Педагогический час "Сказкотерапия как средство развития связной речи у детей"
Документы для скачивания
Тема: « Сказкотерапия как средство развития связной речи у детей » Сегодня педагогу недостаточно знаний об уже существующих образовательных технологиях, необходимо ещё и умение применять их в практической деятельности в соответствии с федеральными государственными требованиями. Овладение современными технологиями становится приоритетным направлением в образовании Развитие связной речи на занятиях с использованием метода сказкотерапии должно занимать одно из центральных мест, поскольку никакой иной вид деятельности не может обеспечить такого комплексного воздействия на речевую сферу ребёнка. Воспитательные и обучающие свойства сказки, как педагогического средства, известны с давних времён. Сказка формирует и поддерживает у детей дошкольного возраста созидательную систему ценностей человека, воспитывает, решает проблемы, успокаивает, и, являясь языком ребёнка, помогает педагогам многому его научить. Сказка применяется в различных областях работы с детьми дошкольного возраста, имеющими речевые нарушения, в том числе и в работе над связной речью. Связная речь, являясь самостоятельным видом речемыслительной деятельности, вместе с тем выполняет важную роль в процессе воспитания и обучения детей, так как выступает в виде средства получения знаний и средства контроля за этими знаниями. Формирование умений и навыков связной речи у дошкольников — это одна из важнейших задач педагогов, поскольку от степени их сформированности зависит дальнейшее развитие личности ребенка и приобретение им учебных знаний. Умения и навыки связной речи при спонтанном их развитии не достигают того уровня, который необходим для полноценного обучения ребёнка в школе. Этим умениям и навыкам нужно обучать специально. Сказкотерапия в системе коррекционной работы по развитию связ ной речи преследует такие цели: создание коммуникативной направленности речевых высказываний совершенствование лексико- грамматических средств языка, звуковой стороны речи развитие просодической стороны речи развитие диалогической и монологической речи приобщение детей к истокам народной культуры. Возможности сказки при условии творческого подхода к ней настолько велики, что, позволяют предлагать «сказочные» занятия по развитию связной речи детям самых различных возрастов с различным уровнем речевог о и интеллектуального развития. Сказка для ребёнка — это игра, волшебство, и не столь важен результат, сколько поддержание игровой, необходимой для ребёнка, истинно сказочной атмосферы. Непосредственно образовательная деятельность с применением приема сказкотерапи и состоит из нескольких этапов. На первом этапе детям предоставляется возможность приобретения непосредственного эмоционально- чувственного опыта общения с предметами, с которыми д ети затем встречаются в сказке. На втором этапе дети входят в область активного действенного освоения соде ржания сказочного произведения; На третьем – овладевают средствами построения самостоятельного активного взаимодействия со сказочными образами, одно из фундаментальных средств – включение сказочн ых героев в различные ситуации; На четвертом – творческое использование этих сре дств в с амостоятельной деятельности. В соответствии с вышеизложенной системой работы существует методика, способств ующая реализации каждого этапа. I этап. Цикл кратковременных наблюдений. Основная цель наблюдений – подготовить детей к пониманию содержания сказки. Задачи: развивать чувственное восприятие сказки и эмоциональное отношение к ней. побуждать детей к объяснению наблюдаемых ситуаций; выполнять трудовые действия, направленные на освоение сказки. II этап. Знакомство со сказкой. Задачи: подводить детей к пониманию содержания сказки; расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске; способствовать усвоению различных изобразительно- выразительных средств раскрытия сказочного образа и применению их в своих рассказах; развивать у детей умение излагать сказку связно, последовательно, логично, передавать в пересказе основные моменты сказочного произведения; развивать у детей умение вживаться в образ, передавать его эмоционально. Читая сказку, использ овать эмоциональные средства( выделение голосом ярких выражений, мимика, жесты, пантомимика, использование игрушек, ярких иллюстраций, продуктов детской деятельности) . В беседе по содержанию сказочного произведения использовать вопросы, направленные на уточнение последовательности событий и понимание особенностей сказки. Во время беседы постоянно обраща ться к личному опыту дет ей, поощряя высказывания детей. III э тап. Путешествие по сказке. Задачи: побуждать детей к видоизменению содержания сказки; использовать позитивную направленность сюжетов сказок на разрешение проблем; развивать умения детей высказывать оценочные суждения о содержании и качестве придуманных сказок( как своих, так и сверстников) ; воспитывать доброжелательное отношение к сочинениям товарищей, умение внимательно выслушивать их, давать оценку. Предлага ть детям сочинить продолжение сказки, сказочного героя став ить в различные проблемные ситуации, в которых ему требуется помощь ребенка. Эффективным приемом" путешествия" по сказке может стать участие самого ребенка в решении проблемы или перенесение на себя одного из сказочных образов. При этом использовать различные приемы: вариативные схемы- образцы продолжения сказки, речевой пример, вопросы, побуждающие к продолжению сказки, побуждение к обдумыванию замысла, составления плана сказки. После рассказывания привлека ть детей к разносторонней оценке сказок, придуманных детьми, обращая внимание на использование выразительных средст в языка при составлении сказки. IV этап. Самостоятельная творческая деятельност ь детей по придумыванию сказок. Задачи: развивать у детей интерес к творческому рассказыванию, желание фантазировать и сочинять сказки; побуждать детей к самостоятельной творческой деятельности по сочинению сказок по различным лексическим темам; развивать у детей желание и умение совершенствовать свое сочинение( целенаправленность, композиционная целостность, художественная выразительность и оригинальность) ; побуждать к творческому рассказыванию сказок лексического содержания, созданию несколько вариантов на одну тему. Для этого и спользуются разнообразные приемы побуждения детей к сочинению сказок, предлагая детям разнообразные сюжеты и интересные темы. Заключительный этап. Продолжитель ность данного этапа – 2 недели. Цель заключительного этапа: пров едение контрольной диагностики. Задачи: получить информацию об уровне сформированности связной речи определить наиболее результативные приёмы развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. Использование приема сказкотерапии в системе коррекционной работы дает положительный результат, что подтверждается данными диагностики уровня речевого развития де тей. Заключение Таким образом, на основании вышеприведенных материалов, можно сделать следующие выводы о значении сказкотерапии в коррекционной р аботе по развитию связной речи: У ребенка исчезают переживания связанные с дефектами речи, укрепляется психическое здоровье, что способствует улучшению социальной адаптации. Использование комплексной системы коррекционно- воспитательной работы приводит к стойкой положительной динамике в речевом развитии и эмоционально- волевой сфере.