родных. В этом я убедилась на собственном примере, так как живу в семье педагогов. Всем известно значение исторического слова «династия».     Трудовая династия – это когда люди одной профессии передают из рода в род мастерство, славные трудовые традиции. Мой дедушка- Бочкарев Але ксандр Николаевич работал в Ялкы нской школе учителем истории и обществознания, был классным руководителем, умел сплотить коллектив при взаимном уважении учителя и у чеников, позднее стал директором. Всег о, дедушка проработал в школе 46 лет. Даже когда он был на пенсии, он продолжал работать, отдавая частичку своей души – детям. Инициативный, строгий, ответственный, он требовал осознанных знаний. На его уроках интересно и увлекательно, объяснение нового материала обязательно с привлечением дополнительной литературы, с использованием карточек- заданий, с исследованием исторических событий, что расширяет кругозор и развивают мыслительную деятельность. Ездил с учениками в экскурсионные поездки в Волгоград, Ставрополь, Пятигорск, Домбай. Изучая историю родного края, побывали в Казани, Болгарах и Билярске. Учащиеся- выпускники, поступив в высшие учебные заведения, благодарят его за глубокие знания, помогающие им хорошо учиться. За творческую педагогическую деятельность, дедушка получил звание Учитель методист, награжден медалью «За трудовую доблесть». Дедушка является членом Союза российских писателей. Издано семь книг его стихов, которые посвящены родному краю, его людям и природе. Самые известные сборники стихов- это «Мелодии жизни моей», «Тишины колокола», «Земля и небо». Дети моего дедушки – моя мама и ее братья, тоже получили педагогическое образование. Старший его сын, Бочкарев Николай Александрович, закончил и стори ческий фа культет Казанского государственного университета. Всегда хотел стать учителем, но мечта не сбылась. Наступили трудные 90- е годы. Жизнь заставила заняться совсем другим делом. Он организовал одну из первых в Казани охрано- детективных агенств и до сих пор работает в этой области. Сейчас он живет в Казани и приезжа я к нам в Алексеевское и мне с моим младшим братом в шутку говорит: «Эх, пропал великий педагог». Но педагогические способности у него несомненно е сть. Он может интересно ра ссказать о каком- либо событии, доступно объяснить материал, дать совет, подсказать. Средний сын, Бочкарев Евгений Александрович, закончил Тетюшский педагогический техникум и работает в своей же родной Ялкы нской средней школе учителем ОБЖ и истории. В 2014 году, занял первое место в му ниципальном и зо нальном этапах респуб ликанского конкурса «Лучший учитель года по ОБЖ». С ейчас он работает в школе учителем ОБЖ, истории и обществознании, и заканчивает заочное отделение педагогического университета. Иногда, по желанию, участвует в технологических конкурсах и занимает призовые места. В этой же школе, за в учем по воспитательной работе, работает его жена – Бочкарева Людмила Николаевна. Кто нас встречает у школьного порога первым? Правильно, наш первый учитель. Именно он оставляет неизгладимый след в маленьком человеке, но в огромном сердце малыша. С именем первого учителя дети часто связывают свои будущие профессии и бесстрашно выходят в большую жизнь, чтобы найти свою дорогу в ней. Ещё в детстве, моя мама, Наталья Александровна, мечтала учить, проводила уроки для своих кукол, а повзрослев, поступила в Чистопольское педагогическое училище, которое окончила с красным дипломом. После его окончания поступила в ТГГПИ на заочное отделение и получила диплом учителя начальных кла ссов. Потом решила вернуться в родную Ялкы нскую среднюю школу. Здесь она трудилась десять лет, пока не переехала в п. г. т. Алексеевское, где продолжила свою трудовую деятельность в детском саду «Петушок», в должности старшего воспитателя.         Вот такая у нас учительская династия, достигшая профессиональных высот, сумевшая найти своё место в жизни. Два поколения родных и близких мне людей считают свою работу самой лучшей и нужной. Может быть, я не буду педагогом, но пример их творческого и добросовестного отношения к своей работе поможет мне в выборе професс ии трудовой деятельности.

Оставить комментарий: