a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Домашняя игротека

Автор: Грибач Елена Ивановна Опубликовано: 2017-02-23 08:47:34

Документы для скачивания

 

ДОМАШНЯЯ ИГРОТЕКА

«Игры способствующие развитию основных умений общаться

 

Я И  МОЕ  ТЕЛО

  1. «ПУТАНИЦА»

Игра для нескольких детей. Они встают в круг, закрывают глаза и, вытянув вперед руки, сходятся в центре. Правой рукой каждый берет за руку любого другого ребенка, левая оставлена для того, чтобы за нее кто-то взялся. Взрослый помогает детям в том, чтобы за одну руку взялся только один ребенок. Образуется путаница. После этого все открывают глаза. Задача детей — распутаться, не отпуская рук.

В этой игре хорошо использовать веселую, бодрящую музыку. Несколько другой вариант этой игры мы представим в главе «Ребенок с нарушением самооценки».

  1. «КОТЕНОК ПОТЕРЯЛСЯ»

Взрослый рассказывает ребенку историю про котенка, а затем малыш изображает действия и движения героев сказки, Необходимо фиксировать внимание ребенка на состояние его мышц: вначале, когда котенок замерз и сжался в клубок, они сильно напряжены, потом наступает расслабление. Упражнение направлено на осознание чувства напряжения и расслабления. «Маленький пушистый котенок заблудился и остался один на улице. Он не знает, куда ему идти и где его мама. На улице идет дождь, дует холодный ветер. Котенок сжался в комочек, и весь дрожит от холода. Он лежит и думает, как хорошо сейчас дома, в тепле, рядом с мамой. Мама- кошка долго искала своего малыша. Она шла по улице сквозь ветер и дождь и нашла его лежащим, свернувшись в клубок, у подъезда. Мама и котенок очень обрадовались, увидев друг друга. Они пошли домой, согрелись и спокойно уснули, лежа у печки».

  1. «МЕДВЕДИ ИДУТ НА ОХОТУ»

Игра предназначена для группы детей. В начале игры дети для более полного вживания в сюжет строят «медвежью берлогу». Используются все подручные материалы: стулья, подушки, диван, шкаф. Затем группа делится на две части. Одни дети становятся медведями, другие изображают маленьких лесных зверей. Взрослый становится ведущим.

Сначала медведи сидят в берлоге. Ведущий говорит: «Медведи идут на охоту!» Медведи, взявшись за руки, пытаются окружить («поймать») какую- нибудь зверюшку. Пойманный выбывает из игры. Игра продолжается до тех пор, пока не останется один непойманный зверь.

Эта игра также способствует снятию мышечного напряжения, стимулирует активность ребенка и способствует развитию навыка совместных действий. Для ее проведения можно использовать сделанные детьми маски, изображающие медведей и других зверей.

  1. «НАСОС И МЯЧ». Автор Чистякова М. И.

Игра может проводиться в группе и индивидуально. Один из участников (может быть, взрослый) становится насосом, другие — мячами. Сначала «мячи» стоят, обмякнув всем телом, на полусогнутых ногах. Корпус наклонен вперед, голова опущена. Когда «насос» начинает надувать мячи, сопровождая свои действия звуком, дети начинают распрямляться, надувают щеки и поднимают руки. Мячи надуты. Ведущий вытягивает шланг насоса из мячей. Дети издают с силой звук «ш-ш-ш-ш», возвращаясь в исходное положение. Насосом может быть и ребенок. Если детей несколько, то их можно разбить на пары, в которых один будет насосом, другой — мячом, затем они меняются ролями.

Игра направлена на осознание чувств напряжения и расслабления.

  1. «ПОХОДКИ». Автор Леви В.

а)       Ребенку предлагается изобразить походки различных людей и животных; например, походить, как глубокий старик, как маленький ребенок, как клоун в цирке, как лев, как котенок, как медведь и т. п. Варианты походок ребенок может придумывать сам.

б)    Возможен другой вариант этой игры, когда дети по походке стараются угадать, кого хотели изобразить.

Упражнение предназначено для снятия напряжения, эмоционального раскрепощения детей.

  1. «ТАНЦУЕМ ВМЕСТЕ»

В игре участвуют два ребенка или ребенок и взрослый. Одному из участников завязывают глаза. Игроки берутся за руки. Один из них (тот, у кого глаза открыты) начинает совершать танцевальные движения под музыку и увлекает за собой второго. Ребенок с завязанными глазами пытается, по возможности, повторить его движения.

Игра направлена на расслабление и мышечное раскрепощение детей, осознание своего тела и формирование свободы движений.

  1. «ДОМАШНИЙ ТЕАТР»

Дети разыгрывают по ролям небольшие сценки. Могут использоваться самые разнообразные сюжеты из детских сказок, стихов, песенок. Дети прослушивают

 

Я  И МОИ ЭМОЦИИ

  1. «РИСУЕМ ЭМОЦИИ ПАЛЬЦАМИ». Автор Чижова С. Ю.

Ребенку предлагается нарисовать свои эмоции пальцами. Для этого необходимо использовать баночки с гуашевой краской. Можно нарисовать свое настроение с помощью пальцев. Игра направлена на выражение осознания своего эмоционального состояния. В данном случае неважно, сюжетным ли будет рисунок. Может быть, ребенок просто нарисует какие-то пятна, дайте ему возможность попробовать выразить себя, свои эмоции на листе бумаги.

  1. «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОК»

Перед этой игрой необходимо обсудить с ребенком, какое у него сейчас настроение, что он чувствует, может быть, он обижен на кого-то и т. п. Затем ребенку предлагается сложить в волшебный мешок все отрицательные эмоции: злость, обиду, грусть и т. п. Этот мешок со всем плохим, что в нем есть, выбрасывается. Можно предложить выбросить его самому ребенку. Хорошо, если взрослый тоже сложит в этот мешок свои отрицательные эмоции.

Можно использовать еще один «волшебный» мешок, из которого ребенок может взять себе те положительные эмоции, которые он хочет.

Игра направлена на осознание своего эмоционального состояния и освобождение от негативных эмоций.

  1. «РАЗНОЦВЕТНАЯ ВОДА»

Для этой игры вам потребуются краски и несколько небольших баночек с водой. Предложите ребенку раскрасить воду в разные цвета. Спросите его, как сделать «сердитую воду», «добрую», «веселую». Можно раскрашивать воду в самые разные настроения. Покажите малышу, как можно с помощью одной и той же краски получить разные оттенки и как при этом изменится «настроение» воды.                    Например, черная вода была «сердитой», а серая стала уже

«задумчивой».

Игра помогает ребенку осознать широкий спектр различных эмоций, а также способствует развитию восприятия цветовых оттенков.

  1. «ЛЬДИНКИ»

Эта игра является прямым продолжением предыдущей. Она очень быстротечна, но изумительно красива. Заморозьте в холодильнике раскрашенную ребенком воду, а затем разбейте разноцветные льдинки на мелкие кусочки. Попробуйте выложить узор из ледяной мозаики. Вспомните, какое настроение было у раскрашенной воды. А какое стало у получивше­гося узора?

  1. «НАСТРОЕНИЕ»

В игре участвуют двое или более детей. Они садятся в круг и перекидывают друг другу мяч. Ведущий (взрослый) бросает его одному из детей, называя при этом какое-либо настроение или эмоцию. Ребенок возвращает мяч обратно, называя противоположное настроение.

Например: веселый — грустный; добрый — злой; теплый — холодный;        ясный — темный (мрачный);

медленный — быстрый;                                             молчаливый — общительный;

тихий — шумный;                                              красивый — безобразный (страшный);

сильный — слабый.

Если ребенок затрудняется назвать настроение, он передает мяч сидящему рядом. Взрослый бросает мяч по очереди каждому ребенку.

Игра помогает малышу увидеть разнообразие возможных настроений и понять, как они связаны между собой.

  1. «МУЗЫКА И ЭМОЦИИ»

Прослушав музыкальный отрывок, дети описывают настроение музыки по шкалам: веселая — грустная, довольная — сердитая, смелая — трусливая, праздничная — будничная, задушевная — отчужденная, бодрая — усталая, спокойная — взволнованная, медленная — быстрая, теплая — холодная, ясная — мрачная.

Это упражнение способствует не только развитию понимания передачи эмоционального состояния, но и развитию образного мышления.

Конфликтное поведение ребенка

Несколько советов, касающихся стиля поведения родителей с конфликтными детьми.

  • Сдерживайте стремление ребенка провоцировать ссоры с другими, Надо обращать внимание на недружелюбные взгляды друг на друга или бормотания чего-либо с обидой себе под нос. Конечно, у всех родителей бывают моменты, когда некогда или нет сил контролировать детей. И тогда чаще всего разражаются «бури».
  • Не стремитесь прекратить ссору, обвинив другого ребенка в ее возникновении и защищая своего. Старайтесь объективно разобраться в причинах ее возникновения.
  • После конфликта обговорите с ребенком причины его возникновения, определите неправильные действия вашего ребенка, которые привели к конфликту. Попытайтесь найти иные возможные способы выхода из конфликтной ситуации.

содержание сюжета, распределяют между собой роли и разыгрывают сценку. Желательно, чтобы при проведении спектакля в комнате звучала негромкая музыка. Важно, чтобы настроение музыки совпадало с настроением сценки. Музыкальное сопровождение способствует созданию и поддержанию эмоционального фона. Для каждого спектакля можно подготовить специальные костюмы, маски, грим. Обычно дети легко и охотно исполняют предложенные роли, Очень скоро в репертуаре вашего «домашнего театра» будет несколько мини-спектаклей. Можно представлять их на детских праздниках или в случаях, когда в дом приходят гости. Это поможет ребенку раскрепоститься, снимет физическое напряжение, которое возникает при общении с незнакомыми людьми. Аплодисменты зрителей способствуют повышению самооценки ребенка и преодо­лению его застенчивости.

 

Я И МОЙ ЯЗЫК

  1. БЕСЕДА «КАК МОЖНО ОБЩАТЬСЯ БЕЗ СЛОВ»

Обсудите с ребенком, с помощью каких средств он может общаться с другими людьми. Наверное, он сразу же назовет речь. Спросите его, как можно без слов объясниться с человеком, как с помощью жеста, мимики передать свое эмоциональное состояние. Можно ли узнать, о чем думал, что чувствовал писатель, художник или композитор, читая, рассматривая или слушая их произведения. Попробуйте угадать настроение автора, читая какую-нибудь книгу или слушая музыку.

  1. «ЧЕРЕЗ СТЕКЛО»

Детям предлагается сказать что-либо друг другу жестами, представив, что они отделены друг от друга стеклом, через которое не проникают звуки. Тему для разговора ребенку можно предложить, например: «Ты забыл надеть шапку, а на улице очень холодно» или «Принеси мне стакан воды, я хочу пить» и т. п., или ребенок сам придумает свое сообщение. После игры надо выяснить, насколько точно и правильно дети поняли друг друга и обсудить, что чувствовали они при передаче сообщений, легко ли им было.

Игра направлена на развитие умения передавать мысли и чувства с помощью мимики и выразительных движений.

  1. «ИЗОБРАЗИ СКАЗКУ»

Играют две команды (или 2 ребенка). Одна команда задумывает какую-либо известную сказку или мультфильм и пытается изобразить ее без слов. А другая группа должна догадаться, какая это сказка и кто кого изображает.

возникающие конфликты и избежать их. После игры возможно проигрывание конфликтных ситуаций с нахождением путей выхода из них.

В ходе совместных настольных игр дети овладевают навыками бесконфликтного общения.

  1. РИСУНОК «МОИ ДРУЗЬЯ»

Ребенку предлагается нарисовать его друзей. Можно нарисовать их как людей, а можно в виде животных, птиц, цветов, деревьев и т. п. После рисования можно обсудить рисунок с ребенком, спросив его, кто здесь нарисован, почему он нарисовал именно этих детей. Рисунок может дать также информацию об отношениях вашего ребенка с другими детьми. Посмотрите, кто нарисован ближе всего к ребенку, каковы размеры фигур и т. п. Интересными могут быть и ассоциации, которые связаны у ребенка с его друзьями. Например, если кто-то из ребят нарисован в виде ели, это можно интерпретировать, как то, что с ним у вашего ребенка напряженные отношения, может быть, он даже испытывает некоторый страх при общении с ним, потому что этот ребенок «колется».

В качестве варианта упражнения можно использовать рисунок «Наша группа», который может быть хорошим диагностическим показателем взаимоотношений детей внутри группы.

  1. «СКАЗКА НАОБОРОТ»

Известная детям сказка разыгрывается в двух частях: 1-я часть — с привычными образами сказочных героев; 2-я часть — черты характера сказочных героев меняются на противоположные.

Каждый ребенок играет одного и того же персонажа и в первой, и во второй части игры.

После игры проходит обсуждение. Примерные вопросы для беседы:

  • Кого легче играть (доброго или злого, хитрого или честного)?
  • Как в жизни люди относятся к разным характерам?
  • Трудно ли переключаться с одного характера на другой?
  • Бывают ли в жизни такие ситуации?

Эта игра направлена на расширение понятия о разных стилях поведения и осознание наиболее оптимального.

  1. «РИСУЕМ СКАЗОЧНЫХ ГЕРОЕВ»

Детям предлагается нарисовать различных сказочных героев: добрых и злых, сильных и слабых, умных и глупых, хороших и плохих. После рисования обратите внимание ребенка на! особенности рисунка: каким цветом какие герои нарисованы, в какой они позе, какое у них выражение лица. Можно спросить детей, какие герои им больше нравятся и почему; на каких героев они хотели бы быть похожи; что нужно сделать сказочному герою, чтобы стать таким, какой нравится ребенку и т. п.

  1. «СКАЗКА ПО КРУГУ»

Дети выбирают основную тему своей сказки. Затем они садятся в круг и по очереди, держа в руках «волшебную палочку», сочиняют истории. Первый ребенок начинает ее, говоря первое предложение, второй продолжает и т. д. В конце проводится обсуждение, понравилась ли детям эта сказка, что они чувствовали, говоря по кругу; что они делали, если хотелось поправить другого ребенка и т. п.

Такое придумывание сказки помогает детям выразить свою ин­дивидуальность, высказать свои мысли, учит адекватным способам взаимодействия-взаимопомощи, умению спокойно выслушивать собе­седника.

Сначала большинству детей бывает трудно включаться в процесс рассказывания сказки, они постоянно оглядываются на взрослого, Но по мере развития сюжета эти трудности обычно проходят.Задание можно усложнить тем, что с помощью мимики и пантомимики изображать не только героев, но и вещи, которые им принадлежат.

В этой игре важно предварительно договориться о совместном показе сказки, а потом уже координировать свои действия друг с другом без слов.

  1. «ИНОСТРАНЕЦ»

К вам в гости приехал иностранец, который не знает русского языка, а вы не знаете того языка, на котором говорит он. Предложите ребенку пообщаться с ним, показать ему свою комнату, свои игрушки, пригласить пообедать, естественно, все это без слов.

  1. «УГАДАЙ-КА»

Игру начинает взрослый. С помощью мимики и жестов он изображает какой- либо предмет (мяч, лягушку, машину, поезд, бабочку и т.п.). Малыш пытается угадать, кого он показывает. После нескольких сценок малыш сам пытается изобразить предметы без слов.

Это упражнение помогает ребенку осознать возможности и богатство «бессловесных движений».

  1. «ИСПОРЧЕННЫЙ ТЕЛЕФОН»

Это речевая игра для нескольких участников. Дети садятся в одну линию. Первый ребенок задумывает слово. Задача - передать это слово по цепочке как можно быстрее, говоря шепотом на ухо друг другу. В конце игры первый и последний участники произносят первый вариант слова и то, что услышал последний. Дети сравнивают, насколько изменился смысл слова. Можно проследить те изменения, которые происходили при передаче слова, для этого каждый ребенок сообщает, что послышалось ему.

 

Упражнение 3 — «Пословицы».

Возьмите любую из книг - «Русские пословицы», «Мысли великих людей», «Афоризмы». Почитайте фразы пословиц или афоризмов течение 25-30 минут, пока не почувствуете внутреннего облегчения.

Упражнение 4 - «Настроение».

Возьмите цветные карандаши и чистый лист бумаги. Расслабленно левой рукой нарисуйте абстрактный сюжет. Попробуйте представить, что вы переносите ваше грустное настроение на бумагу, как бы материализуете его. Закончив рисовать, переверните бумагу и на другой стороне листа напишите 5-7 слов, отражающих ваше настроение.

После этого еще раз посмотрите на свой рисунок, как бы заново проживая свое состояние, перечитайте слова и с удовольствием разорвите листок и выбросите в урну. Ваше эмоционально-неприятное состояние исчезло, оно перешло в ваш рисунок и было уничтожено.

 

Оставить комментарий: