a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Правовое образование и воспитание в ДОУ

Опубликовано: 2015-11-27 13:14:44

ПРАВОВОЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ В ДОУ Дети – будущее каждого народа, каждого государства. От того, как общество и государство заботятся о своем подрастающем поколении, зависит наш завтрашний день. Изменения, происходящие в нашей стране, социально – экономические, политические преобразования, наряду с положительными изменениями, привели и к росту негативных явлений. Самыми беззащитными и неподготовленными к этим изменениям оказались дети. С раннего детства в малышах нужно воспитывать чувство уверенности в себе и социальной терпимости, самоуважение и уважение к другим. Все это является основой правового воспитания до ш кольников. Добиться положительных результатов можно только в том случае, если сами взрослые будут относиться друг к другу с уважением и самоуважением, будут уверенными в себе и социально терпимыми. «Не травите детство спором. Не судите разговором. Не давите злом и страхом, Не бросайте слов с размаху. Душу детскую щадите, Пуще глаза берегите, За шалость не корите. Ни родитель и ни взрослый, Развивая детский разум, Не влезайте в дебри сразу, Детства дни не торопите, Детству солнце подарите. » НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ ПО ПРАВОВОМУ ВОСПИТАНИЮ Работа руководителя ДОУ: Организация воспитательного процесса, распределение функциональных обязанностей членов коллектива. Сотрудничество с органами управления образованием. Финансовые вопросы. Работа с родителями. Координация работы с другими учреждениями. Выборы уполномоченного по защите прав и законных интересов ребёнка. Разработка Положения об уполномоченном по защите прав и законных интересов ребёнка. Работа старшего воспитателя: Ознакомление коллектива с существующими законодательными актами по защите прав и достоинства ребёнка. Определение места правового образования в общем образовательном процессе, его связи с другими направлениями. Мониторинг деятельности всего коллектива. Проведение методических семинаров. Участие в распределении опыта работы ДОУ по правовому воспитанию. Подготовка наглядного материала, литературы с привлечением педагогических работников ДОУ. Работа с родителями. Работа медицинской сестры: Оздоровительная работа с детьми. Оценка функционирования ДОУ – состояние здоровья детей( соблюдение режима дня, питание, рациональное комплектование групп, организация образовательного процесса, в соответствии с требованиями СанПиН) . Анализ состояния здоровья детей. Работа с родителями. Работа воспитателя: Анализ взаимоотношений детей со сверстниками, в семье, со взрослыми; выявление проблем. Правовое воспитание и образование дошкольников. Повышение уровня правовой культуры родителей. УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ПРОЦЕССОМ ПО ЗАЩИТЕ ПРАВ РЕБЁНКА В ДОУ Педсовет Родительский комитет Заведующий ДОУ Общественные организации Службы администрации Старший воспитатель Социально– пс ихологическая служба ПМПК Уполномоченный по правам ребёнка Общественный инспектор

ФОРМЫ И НАПРАВЛЕНИЯ ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ Защита прав и правовое воспитание ребёнка Семья_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Консультации Родительско е собрани е Мини- библиотека Выставки Анкетирование Памятки и другая наглядная агитация Семинары – практикумы Встречи в клубе «Посиделки» Дети_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Конкурсы Викторины Игры Беседы Театрализованные развлечения Педагоги_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Консультации Анкетирование Семинары – практикумы Деловые игры САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДЕТЕЙ Самостоятельная деятельность детей Работа с литературой Создание проблемных ситуаций. Задания для самостоятельных наблюдений. Разные виды игр Продуктивные виды деятельности Двигательная активность

Модель педагогического процесса правового образования дошкольников Цель Формирование основ правового сознания дошкольников Задачи Ознакомление детей в соответствующей возрасту форме с основными документами по защите прав человека Формирование чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, ответственности Воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека, формирование основ толерантности Осознание детьми понятия «здоровый образ жизни» и его влияния на состояние здоровья Система Организованное обучение взаимодействия Совместная деятельность взрослого и ребенка Самостоятельная деятельность детей Организованная форма обучения Знакомство Изобразительная, с правами человека трудовая деятельность Беседы на этические темы, Игры и упражнения мини- дискуссии Организованная на развитие эмоциональной Сюжетн о- форма обучения сферы, ролевые игры, коммуникативных инсценировки, умений и навыков дидактические игры Проблемно- Физкультурн о- поисковая оздоровительная деятельность деятельность( разрешение различных ситуаций) Самостоятельная деятельность детей Работа Разные с литературой виды игр Самостоятельная Создание деятельность детей Продуктивные проблемных виды ситуаций. д еятельности Задания для самост. Двигательная наблюдений активность Воспитатель детского сада – основной участник педагогического процесса, в том числе и правового воспитания. Ведущей в процессе является совместная деятельность взрослого и ребенка. Для формирования у детей элементарных представлений о правах и свободах, уважения и терпимости к другим людям важно не только давать знания, но и создавать условия для их практического применения. Следует выбирать ведущие для дошкольников виды деятельности: игровую и художественно- продуктивную. Рекомендуется проводить ролевые, театрализованные и дидактические игры; упражнения на развитие эмоциональной сферы, эмпатии, коммуникативных умений и навыков. Ребёнку необходимо поупражняться в воспроизведении усвоенных действий, увидеть со стороны, как выглядит тот или иной поступок, какие чувства и эмоции он вызывает. Для этого организуется проблемно- поисковая деятельность детей( работа в группе по разрешению ситуаций, разработка совместных с воспитателем проектов) ; создаются условия для продуктивной деятельности( изготовление эмблем, плакатов, их презентация) . В качестве наглядных примеров, иллюстриру ю щих то или иное право, понятие, можно использовать сказки, стихи, пословицы, поговорки. Однако знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить очень осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. и спользование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, осуждению положительных героев и оправданию злодеев. Не рекомендуется в работе с дошкольниками использовать учебно- методические пособия по гражданскому воспитанию, предназначенные для начальной школы без соответствующей адаптации. Формирование основ правового воспитания нельзя сводить к простому заучиванию документов и отдельных прав и свобод человека.

Примерный тематический план работы Месяц Тема Цель 1 половина дня 2 половина дня Сентябрь Октябрь Ноябрь «Калейдоскоп сказок» «Конвенция о правах ребенка» «Твои права» Дискуссия «Мое право» «Скоро в школу» Отношение к больному человеку. «Детству солнце подарите». «7+ Я= Семья». «Я уважаю твое право». Воспитание положительных качеств на примере поступков героев сказок Закрепить знания детей о «Всемирной декларации прав человека». Закрепить знания детей о правах ребенка с помощью сказочных персонажей. Познакомить родителей с «Конвенцией о правах ребенка». Познакомить детей с ролью семьи в обществе, с обязанностями членов семьи. 1 1 1 2 1 Декабрь Январь Февраль «Права ребенка». «Три символа на фоне истории». «Машина времени». «Это мое право». Символы нашей страны. Три цвета российского флага. Воспитание у детей любви к Родине. Дети разных национальностей. Закрепить знания детей о правах ребенка. Познакомить родителей с правами ребенка. Формировать у ребенка представление о гербе, флаге. Знакомство с гербом. Раскрыть суть 10- го принципа Декларации. Развивать у детей познавательные способности. Раскрыть сущность расположения полос на российском флаге. 1 1 2 1 1 Март Апрель Май «С чего начинается Родина? » «Вместе жить веселее». «Я имею права». «Мы тоже имеем права». «Знамя Победы». Космический полет. Олимпийские игры. Турнир знатоков по правам ребенка. «Моя семья». Формировать у ребенка чувство долга и личной ответственности за судьбу своей Родины. Закрепление знаний Всеобщей декларации прав человека. Формировать представление детей об Олимпийских играх В ыявить уровень знания правовой культуры родителей. 1 1 1 2 2 Июнь( начало) «В стране детства»( развлечение) . Создать у детей радостное настроение, чувство защищенности. 1

Примерный план развития взаимодействия педагога с детьми. Цель: развитие нравственно- эмоциональной среды и навыков общения с детьми. Содействие созданию обстановки психологического комфорта. Сроки Тематика Форма работы Сентябрь Октябрь Ноябрь «Унылая пора, очей очарованье» Экскурсия в парк «Хорошее настроение» Развлечение «В гостях у сказки» Театр для детей Декабрь Январь Февраль «Наши комплименты» Практическое занятие по культуре общения «День театра» Просмотр театрализованной игры «Будь вежливым» Развлечение Март Апрель Май «Мама дорогая» Посиделки родителей с детьми «В гостях у Самоделкина » Развлечение по ОБЖ «Во поле борезонька стояла» Акция родителей и детей по озеленению территории ДОУ Этапы работы ДОУ с семьями «группы риска» Этап Содержание работы Ответственные Обязанности Ознакомительный Выделение семей «группы риска» Старший воспитатель, психолог, воспитатели Анкетирование, собеседование Профилактический Создание у родителей представления о стиле обучения с ребенком определенного возраста Воспитатели, старший воспитатель, психолог, инспектор по охране семьи и детства Составление памятки для родителей. Выступление на родительском собрании. Организация встречи родителей с детьми, психологом. Подбор литературы. Работа с «группой риска» Коррекция родительских установок и выявление проблем семьи Воспитатели, психолог, старший воспитатель, инспектор по охране семьи и детства Организация групповых тематических дискуссий. Отслеживание поведения конкретного ребенка. Индивидуальная работа Индивидуальная работа с отдельными семьями Инспектор по охране семьи и детства, психолог, психолог Проведение семейной терапии. Интегрированный Совместные собрания, праздники для всех родителей Воспитатели Совместная деятельность детей и родителей Планирование Совместное с родителями на будущий год Воспитатели, психологи, старший воспитатель Групповые обсуждение планов с родителями.

Примерный план работы с семьями «группы риска» Сроки Содержание и формы работы Ответственные Диагностический блок Начало года для вновь прибывших Анкета для родителей «Знаете ли вы своего ребенка? » Анкетирование «Как вы воспитываете своего ребенка? » Опросник «Родительское отношение к детям» Психолог Психолог Инспектор по охране семьи и детства, старший воспитатель Коррекционно- образовательный блок Индивидуальное консультирование Сентябрь Ребенок в детском саду Психолог( моторика) Октябрь Права и обязанности по отношению к детям Старший воспитатель, инспектор по охране семьи и детства Ноябрь Не дайте ребенку стать трудным Психолог Декабрь Речевое нарушение Логопед Январь Домашний уголок ребенка Старший воспитатель Февраль Особенности развития вашего ребенка Психолог Март Общение с природой совместно с родителями Старший воспитатель Апрель Мелкая моторика Психолог, воспитатель, старшая медсестра Май Здоровье ребенка в ваших руках Старшая медсестра, старший воспитатель Групповое консультирование, практические мероприятия Сентябрь Октябрь Общее родительское собрание «Авторитет родителей» Старший воспитатель, воспитатели Ноябрь Декабрь Семинар – практикум для родителей «Мой ребёнок талантлив». «Расти здоровым, малыш! » «Профилактика простудных заболеваний». Старший воспитатель, воспитатели, старшая медсестра Январь Февраль Март Групповое собрание «Права ребенка» Старший воспитатель, воспитатели Апрель Май Заседание клуба «Семейный очаг»- роль дидактических игр Воспитатели, психолог

Примерный план мероприятий по формированию правового сознания у детей старшего дошкольного возраста № п/ п Тематика занятий Цели 1 «Как поступить правильно» Формировать представление о положительных и отрицательных поступках, поведении 2 «О правах – играя» дать детям представление об их играх, развивать правовое мировоззрение и нравственные представления 3 «Ты и твое имя» Способствовать социально- нравственному развитию 4 «Моя семья» Воспитывать уважение к членам семьи, рассказывать, что члены семьи могут иметь разные вкусы и увлечения 5 «Право на любовь» Познакомить детей с правом на любовь и заботу, воспитывать в детях доброту, внимание к людям 6 «Я имею право…» Расширять область правовых знаний детей 7 «Я не должен…» Учить разграничивать понятия «могу», «должен», «хочу»; совершенствовать знания детей о социальных нормах 8 «Ценности здорового образа жизни» Познакомить со здоровым образом жизни, способствовать осознанному приобщению к нему 9 «Конфликты и ссоры» Рассказать о понятиях «конфликт», «ссора», о причинах их возникновения и негативных последствиях. Учить детей избегать ссор, находить пути примирения и согласия 10 «Дружная семья» Воспитывать чувство семейной сплоченности, уважение к жизненному опыту родителей 11 «Ваши права, дети» Уточнить знания детей о гражданских правах и обязанностях. Развивать правовое мировоззрение и нравственные представления. Воспитывать чувство уважения к другим людям.

Оставить комментарий: