"Матрешка – деревянная игрушка"
Программное содержание:
1. Образовательные задачи:
1.1. Продолжать знакомить детей с матрешкой; дать представление о том, как народные мастера делают игрушки.
1.2. Познакомить детей с материалом, из которого изготавливают матрешки.
2. Развивающие задачи:
2.1. Развивать творческое восприятие, воображение, память, речь, внимание, наблюдательность.
2.2. Развивать умение доводить начатое дело до конца, развивать мелкую моторику.
3. Воспитательные задачи:
3.1. Воспитывать самостоятельность, аккуратность, любовь к народным промыслам.
3.2. Воспитывать вежливое и уважительное отношение к сверстникам в общении.
Материал: Предметные картинки с изображением матрешек, игрушка «матрешка» (5местная, заготовки силуэтов матрешек, готовые детали цветов, листьев, ягод для украшения матрешек.
Словарь: дерево, матрешка, сарафан, платочек, мастера, умельцы, народные, деревянная, яркий, нарядный, красивый, пестрый, разноцветный, румяные, завели, сложить, разобрать, собрать, внутри.
Предварительная работа: дидактические игры с матрешкой; рассматривание матрешки, узоров на ней; рисование матрешек по трафарету.
Ход: Вот пять кукол деревянных,
Круглолицых и румяных.
В разноцветных сарафанах,
На столе у нас живут –
Всех матрешками зовут!
-Ребята, а вы знаете, как появилась первая матрешка? Послушайте. 1-я матрешка появилась в России очень давно, более 100 лет назад. Придумал ее художник Сергей Васильевич Малютин. Он увидел в Японии пустотелую деревянную куклу, в которую вкладывалось несколько таких же кукол, но поменьше.
С. В. Малютин переодел ее в русский сарафан с передничком, яркий платочек, нарисовал красивые глазки и положил на щечки яркий румянец. Назвал он ее старинным русским именем – Матрешей. Игрушка сразу понравилась взрослым и детям. Но самым занятным было то, что в большой кукле пряталось целое дружное семейство матрешек поменьше.
-Ребята, а вы хотите поиграть? Тогда не зевайте, и в кружок скорей вставайте.
Хороводная игра: «Матрешечка – Матрешка»
(по мотиву хороводной игры «Колпачок») .
-А теперь, давайте внимательно рассмотрим матрешку. Какая она (Красивая, нарядная, яркая, расписная) Из чего сделана? Потрогайте (Из дерева). Посмотрите, что есть у матрешки. (Сарафан, фартук, платок) Какой платок? (Яркий, красивый). Какой сарафан (Нарядный). Что на нем изображено? (Ягоды, цветы, листья). Какие цвета использовали мастера? (Яркие, насыщенные, разноцветные) .
-Ребята, а какой секрет скрывает в себе матрешка? (Внутри есть еще матрешки).
Эти яркие сестрички,
Дружно спрятали косички
И живут семьей одной.
Только старшую открой
В ней сидит сестра другая,
В той сестре сестра меньшая,
Доберешься ты до крошки -
Эти девицы (матрешки) .
-Скажите, а как нужно играть с матрешкой (собирать ее, разбирать, прятать) .
Давайте поиграем.
Дидактическая игра «Посчитай и собери».
-Ребята, а вы хотите стать мастерами-умельцами и украсить матрешек сами? Вот у меня целая семья матрешек. Они все сестрички и поэтому очень похожи друг на друга. Матрешки очень яркие, красивые, но им что-то не хватает. Ах, да, у них же совершенно чистые, белые фартуки. Очень скучный наряд для русской матрешки. Давайте мы их сейчас украсим. А чтобы лучше отличить сестричек друг от друга, мы украсим их на свой вкус.
Самостоятельная работа (аппликация) .
Мы приклеим на платочках
Очень яркие цветочки
Завитки, листочки,
Маленькие точки
Постараемся немножко
Станет радостной матрешка.
-Какие матрешки все получились нарядные! .
Как красиво украшены их сарафаны. Давайте поставим всех матрешек в хоровод. Вот так! А сами тоже поиграем.
Подвижная игра: «Матрешкина карусель».
(по мотиву хороводной игры "Карусель")