a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Сенсорное развитие младшего дошкольника

Опубликовано: 2015-12-04 14:06:27

 

Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положение в пространстве, а также вкусе и т.д. Возраст от 2 до 3 лет – важный этап в развитии психики ребенка. В этот период закладывается фундамент для формирования новых психических образований, развиваются психические процессы, позволяющие малышу перейти на следующую возрастную ступень.

Ведущим познавательным процессом младшего дошкольного возраста является восприятие. Значение его не возможно переоценить.

Если ребенок не получит способствующих развитию восприятия компонентов, он неизбежно будет отставать от своих сверстников по многим параметрам.

Активизация восприятия возможна при включении малыша в доступные ему виды деятельности. Но если этот процесс не организован целесообразно, а протекает стихийно, не складываясь в систему, он может привести к нежелательным последствиям. У ребенка могут обнаружится  серьезные проблемы в предоставлениях о ряде свойств предметов и явлений окружающего мира.

Программа сенсомоторного развития разработана с учетом закономерностей формирования восприятия и психологических механизмов перехода внешних (практических) действий во внутренний план, а также особенностей освоения сенсорных эталонов детьми этого возраста.

Накопление сенсорных представлений предусматривает знакомство с цветом, формой, величиной. Параллельно ведется работа, направленная на развитие моторики и координации движений. Занятия проводятся по подгруппам. Длительность – 8-10 минут.

Дидактический стол является частью центра развивающих игр. Работа с дидактическим столом организуется в группе по двум направлениям:

  1. Проведение игр – занятий с небольшой подгруппой детей и индивидуально. Цель данных занятий – развитие сенсорных способностей, то есть представлений о величине, цвете, фактуре предметов.
  2. Побуждение малышей к самостоятельным действиям с дидактическим материалом.

Взрослый наблюдает за работой ребенка, при необходимости оказывает помощь, хвалит.

Комплектация дидактического стола стандартная: пирамидки, вкладыши разного типа, разноцветные счеты, горки для катания предметов, набор объемных геометрических форм. В процессе работы воспитатель добавляет необходимый дидактических материал.

Использование различного дидактического материала (конструктор "ЛЕГО", блоки "Дьенеша", мозаики, счетные палочки, оборудование немецкой фирмы "Спектра" и др.) позволяет вносить разнообразие в занятия и открывает простор для творчеств педагога.

Для успешного развития детей раннего возраста важно, чтобы они с детства приобрели жизненно необходимые сведения об окружающих их предметах и явлениях овладели определенными навыками действий с этими предметами.

Малыши очень наблюдательны. В игре они стараются подражать взрослым.

Большое внимание придается работе с дидактическим материалом. Например: накладывать предметы на картинки, карточки образца и пр.

В младшей группе необходимо неоднократный показ новых для детей действий.

Важно, постоянно учить детей пояснять свои действия, рассказывать о том, что и как они делали, что получилось в результате?

Особой заботы требует развитие умения внимательно следить  за действиями и ответами товарищей.

Воспитатель постоянно поддерживает у детей интерес не только на занятиях, но и в повседневной жизни. В вечернее время проводим дидактические игры и индивидуальную работу по сенсорике.

Например: в работе с детьми используем настольно-печатные игры "Лото", "Домино", "Собери картинку".

Дидактические игры: "Наложи фигуру", "Разложи по цвету, форме, величине", "Подбери к чашке блюдце по форме и цвету".

Советы и рекомендации

  1. Объяснить родителям необходимость уделять большое внимание развитию мелкой моторики рук. Для этого нужно поощрять детей выполнять различные действия пальцами: застегивать и расстёгивать пуговицы, нанизывать бусы на верёвочку, перебирать различные мелкие предметы, раскладывать их в определенном порядке и т.д.
  2. Постарайтесь создать в семье спокойную, дружескую атмосферу. Установите четкие требования к ребенку, будьте последовательны в их предъявлении. Будьте терпеливы.
  3. Формируйте у детей навыки самообслуживания и личной гигиены. Каждый день читайте малышу, заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления.
  4. Занимайтесь с малышом совместно творческой деятельностью: играйте, лепите, рисуйте…
  5. Поговорить с родителями о том, что с детьми мы познакомились с шаром. Посоветовать родителям при обращении с детьми дома, в повседневной жизни, обращать внимание на круг.

Беседы и консультации

  1. Побеседовать с родителями о том, что в детском саду уделяется большое внимание умению сравнивать предметы по величине. Посоветовать выполнять дома с детьми подобные занятия. Например: можно расставить кастрюли на столе, положить рядом крышки и попросить ребенка подобрать подходящую крышку каждой кастрюле.
  2. Познакомить родителей с результатами проверки знаний, умений, навыков детей. Обратить их внимание на то, что знания, полученные на занятиях, необходимо закреплять в повседневной жизни.
  3. Не настаивайте ребенка на правильном удерживании карандаша. Дайте возможность ребенку самому сделать "открытие" увидев в штрихах и линиях то зайчика, то яблочко, то машинку.

Воспитатель постоянно поддерживает интерес к занятиям по сенсорике.

Хорошее побудительное воздействие оказывает на детей поощрение, поддержка словом, показ достижений, положительная оценка, что позволяет малышам почувствовать удовлетворение от своих достижений. У детей развивается вкус к приобретению знаний. 

 

Оставить комментарий: