Практический материал по духовно-нравственному воспитанию
Документы для скачивания
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Практический материал по духовно- нравственному воспитанию( средняя группа) «Пусть ребенок чувствует красоту и восторгается ею, пусть в его сердце и в памяти навсегда сохранятся образы, в которых воплощается Родина». В. А. Сухомлинский Дошкольное детство – это важный период в жизни ребенка, когда формируются ощущения собственных возможностей, потребность в самостоятельной деятельности, основные представления об окружающем мире, добре и зле в нем, представления о семейном укладе и родной земле. Именно поэтому в настоящее время крайне важно создать нормально функционирующую систему духовно- нравственного воспитания в дошкольных учреждениях; систему, построенную на ценностях традиционной духовной культуры, отвечающую потребностям развития личности ребенка и направленную на развитие телесно, душевно( психически) и духовно здорового человека. Духовно- нравственное воспитание процесс долговременный, предполагающий внутреннее изменение каждого участника, который может найти отражение не здесь и не сейчас, в дошкольном детстве, а гораздо позднее, что затрудняет оценку эффективности проводимой деятельности. Основной целью духовно- нравственного воспитания является воспитание духовно- нравственной личности ребенка, содействие обретению им нравственного востребованного духовного опыта, основанного на традициях русского Православия. Задачи: приобщение детей к традиционным для православной России духовно- нравственным ценностям, раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных дарований, активизация позитивных, гармоничных, иерархически выстроенных отношений ребенка к социальному миру взрослых и сверстников, к окружающей среде, опосредованных отношением к Творцу, формирование гражданского самосознания, любви к Родине и русскому народу, охрана и укрепление душевного, духовного и физического здоровья детей. Формы работы по духовно- нравственному воспитанию: чтен ие народных и авторских сказок, литературных произведений из серии «Детям о вере», сказки о материнской любви; цикл занятий под названием «Уроки доброты», целью которых является воспитание нравственных ценностей и п ознание самого себя в мире люде; . знакомство с календарными православными и народными праздниками и проведение некоторых из них( Рождеств енские Святки, Масленица, Пасха) ; тематические выста вки детского творчества; экскурсии на природу( красота Божьего мира) . Сначала люди учатся христианской любви в родной семье, потом – ко всем близким, а затем ко всем людям, поэтому нашу работу по духовно- нравственному воспитанию мы начинаем с воспитания любви к матери посредством: – чтения сказок, в которых наиболее ярко показана сила материнской любви, ее мудрость, жертвенность ради своего ребенка, которые учат детей пониманию значимости своей помощи маме, внимательному отношению к ней: «Кукушка» ненецкая сказка, « Айога » нанайская сказка, «Материнская любовь» корейская сказка. – бесед: «Нет милее дружка, чем родная матушка», «Расскажи о своей маме» – заучивания стихов о маме, изготовление подарков для мам, бабушек; – творческие работы – портреты мам или всей семьи из разных материалов; – совместные мероприятия детей и мам. Интеграция духовно- нравственного воспитания проходит в различные виды детской деятельности: игровую: проведение сюжетно- ролевых, дидактических, конструктивных, подвижных, народных игр. В организации сюжетно- ролевых игр учитывается нравственная сторона ролевого взаимодействия: врач не только лечит больных, он сопереживает, проявляет милосердие и сострадание, учитель терпелив и доброжелател ен, продавец честен и совестлив. продуктивную деятельность: изготовление поделок, рисунков для родных и именинников, к православным праздникам; театрализованная деятельность позволяет воплотить нравственные чувства в смоделированных ситуациях( «Как бы ты поступил») , ( «Давай помиримся») . Для работы с родителями используется консультативный материал по вопросам духовно- нравственного развития детей, предлагается перечень литературных произведений для семейного чтения. В целом, мы стараемся создать все необходимые условия для осуществления работы в данном направлении, повысить духовно- нравственный потенциал в вопросах православного воспитания дошкольников, заинтересовать родителей к духовной жизни ребенка, родители включаются в деятельность детского сада, направленную на духовно- нравственное развитие детей. Православные праздники РОЖДЕСТВО И СВЯТКИ Рождество- 7 января Святки- с 7 по 19 января Рождественской недели Скрипучие шаги. Нецелевые цели П од вектором ноги. Рождественских морозов В полне раешный стиль И воздух- бело- розов И сладок, Как ваниль. . . . РОЖДЕСТВО ХРИСТОВО – один из самых главных христианских праздников. В нашу жизнь Рождество «вернулось» совсем недавно. В недалеком прошлом о нем не принято даже было упоминать, зато сейчас это один из немногих государственных праздников. – Ребята, что вы знаете о Рождестве? Рождество издавна сопровождалось красочными народными обычаями: колядки, ряжение. В гости на Рождество принято звать самых близких людей, но это не значит, что не могут собраться друзья и знакомые. Важно, чтобы всем было хорошо в этот праздник, и никто не должен скучать в одиночестве. В этот праздник принято колядовать. – Вы можете сказать, что такое колядки? Колядки- это специальные песни с пожеланиями богатого урожая, здоровья, согласия в семье. Мало кто знает сейчас эти песни. Но почему бы в весёлой, шутливой форме не поздравить хотя бы соседей? А те за поздравления и шутки- прибаутки угостят печеньем, пряниками, конфетами. В старину колядовщики пели: «Ты нас будешь дарить- мы будем корить! Коляда, коляда! Подавай пирога! ». Ой, да каждой зимушкой Мы с подружкой Зинушкой, Шутками заряжены, Всюду ходим ряжены. . . Всласть пое м- стараемся, А не повторяемся: Все наши колядочки Собраны в тетрадочке. ШИРОКАЯ МАСЛЕНИЦА 7 дней, за 8 недель до Пасхи Февраль- март Начинаем проводы зимы- И согласно праздничной программе Д о ворот проводим зиму мы. А весна уже не за горами. МАСЛЕНИЦА – самый веселый, шумный народный праздник. Каждый день недели имеет свое название, а название говорит о том, что в этот день полагается делать. Конечно, сейчас трудно соблюсти все обычаи и обряды, но узнать о них будет интересно многим. Ведь Масленица- это не только блины, которые бывали в прежние времена и дома, и в гостях, и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу долг каждого человека- помочь прогнать зиму, разбудить природу. На это и направлены все масленичные традиции. Понедельник – «встреча». В этот день полагается устраивать и раскатывать ледяные горки: чем дальше катятся салазки, чем громче шум и смех над горкой, тем лучше будет урожай. Вторник – « заигрыш », в это день начинаются веселые игры, а за потеху и веселье угощают блинами. Среда – «лакомка». Название говорит само за себя. В этот день хозяйки поступают по поговорке: «Что есть в печи- все на стол мечи! » на первом месте в ряду угощений, конечно, блины. Четверг – «разгуляй». Чтобы помочь солнцу прогнать зиму, устраивают катание на лошадях «по солнышку»( по часовой стрелке вокруг деревни) . Главное мужское дело в этот день- оборона снежного городка. Мужчины и молодые парни с азартом включаются в битву, а женщины, старики и дети выступают в роли зрителей, строгих судей и страстных болельщиков. Пятница- «тещины вечера», в этот день зять едет «к теще на блины», а теща зятя привечает, угощает. Суббота – « золовкины посиделки». Ходят в гости ко всем другим родственникам, и опять угощение- бесчисленные блины. Воскресенье – «прощеный день». В этот день просят прощения у родных и знакомых за нанесенные обиды и, облегчив душу, весело поют и пляшут, провожая широкую Масленицу. Зиму принято изображать в виде соломенного чучела, обряженного в женское платье. В начале Сырной недели чучело с комической торжественностью встречают, а в последний день с шумом, смехом, плачем и шутками сжигают на огромном костре. ПАСХА( Март – Апрель) Православные христиане называют этот день « праздником праздников и торжеством торжеств». Это самый главный день православного церковного года. В этот день отмечается воскресение из мертвых Иисуса Христа. Победу добра над злом, света над тьмой символизирует этот религиозный праздник. Надо сказать, что Пасху празднуют не только православные христиане, но и представители других «ветвей» христианства. Подобные праздники есть и в других религиях. Празднуют Пасху и многие неверующие, ведь она- начало весны, пробуждение природы. Празднование Пасхи – многовековая традиция, поэтому мы просто расскажем о том, как на Руси издавна принято встречать Светлое Христово Воскресение. У этого праздника всегда была и «развлекательная» сторона, правда, несколько приглушенная. Какие же развлечения приняты на Пасху? Устраивались всевозможные игры с пасхальными яйцами, хороводы, катание на качелях. На Пасху принято было «христосоваться» – поздравлять друг друга с праздником, при этом родным и близким дарили крашеные яйца – символ жизни. СТИХИ О ПРАВОСЛАНОЙ ВЕРЕ Кудрявый ежик Жил на свете славный ежик- Тихий топот шустрых ножек, Только, как он ни пригож, На других он не похож. Все ежи сердиты, колки, На боках растут иголки, А у нашего бедняжки- Только нежные кудряшки. Все ежи пыхтеть умеют, Тронуть их никто не смеет, Этот не умел пыхтеть- Только песенки мог петь. Потому по мхам и кочкам, И березовым лесочкам Место вы нашли б едва ли, Где б его не обижали. От обиды и от грусти Ежик спрятался под кустик, Побледнел и похудел, Песен радостных не пел. Выглянуть боялся он, Тихо плакал под кустом. Среди тех густых лесов Тихо шел Иисус Христос, Рядом проходя с кустом Ежика увидел Он: - " Что случилось, ежик бедный, Отчего такой ты бледный, Не играешь, не шумишь, Только плачешь и дрожишь? " - " Потому что я не колкий, Не растут мои иголки, За обиду не могу Сдачи дать я никому. Все меня лишь обижают, И никто не утешает, Всех стесняюсь, всех боюсь, Оттого я в тень и жмусь" . Тут Спаситель улыбнулся И рукою потянулся- Ежика за лапку взял, Очень ласково сказал: " Я тебя люблю такого- Шелковистого, смешного, И вдвоем Моим путем Мы теперь с тобой пойдем. Я С воей святой любовью, На кресте пролитой кровью Исцелю тебя от ран И С вою защиту дам. Хорошо, что ты не колкий, Не нужны тебе иголки, Ты учись любить, прощать, И сердечко защищать Не иголками, не злобой, А любовью светлой Бога. Сочиним с тобою вместе Много мы чудесных песен, Будем детям возвещать Про Господню благодать. Путь открыт! Пойдем со Мною, Светлой утренней зарею Будем славить мы Отца, Всемогущего Творца! " Ежик взял и отряхнулся, И Иисусу улыбнулся, По Господнему пути Очень он хотел идти. И идя, он пел дорогой Песни про Святого Бога, Чтоб по всей земле плыла Богу Дивному хвала. Мост- Чьи- то маленькие ножки Постучали по дорожке, Кто же вдруг пришел к нам в гости В этот ранний час? - Это милая овечка, Шерстка в шелковых колечках. Что расскажешь нам, овечка, Чем порадуешь ты нас? - Я пришла к вам с вестью доброй, С вестью радостной и бодрой, И сейчас я по порядку Все вам расскажу. Раз зашла я в лес огромный, Страшный, сумрачный и темный, Вдруг тропинку потеряла И не нахожу. В зарослях крапивы жгучей, И в терновнике колючем Я бродила, я плутала В мрачной тишине. Сердце плакало и билось: " Вот совсем ты заблудилась, И никто на целом свете Уж не вспомнит о тебе! " Тут мои ослабли ножки, Я упала на дорожке, Думая, что без сомненья Мой конец настал. Вдруг шаги я рядом слышу, Что ночных туманов тише, И спокойный, добрый голос Вдруг меня позвал: " Здравствуй, милая овечка, Шерстка в шелковых колечках! Я искал тебя по свету Отдал много сил. Исходил Я все дороги, И С вои изранил ноги, Чтоб спасти, тебя, малышка, Кровь С вою пролил. За тебя Я принял муки" . И С вои святые руки Протянул ко мне Он тихо, Поднял над землей. Улыбнулся, обнял нежно, И в любви С воей безбрежной Он сказал: " Пойдем со Мною В дом небесный Мой" . Шли мы тихо под луною, Он беседовал со мною, И Его спокойный голос Боль унял и страх. Большой град сверкнул зарею. . . Только пропасть меж землею И прекрасным, святым домом Бога в небесах. Стала я тогда боятся, Что придется нам расстаться, Потому, что через пропасть Нету мне пути. Он сказал мне: " Не пугайся И во всем Мне доверяйся" . Поднял Он меня на руки И помог пройти. Там же, где ступали смело Через пропасть в дымке белой, В кровь израненные ноги- Вдруг воздвигся мост. - Кто же чудный твой Спаситель, Твой прекрасный Избавитель, Как зовут Его- скажи нам? - Он- Господь, Иисус Христос! Он велел идти мне к детям И поведать всем на свете, Что открыта всем дорога В светлый Божий дом. Хочет Он, чтоб не встречали Вы ни горя, ни печали, И для этого Господь наш Стал для вас мостом. Приходите поскорее! Он Своим теплом согреет И С воей любовью нежной Детские сердца. Он вас ждет! К Нему спешите, Безбоязненно входите В светлый дом Христа Иисуса И Его Отца ПРАВОСЛАВНЫЕ ПЕСЕНКИ ВЕРБОЧКИ Мальчики да девочки Свечечки да вербочки П онесли домой. Огонечки теплятся, Прохожие крестятся, И пахнет весной. Дождик, дождик маленький, Ветерок удаленький, Не задуй огня! В Воскресенье Вербное Завтра встану первая Д ля святого дня. ПТИЧКИ В САДУ Птички в саду, рыбки в пруду Лань на бегу, цветы на лугу Любит Спаситель этих и тех А нас детишек больше всех Узкоглазых корейцев, краснокожих индейцев С черною кожей и с белою тоже Любит Спаситель этих и тех А нас детишек больше всех Слушайте люди, Бог вас так любит Что каждый час помнит о вас Любит Спаситель этих и тех А нас детишек больше всех КОЛЫБЕЛЬНАЯ На кроватке из соломы Спит Иисус- малыш. В мягких ясельках в хлеву Ты, Иисус, лежишь. С малышом Мария- мама Рядышком сидит. Тихо песню напевает: Спи, малышка, спи. Спит ослёнок, спит ягнёнок, Наигравшись днём. Спи, мой маленький ребёнок, Дитятко моё. Над Землёй звезда восходит, Озарив восток. На кроватке из соломы Спит Предвечный Бог. СКАЗКИ о материнской любви НАНАЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА « Айога » В роду Самаров жил один нанаец- Ла. Была у него дочка- Айога. Красивая девочка. Все её очень любили. . . Айога загордилась. Стала рассматривать своё лицо. И понравилась сама себе. Смотрит, не может оторваться. Глядит не наглядится. То в медный таз начищенный смотрится, то на своё отражение в воде любуется. Совсем стала Айога ленивая. Всё любуется собой. Вот однажды говорит ей мать: - Пойди принеси воды, Айога! Дочка отвечает: - Я в воду упаду. - А ты за куст держись, - говорит ей мать. - Куст оборвётся! - отвечает Айога. - А ты за крепкий куст возьмись. - Руки поцарапаю. . . Тут соседская девочка говорит матери Айоги: - Я схожу за водой, мать. Пошла и принесла воды. Замесила мать тесто. Сделала лепёшки. На раскалённом очаге испекла. Увидела Айога лепёшки, кричит: - Дай мне лепёшку, мать! - Горячая она. Руки обожжёшь, - отвечает мать. - Я рукавицы надену, - говорит Айога. - Рукавицы мокрые. - Я их на солнце высушу. - Покоробятся они, - отвечает мать. - Я их мялкой разомну. - Руки заболят, - отвечает мать. - Зачем тебе трудиться, красоту свою портить? Лучше я лепёшку той девочке отдам, которая рук своих не жалеет. Взяла мать лепёшку и отдала соседской девочке. Рассердилась Айога. Пошла за дверь, на реку. Смотрит на своё отражение в воде. А соседская девочка жуёт лепёшку. Стала Айога на девочку оглядываться. Шея у неё вытянулась- длинная стала. Говорит девочка Айоге: - Возьми лепёшку. Мне не жалко! Совсем разозлилась Айога. Зашипела. Замахала руками, пальцы растопырила, побелела вся от злости- так замахала, что руки у неё в крылья превратились. - Не надо мне ничего- го- го! - кричит. Не удержалась на берегу, бултыхнулась в воду Айога и превратилась в гуся. Плавает и кричит: - Ах, какая я красивая! Го- го- го! Ах, какая я красивая! . . Плавала, плавала, пока по- нанайски говорить не разучилась. Все слова забыла. Только имя своё не забыла, чтобы с кем- нибудь её, красавицу, не спутали, и кричит, чуть людей завидит. - Ай- ога- га- га! Ай- ога- га- га! НЕНЕЦКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Кукушка» Жила на земле бедная женщина. Было у неё четверо детей. Не слушались дети матери. Бегали, играли на снегу с утра до вечера. Вернутся к себе в чум, целые сугробы снега на пимах натащат, а мать убирай. Одежду промочат, а мать суши. Трудно было матери. Вот один раз летом ловила мать рыбу на реке. Тяжело ей было, а дети ей не помогали. От жизни такой, от работы тяжёлой заболела мать. Лежит она в чуме, детей зовёт, просит: - Детки, воды мне дайте. . . Пересохло у меня горло. Принесите мне водички. Не один, не два раза просила мать. Не идут дети за водой. Старший говорит: - Я без пимов. Другой говорит: - Я без шапки. Третий говорит: Я без одёжи. А четвёртый и совсем не отвечает. Сказала тогда мать: - Близко от нас река, и без одёжи можно за водой сходить. Пересохло у меня во рту. Пить хочу! . . Засмеялись дети, из чума выбежали. Долго играли, в чум к матери не заглядывали. Наконец захотел старший есть- заглянул в чум. Смотрит он, а мать посреди чума стоит. Стоит и малицу надевает. И вдруг малица перьями покрылась. Берёт мать доску, на которой шкуры скоблят, и доска та хвостом птичьим становится. Напёрсток железный клювом ей стал. Вместо рук крылья выросли. Обернулась мать птицей и вылетела из чума. Закричал старший сын: - Братья, смотрите, смотрите, улетает наша мать птицей! Тут побежали дети за матерью, кричат ей: - Мама, мы тебе водички принесли! Отвечает им мать: - Ку- ку, ку- ку! Поздно, поздно! Теперь озёрные воды передо мной. К вольным водам лечу я. . . Бегут дети за матерью, зовут её, ковшик с водой ей протягивают. Меньшой сынок кричит: - Мама, мама! Вернись домой! Водички на! Попей, мама! Отвечает мать издали: - Ку- ку, ку- ку, ку- ку! Поздно, сынок, не вернусь я. . . Так бежали за матерью дети много дней и ночей- по камням, по болотам, по кочкам. Ноги себе в кровь изранили. Где пробегут, там красный след останется. Навсегда бросила детей мать- кукушка. И с тех пор не вьёт себе кукушка гнезда, не растит сама своих детей. КОРЕЙСКАЯ НАРОДНАЯ СКАЗКА «Материнская любовь» Давным- давно в деревне, неподалёку от города Кэсона, жила бедная крестьянская семья. Муж работал на поле у богатого соседа, а жена пекла на продажу рисовые хлебцы. Так и жили они, сводя кое- как концы с концами. И был у них сын Хан С ек Бон, которого они любили больше жизни. Дружно жила семья бедняка, пока не нагрянула на них непоправимая беда: отец тяжело заболел и умер. Умирая же, сказал он своей жене: — Пусть наш сын будет учёным, и тогда все его станут уважать. И жена пообещала мужу выполнить его последнее желание. Когда Хан С ек Бону исполнилось семь лет, мать сказала: — Пора выполнить волю отца. Десять лет предстоит тебе провести в учении. Ты познаешь за это время тысячу иероглифов, выучишь лучшие стихи, научишься медицине и прочтёшь книги философов. После этого ты сможешь выдержать экзамен в Сеуле и станешь учёным, как хотел отец. Хан С ек Бон ушёл учиться в Кэсон, и мать осталась одна в своём маленьком домике. Никто в деревне лучше неё не пёк рисовых хлебцев. Они были и вкусны, и красивы, всегда одинаковые, ровные, пышные. И поэтому все соседи покупали хлебцы только у неё. Не было такого вечера, чтобы мать не думала о своём мальчике. Она скучала без него, горевала и плакала. По ночам мать высчитывала, сколько лет, месяцев и дней пройдёт, прежде чем она увидит дорогого сына. Но дней до встречи оставалось ещё много. И вот как- то вечером мать услышала близ чиби чьи- то шаги. Она открыла дверь и узнала своего сына. Мать видела, что Хан С ек Бон измучен дальней дорогой, ей хотелось броситься к мальчику, прижать его к своей груди. Но она не сделала этого. Она даже не улыбнулась своему сыну, только спросила: — Почему ты вернулся раньше времени? Разве ты уже постиг все науки и можешь держать экзамен? Хан С ек Бон не ожидал такого сурового приёма от матери. Он заплакал и сказал: — Я очень устал. Много десятков ли прошёл я пешком и не ел со вчерашнего утра. Накормите меня, а утром я всё вам расскажу. Ах, как хотелось матери обнять своего сына, поцеловать его, накормить лучшим, что было в доме, и уложить на циновку! Но она ничего этого не сделала, а спросила снова: — Разве ты уже постиг все науки, которые должен был познать за десять лет? Сын ответил: — Я изучил все науки, которые полагается пройти за десять лет, и потому вернулся к вам раньше времени. — Тогда возьми кисточку, тушь, бумагу и напиши первые десять иероглифов, — сказала мать. Когда сын вынул из мешочка, что висел у него на поясе, тушь и кисточку, мать задула огонёк светильника и сказала: — Ты будешь рисовать в темноте иероглифы, а я — печь хлебцы. Через некоторое время мать воскликнула: — Хлебцы готовы! И с этими словами она вновь зажгла светильник. Хан С ек Бон показал матери свою работу. В темноте иероглифы вышли некрасивые, неровные, и в нескольких местах были даже кляксы. Тогда мать сказала: — Посмотри на мои хлебцы. Хан С ек Бон посмотрел на хлебцы. Они были ровные, красивые, одинаковые, аккуратные, точно мать пекла их при ярком свете. А мать положила на плечо сына руку и промолвила: — Возвращайся в Кэсон и приходи домой, когда минует срок и ты будешь знать в совершенстве всё, что полагается тебе знать. Взмолился Хан С ек Бон: — О, позвольте мне остаться хотя бы до утра! Я шёл к вам не останавливаясь много дней и ночей, и нет у меня силы снова идти в такой далёкий путь. — Нет у тебя времени для отдыха, — ответила сурово мать. — Вот тебе на дорогу хлебцы — и прощай! Пошёл Хан С ек Бон в темноте по горным тропам. Тяжела была дорога в древний город Кэсон. Не раз преграждали ему путь горные потоки и завывали поблизости дикие звери. Хан С ек Бон шёл и горько плакал. Ему казалось, что мать несправедлива и жестока к нему, что она разлюбила его за те годы, что прожил он в Кэсоне. Утром он развязал платок, в котором лежали хлебцы, и снова увидел, что хлебцы, испечённые в темноте, были прекрасны — один к одному, один к одному! И тогда Хан С ек Бон впервые подумал: «Мать смогла в темноте выполнить хорошо свою работу, а я не смог. Значит, она делает своё дело лучше, чем я! ». Подумав так, Хан С ек Бон поспешил в Кэсон. Прошло ещё пять лет — и вновь мать услышала вечером шаги у своего домика. Она открыла дверь и снова увидела сына. Хан С ек Бон протянул к матери руки, но мать сказала: — Все ли науки ты постиг, что пришёл домой? — Все, — ответил сын. И, вынув из мешочка бумагу, тушь и кисточку, он задул светильник. Через десять минут Хан С ек Бон сказал: — Можете зажечь светильник! . . Мать осветила комнату и подошла к сыну. Перед ней лежал лист бумаги, заполненный иероглифами. Иероглифы были все чёткие, ровные, красивые, один к одному, один к одному! И тогда мать воскликнула: — Как я ждала тебя! Как я соскучилась! Дай мне насмотреться на тебя, дай мне прижать тебя к своей груди! …Прошли годы, и Хан С ек Бон стал знаменитым учёным. Когда же ученики спрашивали его, как он стал таким учёным, Хан С ек Бон отвечал: — Материнская любовь научила меня не щадить себя, делать всё хорошо и честно. А кто делает всё хорошо и честно, тот может стать всем, кем захочет. БЕСЕДЫ «Нет милее дружка, чем родная матушка»- Ребята, давайте поговорим с вами о самом близком человеке. Вы можете назвать его? ( это мама) . - Конечно, это мама! А как зовут ваших мам? ( дети называют) . Мне мама приносит игрушки и конфеты Но маму люблю совсем не за это. Веселые песни она напевает Нам скучно вдвоем никогда не бывает. Я ей доверяю свои секреты, Но маму люблю не только за это. Люблю свою маму скажу я вам прямо: Ну просто за то, что она моя МАМА! - Ребята, у ваших мам не только разные имена, но и разная внешность. Как вы узнаете вашу маму? - На какой цветок похожа ваша мама? ( ответы детей) - Что она любит делать? ( ответы детей) - Чему она вас научила? ( ответы детей) - Что она дарит вам на праздники и дни рождения? ( ответы детей) - А как вы мамам помогаете? ( ответы детей) - Конечно же, у вас самые хорошие, замечательные мамы. А хотите сделать для мам подарок? Вот посмотрите, какой волшебный сундучок. Давайте подберем для своей мамы самые нежные, самые ласковые слова и сложим их в свой сундучок. ( м ама ласковая, красивая, добрая, веселая, умная, нежная, любимая) - Молодцы! Вот сколько чудесных слов собрали в сундучок для мамы. - А кто знает поговорки, пословицы о маме? ( «При солнышке тепло, при матушке добро», «Куда матушка, туда и дитятко», «Мать кормит детей, как земля людей») - Молодцы, ребята! Давайте закроем наш сундучок, чтобы наши подарки не растерялись и не забылись. «Расскажи о своей маме» Педагог предлагает детям послушать рассказ о семье Павлика( по рассказу М. Зощенко «Показательный ребёнок») . Жил – был маленький мальчик Павлик. У него была мама. И был папа. И была бабушка. И вдобавок в их квартире жила кошка под названием Бубенчик. Утром папа и мама уходили на работу. Павлик оставался дома с бабушкой. Когда мальчик подрос, стал ходить в детский садик. Утром туда Павлика отводят мама или папа, а вечером забирает бабушка. Когда Павлик приходит домой, он играет с кошкой Бубенчиком, учит её ходить на задних лапах. Потом все приходят домой и собираются за столом. Мама и папа спрашивают, что у Павлика было интересного в садике и рассказывают о своей работе. Бубенчик тут как тут, ждёт, что ему тоже что – нибудь дадут. Ориентируясь на этот рассказ, дети( с помощью педагога) рассказывают о своих семьях. В процессе беседы можно задать детям следующие вопросы: - Куда каждый из вас приходит с прогулки( из гостей, из детского сада) ? - Кто каждое утро будит вас, помогает собраться в детский сад? - Кто ухаживает за вами, когда вы болеете? - Кто поздравляет вас с днём рождения, дарит подарки? - Кто покупает вам все необходимое? А что вам необходимо? Педагог подводит детей к разговору о маме, о том, что мама самый дорогой и близкий человек. Педагог рассказывает о том, что о маме написано много стихотворений, существует немало пословиц и поговорок. С помощью педагога дети объясняют пословицу «при солнышке тепло, при матери добро». - А как вы обращаетесь к маме, когда хотите выразить свою любовь к ней? Педагог просит детей подумать и сказать, за что они любят своих мам. - За то, что она покупает игрушки? - За то, что она вкусно кормит? - За что же? ( Когда мне больно мама жалеет, лечит меня. Когда мне весело, мы вместе с мамой смеемся, если мне грустно, то мама развеселит. Мы с мамой вместе играем, гуляем. - Молодцы, ребята! У всех мамы самые лучшие! ИГРЫ Игра «Ехал Грека» Цель: развитие двигательной активности, ловкости, внимания и речи. По считалочке( например: Стакан, лимон, Выйди вон) выбираем водящего он вместе со всеми становиться вокруг стула или небольшого стола и начинает говорить скороговорку: " Ехал Грека через реку видит Грека в реке рак сунул Грека руку в реку рак за руку Греку цап" . В ритме скороговорки все бьют одной рукой по столу в конце водящий должен ударить кого- нибудь по руке. В эту игру можно играть и вдвоем. Игра «Краски» Цель: развитие речи ребенка, внимания, памяти и закрепление знания цветов. Выбираются" хозяин" и два" покупателя" . Все остальные- " краски" . Кажда я" краска" придумывает себе цвет и тихонько называет его" хозяину" . Когда все цветы названы, он приглашает одного из" покупателей" . Тот стучит: - Тук, тук. - Кто там? - Покупатель. - Зачем пришел? - За краской. - За какой? - За голубой. Если голубой краски нет( хозяин говорит: Иди по голубой дорожке, найди голубые сапожки. Поноси, поноси да назад принеси) Если покупатель угадал цвет, то забирает краску себе. Идет второй покупатель разговор с хозяином повторяется так покупатели подходят по очереди, разбирая краски. Выигрывает тот, кто набрал больше красок. Игра «Ручеек» Цель: продолжать знакомить детей с традиционными народными детскими играми; содействовать развитию внимания, инициативы, смелости, дисциплины; воспитывать умение действовать в коллективе. Играющие встают друг за другом парами, обычно мальчик и девочка, берутся за руки и держат их высоко над головой. Из сцепленных рук получается длинный коридор. Игрок, которому пара не досталась, идет к истоку «ручейка» и, проходя под сцепленными руками, ищет себе пару. Взявшись за руки, новая пара пробирается в конец коридора, а тот, чью пару разбили, идет в начало" ручейка" . И, проходя под сцепленными руками, уводит с собой того, кто ему симпатичен. Так" ручеек" движется долго, беспрерывно- чем больше участников, тем веселее игра. Игра «Чехарда» Цель: совершенствовать умения детей перепрыгивать через препятствия; содействовать развитию настойчивости в преодолении трудностей; способствовать укреплению связочно- мышечного аппарата. Встаньте друг за другом с промежутками до пяти шагов. Голову пригните и сами присядьте, опираясь на согнутую в колене ногу. Последний разгибается и по очереди перепрыгивает через каждого стоящего впереди, опираясь руками о его спину. Играющие постепенно выпрямляются, увеличивая высоту прыжка. Каждый перепрыгнувший становится впереди. Кому прыжок не удастся, выбывает из игры. Игра «Солнце» Цель: действовать в соответствии с текстом песни. Ходить по кругу, взявшись за руки, спокойным, хороводным шагом. Уметь расширять и сужать круг. Учить стремительному бегу. Дети стоят по кругу. В центре «солнце»- ребёнок. Гори солнце ярче, - Дети ходят Лето будет жарче. - п о кругу. Я зима теплее, - Идут в центр. А весна милее- Из центра обратно. А зима теплее, - В центр. А весна милее. - Обратно. После слов «солнце»( ловишка) ловит детей. Игра «Зайка» Цель: закрепить умение выразительно передавать игровой образ, легко прыгать на 2- х ногах, легко, стремительно бегать. Зайка беленький сидит И ушами шевелит Вот так, вот так Он ушами шевелит. Зайке холодно сидеть С тоят, хлопают в ладоши Надо лапочки погреть. Хлоп, хлоп – 2 раза Надо лапочки погреть. Зайке холодно стоять, Надо Зайке поскакать П рыгают на двух ногах Скок, скок, скок, скок Надо Зайке поскакать. Взрослый: Зайку кто- то испугал. Дети убегают на места. Игра- д раматизация «Человек и животные» Цель: закрепить у детей умение пользоваться простым распространенным предложением, правильно употреблять форму винительного падежа, закрепить навык диалоговой речи. Ж ивотные и птицы пришли к человеку и сказали: - Дай нам работу- А что вы умеете делать? Лошадь сказала: «Я буду возить грузы» Овца сказала: «Я буду давать шерсть» Собака – охранять дом Курицы – нести яйца Петушок – рано утром всех будить. Игра «Король» Цель: соотносить выразительное движение и производное слово, обозначающее профессию. Кто- то из играющих по желанию становится Королем. Остальные считаются работниками. Король садится на определенное место, а работники отходят в сторону и сговариваются, на какую работу они будут наниматься у него. Сговорившись, подходят и говорят: — Здравствуй, Король! — Здравствуйте! — отвечает он. — Нужны вам работники? — Нужны. — Какие? Дети начинают выразительными движениями изображать людей разных профессий( пильщика, лесоруба, пахаря, землекопа, швеи, повара, прачки и т. д. ) . Король должен назвать работу каждого, и если сразу назовет все верно, то работники убегают к назначенному месту. Король ловит их, и кого поймает, тот становится Королем, остальные же идут снова сговариваться насчет работ. Но если Король назовет изображаемую работу неверно, то называет ее во второй, в третий раз и т. д. , пока наконец не угадает. Ловить работников Король может только тогда, когда они еще не добежали до назначенного места, и если не поймает никого, то опять остается Королем на следующую игру. Большой интерес игры заключается в том, чтобы выбрать такую работу, которую трудно было бы угадать, а через это заставить Короля подольше исполнять свою роль. КОНСУЛЬТАЦИИ ДЛЯ РОДИТЕЛЕЙ Консультация для родителей « Роль семьи в воспитании патриотических чувств у дошкольников » Безусловно, основа воспитания человека закладывается в семье. Патриотическое воспитание, интерес к духовному началу нашей жизни тоже должны начинаться в семье. Но условий для этого сегодня, к сожалению, мало. И дело тут не в отсутствии у родителей времени для педагогических бесед со своими детьми, а в нашем желании оградить их от трудных задач, работы, духовных усилий. Каждая семья – это свой замкнутый мир и своя жизнь, свои радости и печали, заботы и традиции, свой быт. В современной семье большую часть времени ребенок общается с мамой. Именно с ней складываются доверительные отношения, обсуждаются тревоги, вопросы, потребности. Однако для детей не менее важно и общение с папой. Чем чаще отец общается с ребенком, тем более тесными становятся эмоциональные связи, а чем раньше отец приобщается к уходу за малышом, тем сильнее и глубже его родительские чувства. Установлено, что в семьях, в которых родители тратят много времени на беседы, игры с детьми, дети лучше развиваются. Однако доказано, что дети, лишенные возможности общаться с родителями или с одним из них, обладают повышенной чувствительностью, испытывают трудности в налаживании контактов со сверстниками. Серьезную опасность для развития ребенка представляет отсутствие эмоций, ласки, теплоты при пусть даже и полноценном удовлетворении его физиологических потребностей. Только постоянное общение родителей с ребенком способствует установлению глубоких эмоциональных связей, рождает обоюдную радость. Воспитание детей в любви и уважении к родителям, почитании предков – одна из ведущих идей педагогики. Другая идея – растить будущего семьянина с малых лет путем формирования положительных нравственных качеств( трудолюбия, терпимости, уступчивости, прилежания, скромности, честности) . Специальные социологические и психолого- педагогические исследования показали, что семья и детский сад, имея свои особые функции, не могут заменить друг друга и должны взаимодействовать во имя полноценного развития ребенка. Рекомендации для родителей. Если в детстве ребенок испытывал чувство жалости к другому человеку, радость от хорошего поступка, гордость за своих родителей, восхищение от соприкосновения с прекрасным подвигом, он приобрел эмоциональный опыт. Тем самым будут построены пути для ассоциаций эмоционального характера, а это является основой, фундаментом более глубоких чувств, условием полноценного развития человека. Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него- родного дома, улицы, где он живет, детского сада. Обращайте внимание ребенка на красоту родного города Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта. Дайте представление о работе общественных учреждений: почты, магазина, библиотеки и т. д. Понаблюдайте за работой сотрудников этих учреждений, отметьте ценность их труда. Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора. Расширяйте собственный кругозор. Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других людей. Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа Поощряйте ребенка за стремление поддерживать порядок, примерное поведение в общественных местах. Консультация для родителей «Духовно- нравственное и патриотическое воспитание» Одной из главных задач, которая заложена в «Программе обучения и воспитания в детском саду», является духовно- нравственное и патриотическое воспитание В настоящее время проблема духовно- нравственного и патриотического воспитания очень актуальна. В современном мире сложилась такая ситуация, что молодёжь потеряла интерес к культуре и не интересуется своими истоками. Дошкольный возраст – фундамент общего развития ребёнка, стартовый период всех человеческих начал. В воспитании ребёнка огромное значение имеет пример взрослого, поэтому именно от нас зависит насколько этот фундамент будет прочен. Важно приобщать ребёнка к культуре своего народа, т. к. обращение к отечественному наследию, воспитывает уважение, гордость за место, где живёшь. Чтобы воспитывать в человеке чувство гордости за свою Родину, надо с детства научить любить свой город, край, где он родился и вырос, природа, которая его окружает, познакомить с культурными традициями своего народа, привить любовь к декоративно- прикладному искусству и народному творчеству. Народное творчество и искусство – вечный и чистый источник. В чём бы народ наш не проявлял, сразу видно что из глубины души, а душа русского народа добра и красива. Русский народ не должен терять свой нравственный авторитет среди других народов, заслуженный русской литературой и искусством. Поэтому родная культура должна стать неотъемлемой частью личности. Воспитать духовно- нравственную личность и патриота своей Родины - ответственная и сложная задача, решение которой в дошкольном детстве только начинается. Планомерная, систематическая работа, использование разнообразных средств воспитания, общие усилия нас – воспитателей и вас – родителей, ответственность взрослых за свои слова и поступки могут дать положительные результаты.