a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект по теме: «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края»

Автор: Кирина Наталья Николаевна Опубликовано: 2017-07-08 19:26:23

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учр еждение детский сад №19 города Кузнецка Проект по теме: «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Выполнила: воспитатель Кирина Н. Н. Кузнецк 2017 г. Проект «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» Вид проекта: информационный, практико- ориентированный, открытый. Участники проекта: педагоги МБДОУ ДС, воспитанники и их родители. Продолжительность: долгосрочный. Сроки реализации: сентябрь 2016 г. – май 2017 г. Условия реализации: детский сад- “открытая система” воспитания, обеспечивающая физическое, психическое, эмоциональное благополучие детства в условиях семьи и детского сада. Среда реализации: развивающая предметно- пространственная среда, развивающие виды деятельности. Актуальность темы проекта Проект направлен на решение вопросов патриотического воспитания детей в соответствии с базовыми образовательными программами. Содержание расширено  за счет включение задач педагогического просвещения родителей, вовлечение родителей в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач по краеведению, использование региональных и парциальных программ воспитания детей на традициях народной культуры. Цель проекта: создание условий, раскрывающих творческий  и интеллектуальный потенциал дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса на основе приобщения детей к традиционной культуре родного края Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач: с формировать у ребенка представление о себе, сво ей семье и социальном окружении; с оздать условия для участия родит елей в образовательном процессе; ф ормировать позитивное, уважительное отношение к род ному краю, к труду, его жителям; п ознакомить детей и привлечь  родителей к историческому и ку льтурному наследию родного края; р азвивать творческие способности детей и родителей в продуктивной и музыкальной деятельности на местном материале, знакомить с народными промыслами. В основе приобщения детей к народной культуре учтены принципы: п ринцип проблематизации заключается  в создании условий для постановки и решения проблем, введения в мир человеческой культуры через ее открытые проблемы путем повышения активности, инициативы ребенка в их решении; п ринцип народности лежит в основе всего педагогического процесса, народная культура, ее потенциал имеет огромное  развивающее значение; п ринцип опоры на ведущую деятельность реализуется в органической связи игры с другими специфически детскими видами деятельности( изобразительной, конструктивной, музыкальной, театрализованной и др. ) которые взаимод ействуют и обогащают друг друга; п ринцип сотрудничества и сотворчества предполагает единение взрослого и ребенка как равноправных партнеров, обеспечивает возможность саморазвития каждого, диалогичность взаимодействия, преобладания эмп атии в межличностных отношениях; п ринцип краеведения реализуется через максимальное включение в образователь ный пр оцесс культуры Пензенского края; п ринцип культурологичности и интегративности реализуется во взаимосвязи различных элементов человеческой культуры разных сфер искусства; п ринцип учета возрастных особенностей и концентричности позволяет рассматривать различные проблемы на доступном уровне, а затем возвращаться к раннее изученному материалу на новом, более высоком уровне; п ринцип развития личностных качеств ребенка направлен на формирование позитивного, уважительного отношения к родному краю, его жителям, труду. Для реализации проекта был разработан тематический план « Д ошкольникам о народной культуре Пензенского края », составленный на основе программ: «Основной образовательной программы дошкольного образования МБДОУ ДС №19» г. К узнецка; « Приобщение детей к истокам русской народной культуры» О. Л. Князевой, М. Д. Маханевой; парциальной программы «Дошкольникам о народной культуре Пензенского края» под редакцией Е. Ф. Купецковой. Прогнозируемый результат: р асшире ние знаний детей и родителей о родном крае, его обычаях, культуре, формирование на этой основе духовного, экологического, нравственного и личностно го отношения к действительности; р асширение связей ДОУ с социумом; у лучшение работы по взаимодействию с родителями, активизация позиции родителей как участников педагогического процесса детского сада. Тематический план проекта Тема: Жилище и быт народа. Старший дошкольный возраст. Задачи: познакомить детей с особенностями убранства комнат в русской избе; расширить представление о жилых постройках русского крестьянина, материале и особенностях строительства; познакомить дошкольников со способами украшения жилища; подвести к пониманию символики украшений жилища, предметов домашнего обихода; познакомить с особенностями организации жилища мордвы, отмечая общие и отличительные черты русского и мордовского быта; поддерживать познавательный интерес в детях; развивать творческие способности детей в процессе изготовления макетов жилищ, схем и рисунков, предметов домашнего обихода и их украшений с применением разных средств выразительности; способствовать развитию у детей художественно- пространственного мышления. Организованн о- о бразовательная деятельность Познавательное развитие: «Убранство русской избы», «Дома с затейливой резьбой», «Мордовское жилище», «Вот моя деревня, вот мой дом родной». Рисование: «Орнаменты на полотенце»( штамп) , «Чудо- птица, чудо- дерево». Аппликация: «Крестьянское подворье», «Окна – глаза дома». Лепка: «Конек на крыше», «Наличники»( декоративная лепка на пластинах налепом и углубленным рельефом) , « Причелины ». Физкультурное занятие: подвижные игры «Прятки», «Жнецы». Совместная образовательная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах Дидактические игры: «Собери дом». Цель: уточнение представлений о частях дома и их украшениях. «Что лишнее? ». Цель: закрепление знаний о постройках русского и мордовского народов. «Составь узор». Цель: развитие произвольного восприятия, художественных способностей и эстетического вкуса детей. Сюжетно- ролевая игра: «Экскурсия по сельской улице». Народные игры: «В камушки», «Раю- раю». Хороводная игра «В огороде бел козел». Экскурсия в краеведческий музей, музей народного творчества. Коллаж «Украшаем дом для куклы». Изготовление макетов русской избы, мордовской избы( бумага, картон) , декораций к кукольному спектаклю «Сказка о рыбаке и рыбке». Выставка рисунков «Колодец, колодец, дай воды напиться». Изготовление одеяла в лоскутной технике, покрывала для люльки. Пополнение убранства в комнате народного быта. Кукольный спектакль «Сказка о рыбаке и рыбке». Беседа с детьми о посещении краеведческого музея, музея народного творчества. Разговор о том, что изменилось в убранстве современных квартир. Побуждение детей к использованию в речи пословиц и поговорок о русском быте, убранстве домов. Подготовка экскурсоводов для комнаты русского быта. Самостоятельная деятельность детей Изготовления поделок комнат русского быта. ( Бросовы й материал, бумага, картон) . Рассматривание книг по архитектуре Пе нзенского края Сюжетно- ролевые игр ы: «Крестьянское подворье», «Ждем гостей». Взаимодействие с родителями Организация конкурса на лучшее изготовление макетов мордовской и русской изб. Круглый стол «Каков хозяин – таков и дом». Родительский всеобуч. З накомство с «Пензенской энциклопедией»( под ред. К. Д. Вишневского) , обзор статей о жилище и кухне народов Пензенского края. Продукт проекта: создание мини музея «Русская изба» Тема: Народный костюм Старший дошкольный возраст. Задачи: сформировать понятие о возрастных отличиях народного костюма и особенностях его использования; познакомить детей с ансамблем мордовского народного костюма, пробудить интерес к его изучению; формировать представление об особенностях украшений русского и мордовского костюмов: цветовой гамме, узорах, символики элементов орнамента, используемых материалах; побуждать детей к установлению связи между предметом, его назначением и художественным оформлением; стимулировать творческую активность детей в создании собственных вариантов орнаментов, украшений, народных костюмов, эскизов современной одежды с использованием конструктивных и декоративных элементов народных костюмов; поощрять детей к использованию народных костюмов во время народных праздников, театрализованных представлений, концертов, дней культуры и т. д. Организованно- образовательная деятельность Познавательное развитие: «Одежда от рождения до старости», «Мордовский народный костюм». Целевая экскурсия в краеведческий музей( орнамент русского народного костюма) . Рисование: «Костюм мордовской девушки», «Мужской мордовский костюм», «Узоры на рубашках». Лепка: «Обереги»( подарки для родных и близких из соленого теста) . Аппликация: «На мордовском народном празднике»( коллективная) . Дизайнерская деятельность: «Моделируем праздничную одежду». Совместная образовательная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах Дидактические игры: «Узнай по описанию». Цель: обогащение знаний детей о русском и мордовском национальных костюмах. «Убери лишнее». Цель: закрепление представлений о женском народном костюме мордвы; развитие эстетического вкуса. «Сложи узор». Цель: закрепление знаний об орнаменте национальных костюмов и их символике. Сюжетно- дидактическая игра «Собираемся на праздник». Цель: уточнение знаний о русском и мордовском национальных костюмах; формирование умения использовать одежду по назначению. Народные игры: «Краски», «Фанты», « Кончкессь »- жмурки( морд. ) . Рисование иллюстраций для альбома «Мордовский национальный костюм». Дизайнерская деятельность: «Ткань для повседневной и праздничной одежды», «Тесьма для декорирования одежды». Материал: однотонная ткань, тушь разного цвета. Создание коллективного панно «Семья»( соленое тесто) . Демонстрация мод. Моделями могут быть тряпичные, картонные плоскостные куклы. День русской( мордовской) культуры. Рассматривание журналов мод и каталогов народных костюмов. Сравнение источников моды. Выяснение общих конструктивных и декоративных деталей в одежде русских и мордвы в старинной и современной одежде. Изготовление элементов мордовского костюма( раскрой по шаблонам, выкройкам туникообразных рубах, вышивание тамбурным швом) . Изготовление из картона элементов головных уборов. Самостоятельная деятельность детей М оделирования костюмов. Сюжетно- ролевые игр ы: «Магазин одежды», «Ателье». Игры в уголке ряжения с народными костюмами и современной п раздничной одеждой. Взаимодействие с родителями Интернет- газета для родителей «Татарский и чувашский народные костюмы». Пошив татарского и чувашского стилизованных костюмов. Подготовка и участие в днях национальной культуры. Вечер вопросов и ответов « XXI век и народная культура». Продукт проекта: выпуск стенгазеты «Национальные костюмы народов Пензенского края» Тема: Декоративно- прикладное искусство. Старший дошкольный возраст. Задачи: расширять представления детей о разнообразии видов декоративно- прикладного искусства родного края( абашевский гончарный промысел, никольский хрусталь, камешкирская резьба, тряпичная кукла, соломенная игрушка) ; развивать чувство материала; знакомить с особенностями «языка» декоративного искусства, приемами стилизации; подводить к пониманию символических знаков в декоре; вызывать активно- действенный отклик на произведения народного искусства, побуждая желание создавать собственные изделия и орнаменты по мотивам народных промыслов. Организованно- образовательная деятельность Познавательное развитие: « Камешкирские волшебники», « Сокольский гончарный промысел». Лепка: « Абашевские барышни», «Квасник»( на гончарном круге) , «Стадо», «Скачки абашевских наездников». Рисование: «Эскизы деревянной резьбы к наличникам, лобовой доске, причелине »( с использованием элементов сквозной и рельефной резьбы) , «Соломенная золотистая»( по книге А. Тер- Акопян «Михайловская соломенная кукла») . Интегрированное занятие «Дивный терем расписной»( коллективная работа) . Аппликация: «Украшение наличника на окнах», « Сокольские изделия», «Ваза и цветы»( из соломки) , «Соломенная фантазия». Совместная образовательная деятельность взрослого с детьми в режимных моментах Дидактические игры: «Выбери свой промысел», «Убери лишнее». Цель: развитие эстетического восприятия произведений декоративно- прикладного искусства, произвольного внимания, закрепление знаний материала, из которого изготовлено изделие. Сюжетно- дидактическая игра «Выставка игрушек». Хороводные игры «Золотые ворота», « Со венком ли я хожу». Украшение макетов домов деревянной резьбой( используются узоры, характерные для мордовского, русского, татарского, чувашского орнаментов) . Экскурсия в музей народного творчества( изделия из дерева, деревянная резьба) . Изготовление декораций к спектаклям по народным сказкам, бумажных узоров для украшения полочек в комнате русского быта. Создание коллективного проекта «Наш город в будущем». Сочинение сказки «В краю мастеров». Викторина « Абашевский и сокольский промыслы». Выставка соломенных кукол. Фестиваль народного творчества «Таланты земли Пензенской». Подготовка глины для лепки игрушек. Изготовление декораций к развлечению « Абашевское чудо». Изготовление соломенных кукол для настольного театра «Как у наших у ворот». Беседа об абашевских игрушках( разнообразие содержания: барышни, кавалеры, барышни с детьми, животные, городовые; юмористический характер некоторых игрушек) . Разговор с детьми о сходстве и различиях сокольского и абашевского народных промыслов( материал, пластика, форма, цвет, украшения) . Встреча с мастерами, работающими с соломкой. Самостоятельная деятельность детей Роспись глиняных изделий. Творческие игр ы: «Мы – зодчие», «Музей народного творчества», «Деревянное кружево нашего города». Сбор бросового материал а( коробки, пластиковые бутылки, упаковочный материал, пенопласт, поролон) для дизайнерской деятельности. Взаимодействие с родителями Диспут «Декоративно- прикладное искусство и современный дизайн». Продукт проекта: творческая мастерская «Народное искусство и современный дизайн» Социально- коммуникативное развитие. Сюжетно- ролевая игра «Ждем гостей» Режис серская игра «Крестьянское подворье» Игра « Одень куклу в народную одежду ». Праздник народного единения. Знакомство с национальными узорами. 177803810 «Поможем бабушке Матрене навести порядок в доме»- трудовая деятельность. Инсценирование сказки А. С. Пушкина «О царе Салтане » 18846804445177802262505 Досуг «Чаепитие у самовара» Познавательное развитие. Изготовление и обыгрывание макетов избы. Письмо по клеточкам элементов узоров. 2046605381017780635 Лото «Народные промыслы»- 1952625403860 Дидактическая игра «Национальные костюмы» Речевое развитие. Инсценирование народных песен. Рассматривание иллюстраций и бес е да по ним( одежда, обувь, головные уборы) Художественно- эстетическое развитие. 24079202540 Фестиваль народного творчества «Таланты земли Пензенской» 198755237490 Лепбук «Что раньше лежало в сундучке»- 2209165347980 Дизайнерская деятельность «Составь узор» 177803810 Ручной труд. Украшение головного убора. Изготовление соломенных кукол для настольного театра. 2322830- 2540177801270 Рисование «праздничный костюм» Физическое развитие. Сабантуй. Спортивные состязания в силе. Игра «Карусель» Игры «Богатырская наша сила», «Дружный ручеек».

Оставить комментарий: