a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для педагогов по теме: «Речевые игры с дошкольниками».

Автор: Завалина Ольга Анатольевна Опубликовано: 2017-01-06 21:33:19

Документы для скачивания

Консультация для педагогов по теме: « Речевые игры с дошкольниками ». В любые времена, человек рождаясь и взрослея уже не мог представить себя без общества его окружающего. И во многом на становление личности всё же влияет социум, в котором он вращается. Если раньше большую часть составляло речевое общение, то в наше время, следуя по пятам развития всевозможных современных технологий, снижается уровень речевого развития, как в его объёме, так и в качестве. Наши дети с младшего возраста испытывают недостаток в общении. Родным некогда поиграть, позаниматься, а иной раз и просто поговорить со своим ребёнком. Конечно же проще включить компьютер, телевизор, поставить мультфильмы и пр. В некоторых семьях ситуация доходит до абсурда: члены семьи находясь в разных комнатах общаются друг с другом с помощью современных гаджетов, вместо того, чтобы подойти и просто пообщаться. А потом мы удивляемся, почему так беден словарь у наших детей, а откуда ему взяться? Результаты печальны… Дети зачастую не могут элементарно описать какой- либо даже знакомый предмет, не хватает словарного запаса, присутствуют многочисленные аграмматизмы. Дети не могут в полной мере выразить свои чувства, им трудно найти общий язык со сверстниками и взрослыми, тяжело объясниться. И выходом из конфликтных ситуаций всё чаще становится проявление агрессии. А всё почему? Как одна из причин, так называемая подводная часть айсберга – это бедный, ограниченный словарь.   Вспомним Эллочку- Людоедочку из замечательного произведения И. Ильфа и В. Петрова. В её активном словаре было всего несколько слов, и как она расстраивалась, когда её не понимали с первого раза. Хотя ей и этого небольшого запаса вполне хватало. Но давайте не будем забывать, что речь – это одна из самых важных психических функций человека, это возможность развития собственной личности, своего внутреннего «Я», а также возможность взаимодействия при помощи диалога с другими личностями, осознание себя в обществе. Одни из самых главных задач речевого развития – стараться научить детей связно, грамотно и последовательно излагать свои мысли. Учить умению рассказывать о происходящем вокруг используя многообразие речевых средств. Это всё имеет очень важное значение для формирования личностных качеств, а в дальнейшем и для успешного обучения в школе, позитивного общения со сверстниками и взрослыми. Одни из главных задач педагогов дошкольных учреждений – помочь ребёнку адаптироваться в коллективе; грамотно подавать и закреплять новые знания и умения; расширять активный словарь; развивать связную речь. Все эти задачи можно решить посредством игры, как ведущей деятельности ребёнка в дошкольном учреждении. В данной статье я хочу уделить внимание речевым играм, используемым в ходе развития, воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Пример таких игр: «Ладушки», «Коза рогатая», «Испорченный телефон», «Краски» и пр. Преимущество речевых игр в том, что они не требуют особой подготовки, наглядного материала, оформления; могут проводиться в любые режимные моменты. И помимо развития связной речи учат детей взаимодействовать в коллективе, общаться друг с другом в различных игровых ситуациях. Теперь давайте коснёмся методики проведения речевых игр. Можно выделить общие советы: 1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом. 2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр. 3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям. 4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды. 5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту. 6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры. 7. При использовании од ной и той же игры неоднократно,  возможно  вводить варианты с усложнением задач. 8. Речевые игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр. Теперь остановимся непосредственно на особенностях проведения речевых игр для каждой возрастной группы. - Для младших групп важен непосредственный контакт воспитателя и детей, а также опора на зрительные изображения. Воспитатель является руководителем игры.  Основные игры для этого возр аста – это рифмованные потешки, н апример,  «Ладушки», «Коза рогатая», «Гуси». Учим детей слушать, повторять, участвовать в совместной деятельности.  Перед началом игры воспитатель должен познакомить детей с наглядным изображением героев игры. Например, если это «Коза рогатая», то сначала знакомим детей с изображением козы. В ходе проведения игры желательно, чтобы воспитатель находился на одном уровне с детьми, так называемый эффект «Глаза в глаза». Текст воспитатель должен произносить наизусть. Воспитателю нужно активно использовать мимику, жесты, но только не стоит пугать детей, изображая волка или медведя. Всё должно быть хорошо продумано. - Средний дошкольный возраст ещё называют возрастом «почемучек». Дети более активно интересуются окружающим миром, более открыты к усвоению новых знаний. В этом возрасте добавляются речевые игры, в которых используются сравнения предметов( «Что бывает широкое, высокое, низкое и пр. ») , описательные признаки( «Что подарили Наташе», «Чудесный мешочек») , формирование элементарных обобщений( «Что сажают в огороде») и пр. Учим детей сравнивать предметы, описывать их опираясь на накопленный личный опыт, расширяем активный словарь, развиваем лидерские качества, ответственность. В средней группе воспитатель ещё руководит ходом игры, но уже возможно вовлечение на роль ведущих в известных играх и самих детей.  - У детей старшего дошкольного возраста активно развивается логическое мышление. Детям присуща любознательность, пытливость, наблюдательность, возрастает интерес к познанию нового, интересного. Дошкольникам уже доступны более сложные речевые задачи – самому отгадать загадку, обобщить группы предметов, возможность самостоятельно придумать рассказ или его часть и пр. Учим детей правильно использовать словесные конструкции, пользоваться накопленным опытом. Обогащаем активный словарь. Развиваем связную речь. Учим взаимодействовать внутри коллектива, правильно распределять роли в ходе игры. В данном возрасте меняется и роль воспитателя. При проведении речевых игр он отходит от роли руководителя, оставляя детям возможность самостоятельно участвовать в проведении игры. Чаще наблюдает, направляет, большее внимание уделяет индивидуальной работе с детьми более замкнутыми, стеснительными. Речевые игры для старших дошкольников можно условно разделить на 5 групп: 1. Игры, воспитывающие умение выделять главные, существенные признаки предметов, явлений( «Магазин», «Угадай- ка», «Что это за игрушка? ») 2. Игры, развивающие у детей умение сравнивать, анализировать, выделять алогизмы. ( «Похож – не похож», Путаница», « Придумай небылицу», « Логический поезд») . 3. Игры, с помощью которых развивается умение обобщать и классифицировать предметы по различным признакам( «Кому что нужно», «Вершки- корешки», «4- й лишний», «Кто больше назовёт») 4. Игры, развивающие внимание, сообразительность, быстроту мышления, воспитывающие самообладание( «Испорченный телефон», Краски», «Г де мы были, мы не скажем…», «Скажи наоборот», « Было – будет») . 5. Игры, направленные на развитие лексико- грамматических категорий, развитие связной речи( «Фразовый конструктор »,  « Мой город», «Моя семья») . Общие советы по методике проведения словесных игр. 1. Прежде всего воспитатель должен быть хорошо подготовлен, ознакомлен с целью игры, её ходом, сопровождающим речевым материалом. 2. Перед началом необходимо настроить детей на игровой лад. Возможно использование сюрпризных моментов, считалок, вводных хороводов и пр. 3. Особое внимание нужно уделить объяснению правил данной игры детям. 4. Обязательно поощрять детей по ходу игры. А если в игре есть соревновательный момент, то можно заранее подготовить приятные детям награды. 5. Желательно, чтобы игры были интересны и занимательны, отличались от занятий и дидактических упражнений, соответствовали возрасту. 6. Необходимо отслеживать, чтобы все дети были вовлечены в процесс игры. 7. При использовании одной и той же игры неоднократно, возможно вводить варианты с усложнением задач. 8. Словесные игры могут проводиться в различные моменты педагогического процесса. Их можно использовать как часть занятия, в развлечениях, в свободной деятельности, на прогулке и пр.

Оставить комментарий: