a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

педагогический опыт воспитателя Белоусовой Ю.Н.

Опубликовано: 2015-12-01 14:15:44

Актуальность опыта.

    Актуальность опыта заключается в том, что современное общество имеет потребность в творческой личности.В связи с этим, нетрадиционные техники рисования дают толчок к развитию детского интеллекта, активизируют творческую активность детей, учат мыслить нестандартно.     Новизна педагогического исследования заключается в том, что проблема развития художественно-творческих способностей детей решается в процессе дополнения традиционных приемов обучения рисованию нетрадиционными техниками. Нетрадиционные техники рисования – это настоящее пламя творчества, это толчок к развитию воображения, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным. Рисование с использованием нетрадиционных техник изображения не утомляет дошкольников, у них сохраняется высокая активность, работоспособность на протяжении всего времени, отведенного на выполнение задания. Можно сказать, что нетрадиционные техники позволяют, отойдя от предметного изображения, выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Владея разными техниками и способами изображения предметов или окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.Исходя из этого, опыт работы построен на развитии творчества дошкольников, с опорой на культурную традицию и инновационную направленность.

 

Условия формирования опыта.

       Работая с детьми дошкольного возраста, я заметила: дети любят рисовать, старательно овладевают навыками работы с разными инструментами и изобразительными материалами, осваивают отдельные приемы и способы рисования, но при создании собственных работ многие композиции выделяются скудностью содержания, штампами, отсутствует творческий подход. Проанализировав рисунки дошкольников,   я  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ребенку нужен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. Приобщая детей к искусству, я выбрала направлением в своей работе – использование в рисовании нетрадиционных техник. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстро достичь желаемого результата.

 

Теоретическая база опыта.

      Изобразительная деятельность – специфическое образное познание действительности. Из всех ее видов детское рисование изучено наиболее полно и разносторонне. Рисование тесно связано с развитием наглядно-действенного и наглядно- образного мышления, также с выработкой навыков анализа, синтеза, сопоставления, сравнения, обобщения. В процессе рисования дети учатся рассуждать, делать выводы. Происходит обогащение их словарного запаса.Тщательно изучила труды «Художественное творчество и ребенок» п/р Н.А. Ветлугиной, «Воображение и творчество в детском возрасте» Л.С. Выготский, «Изобразительная деятельность в детском саду» Т.С. Комарова, «Развивайте у дошкольников творчество» Т.Г. Козакова, «Изобразительная деятельность и художественное развитие дошкольников» Т.Г. Козакова, «Воспитание и развитие дошкольника» Л.В. Васильченко, «Развитие дошкольника в изобразительной деятельности» Г.Г. Григорьева, «Преемственность в формировании художественного творчества детей» Т.С. Комарова, О.Ю. Зырянова, «Изобразительная деятельность в детском саду» Н.П. Сакулина, Т.С. Комарова.

Авторы этих трудов придавали большое значение развитию художественно-творческих способностей детей, рассматривали специфику организации занятий по изобразительной деятельности.

В своей работе я опиралась на методические разработки М.Г. Дрезниной "Каждый ребенок – художник. Обучение дошкольников рисованию (художественному  творчеству)";  Р.Г. Казаковой "Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий".

В практической деятельности я также руководствовалась разработками И.В. Тюфановой "Мастерская юных художников. Развитие изобразительных способностей старших дошкольников (конспекты занятий); пособием О.М. Сахаровой "Сказки и краски (сказочные истории для развития речи и творческих способностей).

Технология опыта:

Педагогический опыт приходит постепенно. И в ходе работы я поняла, что использование традиционных методов недостаточно для того чтобы дети могли более широко раскрыть свои творческие способности. Им очень сложно не имея достаточных навыков изображать предметы, образы, сюжеты, используя традиционные кисть, карандаши, фломастеры. Использование же нетрадиционных материалов и техник помогает детям с разными изобразительными способностями лучше воплотить задуманное, повысить самооценку, развивает творчество.

Разнообразие в организации занятий, использования наглядного материала, художественного слова, музыки-все это помогает попасть детям и необычный мир творчества, приобщения к народной культуре. Это делает занятия живыми и интересными, помогает не только поднять уровень эстетического восприятия мира, но и дает толчок к развитию творческих способностей у дошкольников.  Использую следующие нетрадиционные методы и приемы:

  • рисование поролоном, солью, по сырому, не стекле, на наждачной бумаге, пластилином, мыльными пузырями, на ткани, на пене для бритья, нитками;
  • аппликация из фетра, из салфеток, из песка, из текстурной бумаги, из кружева, природного материала, бросового материала, из ниток;
  • набрызг,  печать изображения, валяние шерсти, квиллинг, тестопластика, декупаж, конструирование из нетрадиционных материалов.
  • метод мозаики (предметная, сюжетная).
  • метод пастель.
  • метод граттаж.

Для создания работы я использую с детьми несколько нерадиационных технологий сразу, т. к. любые нетрадиционные материалы и техники дают ребенку возможность выбирать, думать, искать, пробовать.

Знания, которые дети приобретают на занятиях, складываются в систему. Они учатся замечать изменения в творческой деятельности возникающие от применения в процессе работы нестандартных материалов.

Истоки развития детей, в том числе и творческого, несомненно, идут из семьи, поэтому взаимодействие с родителями считаю неотъемлемой частью работы по развитию творческих способностей дошкольников.

Взаимодействие с родителями я осуществляю на собраниях, в индивидуальных беседах и консультациях.

Результативность опыта.

     Вся работа над проектом дала положительные результаты.

Работа, проведенная по изобразительной деятельности, с использованием нетрадиционных техник рисования и материалов показала, что каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью открывающего для себя незнакомый и удивительный мир искусства и творчества. Именно нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, развивают инициативу, самостоятельность, создают эмоционально положительное отношение к деятельности…

Анализируя свою проделанную работу могу сделать вывод: тема разработанного проекта выбрана с учётом возрастных особенностей детей  дошкольного возраста и объёма информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (творческую, интеллектуальную, познавательную,) ; отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разной техникой нетрадиционного рисования.

Следует помнить, что творческие способности, следует целенаправленно, последовательно развивать, иначе они просто угаснут.

 

В одном мгновении видеть вечность,

Огромный мир - в зерне песка,  В единой горсти - бесконечность  И небо - в чашечке цветка.  Уильям Блейк

Трудоемкость опыта.

   Трудности при применении данного опыта нетрадиционных техник рисования могут заключаться в:

- планировании и построении системы занятий с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей;

- подборе оборудования и материалов;

- применении методов и приемов работы с детьми, исходя из их индивидуальных особенностей;

- разработке критериев отслеживания уровня освоения знаний, умений и навыков детей.

Адресность опыта.

      Данную работу может провести любой заинтересованный воспитатель дошкольного учреждения, педагог дополнительного образования, учитель. Многие рекомендации могут использовать также родители и другие участники образовательного процесса. Организация данной работы не трудоемка при наличии художественных материалов, образцов рисунков в нетрадиционной технике рисования, методической базы и соответствующей подготовки самого педагога. Для выполнения заданий нужны определенные средства – оборудование, канцтовары, фонотека, видеотека, мольберты. 

 

конспект занятия:

https://yadi.sk/i/BIgJZyYkmJqMK

 

Оставить комментарий: