Картотека коммуникативных игр мл-ст возраст
Документы для скачивания
1 Направление Младший возраст Я И МИР Цель: Развитие системы восприятия звуков, образов, цвета, тактильных ощущений. Восприятие сверстников как партнеров через игру, развитие уверенности в себе, умения делать выбор, выражать свои желания, обозначать свои ощущения, находить новые способы самовыражения в совместных действиях со сверстниками. 1 Приветствие: «С добрым утром солнце» «С добрым утром ручки» «С добрым утром ножки» Дети приветствуют друг друга в кругу, здороваются с природой, со своими руками- хлопки в ладоши, ногами- то п аем ногами, гладим их, руками- хлопками со сверстниками, приветствуем друг друга погремушками. «С добрым утром солнце, мы тебе рады! Здравствуйте цветочки, травка и зверушки! Здесь все ребятки желают добра всем на свете и радости! погремушки, колокольчики 2 Поющий лес Звуки леса Ведущий- паровоз, едет от ребенка к ребенку, собирая « вагончики» Дети- вагончики, называют «станцию»- и мя и и митируя звуки паровоза, собираются в поезд, едем в лес, слушаем звуки( птиц: кукушку, шум воды, родника, ветер) Аудиозапись 3 Море Строим корабль, отправляемся в плавание. Слушаем и определяем звуки: дельфины, шум волн, крики чаек, шум ветра, шторм, и митируем крен корабля, качание. По звуку сирены( палочкой п о бутылке) спрыгиваем на берег, ищем камушки, ракушки, обследуем. Возвращаем ся на ковре- самолете. Бутылка, палочка. а удиозапись 4 Дождь Приветствие природе. Слушаем шум дождя, с открытыми, закрытыми глазами, подставляем лад ошки, определяем какой дождь, и митируем шум дождя, постукиваем кончиками пальцев п о полу, кула ч кам и- гром, молния- хлопками, шлепаем по лужам, поем песенку о дождике аудиозапись 5 Тишина и шум Приветствие ладошками, чередуем постукивание пальцами и ладошками по столу, ведущий издает звуки, дети с закрытыми глазами угадывают, что он делает. Изображаем постукиванием и рассказываем историю про медведя, елочку, ежат. Один ребенок- медведь, остальные зверята, инсценируем истории соответствующими звуками 6 Путешествие о стране звуков Встр ечаем Капитошку, садимся в самолет: шум мотора с движением рук п еред грудью, в разном теме, с разной сило й, полет врассыпную, регулируя силу голоса( взлет, летят высоко, быстрее, медленнее, снижаются, летят низко, быстре е, медленнее, садятся- кома ндует гном) Отдыхают- слушают разные звуки и угадывают где их можно услышать, подбирают соответствующую звукам картинку. Садимся в самолет: шум мотора, возвращение домой Картинки( кухня, Кран, кастрюля на плите, холодильник. м икроволнов ка, посуда) 7 Погремушки в оркестре Встречаем Капитошку. Приветствуем друг друга погремушками, угадываем п о звуку, чем заполнены погремушк и- баночки, какой звук: глухой, звонкий, резкий, мягкий, громкий, тихий. Ищем пару погремушке по одинаковому звуку. Дети за п олняют баночки крупой и ищут п риятные звуки, играем для Каитошки погремушками, ритмично поем песню, прощаемся песней и погремушками погремушки 8 Теремок Жили- были в городе Там- Там зверушки, пригласили они инструменты в гости. Каждый зверушка выбирает подходящ и й ему по звуку инструмент. Шесть детей –а ктеры зверушки, остальные- музыканты. Актеры прячутся в домик, музыканты играют. Чей по звуку играет инструмент, тот зверь и выходит из домика, изображая зверя движениями, п олучают инструменты, оптом все играют в оркестре Музыкальные инструменты Шапочки зверей 9 10 Наши помощники Приветствие глазам, ушам, рукам, носикам. Дети показ ывают их и поглаживают. С Капитошей идем по комнате с открытыми глазами, обследуем по пути стулья, подоконники, столы. Потом и дем цепочкой, за руки, с завязанными глазами, останавливаемся возле тех же объектов, обследуем их, угадываем место по ощущениям. Повязки на глаза 11 Катай каравай Водящему надевают на глаза шапку, поворачивают несколько раз, приговаривая: Катай каравай Поворачивай давай К лесу- куралесу Говори слепой Куда головой? После этого водящего ведут в сторонку, он угадывае т на ощупь место, где находится, угадывает Повязка на глаза или шапка 12 Праздник мягких игрушек Готовимся к празднику игрушек, обследуем травяной сбор на ощупь, запах. Заварива ем чай, наблюдаем и слушаем звуки сопровождающие этот процесс. Дети рассаживают игрушки по кругу, каждый представляе т их. Передаем игрушки из рук в руки, обследуя на ощупь детали. Дети сами наливают чай игрушкам, кладут варенье. Игрушки захотели поиграть в п рятки п од одеялом. Кажды й ребенок ищет свою игрушку на ощу п ь п од одеялом. П оем п есенки, а игрушки танцуют. Сухие травы Мягкие игрушки детей Чашки ложки розетки 13 Камушки в воде Ждем Капитошу, готовим для него «озеро» в ванночке. Камушки дети обследуют и опускают в таз, как выгл ядят те в воде. Показываем Капитоше как плавают кораблики- скорлупки, делаем «бурю», спасаем кораблики и камушки. Делаем ветер феном, разной температуры и силы, сушим кораблики и камушки, сравниваем ощущения от мокрых и сухих предметов. Таз, вода, камушки, скорлупа орехов, фен 14 Ищем клад в песке Встречаем Капитошу, он приносит в подарок песочные часы, песок. Рассматриваем подарк и- игрушки, описываем их. Капитоша прячет игрушк и- клад, дети двумя руками ищут игрушк и в песке Мелкие игрушки, ванночка, песок 15 Волшебные дощечки Встречаем Капитошу, приветствуем лад ошками, разминка пальчиков. Капитоша рассказывает историю о своих настроениях и п редлагает в п роце с се рассказа дощечки с разными п оверхностями. Потом Капитоша просит найти пару одинаковых дощечек с завязанными глазами, выложив дощечки по степени шереховатости Дощечки с различными поверхностями 16 Приключения Гнома- ладошки Приветствуем ладошками, потираем их, растираем кула ч ками, делаем «замок». Капитоша рассказывает историю о приключениях в сказочной стране, под столом передавая детям на ощупывание предметы разной фактур ы. Перо, камушки, воск, веревка, раковина, фасолина, бусинка, кнопка, деревянная палочка. 17 Ласковый платок Дети сидя в кругу, ощупывают пуховый платок, рассказывают об ощущениях. Выбираем двух водящих, они выходят за дверь. Ребенок прячется под платок. Со словами «Угадай п оскорей, кто там из твоих друзе й ». Водящие ощу п ывают ребенка, угадывают кто по д платком. пуховая шаль 18 Птички в гнездышке Дети – птенцы. Сидят на пятках на полу. Проснувшись, птенцы «чистят» перышки( щипки по рукам до плеча) , приглаживают перышки( голову от темени к затылку) , гладят лапки( кисти рук) , учатся летать, подпрыгивая в гнезде( стоя, согнув ноги в коленях, наклонив корпус, руки назад, потряхивают кистями рук) . Водящий- птичка у него в ладони желтый мяч- солнышко «летает», останавливается возле выбранного ребенка. « Птичка ты моя, В небе ты летаешь Принеси мне солнышко Птичка милая моя Ребенок гладит птичку по голове, та кладет ему в руки мячик Желтый мячик 19 Корова « Му- у» Выбираем Корову- водящего. Дети стоят по кругу и поют: Я – корова Му, гуляю по лугу Я— ко рова строгая, большая криворогая И кого бодну, тот тоже скажет « Му- у» Корова внутри идет, останавливается после песни около одного ребенка, бодает его рогами- п альцами, тот говорит « Му » и становится впереди коровы, держась за пояс впереди стоящего, идут вдвоем. Игра продолжается, пока все не построятся в цепочку. Шапочка коровы 20 В стране ладошек и па льчиков Дети со взрослым цепочкой идут по спирали к центру, по восьмерке – в страну Ладошек и пальчиков. По реке «Дружбы- веселые прикосновения( похлопывание, постукивание) . Дети становятся на п ротив друг друга- п роход- река. Водящий «плывет по реке»( идет на цы п очках, сложив руки лодочкой) . Дети помогают ему веселыми прикосновениями. П оле Драчунов- «сердитые» п рикосновения( отталкивающие движения) . Водящий должен пройти среди них, пытаясь избежать прикосновений. В ответ на прикосновения водящий должен погладить драчуна, а тот прячет руки за с п ину. П ещера Вежливости- нежные п рикосновения. Дети стоят п олукругом, п одняв руки вверх. Это- гора, в ней пещера, водящий залезает в центр, закрывает глаза, дети осторожно прикасаются к нему, ласково поглаживают по рукам, ногам, спине. 21 Лабиринт В группе сооружают лабиринт- с хаотично расположенными предметами. Ведущий кладет руку на спину ребенку и ведет его по лабиринту. Ребенок с закрытыми глазами должен распознать характер прикосновений( подталкивающее, побуждающее двигаться, останавливающее рукопожатие) и пройти лабиринт вдвоем. Модули, Стулья кирпичики 22 Цветные человечки Отправляемся в страну цветов ползком по волшебному тоннелю в темноте, ориентируясь на огонек впереди. Выбравшись, дети выкладывают из12 цветов круг, поют гамму прикасаясь пальцем к основным и вторичным цветам( красны й- до, оранжевый- р е, желты й- ми, зелены й- фа, голубой- соль, синий- ля, фиолетовый- си) Цветные сегменты- 12 23 24 Волшебная змейка Отправляемся в страну чудес на волшебной змейке. Дети стоят врассыпную, взрослый- голова змейки. Он идет между детьми с песенкой: Змейка по полю гуляла И свой хвостик потеряла А потом его нашла Вот мой хвостик! Останавливается около ребенка, тот пролазит между ног ведущего и встает в п ереди. Игра п овторяется, пока все дети не встанут в одну це п очку( руки на поясе в п ереди стоящего) . В стране чудес рассматриваем предметы через воздушные шары, полиэтилен, через воду в прозрачных емкостях, стекло, лупу, бинокль Бутылки с водо, банки, тонкая бумага, стекло, лупа, шарик, бинокль 25 Сюрпризы гнома Глазастика Встречаем Капитошу. Приветствуем друг друга глазами: «Здравствуйте милые глазки». Капитоша приносит предметы, дети закрывают глаза, руки на коленях. На ладошки кладем предмет. Ребенок ощупывает его, нюхает и передает ведущему. Тот складывает предметы на поднос. Открыв глаза, дети находят свой предмет среди других. 26 Темная комната Встречаем Капитошу. Путешествуем по темной комнате в поисках клада( сундучок с фонариками и кружочками цветной бумаги) . В записке обозначены ориентиры: 1 пройти через лес( по запаху найти ветки сосны) 2 дойти до «башни с часами»( будильник по звуку и светящемуся циферблату) 3 дойти до «маяка»( по направлению к светильнику) 4 отыскать «пещеру» со сказочным существом, которое сидит у входа( флюоресцирующий предмет) В «пещере» на ощупь найти сундук, в нем фонарики. Приложив цветные кружочки бумаги к фонарику, устроить «Салют» Возвращение домой 27 Цветные клоуны Дети сидят на стульчиках. Капитоша приносит коробку. Выбираем ведущего – клоуна. Он наряжается, выбирая из коробки наряд, и начинает веселить детей. Кривляется, корчит рожи. Смеяться могут все, кроме ребенка, перед которым стоит клоун. Если он не засмеялся, то становится клоуном. 28 В гостях Дети сидят в кругу, в центре- водящий. Он выбирает одного ребенка, подходит, заглядывает в глаза, говорит «Мой дружочек, побывай у меня! Душа – радость побывай у меня, » Ребенок встает и выходит в центр круга 29 Где моя кошечка Дети стоят в кругу, руки за спиной. Ведущий – бабушка, выходит за дверь. В руках одного ребенка- кусочек меха. Бабушка идет внутри круга и поет: «Ах, моя кошечка потерял Где моя кошечка, у кого осталась Может быть у …. . ( имя ребенка) Ребенок- бабушка заглядывает в глаза детям и угадывает, у кого кошечка. Тот ребенок, в чьих руках мех, смеется глазами, подмигивает 30 Маки Дети идут по кругу, взявшись за руки, поют: Маки, маки, маковочки, Золотые головочки В огороде мак, Сделайте вот так С окончанием песни водящий в центре показывает танцевальное движение, дети под «ля- ля- ля» повторяют его. Водящий выбирает того кто повторял точнее. 31 Под зонтом Взрослый показывает зонт. Ой кажется дождь начинается. . . ( вытягивает руку, идёт дождь) . Дождь пошёл. «Дождик, дождик веселей. Капай капли не жалей! ! «Надо скорее зонтик открыть, своих ребяток спрятать от дождя. «Зонтик, открывайся быстрее! Открылся. Скорее, скорее бегите ко мне под зонт! Всех спрячу, и Петю, и Олю( называет каждого ребёнка по имени) . Вот так хорошо. Все спрятались». Закончился дождик, можно теперь побегать по лужам. Все побегали? Ой, кажется, опять дождик начинается. Скорее прячьтесь ко мне под зонтик! » Игра повторяется 2- 3 раза. 32 Сапожок Взрослый встаёт вместе с детьми на линеечку, и вместе с ними отправляется в «Путешествие». «Ножки, ножки бежали по дорожке. Бежали лесочком, прыгали по кочкам. Прыг- скок, прыг- скок, прибежали на лужок, Потеряли сапожок( прыгают на одной ноге) «Нашли сапожок! - говорит взрослый и игра начинается сначала 33 Щенок Выбираются два ребёнка на роли большого пса и маленького щенка. Щенок боязливо подходит к большому псу, хвостик опущен, голова тоже. Собаки обнюхивают друг друга. Пёс выказывает щенку свое расположение. Щенок весело тявкает, бегает, хватает палочку, «служит» на задних лапках. 34 Волк Из детей выбираются белка и волк. Остальные изображают зайцев. Зимой под сосной беззаботно сидят зайки и греют лапки, переглядываются, играют. На сосне- белка. Вдруг белка видит сверху, что к зайкам подбирается волк, прячась за кустами. Он голодный, злой, крадётся осторожно, чтобы его не заметили. Белка лапкой показывает зайцам, куда бежать от волка. Зайцы убегают, волк зло смотрит на белку. 35 Гусь и мальчик Дети делятся на пары. Один из них гусь. Он недовольно шипит, вытягивает шею, стараясь ущипнуть напарника. Он устрашающе взмахивает и бьёт крыльями. Мальчик испуганно втягивает шею в плечи, оглядывается, бежит, опасаясь гусиных щипков. 36 Липучка Цель: развитие умения взаимо действовать со сверстниками, снятие мышечного напряжения, сплочение группы. Все дети двигаются, бегают по комнате, желательно под быструю музыку. Двое детей, держась за руки, пытаются поймать сверстников. При этом они приговаривают: «Я липучк а- приставучка, я хочу тебя поймать». Каждого пойманного ребёнка «липучки» берут за руку присоединяя его к своей компании. Затем они вместе ловят в свои «сети» других. Когда все дети станут «Липучками», они под спокойную музыку танцуют в кругу, держась за руки.
Направление 2 Возраст 4- 5 лет Я И МИР Я И ДРУГИЕ Развивать у детей умени я воспринимать другого человека, проявлять интерес и внимание к нему взглядом, жестами, мимикой. Формировать умение устанавливать эмоциональный контакт со сверстниками, улавливать его эмоциональное состояние, действовать совместно. Р азвивать эмоциональную отзывчивость, помочь преодолеть эмоциональную замкнутость. 1 Лови- лови К палочке длиной 0, 7 м на крепком ш нуре п рикрепляе м мя гкий поролоновый мячик. Привлекая внимание детей, взрослый собирает их вокруг себя в кружок. Сам становится в центре. Поднимая и опуская палочку «Лови- лови»- г оворит воспитатель, поворачиваясь в разные стороны и стараясь привлечь детей к прыжкам с ловлей мячика. Палочка с веревочкой Мячик поролоновый 2 Сороконожка Дети( 5- 10 человек) встают в круг друг за другом, держась за талию вперед и стоящего. Это сороконожк а. По команде вед ущего Сороконожка начинает сначала просто двигаться вперед, затем приседать, прыгать н а одной ножке, пр олезать между п репятствиями. Задача играющих- не разорвать цепь, сохранить Сороконожку. 3 Мышата в мышеловке Для игры требуются матерчатые мешки. Взрослый сообщает детям о том, что они сегодня будут играть в мышат: «В одном доме жили мышата. Они жили тихо и дружно и не кому не мешали, только иногда забирались в хозяйский погреб и таскали оттуда сыр, ведь надо же им было чем- то питаться. Хозяин злился на мышат и решил их поймать. Он расставил по всему дому мышеловки и мышки попались( дети по- двое влезают в мешки) . Пока хозяина нет необходимо тихо, помогая друг другу добраться до норок. Матерчатые мешки 4 Заблудившиеся дети Педагог приглашает детей прогуляться по лесу. Все прыгают, ловят бабочек, купаются в ручье, собирают цветы и т. д. Через некоторое время воспитатель предлагает вернут ься домой, но сообщает, что все заблудились. В лесу начинается гроза, проливной дождик. Чтобы не замерзнуть предлагает детям прижать с я друг к другу, чтобы согреться, воспитатель предлагает собрать и разжечь костер. С приходом утра обнаруживается тропинка домой 5 Злой дракон В группе находится несколько больших картонных коробок, в которые могли бы поместиться 2- 3 ребенка, можно картонные ширмы. Воспитатель предлагает детям превратиться в маленьких гномов. Ситуация: Ночью в городе появляется злой дракон, который уносит гномов в свое зловещее царство, единственный способ спастись- с прятаться обнявшись в домиках, не бояться, утешать друг с друга. Дракон не выносит добрых и ласковых слов и улетает от домика. С наступлением рассвета дракон прячется в своем царстве Ширмы или коробки 6 Шторм Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было накрыть детей. Воспитатель собирает вокруг себя детей и говорит: Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волна грозят перевернуть его. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются между собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы- в олны, над вами- вода. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть поднимать и отпускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой, а не превратились в кораблик, и тогда вам несдобровать». Взрослый вместе с детьми забирается по ткань, прыгает, шипит, гудит. ткань 7 Передай мяч Цель. Снять излишнюю двигательную активность. В кругу, сидя на стульях или стоя, играющие стараются как можно быстрее передать соседу мяч, не уронив его. Можно в максимально быстром темпе бросать мяч или передавать его, повернувшись спиной в круг и убрав руки за спину. Усложнить упражнение можно, предложив детям играть с закрытыми глазами или одновременно с несколькими мячами. мячи 8 Кого укусил комарик Дети садятся в круг. Ведущий проходит по внешней стороне круга, гладит детей по спинам, а одного из них незаметно от других тихонько щиплет — «кусает комариком». Ребенок, которого «укусил комарик», должен напрячь спинку и плечи. Остальные внимательно разглядывают друг друга и угадывают, «кого укусил комарик». 9 Слушай команду Звучит спокойная, но не слишком медленная музыка. Дети идут в колонне друг за другом. Внезапно музыка прекращается. Все останавливаются, слушают произнесенную шепотом команду ведущего( например: «Положите правую руку на плечо соседа») и тотчас же ее выполняют. Затем снова звучит музыка, и все продолжают ходьбу. Команды даются только на выполнение спокойных движений. Игра проводится до тех пор, пока группа в состоянии и хорошо слушать, и выполнять задание. И гра поможет сменить ритм действий расшалившихся ребят, а детям – успокоиться и без труда переключиться на другой, более спокойный вид деятельности. Аудиозапись тихо й музыки 10 Зевака Цель. Развивать произвольное внимание, быстроту реакции, формировать умение управлять своим телом и выполнять инструкции. Все играющие идут по кругу, держась за руки. По сигналу ведущего( звук колокольчика, погремушки, хлопок руками, какое- нибудь слово) останавливаются, хлопают четыре раза в ладоши, поворачиваются и идут в другую сторону. Кто не успел выполнить задание, выбывает из игры. Игру можно проводить под музыку или под групповую песню. В таком случае дети должны хлопать в ладоши, услышав определенное( оговоренное заранее) слово песни. Погремушка колокольчик 11 Зеркало Цель: развитие наблюдательности и коммуникативных навыков. Количество играющих: группа детей. Описание игры: выбирается ведущий. Он становится в центре, дети обступают его полукругом. Ведущий может показывать любые движения, играющие должны повторить их. Если ребенок ошибается, он выбывает. Победивший ребенок становится ведущим. Комментарий: необходимо напомнить детям, что они — «зеркало» ведущего, т. е. должны выполнять движения той же рукой( ногой) , что и он. 12 Ласковое имя Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету( цветок, “волшебную палочку”) . При этом называют друг друга ласковым именем( например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию. Волшебная палочка 13 Кто к нам п ришел Ведущий спрашивает ребенка, что делает кошка, если она довольна( мурлычет) , и что, если недовольна( выгибает спину, шипит) . Ведущий рассказыв ает про кошку. Задача детей догадаться, в какие моменты кошка будет радоваться( мурлыкать) , а в какие- сердиться( выгибать спину и шипеть) . Жила- была кошка Мурка. Она очень любила умываться язычком( дети изображают" добрую кошечку" ) и пить молоко из блюдечка( " добрая кошечка" ) . Однажды кошка Мурка вышла из дома, чтобы погулять. День был солнечный, и Мурке захотелось поваляться на травке( " добрая кошечка" ) . И вдруг начался сильный дождь, и Мурка намокла( " сердитая кошечка" ) . Мурка побежала домой, но дождь лил все сильнее и сильнее, и кошка вбежала в небольшой домик, стоящий во дворе. А в этом домике жил пес Шарик, он стал лаять на Мурку. Как вы думаете, что сделала Мурка( " сердитая кошечка" ) ? Мурка испугалась и бросилась бежать. Добежав до своего дома, Мурка поцарапалась в дверь, и ее тут же впустили( " добрая кошечка" ) . Мурка согрелась и попила молока из блюдца. Как вы думаете, что сделала Мурка? Покажите( " добрая кошечка" ) . Картинки Кошка в разных позах, разном настроении 14 Добрые эльфы Воспитатель садится на ковё р, рассаживая детей вокруг себя и рассказывает: Когда- то давным- давно люди, борясь за выживание, вынуждены были работать и днём и ночью. Конечно, они очень уставали. Сжалились над ними добрые эльфы. С наступлением ночи они стали прилетать к людям и, нежно поглаживая их, ласково убаюкивать добрыми словами. И люди засыпали. А утром, полные сил, с удвоенной энергией брались за работу. Сейчас мы с вами разыграем роли древних людей и добрых эльфов. Те, кто сидит по правую руку от меня, исполнят роли этих тружеников, а те, кто по левую, - эльфов. Потом мы поменяемся ролями. Итак, наступила ночь. Изнемогающие от усталости люди продолжают работать, а добрые эльфы прилетают и убаюкивают их… 15 В магазине Цель: развивать умение излагать свои мысли точно и лаконично Один ребёнок – «продавец», остальные дети – «покупатели». На прилавке «магазина» разложены различные предметы. Покупатель не показывает предмет, который хочет купить, а описывает его или рассказывает, для чего он может пригодиться, что из него можно сделать. Продавец должен понять, какой именно товар нужен покупателю. Игрушки 16 Сосны, елочки, пенечки Ход игры: дети встают в круг, взявшись за руки. Педагог находится в центре круга. Звучит негромкая музыка, дети движутся по кругу. По команде педагога «Сосны», «Елочки» или «Пенечки» дети должны остановиться и изобразить названный предмет: «Сосны» – подняв руки высоко вверх, «Елочки» – раскинув руки в стороны, «Пенечки» – присев на корточки. Ошибившиеся игроки выбывают из игры или получают штрафное очко. Затем игра продолжается. Спокойная музыка 17 Жизнь в лесу Взрослый садится на пол и рассаживает детей вокруг себя. «Давайте поиграем в животных в лесу. Мы не знаем человеческого языка. Но ведь надо же нам как- то общаться, поэтому мы придумали свой особый язык. Когда мы хотим поздороваться, мы тремся друг о друга носами( воспитатель показывает, как это делать, подходя к каждому ребенку) ; когда хотим спро сить, как дела, мы хлопаем своей ладонью по ладони другого( показывает) ; когда хотим сказать, что все хорошо, кладем свою голову на плечо другому; когда хотим выразить другому свою дружбу и любовь — тремся об него головой( показывает) . Готовы? Тогда начали. Сейчас утро, вы только что проснулись, выглянуло солнышко». Дальнейший ход игры ведущий может выбирать произвольно( например, подул холодный ветер, и животные пря чутся от него, прижавшись друг к другу; животные ходят друг к другу в гости; животные чистят свои шкурки и т. д. ) . При этом важно следить за тем, чтобы дети не разговаривали между собой, не принуждать детей играть, подбадривать новых участников и т. д. Если дети начинают разговаривать, воспитатель подходит к ним и прикладывает палец к губам. Аудиозапись лес 18 Птенцы «Они долго- долго живут в скорлупе, а потом в один прекрасный день разбивают эту скорлупу своими маленькими клювиками и вылезают нару жу. Им открывается большой, яркий, неизведанный мир, полный загадок и неожиданностей. Все для них ново: цветы, трава, осколки скорлупы. Ведь они никогда не видели всего этого. Давайте поиграем в птенцов. Сначала мы сядем на корточки, а потом начнем разбивать скорлупку. Вот так( взрослый садится на корточки и разбивает носом не видимую скорлупу, отламывает кусочки скорлупы руками) . Все разбили? Теперь, давайте исследуем окружающий мир. Потрогаем все предметы вок руг, принюхаемся к ним, познакомимся друг с другом. Птенцы не умеют разговаривать, они только пищат». Взрослый оглядывается вокруг, ползает вместе с детьми по полу, трогает предме ты, обнюхивает их, подходит к каждому ребенку, дотрагивается до него, поглаживает, пищит вмес те с ним, радостно хлопает «крылышками». 19 Волны Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В море обычно бывают небольшие волны, и так приятно, когда они ласково омывают тебя. Давайте сейчас превратимся в морские волны, будем двигаться, как будто мы волны, так же, как они шелестеть и журчать, улыбаться, как волны, когда они искрятся на солнце». Затем взрослый предлагает всем желающим по очереди «искупаться в море». «Купающийся» становится в центре, «вол ны» окружают его и, поглаживая, тихонько журчат. Аудиозапись Море 20 Муравьи Взрослый рассаживает детей вокруг себя и говорит: «Приходилось ли кому- нибудь из вас видеть в лесу муравейник? Это большой холм из сосновых и еловых веток, внутри которого день и ночь бурлит жизнь. Никто не сидит без дела, каждый муравьишка занят своей работой: кто- то таскает иголки для укрепления жилища, кто- то готовит обед, кто- то вос питывает детей. И так — всю весну и лето. А поздней осенью, когда наступают холода, муравьишки собираются вместе, чтобы заснуть в своем теплом домике. Они спят так крепко, что им не страшны ни снег, ни метель, ни морозы. Но когда приходит весна и первые теплые солнеч ные лучи начинают пробиваться сквозь толстый слой иголок, муравейник просыпается, и, прежде чем начать свою привычную трудовую жизнь, муравьишки закатывают огромный пир. Давайте сегодня поиграем в муравьев и поучаствуем в их празднике. Муравьишки приветствуют друг друга, радуются приходу весны, делятся воспоминаниями о том, что им снилось всю зиму. Только вот разго варивать они не умеют, поэтому общаются жестами( взрослый вместе с детьми ложится на пол и «спит», затем «просыпается»: протирает глаза, оглядывает ся вокруг, потягивается, поглаживает соседей, про хаживается по комнате и приветствует каждого ребенка, обнюхивая его, потом начинает танцевать с детьми муравьиный танец) . 21 Театр теней «У каждого из вас есть тень. Мы часто не обращаем на нее внимания, хотя она — наш самый верный друг. Она следует за нами повсюду и в точности повторяет все наши движения: гуляет, бегает, прыгает, занимает ся и спит вместе с нами. Она дружит с тенями наших друзей, слушается теней наших мам и пап. Она как две капли воды похожа на нас, только она не умеет разговаривать и издавать звуков: она все делает бесшумно. Да вайте представим, что мы — наши тени. Погуляем по комнате, посмотрим друг на друга, попробуем друг с другом пообщаться, а потом вместе пос троим что- нибудь из воображаемых кубиков. Но при этом мы будем ста раться делать это тихо- тихо, не издавая ни единого звука. Хорошо? Тогда начали». Дети вместе со взрослым молча передвигаются по комнате, смот рят друг на друга, здороваются за руку. Взрослый показывает детям пример игры с воображаемыми кубиками: берет в руки воображаемый предмет, осматривает его, кладет на пол, берет следующий, кладет его на предыдущий кубик, поправляет, подзывает детей к себе, показывает им, что получилось, жестами просит их помочь строить дальше. 22 Ожившие игрушки Собрав детей вокруг себя на полу, взрос лый говорит: «Вы наверняка слышали о том, что ваши игрушки, с которыми вы играете днем, просыпаются и оживают ночью, когда вы ложитесь спать. Закройте глаза, пред ставьте свою самую любимую игрушку( куклу, машинку, Бэтмена, лошадку, робота) и подумайте, что она делает ночью. Готовы? Теперь пусть каждый из вас побудет своей любимой игрушкой и, пока хо зяин спит, познакомится с остальными игрушками. Только делать все это нужно молча, а то проснется хозяин. После игры мы попробуем угадать, какую игрушку изображал каждый из вас». Воспитатель изображает какую- нибудь игрушку( например, солдатика, который бьет в барабан, или нева ляшку и пр. ) , передвигается по комнате, подходит к каждому ребенку, ос матривает его с разных сторон, здоровается с ним за руку( или отдает честь) , подводит детей друг к другу и знакомит их. После окончания игры взрослый вновь собирает детей вокруг себя и предлагает им угадать, кто кого изобра жал. Если дети не могут угадать, воспитатель просит ребят по одному еще раз показать свою игрушку, пройдясь по комнате. Заканчивать игру нужно в тот момент, когда вы замечаете, что дети ус тали от нее, начинают разбредаться по группе, отступают от правил игры. . В качестве прощания лучше всего использовать какой- нибудь ритуал, которым будет заканчиваться каждое занятие( напри мер, взрослый вытягивает руку, а дети под ходят к нему и кладут свои ладо ни на ладонь взрослого, образуя круг; или дети ласково дотрагиваются до плеча своего соседа; или встают в круг и прикладывают свои ладони к ла доням соседей и пр. ) . 23 Общий круг Воспитатель собирает детей вокруг себя. «Давайте сейчас сядем на пол, но так, чтобы каждый из вас видел всех других ребят и меня, и чтобы я могла видеть каждого из вас». ( Единственным верным решением здесь является создание круга. ) Когда дети рассаживаются в круг, взрослый гово рит: «А теперь, чтобы убедиться, что никто не спрятался и я вижу всех и все видят меня, пусть каждый из вас поздоровается глазами со всеми по кругу. Я начну первая, когда я поздороваюсь со всеми, начнет здороваться мой сосед». ( Взрослый заглядывает в глаза каждому ребенку по кругу и слегка кивает головой; когда он «поздоровался» со всеми детьми, он до трагивается до плеча своего соседа, предлагая ему поздороваться с ребя тами. ) 24 Переходы а) Дети сидят в кругу. Воспитатель просит детей внимательно посмотреть друг на друга: «У каждого из вас волосы отличаются по цвету. Теперь по меняйтесь местами так, чтобы крайним справа, вот на этом стуле, сидел тот, у кого самые светлые волосы, рядом с ним — у кого потемнее, а крайним справа, на этом стуле, сидел тот, у кого самые темные волосы. Никаких шумных обсуждений. Начали». Взрослый помогает детям, подходит к каж дому из них, прикасается к их волосам, советуется с остальными, куда его посадить, и т. д. 2 Задание то же, что и в предыдущей игре, только дети должны поме няться местами по цвету глаз. 25 Охота на тигров Количество играющих: не менее 4 человек. Необходимые приспособления: маленькая игрушка( тигр) . Описание игры: дети встают в круг, водящий отворачивается к стене, громко считает до 10. Пока водящий считает, дети передают друг другу игрушку. Когда ведущий заканчивает считать, ребенок, у которого оказалась игрушка, закрывает тигра ладошками и вытягивает вперед руки. Остальные дети делают точно так же. Водящий должен найти тигра. Если он угадал, то водящим становится тот, у кого была игрушка. Можно потренировать детей в умении сдерживать эмоции, не проявлять их внешне. Это достаточно трудно для детей- дошкольников. Игрушка тигренок 26 Ласковое имя Цель: развивать умение вступать в контакт, оказывать внимание сверстникам. Дети стоят в кругу, передают друг другу эстафету( цветок, “волшебную палочку”) . При этом называют друг друга ласковым именем( например, Танюша, Алёнушка, Димуля и т. д. ) Воспитатель обращает внимание детей на ласковую интонацию. Волшебная п алочка 27 Кто смешнее засмеется Воспитатель рассаживает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране правил король Смех, и была у него жена- Королева Хохотунья. А еще у них было много- м ного детей смешинок. Люди в этой стране никогда не грустили и всегда веселились. Но однажды пришедший путешественник рассказал, что в соседнем королевстве все люди ходят грустные и никогда не веселятся. Тогда король собрал своих подданных и отправил на помощь соседям своих смешинок. С тех пор смешинки ходят по свету, и куда не попадут, все люди начинают смеяться. И только один раз в году они возвращаются к себе домой, и все королевство смеется так, что земля ходит ходуном. Вот и к нам наведались смешинки, давайте, кто громче всех будет смеяться. Сам начинает заразительно смеяться 28 Две страны Воспитатель дели т группу на две подгруппы. Затем рассказывает сказку: «Когда- то жили были два государства. В одном жили веселые люди, а в другом всегда грустные. Жителям веселого государства было жалко своих соседей, и однажды они решили заразить своих грустных соседей смехом. Воспитатель предлагает одной команде изображать грустных жителей государства, а другим детям- веселых. Задача заразить смехом грустных жителей 29 Да, нет Воспитатель предлагает встать на маленькую площадку, за чертой которой пропасть и спеть эту песенку. Необходимо поддерживать друг друга, чтобы никто не упал. Дети встают в круг, тесно обнявшись друг с другом и поют. Дети свободно бегают по помещению и громко кричат: «Нет, нет». Встречаясь, заглядывают друг другу в глаза и еще громче кричат: «нет» По сигналу воспитателя дети останавл иваются, а затем продолжают бегать и на этот раз кричать: «Да, да», по прежнему заглядывая друг другу в глаза. 30 Уходи, злость Дети лежат на ковре по кругу. Между ними лежат подушки. Закрыв глаза, дети начинают со всей силы бить ногами по полу, а руками по подушкам с громким криком: «Уходи злость, уходи! » Упражнение продолжается несколько минут, затем дети по команде воспитателя спокойно лежат под тихую мелодию. подушки 31 Волшебная шля п а Для игры необходимы разноцветные карточки и шляпа. Воспитатель раздает детям по три разноцветные карточки каждому, рассаживает их вокруг себя и говорит: «На свете есть один добрый волшебник, который лечит больных детей своей волшебной шляпой. Он прилетает в дом, надевает свою шляпу на голову ребенка и ребенок сразу выздоравливает. К вам он тоже прилетал, когда вы болели, но никто его не может видеть, потому что он невидимка. Но этот волшебник ужасный растеряша, вот уже вторые сутки он ищет свою шляпу, а она у нас с вами, воспитатель показывает шляпу. Необходимо помочь волшебнику вернуть шляпу. Для этого воспитатель предлагает детям заполнить ее цветными карточками, а карточки можно класть только тем кто в этот вечер поможет другому в чем либо, для того чтобы шляпа не потеряла свою волшебную силу. Позже воспитатель торжественно кладет наполненную цветными карточками шляпу на подоконник, чтобы ночью волшебник ее нашел. Шляпа Цветные карточки 32 Колокольчики Для игры нужны колокольчики или погремушки, одна из которых испорчена. Взрослый предлагает детям поиграть в гномиков. У каждого гномика есть волшебный колокольчик, когда он звенит, гномик приобретает волшебную силу- он может загадать любое желание, и оно исполнится. Дети получают колокольчики «Давайте послушаем как звенят ваши колокольчики. Каждый по очереди будет звенеть и загадывать желание. Дети по кругу звенят, но оказывается один из них молчит. Как мы поможем бедняге? Дети предлагают различные варианты, воспитатель предлагает кому либо поделиться своим колокольчиком колокольчики 33 Спящая краса вица Когда- то, очень давно злой презлой волшебник задумал заколдовать красавицу, которая жили в замке неподалеку. Он усыпил ее и вот уже более ста лет красавица спит непробудным сном. Чары волшебника рассеются тогда, когда кто- нибудь подойдет к ней, погладит ее и придумает для нее самое красивое прозвище». Игра продолжается до тех пор, пока все желающие не побудут в роли красавицы. 34. Передай настроение Дети становятся в круг. В едущий должен придумать настроение( грустное, веселое, тоскливое, удивленное и т. д. ) . Когда дети передали его по кругу, можно обсудить, какое именно настроение было загадано. Затем ведущим становится любой желающий. Если кто- то из детей хочет побывать ведущим, но не знает, какое настроение загадать, воспитатель может помочь ему, подойдя и подсказав ему на ушко какое- нибудь настроение. 35 Конкурс хвастунов Дети сидят в кругу. Воспитатель: «Сейчас мы проведем с вами конкурс хвастунов. Выигрывает тот, кто лучше похвастается. Хвастаться мы будем не собой, а своим соседом». 36 Волшебный пирог «Сегодня мы с вами будем угощаться волшебным пирогом, кто получит розовые ломтики пирога- тот проглотит смешинки и будет долго и весело смеяться, а кто желтые- тот будет говорить добрые слова и пожелания сидящему рядом партнеру, а кому достанется голубая серединка, тот должен будет спеть песенку или рассказать стихотворение»( Пирог представлен в виде круга разрезанного на дольки. Внешняя сторона однотонная белая, а внутренняя- цветная Круг разных цветов Розовый, желтый, синий
Направ ление 3 Старший возраст Формирование навыков сотрудничества Развивать умение детей вступать в контакт, представлять себя, высказывать свою точку зрения, выражать свою просьбу, желания, чувства, слушать другого. Стимулировать стремление исследовать проблемные ситуации, проявлять самостоятельность в выборе путей их разрешения. Формировать умения использовать различные способы поведения 1 Найди своего брата или сестру Собрав детей вокруг себя, воспитатель говорит: «Вы знаете о том, что все звери рождаются слепыми и только через несколько дней они открыва ют глазки? Давайте поиграем в слепых зверенышей. Сейчас я подойду к каждому, завяжу ему глаза платком и скажу, чей он детеныш. У каждого из вас будет свой братик или сестричка, которые будут говорить на одном языке с вами: котята — мяукать, щенки — скулить, телята — мычать. Вы должны будете найти друг друга по звуку». Взрослый завязывает детям глаза и шепотом говорит каждому, чей он детеныш и какие звуки он должен издавать. Распределять роли нужно таким образом, чтобы в группе было по два детеныша каждого из животных. Дети ползают по полу, «говорят» на своем языке и ищут другого ребенка, «говорящего» на том же языке. После того как дети нашли свои пары, воспитатель развязывает им глаза и пред лагает познакомиться с другими парами де тенышей. Дети полза ют по группе, знако мятся друг с другом, говоря каждый на сво ем языке. 2 Магазин зеркал Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что в нашем лесу открылся магазин зеркал. Пусть те, кто сидит от меня по правую руку, будут зеркалами, а те, кто по левую, — зверушками. А потом мы поменяемся. Зверушки ходят мимо зеркал, прыгают, строят рожицы и выбирают для себя зеркало. А в это время зеркала должны точно от ражать движения и выражения лиц зверушек». Дети- зеркала становятся в ряд, зверушки подбе гают к ним, кривляются, дурачатся. Зеркала в точности копируют их движения. Взрослый следит за ходом игры и помогает детям. 3 Запрещенное движение Дети стоят полукругом. Воспитатель стоит в центре и говорит: «Следите за моими руками. Вы должны в точности повторять все мои движения, кроме одного: вниз. Как только мои руки будут опускаться вниз, вы должны поднять свои вверх. А все остальные мои дви жения повторяйте за мной». Взрослый делает различные движения руками, периодически опуская их вниз, и следит за тем, чтобы дети в точности выполняли инс трукцию. Если детям нравится игра, можно предложить любому желающему побыть вместо воспитателя в роли ведущего. 4 Из семечка — в дерево Дети стоят в кругу. Воспитатель стоит в центре и предлагает детям пре вратиться в маленькое сморщенное семечко( сжаться в комочек на полу, убрать голову и закрыть ее руками) . Взрослый- садовник очень бережно относится к семенам, поливает их( гладит по голове и телу) , ухаживает. С теплым весенним солнышком семечко начинает медленно расти( дети- семечки медленно поднимаются) . У него раскрываются листочки( руки поднимаются) , растет стебелек( вытягивается тело) , появляются веточки с бутонами( руки в стороны, пальцы сжаты) . Наступает радостный момент и бутоны лопаются( резко разжимаются кулачки) , и росток превращается в прекрасный сильный цветок. Наступает лето, цветок хорошеет, любуется собой( осмотреть себя) , улыбается цветам- соседям, кланяется им, слегка дотрагивается до них своими лепестками( кончиками пальцев дотянуться до соседей) . Но вот подул ветер, наступает осень. Цветок качается в разные стороны, борется с непогодой( раскачивания руками, головой, телом) . Ветер срывает лепестки и листья( опускаются руки, голова) , цветок сгибается, клонится к земле и ложится на нее. Ему грустно. Но вот пошел зимний снежок. Цветок опять пре вратился в маленькое семечко( свернуться на полу) . Снег укутал семечко, ему тепло и спокойно. Скоро опять наступит весна, и оно оживет. Воспитатель ходит между детьми, показывает им движения. После того как дети сворачиваются на полу, взрослый под ходит к каждому ребенку, гладит его. 5 Согласованные действия с вымышленными предметами Воспитатель делит группу на подгруппы по четыре человека. Каждого из подгрупп он дает задание: вымыть посуду, приготовить суп, посади дерево и т. д. Затем воспитатель помогает детям распределить обязанное( например, один ребенок копает яму, другой опускает в яму дерево и рас правляет корни, третий закапывает яму, четвертый поливает дерево) . После этого в течение 5 минут каждая группа репетирует свою сценку. Затем каж дая из групп по очереди показывает сценку остальным детям и те должны угадать, что изображает группа. 6 Слепой и поводырь Воспитатель помогает детям разделиться на пары. Одному из детей взрослый завязывает платком глаза, он — слепой, его партнер — поводырь. Поводырь должен провести, «слепого» ребенка через различные препятствия, которые заранее созданы воспитателем из стульев, столов, коробок и т. п. Цель поводыря — провести своего «слепого» товарища по комнате так, чтобы он не споткнулся и не упал. После прохождения маршрута дети меняются ролями. Воспитатель вместе с остальными детьми следит за ходом игры, помогает, если возникают затруднения 7 На тропинке На полу или на асфальте чертится узкая полоска. Воспитатель обраща ет внимание детей на полоску: «Это — узенькая тропинка на заснеженной дороге, по ней одновременно может идти только один человек. Сейчас вы разделитесь на пары, каждый из вас встанет по разные стороны тропинки. Ваша задача — пойти одновременно навстречу друг другу и встать на про тивоположную сторону тропинки, ни разу не заступив за черту. Перегова риваться при этом бесполезно: метет метель, ваши слова уносит ветер, и они не долетают до товарища». Воспитатель помогает детям разбиться на пары. Наблюдает вместе с остальными детьми за тем, как по тропинке проходит очередная пара. 8 Лабиринт Из стульев, повернутых друг к другу спинками, воспитатель расставляет на полу запутанный лаби ринт с узкими переходами. Затем говорит: «Сейчас вам предстоит пройти весь лабиринт. Но это — не простой лабиринт: его можно пройти вдвоем, только повернувшись друг к другу лицом. Если вы хоть раз обернетесь или расцепите руки, двери захлопнутся, и вы не сможе те больше выбраться наружу». Дети делятся на пары, становятся друг к другу лицом, обнимаются и начинают медленно проходить лабиринт. При этом первый ребенок идет спиной вперед, повернувшись лицом к партнеру. После того как первая пара прошла весь лабиринт, начинает движение вторая пара. Дети вместе со взрослым смотрят за ходом игры. 9 Путанка Дети стоят в кругу, взявшись за руки. Воспитатель говорит: «Держите друг друга за руки очень крепко и ни в коем случае не отнимайте рук. Сей час вы закроете глаза, а я вас запутаю. Вы должны будете распутаться, ни разу не разорвав ваш круг». Дети закрывают глаза, взрослый запутывает их: поворачивает детей спиной друг к другу, просит детей перешагнуть через сцепленные руки соседей и т. д. Таким образом, когда дети открывают глаза, вместо круга получается куча- мала. Дети должны распутаться, не разнимая рук. 10 Продолжи движение Дети стоят в кругу. Воспитатель предлагает одному из детей быть ве дущим. «Сейчас ведущий начнет делать какое- нибудь движение. По мое му хлопку он замрет, а его сосед подхватит и продолжит это движение. И так — по кругу». Взрослый предлагает ведущему начать любое движение( поднять руки, сесть на корточки, повернуться вокруг себя и т. д. ) . Его сосед должен продолжить это движение по команде взрослого. Так движение проходит весь круг и возвращается к ведущему. Игра продолжается до тех пор, пока в роли ведущего не побывают все желающие 11 Божья коровка Взрослый собирает детей вокруг себя и говорит: «Давайте представим, что мы поймали божью коровку. Вот она, у меня в руках. Хотите посмотреть? Я могу передать ее своему соседу, а он — своему. Но это — не простая божья коровка, а волшебная. Каждый раз, когда ее передают другому, она увеличивается в размерах в два раза. Так что, когда мы передадим ее по кругу, она уже будет во- о- от такая( показывает) . Будьте очень осторожны с ней, погладьте ее по крылышкам, приласкайте ее, старайтесь не сделать ей больно, но помните, что с каждым разом она становится все больше и боль ше, все тяжелее и тяжелее». Воспитатель держит в руках воображаемую божью коровку, поглаживает ее, показывает остальным детям, затем пере дает ее соседу. Божья коровка передается по кругу, взрослый все время напоминает детям о том, что она увеличивается. После того как божья ко ровка попадает в руки последнему ребенку, воспитатель подходит вместе с детьми к окну и «выпускает» ее на улицу. 12 Заколдованные друзья Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «В одной стране жил- был злой волшебник, любимым занятием которого было всех ссорить. Но люди в этой стране были очень дружными. И тогда он разозлился и решил их заколдовать. Он соединял каждого человека с его другом так, что они превращались в одно целое. Они прирастали друг к другу бок о бок, и у них на двоих было всего две руки, две ноги и т. д. Давайте поиграем в таких заколдованных друзей. Разделитесь на пары, крепко обнимите друг друга за талии и считайте, что этой руки у вас нет. Есть только по одной руке на каждого. Ходить сложно, ведь ноги тоже срослись, так что приходится шагать как одному существу. Сначала — шаг двумя сросшимися ногами, потом — единый шаг двумя боковыми ногами( воспитатель выбирает дво их детей и показывает остальным, как они могут ходить) . Пройдитесь по комнате, привыкните друг к другу. Привыкли? Теперь попробуйте поесть. Садитесь за стол. Помните, что у вас на двоих всего две руки. В одну руку берите ложку, в другую — кусочек хлеба. Ешьте и откусывайте хлеб по очереди. Помните, что нужно быть внимательным к действиям вашего друга, иначе ничего не получится». Если детям нравится игра, можно пред ложить им вместе умыться, причесаться, сделать зарядку и пр. 13 Весы «Давайте поиграем в весы. Разделитесь на тройки. Пусть один из вас будет продавцом, а двое — двумя чашами весов. Потом вы поменяетесь ролями. Продавец кладет что- нибудь на первую чашу весов, она прогибается от тяжести, а другая чаша — на столько же поднимается. Все поняли? Тогда давайте попробуем». Сначала воспитатель выбирает двух детей, кладет на одного из них «товар» и показывает, что должен делать каждый ребенок. Потом дети играют самостоятельно. Взрослый следит за игрой и помогает тем, кто нуждается в помощи. 14 Марионетки Воспитатель собирает детей вокруг себя и показывает им марионетку: «Сегодня мы с вами устроим кукольный спектакль с марионетками. Видите, я дергаю за ниточку, и кукла поднимает руку, дергаю за другую ниточку, и она поднимает ногу». Воспитатель делит группу на несколько подгрупп. В каждой подгруппе выбирается ребенок- марионетка. К его рукам и ногам взрослый привязывает веревочки и отдает их концы остальным участникам подгруппы. «Помните, что марионетки очень послушные и слушаются каждого движения человека. Порепетируйте в своих группах и привыкните действовать согласованно». Воспитатель подходит к каждой группе и смот рит, правильно ли дети действуют. Затем воспитатель предлагает куклам- марионеткахм встретиться, погулять, взявшись за руки. Потом — сделать зарядку. 15. Насос и надувная кукла Воспитатель разбивает детей на пары. Один — надувная кукла, из кото рой выпущен воздух, — лежит на полу в расслабленной позе( согнуты ко лени, руки, голова опущена) . Другой «накачивает» куклу воздухом с помо щью «насоса»: ритмично наклоняется вперед, на выдох произносит: «С- с- с». Кукла медленно наполняется воздухом, распрямляется, твердеет — и вот она надута. Затем куклу сдувают, несильно нажав ей на живот, воздух постепенно выходит из нее со звуком «с- с- с», она опять «опадает». После этого дети меняются ролями 16 Злой дракон Для этой игры необходимо принести в группу несколько больших кар тонных или деревянных коробок, в которых могли бы поместиться 2- 3 ребенка. В начале игры воспитатель предлагает детям стать гномами, жи вущими в маленьких домиках. Когда дети займут места в домиках- коробках, взрослый говорит им: «В нашей стране большая беда. Каждую ночь приле тает большой- пребольшой злой дракон, который уносит людей в свой замок на горе, и что с ними случается дальше, никто не знает. Существует един ственный способ спастись от дракона: когда на город надвигаются сумерки, люди прячутся в свои домики, сидят там, обнявшись, и уговаривают друг друга не бояться, утешают друг друга, гладят. Дракон не выносит ласковых и добрых слов и когда слышит, как они доносятся из дома, старается по быстрее пролететь этот дом и продолжает поиски другого дома, из которого такие сло ва не доносятся. Итак, последние солнечные лучи медленно гаснут, на город спускаются сумерки и люди спешат спрятаться в свои домики и покрепче обняться». Воспитатель • ходит между домами, изображая дракона, устрашающе воет, угрожает, останавливаясь у каждого домика и заглядывая внутрь. 17 Шторм Для игры необходим большой кусок ткани, чтобы им можно было на крыть детей. Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Беда тому кораблю, который окажется в море во время шторма: огромные волны гро зят перевернуть его, а ветер швыряет корабль из стороны в сторону. Зато волнам в шторм одно удовольствие: они резвятся, гудят, соревнуются меж ду собой, кто выше поднимется. Давайте представим, что вы — волны. Над вами — вода. Вы можете радостно гудеть, зловеще шипеть, поднимать и опускать руки, поворачиваться в разные стороны, меняться местами и т. д. Следите за тем, чтобы вы все оставались под водой, а не то превратитесь в кораблик, и тогда вам несдобровать». Взрослый вместе с детьми забирает ся под кусок ткани, прыгает, шипит, гудит, машет руками. 18 Разведчики Для игры необходимы картонные или де ревянные коробки. Воспитатель делит группу на несколько подгрупп по 2- 3 человека. Пред варительно взрослый прячет в разных местах комнаты «телеграммы с шифровкой»( это могут быть листы бумаги, на которой начер таны непонятные значки) . «Вы — разведчики. В аше государство послало вас на очень ответственное задание: вы должны достать документ государственной важности. Но сделать это надо так, чтобы вас никто не заметил. Для этого вам выдали маскировочные защитные коробки, забравшись в которые вы будете медленно и очень аккуратно подбираться к месту, где спрятана телеграмма с шифровкой. Задание это действительно важное и крайне опасное, ведь в любой момент вас могут поймать и посадить в тюрьму. » Иногда вы будете слышать сигнал тревоги( воспитатель издает звук, похожий на звук сигнализации) : это полицейск ие устраивают облаву. В этот момент вы должны замереть на месте и прекратить движение, иначе попадетесь. Будьте предельно осто рожны, передвигайтесь медленно и очень тихо. Вы можете иногда смотреть в щелочку, приподнимая коробку, но каждый раз при этом вы рискуете быть пойманными». Воспитатель накрывает детей коробками, предварительно объяснив, где лежит важный документ, который должна найти каждая из подгрупп. Дети передвигаются по комнате по направлению каждый к своей телеграмме. Периодически взрослый дает сигнал тревоги, и дети прекра щают движение. Когда все группы добрались до своих телеграмм, воспи татель подходит к каждой из групп и благодарит от имени правительства за успешное выполнение секретного задания. 19 Обнималки На полу обозначается небольшой круг таким образом, что вся группа может поместиться в нем только крепко прижавшись друг к другу. Взрослый говорит: «Вы — скалолазы, которые с большим трудом забрались на вер шину самой высокой горы в мире. Теперь вам нужно отдохнуть. У скало лазов есть такая традиция: когда они достигают вершины, они стоят на ней и поют песенку: Мы — скалолазы До верха дошли, Ветра проказы Нам не страшны. Запомнили? Тогда вставайте на площадку. Она очень маленькая, а за чертой — глубокая бездна. Поэтому на ней можно стоять только очень тесно прижавшись друг к другу и крепко обнявшись. Поддерживайте друг друга, чтобы никто не упал». Дети встают в круг, обняв друг друга, и поют. 20 Актеры Дети стоят в кругу. «Вы все — актеры, а я — зритель. Я буду говорить, кого вы должны изобразить. Хороший актер играет так, что зрители верят в то, что он изображает. Нахмурьтесь, как: осенняя туча; рассерженный человек; злая волшебница. Улыбнитесь, как: кот на солнце; само солнце; Буратино; хитрая лиса; радостный ребенок; как будто вы увидели солнце. Позлитесь, как: ребенок, у которого отняли мороженое; два барана на мос ту; человек, которого ударили. Испугайтесь, как: дети, потерявшиеся в лесу; заяц, увидевший волка; котенок, на которого лает собака. Устаньте, как: папа после работы; человек, поднявший тяжелый груз; муравей, притащивший большую муху. Отдохните, как: турист, снявший тяжелый рюкзак; ребенок, помогший маме убрать весь дом; уставший воин после победы. Старайтесь представить, как себя чувствуют ваши герои, и точно передать их состояние. Смотрите друг на друга, пытайтесь заразить своих соседей этим состоя нием». 21 Дискотека зайчиков Звучит ритмичная, веселая музыка. «Все вы — зайчики- поп рыгунчики. У вас сегодня большой праздник: вы перехитрили волка и убежали от него. Теперь вы собрались на лужайке и празднуете избавление от злого волка». Зайчики вместе с вос питателем высоко подпрыгивают под музыку, сгибают ушки( машут ладонями у головы) , весело скачут по полю, смеются, пищат 22 Ночные звуки Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вами поиграем в утят, которые заблудились в лесу. Пусть трое ребят будут утята ми, а остальные — деревьями, корягами и кустами в лесу. Потом у каждого из вас будет возможность поменяться ролями и побыть утятами. Утята убежали с птичьего двора. Ночь застала их в лесу. К тому же испортилась погода. Пошел дождь, поднялся ветер. Деревья громко скрипят и гнут вет ки под напором ветра почти до земли, а утятам кажется, что их хватают большие темные и мокрые лапы. Перекликаются филины, а утята думают, что это кто- то кричит от боли. Долго метались утята по лесу, пока не нашли себе местечко, где можно было спрятаться». В комнате приглушается свет, дети изображают деревья, коряги и пни, они принимают угрожающие позы и издают громкие угрожающие звуки: завывают, ухают и пр. Утята бродят по комнате, шарахаются от деревьев и коряг, дрожат от страха и холода. Через несколько минут воспитатель указывает утятам на пещерку, где они могут укрыться от дождя( под столом) . Дети забираются под стол, сжима ются в комочек. Когда взрослый включает свет, он предлагает желающим поменяться с утятами ролями, и игра продолжается до тех пор, пока каждый желающий не побывал в роли утенка. 23 Курица с цыплятами В игре участвуют мама- курица, маленькие цыплята и хищный коршун, который за ними охотится( эту роль выполняет взрослый ведущий) . Снача ла мама- курица с цыплятами греются на солнышке, брызгаются около пруда, ищут червячков на полянке и пр. Вдруг налетает хищная птица и пытается выкрасть цыплят. Мама- курица должна укрыть, спрятать своих детей, собрать их вместе и защитить от опасности. Можно использовать большой кусок ткани, чтобы дети могли спрятаться под ним. Спрятанного цыпленка коршун украсть не сможет. Когда все цыплята спрятаны, коршун еще некоторое время угрожающе кружится над ними, а потом улетает. Мама- курица выпускает своих детей из укрытия, и они вновь резвятся на полянке. В последующих играх роль мамы- курицы и коршуна можно по ручать другим, особенно «проблемным» детям. 24 Старенькая бабушка Воспитатель делит детей на пары. Каждая пара состоит из бабушки( дедушки) и внучки( внука) . Необходимо перевести слепого старичка через улицу с интенсивным движением. Несколько детей играют роль машин и бегают туда- сюда по улице. «Поводырю» нужно уберечь «старичков» от машин. 25 Живые куклы Воспитатель разбивает группу на пары. «Давайте представим, что ваши куклы оживают не только по ночам, но и днем. Они умеют говорить, про сить, бегать и пр. Давайте представим, что один из вас — ребенок, а другой — его кукла- девоч ка или кукла- мальчик. Кукла будет что- то про сить, а ее хозяин — выполнять ее просьбы и заботиться о ней». Взрослый предлагает пона рошку помыть кукле руки, покормить, погулять, уложить спать и т. п. При этом воспитатель пре дупреждает, что хозяин должен выполнять все капризы куклы и не заставлять ее делать то, чего она не хочет. Когда дети примут игровую ситуацию и увлекутся, пускай продолжают играть сами. В следующей игре они должны будут поменяться ролями. 26 Заблудившийся ребенок Воспитатель собирает детей вокруг себя и говорит: «Сегодня мы с вам поиграем в зверей в лесу. Каждый из вас будет тем зверем, каким он захочет. А один из вас будет ребенком. С утра ребенок пошел с мамой в лес и сам не заметил, как упустил ее из виду и заблудился. Так он и пробродил в лесу весь день, а потом, усталый и перепуганный, сел под дерево и заплакал. Тут- то его и обнаружили звери. Они очень удивились, ведь до этого ни один из них не видел живого человека. Но ребенок так горько плакал, что зверям стало жалко его и, посовещавшись, они решили помочь этому странному существу. Они стали гладить его, чтобы утешить, построили ему домик из ветвей деревьев и камней, чтобы он смог переночевать в нем, спели ему колыбельную песенку на своем зверином языке, а наутро проводили его к дороге, ведущей домой». После рассказа воспитатель организует сюжетно- ролевую игру. Он на поминает детям, что они не знают человеческого языка и поэтому не могут разговаривать; помогает построить дом из воображаемых веток и камней; сообщает о наступлении ночи и приходе утра и т. д. Игру можно повторять, при этом желательно на роль потерявшегося ребенка назначать «проблем ных» — агрессивных или, наоборот, замкнутых детей. 27 День помощника Воспитатель собирает с утра всю группу и говорит: «Сегодня у нас с вами необычный день. Мы будем помогать друг другу, но так, чтобы это не было заметно. Сейчас я подойду к каждому из вас и скажу, кому он будет сегодня стараться помочь во всем. Не говорите об этом больше никому. Вечером мы с вами снова соберемся вместе, и вы попробуете догадаться, кто же вам сегодня помогал, и поблагодарите его». В течение дня взрослый напоминает детям о задании. Вечером воспита тель вновь собирает группу и просит каждого ребенка по очереди рассказать о том, как и кто помогал ему. Как мы уже подчеркивали, кроме игр, во время пятого этапа необходимо создавать ситуации, в которых дети смогут проявить помощь в контексте реальной жизни. Дети очень любят помогать маленьким, чувствуют себя при этом взрослыми и сильными. Попросите их помочь воспитателю млад шей группы одеть малышей на прогулку или накрыть на стол и рассадить маленьких за столы. Когда вы увидите, как хорошо дети справляются с этим заданием, попросите их заменить воспитательницу младшей группы до обеда. Пусть ваши дети проведут в младшей группе время до тихого часа, помогая малышам заниматься, играть, собираться и одеваться на прогулку, обедать и, наконец, укладываться спать. Такая забота о других, участие в нуждах сверстника, помощь слабому и радость за него порождают чувство причастности к жизни другого и спо собствуют развитию сопереживания. 28 Что написано? Каждому из детей воспитатель дает карточку, на которой написан какой- нибудь хороший эпитет: «добрый», «ласковый», «веселый», «нежный», «красивый» — и т. п. Задача детей — догадаться, что написано на карточке другого. Для этого каждый из них, обращаясь к соседу, говорит, например: «Ты — замечательный» и т. д. Когда произнесенный эпитет совпадает с тем, который написан у ребенка на карточке, дети начинают отгадывать, что написано о следующем ребенке. И так — по кругу, пока очередь не дойдет до последнего ребенка. 29 Пожелания магов «Когда- то давным- давно, когда добрые маги жили среди людей, было принято при рождении ребенка приглашать этих магов в дом. Каждый маг дарил ребенку пожелание, которое обязательно исполнялось. Давайте по играем в магов. Вы можете пожелать все, что угодно, ведь вы — оче нь! могущественные. Кто из вас будет ребенком? Не спорьте, потому что pe бен ком успеет побывать каждый из вас». 30 Комплименты Сидя в кругу, дети берутся за руки. Глядя в глаза соседу, надо сказать ему несколько добрых слов, за что- то похвалить. Принимающий комплимент кивает головой и говорит: «Спасибо, мне очень приятно! » Затем он дарит комплимент своему соседу. Упражнение проводится по кругу 31 Если бы я был королем Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королем, то подарил бы тебе. . . ». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по- настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему пода рят красивую куклу? — а вот если летающий корабль! . . Да, кстати, не за будьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королем и подарить своему соседу ваш собственный пода рок». 32 Садовники и цветы Группа делится на две подгруппы. «Если цветы, которые стоят в вашей группе, долго не поливать водой — они завянут. Но сегодня мы с вами от правимся в необыкновенный сад, там растут цветы, которым не надо воды. Они увядают и вянут, если долго не слышат о себе добрых и ласковых слов. Пусть одна группа будет цветами, которые увяли, потому что их давно не поливал и добрыми словами, а другая — садовниками, которых вызвали на помощь погибающим цветам. Садовники должны ходить по саду и обра щаться к каждому цветку с ласковыми словами, и тогда цветы будут посте пенно оживать и распускаться. Потом мы поменяемся ролями». 33 Если бы я был королем Дети сидят в кругу. «Вы знаете о том, что короли могут все? Давайте представим себе, что бы мы подарили своему соседу, если бы мы были королями. Придумали? Тогда пусть каждый по кругу скажет, какой подарок он бы сделал. Начинайте со слов: «Если бы я был королем, то подарил бы тебе. . . ». Придумывайте такие подарки, которые могли бы по- настоящему обрадовать вашего соседа, ведь какой мальчишка будет рад, если ему пода рят красивую куклу? — а вот если летающий корабль! . . Да, кстати, не за будьте поблагодарить короля за подарок, ведь только после этого вы сами сможете стать королем и подарить своему соседу ваш собственный пода рок». 34 Связующая нить Дети сидят в кругу, передавая друг другу клубок ниток так, чтобы все, кто уже держали клубок, взялись за нить. Передача клубка сопровождается высказываниями о том, что дети хотели бы пожелать другим. Начинает взрослый, показывая тем самым пример. Затем он обращается к детям, спрашивая, хотят ли они что- нибудь сказать. Когда клубок вернется к веду щему, дети по просьбе воспитателя натягивают нить и закрывают глаза, представляя, что они составляют одно целое, что каждый из них важен и значим в этом целом. 35 Волшебные очки Воспитатель: «У меня есть волшебные очки, в которые можно разглядеть только хорошее, что есть в человеке, даже то, что человек иногда прячет от всех. Пусть каждый из вас примерит эти очки, посмотрит на других ребят и постарается увидеть как можно больше хорошего в каждом, может быть, даже то, чего раньше не замечал».