a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Как обучают детей звуковому анализу слов»

Автор: Симахина Наталья Владимировна Опубликовано: 2017-07-20 20:14:26

Документы для скачивания

Консультация для родителей «Как обучают детей звуковому анализу слов» Обучения детей грамоте в детском саду осуществляется аналитико- синтети ческим методом. Это означает, что детей знакомят сначала со звуками родного языка, а потом с буквами. При обучении, как письму, так и чтению, исходным процессом является звуковой ана лиз устной речи, то есть мысленное расчленение слова на составляющие его звуки, установление их количества и последовательности. Нарушение звукового анализа выражается в том, что ребенок воспринимает слово гло бально, ориентируясь только на его смысловую сторону, и не воспринимает сторону фо нетическую, то есть последовательность составляющих его звуков. Например, взрослый просит ребенка назвать звуки в слове СОК, а ребенок отвечает: " апельсиновый, яблочный. . . " Прочитать слово — значит по сочетанию отдельных букв, отражающих порядок звуков в слове, синтезировать их так, чтобы они составили реальное, " живое" слово. Дети с проблемами в речевом развитии, у которых нарушено произношение фонем и их восприятие, тем более испытывают трудности звукового анализа и синтеза. Они могут быть выражены в разной степени: от смешения порядка отдельных звуков до пол ной неспособности определить количество, последовательность или позицию звуков в слове. Обучение звуковому анализу слова является основной задачей этапа подготовки к обучению грамоте и предполагает: определение количества звуков в слове, фонетическую характеристику звуков( умение дифференцировать гласные и согласные звуки, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие) , определение места звука в слове. Уважаемые родители, помните: 1. Звук – мы слышим и произносим. 2. Буквы мы пишем и читаем. 3. Звуки бывают гласными и согласными. Гласные звуки можно петь голосом, при этом воздух, выходящий изо рта не встречает преграды. Согласные звуки- звуки, которые нельзя петь, т. к. воздух, выходящий изо рта при их произнесении, встречает преграду. Гласных звуков шесть: А У О И Э Ы Гласных букв десять: А У О И Э Ы- соответствуют звукам и четыре йотированные, которые обозначают два звука: Я- йа, Ю- йу, Е- йэ, Ё- йо. Гласные звуки обозначаются на схеме красным цветом. Согласные звуки бывают глухими и звонкими. Глухой звук образуется без участия голосовых складок, детям мы объясняем, что когда произносим глухой звук, голос спит, а при произнесении звонких звуков голос звенит( Положить руку на горлышко или закрыть уши руками) . На схеме звонкие звуки обозначаем колокольчиком. Звонкие звуки: Б, В, Г, Д, Ж, З, Й, Л, М, Н, Р. Глухие звуки: К, П, С, Т, Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Согласные звуки бывают мягкими и твёрдыми. Всегда твёрдые согласные: Ж, Ш, Ц. Всегда мягкие согласные: Й, Ч, Щ. Твёрдые звуки обозначаются на схемах синим цветом, мягкие – зелёным. Примерные игровые задания. Игра «Поймай звук»( из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов) . Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух. Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный( Снег, зима, лыжи и др. ) . Игра «Сколько звуков в слове спряталось? » Выложить схему слова КОТ. - Сколько звуков в слове КОТ? ( В слове КОТ три звука) - Какой первый звук в слове КОТ? ( первый звук[ К] ) - Звук[ К] какой? ( звук[ К] согласный, глухой, твёрдый) . - Каким квадратиком на схеме обозначим звук[ К] ? ( Синим квадратиком) . - Какой второй звук в слове КОТ? ( Второй звук[ О] ) - Звук[ О] к акой? ( Звук[ О] гласный) . - Каким квадратиком на схеме обозначим звук[ О] ? ( Красным квадратиком) . - Какой третий звук в слове КОТ? ( Третий звук[ Т] ) . - Звук[ Т] какой? ( Звук[ Т] – согласный, твёрдый, глухой) . Каким квадратиком на схеме обозначим звук[ Т] ? ( Синим квадратиком) . - Звуки подружились. Что получилось? ( КОТ) . - Какой буквой обозначим звук[ К] ? ( Буквой К) . Какой буквой обозначим звук[ О] ? ( Буквой О) . Какой буквой обозначим звук[ Т] ? ( Буквой Т) . - Буквы подружились. Что получилось? ( КОТ) . Разберите вместе с ребенком слова, поиграйте с ним.

Оставить комментарий: