a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

рабочая программа с детьми ОВЗ старшая группа

Автор: Василенко Татьяна Юрьевна Опубликовано: 2017-09-12 10:52:46

Документы для скачивания

Принята на заседании «СОГЛАСОВАНО» « УТВЕРЖДАЮ» педагогического совета Заведующий МАДОУ «Детский сад МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино» комбинированного вида № 1 г. Шебекино »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Протокол №_ _ _ _ _ с т. воспитатель Н. Д. Кондакова_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ Т. А. Лукашова от «_ _ _ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2017 г. Приказ от «_ _ »_ _ _ _ _ _ _ _ _ _ 2017 г. №_ _ _ _ _ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ по художественно – эстетическому развитию( музыка) , в старшей группе комбинированного вида для детей с нарушениями речи( 5- 6 лет) на 2017- 2018 учебный год Составитель: Василенко Т. Ю. музыкальный руководитель 2017г. г. Шебекино Разделы Содержание разделов Страница 1. Целевой Пояснительная записка 1. 1. Цели и задачи программы                                                                3 1. 2. Принципы и подходы к  формированию программы                                                               4 1. 3. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей с ОВЗ( О НР) 5 1. 4. Планируемые результаты освоения Рабочей программы. 7 2. Содер- жатель- ный 2. 1 Описание образовательной деятельности детей в соответствии с направлениями развития ребенка в" Художественно- эстетической области" ( раздел «Музыка») 8 2. 2. Описание вариативных форм, способов методов и средств реализации программы.     9 2. 3.   Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников 10 2. 4. Взаимодействие музыкального руководителя и учителя- логопеда 11 2. 5.  Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя 13 2. 6. Взаимодействие музыкального руководителя и специалистов ДОУ                                      14 3. Органи- зацион- ный Описание материально- технической базы Программы 3. 1. Календарно- тематическое планирование 16 3. 2. Материально- техническое обеспечение Программы 20 3. 3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий   22 Список литературы 25 Пояснительная записка Рабочая программа( далее Программа) представляет собой разработку системы музыкальных занятий с дошкольниками с ограниченными возм ожностями здоровья, а именно с нарушениями речи. Она учитывает психологические особенности детей, строится на принципах внимания к потребностям и реакциям детей, создания атмосферы доверия и партнерства в музицировании, танцах, играх. Программа отличается творческим, профессиональным подходом к развитию музыкальных способностей детей, их образного мышления, и развитию личности и представляет собой качественно разработанный продукт, позволяющий эффективно осуществлять комплексное всестороннее музыкальное воспитание и развитие ребенка: от  восприятия музыки к ее исполнительству, доступными дошкольнику средствами, и к творчеству. Программа направлена на обеспечение образовательной деятельности в  группах комбинированного вида в соответствии с Образовательной  программой МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино », адаптированной программой для детей с нарушениями речи с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей, обеспечивающей коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Программа содержит материал для организации коррекционно- развивающей деятельности с детьми с нарушениями речи( далее ОНР) в старшей группе 5- 6 лет. Цели и задачи программы   Цель реализации Программы- создание условий для развития музыкальных способностей детей с О НР в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями; коррекцию речевых, двигательных и психических процессов на основе активной музыкально- художественной деятельности. Задачи:  - способствовать общему развитию дошкольников с О НР, коррекции их психофизического развития, подготовке их к обучению в школе; - создать благоприятные условия для развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями и склонностями; - обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром; - приобщить воспитанников к мировой и национальной культуре посредством музыкального искусства. - максимально использовать разнообразные виды деятельности и их интеграцию в целях повышения эффективности воспитательно- образовательного процесса. Решение данных задач позволит сформировать у дошкольников с О НР психологическую готовность к обучению в общеобразовательной школе, а также достичь основных целей дошкольного образования, которые сформулированы в Концепции дошкольного воспитания. 1. 2.   Принципы и подходы к формированию Программы        Исходя из ФГОС ДО, в Программе учитываются: 1) индивидуальные потребности ребенка с нарушениями речи, связанные с его жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования; 2) возрастная адекватность дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностям развития) ; 3) построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, когда сам ребенок становится субъектом образования; 4) возможности освоения ребенком с нарушением речи Программы на разных этапах ее реализации; 5) специальные условия для получения образования детьми с ТНР, в том числе использование специальных методов, методических пособий и дидактических материалов, проведение групповых и индивидуальных коррекционных занятий и осуществления квалифицированной коррекции нарушений их развития. Программа строится на основе принципов дошкольного образования, изложенных в ФГОС ДО: - полноценное проживание ребенком всех этапов детства( младенческого, раннего и дошкольного) , обогащение( амплификация) детского развития; -  построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок проявляет активность в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования; - содействие и сотрудничество детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником( субъектом) образовательных отнощений; -  поддержка инициативы детей в различных видах деятельности; -  сотрудничество организации с семьями; -  приобщение детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства; -  формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности; - возрастная адекватность дошкольного образования( соответствие условий, требований, методов возрасту и особенностей развития) ; - учет этнокультурной ситуации развития детей. -   принцип интеграции образовательных областей  в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников; - принцип непрерывности образования. В  программе предусмотрено решение образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности( на занятиях) , но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования. Значимые характеристики, в том числе особенностей развития детей с ОВЗ( О НР) 1. 3. Возрастные и индивидуальные особенности контингента воспитанников в группах коррекционной направленности  У детей  старшего возраста   5- 6 лет, поступающих в дошкольное учреждение с О НР, нарушены: коммуникативная функция, низкий познавательный интерес и произвольность. Не сформирована координация элементарных движений, ориентация в пространстве на уровне соответствующем этому возрасту. В связи с этим, основная цель, стоящая перед педагогом, помочь освоить ребенку не только программу, соответствующую возрасту, но и овладеть всеми навыками и умениями, которые были не усвоены ранее. Поэтому основной задачей музыкального воспитания детей данного возраста является приобщение их к разным видам музыкальной деятельности, формирование интереса к музыке, элементарных музыкальных способностей и освоение некоторых исполнительских навыков. Особенное внимание отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия. Дети данной возрастной группы, уже могут чисто интонировать мелодию, и способны освоить ряд певческих навыков. Первоосновой вокального воспитания является подражательное пение, поэтому ребенку нужно показывать хорошие образцы пения, продолжать учить слушать исполнение других, сравнивать свое пение с оригиналом и исправлять недостатки. Особого внимания в работе с детьми с ОНР требует работа над артикуляционным аппаратом и формированием правильного певческого и речевого дыхания, а также ритмико- мелодической стороны  исполнения.  Песенное ак капелльное творчество, представленное в виде игры, позволяет детям данного возраста развивать свои вокальные навыки, мимику, помогают активизировать слуховое внимание и развить умение сравнивать свое, чужое пение с предложенными графическими моделями.  Все игры для детей с тяжелыми нарушениями речи несут коммуникативную направленность и способствуют формированию вербальных и невербальных навыков. Коммуникативные танцы- игры – это основной источник овладения невербальных коммуникативных навыков и приобщения к  ритуалам, способствующим успешной социализации ребенка и позволяющим помочь решать задачи гендерного воспитания Все основные разделы области «Музыка» невозможно представить без исполнительства на детских музыкальных инструментах, которое в каждом разделе решает свои коррекционные задачи. Это и обязательное развитие ощущения ребенком метрической пульсации, развитие тембрового, звуковысотного слуха, а также активизация поисковой, экспериментальной деятельности с созданием новых инструментов и поиску способов и приемов игры на них. Создание инструментальных импровизаций позволяет повысить интерес к деятельности, а также побуждает детей к творчеству, развивает связную речь в процессе оценки выступления других. Результатом реализации рабочей программы по музыкальному воспитанию и развитию дошкольников следует считать сформированность эмоциональной отзывчивости на музыку: передача словами, цветом, инструментальной и двигательной импровизацией характера и выразительных особенностей произведения, умение сравнить характер и выразительные особенности двух произведений. Формирование координации музыки- слова- движения, навыков невербальной коммуникации с партнером и соблюдения правил игры, передача в инструментальных, двигательных и песенных импровизациях характера, настроения и выразительных особенностей произведения. Проявление желания, активности, самостоятельности и творчества в разных видах музыкальной деятельности. Интеллектуальная компетентность характеризуется способностью к практическому и умственному экспериментированию, обобщению, установлению причинно- следственных связей и речевому планированию. Ребенок свободно владеет родным языком( его словарным составом, грамматическим строем, фонетической системой) и имеет элементарные представления о языковой действительности( звуке, слове, предложении и др. ) Ребенок 5- 6 лет отличается богатством и глубиной переживаний, разнообразием их проявлений и в то же время большей сдержанностью эмоций. Инициативность проявляется во всех видах деятельности ребенка – общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании и др. Он может выбирать по своему желанию, включиться в разговор, продолжить интересное занятие. Самостоятельность проявляется в способности без помощи взрослого решать различные задачи, возникающие в повседневной жизни для реализации своего замысла. Самостоятельный ребенок не боится взять на себя ответственность, может исправить допущенную ошибку  Особенное внимание  отводится формированию восприятия музыки, эмоциональной отзывчивости на произведения, формированию умения воспринимать и сравнивать различные музыкальные произведения. Развитие познавательного интереса происходит через знакомство с жанрами, характером музыки, ее выразительными особенностями, основными и сопутствующими художественными средствами, позволяющими ребенку осознать и воспринять произведение в целом. Двигательные, инструментальные импровизации, ритмодекламации, рисование музыки, изображение характера произведения в цвете, позволяют в легкой игровой форме освоить и закрепить навыки музыкального восприятия, повысить интерес и создать условия для его устойчивого характера к музыкальной деятельности. 1. 4. Планируемые результаты освоения программы.   В соответствие с ФГОС ДО целевые ориентиры дошкольного образования определяются независимо от характера программы, форм ее реализации. Соде ржание образовательной области « Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей с О НР, способности у них эмоционально воспринимать музыку через решение следующих задач: - развитие музыкально- художественной деятельности; - приобщение к музыкальному искусству. Ребенок 5- 6 лет: - Различает  жанры музыкальных произведений( марш, танец, песня) ; звучание музыкальных инструментов( фортепиано, скрипка) . - Различает высокие и низкие звуки( в пределах квинты) . - Поет  без напряжения, плавно, легким звуком; отчетливо произносит слова, своевременно начинает  и заканчивает  песню; поет  в сопровождении музыкального инструмента. - Ритмично двигаться в соответствии с характером и динамикой музыки. - Выполнять танцевальные движения: поочередное выбрасывание ног вперед в прыжке, полуприседание с выставлением ноги на пятку, шаг на всей ступне на месте, с продвижением вперед и в кружении. - Самостоятельно инсценирует содержание песен, хороводов; действует не подражая другому ребенку. - Играет мелодии на металлофоне по одному и небольшими группами.         II. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ. 2. 1 Описание образовательной деятельности детей в ко мбинированной группе Содержание образовательной работы по ОО «Художественно- эстетическое развитие» музыкальная деятельность ориентировано на разностороннее развитие дошкольников с учётом их возрастных и индивидуальных особенностей. Музыкальное развитие детей с О НР Цели: Развивать эмоциональную отзывчивость на музыку, пр ививать интерес и любовь к ней, ф ормировать музыкальную культуру, знакомя с народной, классической и современной музыкой; с жизнью и творчеством известных композиторов. Продолжать развивать музыкальные способности, навыки пения и движения под музыку, игры на детских музыкальных инструментах. Слушание( восприятие) музыки- Учить различать жанры музыкальных произведений( песня, танец, марш) , узнавать музыкальные произведения по вступлению, фрагменту мелодии. - Учить различать звуки по высоте в пределах квинты, звучание различных музыкальных инструментов( фортепиано, скрипка, балалайка, баян) . - Развивать умение слушать и оценивать качество пения и игру на музыкальных инструментах других детей. Пение- Обогащать музыкальные впечатления детей, развивать эмоциональную отзывчивость на песни разного характера. - Совершенствовать певческие навыки, умение петь естественным голосом, без напряжения в диапазоне от «ре» первой октавы до «до» второй октавы. - Точно интонировать мелодию, ритмический рисунок, петь слаженно, учить брать дыхание между музыкальными фразами, четко произносить слова. -  П еть  умеренно громко и тихо, петь с музыкальным сопровождением и без него. - Продолжать формирование навыков сольного пения. Музыкально- ритмические движения- Развивать умение ритмично двигаться в соответствии с характером музыки, регистрами, динамикой, темпом. - Учить менять движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки. - Развивать умение слышать сильную долю такта, ритмический рисунок. - Формировать навыки выполнения танцевальных движений под музыку( кружение, «ковырялочка», приставной шаг с приседанием, дробный шаг) . - Учить плавно поднимать руки вперед и в стороны и опускать их, двигаться в парах, отходить вперед от своего партнера. - Учить пляскам, в которых используются эти элементы. - Прививать  умение  самостоятельно  исполнять  танцы  и  пляски,  запоминая последовательность танцевальных движений. - Учить отражать в движении и игровых ситуациях образы животных и птиц, выразительно, ритмично выполнять движения с предметами, согласовывая их с характером музыки. Игра на детских музыкальных инструментах- Отрабатывать навыки игры в ансамбле. - Совершенствовать приемы игры на металлофоне и ударных инструментах, активизируя самостоятельность. - Учить точно передавать мелодию, ритмический рисунок, одновременно начинать и заканчивать игру. - Совершенствовать навык самостоятельного инструментального музицирования. 2. 2 Описание вариативных форм, способов, методов и средств реализации Программы. Важнейшим условием реализации программы является создание развивающей и эмоционально комфортной для ребенка образовательной среды. Пребывание в детском саду должно доставлять ребенку радость, а образовательные ситуации должны быть увлекательными. Содержание образовательных процессов осуществляется с учетом основных видов деятельности. Решение программных образовательных задач предусматривается не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и в ходе режимных моментов — как в совместной деятельности взрослого и детей,  так и в самостоятельной деятельности дошкольников.                                                                 Вариативность форм образовательной деятельности.                       Виды деятельности                                 Возможные формы работы. Игровая Сюжетные игры, игры с правилами, дидактические игры. Коммуникативная Беседы, ситуативный разговор, отгадывание загадок, сюжетные игры, игры с правилами, коммуникативные танцы. Продуктивная Мастерская по изготовлению музыкальных инструментов, реализация проектов, изготовление атрибутов Музыкально- художественная. Импровизация, муз. дидактические игры, слушание, подвижные игры с сопровождением, имитационные движения, разучивание. Двигательная. Подвижные игры с правилами, игровые упражнения, танцевальные движения. Восприятие худ. литературы. Чтение, разучивание, театрализация, обсуждение, постановка проблемной ситуации. 2. 3. Особенности взаимодействия музыкального руководителя с семьями воспитанников Взаимодействие педагога с родителями и законными представителями семьями детей строятся на основе сотрудничества и направлено на осуществление полноценного развития ребенка, создание равных условий образования детей не зависимо от достатка семьи, места проживания, языковой и культурной среды и на выполнение функции сплочения общественного и семейного дошкольного образования. ФГОС ДО ориентирует родителей на участие в реализации программы, для создания своевременного развития ребенка. Основные формы взаимодействия с родителями воспитанников: - с овместная организация выставок произведений искусства( декоративно- прикладного) с целью обогащения художественно- э стетических представлений детей; - о рг анизация и проведение концертов; - а нкетирование родителей с целью изучения их представлений о б эстетическом воспитании детей; - о рганизация тематических консультаций, папок- передвижек, раскладушек по разным направлениям художественно- эстетического воспи тания ребёнка; - у частие родителей и детей в театрализованной деятельности: совместная постановка спектаклей, создание условий, организация декораций и костюмов; - п роведение музыкальных праздников, досугов с привлечением родителей; - о рганизация совместных посиделок. 2. 4. Взаимодействие музыкального руководителя с учителем- логопедом В коррекционной работе с детьми, страдающими различными дефектами речи, положительную роль играют совместные занятия логопеда и музыкального руководителя, представляющие собой объединение системы движений, музыкального фона и словарного наполнения. Во время проведения таких занятий развитие речи идет с помощью синтеза слова, движения и музыки. Движение помогает осмыслить слово. Слово и музыка организуют и регулируют двигательную сферу детей, что активизирует их познавательную деятельность, эмоциональную сферу, помогает адаптации к условиям внешней среды. Совместные коррекционные занятия, с одной стороны – устраняют нарушенные речевые функции, а с другой – развивают функциональные системы ребенка: дыхание, голосовую функцию, артикуляционный аппарат, произвольное внимание в целом, процессы запоминания и воспроизведения речевого и двигательного материала. Взаимодействие логопеда и музыкального руководителя осуществляется по двум направлениям: коррекционно- развивающее; информационно- консультативное. Осуществляя свою работу и логопед, и музыкальный руководитель должны учитывать: структуру речевого нарушения; осуществлять индивидуальный подход на фоне коллективной деятельности; закреплять знания, умения и навыки приобретенные на логопедических занятиях; всесторонне развивать личность дошкольника. И логопед, и музыкальный руководитель предъявляют единые требования к проведению совместных занятий с детьми. Принципы построения совместных занятий: Занятия строятся на основе общих положений коррекционно- педагогической работы с дошкольниками, имеющими отклонения в развитии Занятия проводятся систематически т. к. только при этом условии у дошкольников формируются и закрепляются правильные двигательные динамические стереотипы. Принцип всестороннего воздействия Принцип доступности и индивидуального подхода. Содержание и дидактические приемы проведения совместных занятий подбираются и внедряются дифференцированно, сообразно возрасту детей, структуре и составу речевых нарушений. Принцип наглядности. Принцип постепенного усложнения двигательных, речевых и музыкальных заданий. Задачи, стоящие перед логопедом и музыкальным руководителем при проведении коррекционно- образовательной деятельности: Оздоровительные Образовательно- воспитательные Коррекционные Укреплять костно- мышечный аппарат. Развивать дыхание. Развивать координацию движений и моторные функции. Формировать правильную осанку. Воспитывать и развивать чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность. Формировать способность восприятия музыкальных образов. Совершенствовать личностные качества, чувство коллективизма. Развивать речевое дыхание. Развивать артикуляционный аппарат. Формировать просодические компоненты речи. Развивать фонематическое восприятие. Развивать грамматический строй и связную речь. Эффективность коррекционной работы с детьми логопедических групп определяется четкой организацией их пребывания в детском саду, правильном распределении нагрузки в течении дня и преемственностью в работе логопеда и других специалистов ДОУ. 2. 5. Взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем группы Во взаимодействии музыкального руководителя и воспитателя необходим обмен между ними инициативами, направленными на сопоставление их представлений и формирование общего смысла деятельности, что выражается в совместном планировании работы по музыкальному развитию детей. Это весьма важное обстоятельство, которое определяется следующим. Воспитатель, пребывая с детьми в постоянном контакте, учитывая мнение психолога, зная особенности семейного воспитания детей, может дать психолого- педагогическую характеристику каждому ребенку и группе в целом, выдвинуть общеразвивающие цели и задачи. Музыкальный руководитель, как носитель специализированных знаний и способностей, ставит специализированные цели организованного обучения в форме занятий. Музыкальное занятие- важная форма организации музыкальной деятельности дошкольников. Задача воспитателя и музыкального руководителя- создать такую предметную среду, которая обеспечивает ребенку выбор активности, соответствующей его интересам и имеющей развивающий характер. Это музыкальные инструменты, книги и альбомы, материалы для дидактических упражнений, позволяющие детям при желании продолжать то, что они делают на занятиях и в свободной совместной деятельности с педагогами. Педагоги должны предоставлять детям возможность действовать как вместе со сверстниками, так и индивидуально. При этом музыкальный руководитель занимается в основном вопросами организации предметной среды. Воспитатель подключается к деятельности детей в случаях возникновения ситуаций, требующих его вмешательства. На заключительном этапе профессионального взаимодействия проводится анализ деятельности, ее положительных моментов и недостатков, которые при следующем планировании принимаются во внимание. 2. 6. Взаимодействие музыкального руководителя с педагогом- психологом Основной целью педагога- психолога, как и музыкального руководителя, является подготовка детей    к обучению в школе. Педагог- психолог ДОУ ведет свою работу по основным направлениям:  - психопрофилактика;  - психологическое просвещение;  - психодиагностика;  - психокоррекция;  - психологическое консультирование Оба специалиста развивают у дошкольников такие интегративные качества, как:  - эмоциональная отзывчивость; - овладение средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и детьми; - любознательность, активность. Объединяющими усилиями педагогов ДОУ и всех специалистов для развития детей с ТНР является развитие эмоциональной сферы детей и обеспечение благоприятного эмоционального климата. К основным процедурам работы педагога- психолога, так и музыкального руководителя, можно отнести – приветствие, объединяющие игры, игры на развитие навыков общения со сверстниками, игры способствующие саморегуляции детей, а именно: упражнения на мышечную релаксацию( снижают уровень возбуждения, снимают напряжение) ; приветствие и прощание носят ритуальный характер. Одним из лучших средств для того, чтобы размягчить «черствое» сердце ребенка является музыка. Она в совокупности с психологическими упражнениями дает значительные сдвиги в работе по данному направлению. Музыка – один из ярких эмоциональных видов искусства, наиболее эффективное и действенное средство воспитания детей. Она помогает полнее раскрыть способности ребёнка, развить слух и чувство ритма, научить его правильно воспринимать язык музыкальных образов. Кроме того, музыка является терапевтическим средством воздействия. Нередко музыке удается сделать то, чего не могут сделать лекарства и сеансы психотерапии. Педагог- психолог и музыкальный руководитель стремятся осуществлять свою работу, используя разнообразные методы и формы, одной из которых является проведение в ДОУ совместных мероприятий. Взаимодействие музыкального руководителя с инструктором по физической культуре Общая цель в работе музыкального руководителя и инструктора по физической культуре- максимально возможное развитие жизнеспособности детей с ОВЗ, формирование элементарных представлений о способах социально- одобряемого поведения и двигательных умений, доступных для дошкольников на основе развития интеллектуальных и физических возможностей; оказание помощи в освоении Образовательной программы МАДОУ «Детский сад комбинированного вида №1 г. Шебекино». Основной вид детской деятельности: музыкально- художественный Использование музыки в двигательной деятельности: музыкальный руководитель осуществляет подбор музыкальных произведений с целью повышения двигательной активности, работоспособности, стимулирования понимания, памяти, мышления Основной вид детской деятельности: двигательная активность Решение задач по общему физическому воспитанию, направленных на укрепление здоровья, развитие двигательных умений и навыков в различных видах деятельности Основной вид детской деятельности: игровой Закрепление приобретённых знаний и умений через        интеграцию в повседневной жизни детей Музыка является одним из средств физического воспитания. Кроме того, что она положительно воздействует на эмоции детей, создает у них хорошее настроение, помогает активировать умственную деятельность. Помощь музыкального руководителя заключается в организации музыкального сопровождения, которое способствует увеличению моторной плотности занятия, его организации, освобождает инструктора или воспитателя от подсчета, привлекает внимание к жестам, осанке, позе, мимике. Совместно с музыкальным руководителем инструктор по физической культуре проводит музыкально- спо ртивные праздники и развлечения.                   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ Описание материально- технического обеспечения  Программы 3. 1. Календарно- тематическое планирование по музыкальному развитию в группах ком бинированного вида Старшая группа Тема Задачи Репертуар «Д етский сад » 1- 2 неделя сентября Закрепить впечатления о лете в музыкальном репертуаре. Развивать мышление, умение рассуждать, воображение. Формировать правильную осанку, дружеские, доброжелательные отношения между детьми. Логопедическая работа: Две подружки «Парень с гармошкой» Г. Свиридова «Улыбка» В. Шаинского «Я в мире человек. Я вырасту здоровым! » 3- 4 неделя сентября Продолжать вызывать у детей интерес к музыкальным занятиям, желание слушать музыку, выполнять простейшие движения, чувствовать свое тело, выразительно исполнять знакомые песни, играть в знакомые игры. Логопедическая работа: Раз пошли мы по грибы «Листопад» Т. Попатенко «Осенняя песня»П. Чайковского «Песенка маслят» А. Балбекова «Я в мире человек. Я вырасту здоровым! » 1- 2 неделя октября Приобщать детей к здоровому образу жизни посредством развития физических навыков. Вырабатывать напевное звучание. Воспринимать спокойный, напевный характер песни, подпевать. Развивать быстроту, ловкость, активность детей в играх. Песни о здоровом образе жизни «Песня о зарядке» Логопедическая работа: Будем листья собирать «Огородная- хороводная» Можжевелова «Ловишка» Й. Гайдна «Осень» 3- 4 неделя октября Воспитывать умение внимательно слушать, активно отвечать на вопросы. Вызывать эмоциональный отклик на музыку спокойного, плавного и веселого, плясового характера, развивать умение высказываться об эмоционально- образном содержании музыки. «Со вьюном я хожу» р. н. п. «Где зимуют зяблики? » Е. Зарицкой «Гуси- лебеди» напев Белгородской области «Тяв- тяв» Е. Герчик Логопедическая работа: Ёжики «Мой дом, мой город, моя страна, моя планета! » 1- 4 неделя ноября Расширять представления детей о малой Родине на основе знакомства с родным городом, в котором они живут. Знакомить детей с ближайшим окружением, обращая внимание на здания города, их архитектурные особенности. «Учись плясать по- русски» Г. Вишкарёва «Птичий дом» С. Слонова Логопедическая работа: «Росинки» А. Майкапара «Если добрый ты» Б. Савельева Формировать знания о ПДД через музыкальный репертуар. Учить детей различать характер музыки, передавать его в движении. Закреплять знание о марше, колыбельной, плясовой. Правильно передавать мелодию, петь протяжно «Чеботуха» р. н. п. Логопедическая работа: Мы друг другу рады «Фея осени» С. Прокофьева «Осень- раскрасавица» « Новый год » 1- 4 неделя декабря Совершенствовать интонационную выразительность речи. Запоминать простые по содержанию считалки. Развивать певческие навыки, закреплять произношение звуков в пении. «Снега- жемчуга» М. Парцхаладзе «Мандарины- апельсины» Е. Рыбкина «Зимушка хрустальная» Е. Зарицкой «Голубые санки» М. Иорданского Различать музыкальное вступление, начинать движение после него, запоминать последовательность движений танца Побуждать различать разнохарактерные части музыки и двигаться в соответствии с ними. Развивать ритмический слух детей. «К нам приходит Новый год» Герчик Новогодние песни и танцы Характерные песни- танцы( снежинки, разбойники, сосульки и пр. ) Логопедическая работа: Дружные пальчики «З има » 1- 4 неделя января 1 неделя февраля Продолжать развивать мелкую моторику рук детей. Закрепить умение различать характер музыки, самостоятельно начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки. Самостоятельно менять движения со сменой частей музыки. Логопедическая работа: Часы. Серый волк «Гармошка» Е. Тиличеевой «Зима» Парлова «Потанцуем со снежинками» «Плетень» р. н. п. Способствовать установлению отношений творчества и сотрудничества между детьми и взрослыми, способствовать свободе самовыражения Развивать эмоциональную отзывчивость на песню игрового, веселого характера, подпевать. Логопедическая работа: Лесенка. Котята «Ловишка» И. Гайдна «Зима» А. Вивальди «Парная пляска» « День защитника Отечества » 2- 3 неделя февраля Формировать представление детей о семье и ее членах, о доброжелательных отношениях родных людей, воспитывать любовь и уважение к своим родным. Эмоционально откликаться на музыку веселого, задорного характера, различать музыкальное вступление. Песни о семье, о профессиях «Приглашение» М. Раухвергера «Матаня»( песни Белгородчины) «К нам гости пришли» А. Александрова Разминка( логопедия) Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку. Развивать навыки общения и речь. Различать характер музыки 2х частей, учить детей переходить с прыжков на бег. Закрепить умение различать движение мелодии. Песни об армии, о папе и дедушке. Логопедическая работа: «Самолёт» Бырченко Ритмические перестроения Игры на военную тему Утро( логопедия) «Международный женский день» 4 неделя февраля- 1 неделя марта Формировать у детей эстетические чувства, вызывать положительные эмоции. Узнавать и называть музыку изобразительного характера, вспоминать, о чем рассказывает музыка, какая она по характеру. Добиваться выразительности движений, дружного, совместного исполнения песен. «Весенняя песенка» Филиппенко» Песни о мамах, бабушках «Солнечная капель» С. Соснова Логопедическая работа: Весна. Цветочек Лиса Дружные пары « Народная культура и традици и » 2- 4- неделя марта Развивать мышление, речь детей, расширять словарный запас, развивать интерес к игровой деятельности. Активизировать детей на различение динамических изменений в музыке и реагировать на них. Приучать детей ориентироваться в пространстве. Народная музыкальная культура Белгородчины: игры, песни, хороводы, пляски. Логопедическая работа: « Лошадки » «Берёзовая песенка» Е. Рыбкина «Весна. День Победы» 1- 4 неделя апреля Совершенствовать у детей ловкость, четкость бега, прыжков, углублять навыки правильного движения рук. Углублять восприятие с помощью художественных произведений. Логопедическая работа: Весёлый оркестр «Не выпустим» Т. Ломовой Песни о российском космосе, о космонавтах Продолжать развивать мелкую моторику, речевое дыхание, силу и высоту голоса. Расширять и активизировать лексический словарь. Формировать навык коммуникативного общения. Воспитывать чувство сопереживания, взаимопомощи. «Я- мамин помощник» Логопедическая работа: Здравствуй. Крючочки «Коток и козлик» Е. Тиличеевой «Подснежники» Е. Рыбкина «Весна. День Победы» 1- 2 неделя мая Вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово, музыку. Различать характер музыки в музыкальном произведении. Закрепить умение различать движение мелодии. Песни о ВОВ, Дне Победы Логопедическая работа: Ладонь- кулак. Дождик «Салют» «Наша Родина сильна» Филиппенко «Скоро л ето! » 3- 4 неделя мая Закрепить музыкально- литературный материал, разученный летнему празднику. Продолжать развивать коммуникативные навыки. Выразительно читать стихотворения, выученные к празднику. Передавать нежный, плавный характер вальса. « Цветы» Л. Бахутовой Логопедическая работа: « Есть у меня игрушки » «Лесная песенка» В. Витлина «Селезень утку загонял»( песни Белгородчины) 3. 2. Материально- техническое обеспечение Программы Материально- техническое обеспечение Программы: Соответствие СанПинН 2. 4. 1. 3049- 13 «Санитарно- эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций»; Соответствие правилам пожарной безопасности; Средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей; Оснащенность помещений развивающей предметно- пространственной средой; Учебно- методический комплект, оборудование, оснащение. Для успешной реализации Программы используются: групповые помещения, музыкальный зал, методический кабинет, спортивный зал. ●ДОУ оснащено компьютерной техникой, которая используется для реализации Программы. Развивающая среда музыкального зала соответствует требованиям СанПиН 2. 4. 1. 3049- 13, ФГОС ДО и программы «От рождения до школы», и обеспечивает возможность общения и совместной деятельности детей и взрослых, двигательной активности детей. Музыкальный зал - среда эстетического развития, место постоянного общения ребенка с музыкой. Развивающая среда музыкального зала ДОУ по содержанию соответствует реализуемым программам, по насыщенности и разнообразию обеспечивает занятость каждого ребенка, эмоциональное благополучие и психологическую комфортность.   Принципы построения предметно- развивающей среды: дистанции, позиции при взаимодействии; активности, самостоятельности, творчества; стабильности- динамичности; эмоциональности, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого; сочетание привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; В зале созданы условия для нормального психосоциального развития детей: Спокойная и доброжелательная обстановка, Внимание к эмоциональным потребностям детей, Представление самостоятельности и независимости каждому ребенку, Представление возможности каждому ребенку самому выбрать себе партнера для общения, Созданы условия для развития и обучения Художественно- эстетическая развивающая среда и оформление музыкального зала отвечает содержанию проводимого в нем праздника, способствовать развитию у детей художественно- эстетического вкуса, а также создавать у всех радостное настроение и, предвосхищать событие. Зал оснащен: аудиоаппаратурой( музыкальным центром) , фортепиано, компьютером, современным нотным материалом, аудиокассетами, С D- дисками, пособиями и атрибутами, музыкальными игрушками и детскими музыкальными инструментами, музыкально- дидактическими играми, масками и костюмами для театральной деятельности. Имеется в наличии необходимый систематизированный дидактический, демонстрационный, раздаточный материал для обеспечения воспитательно- образовательного процесса. Предметно- пространственная среда Помещение Вид деятельности, процесс Оснащение Музыкальный зал Организованная образовательная деятельность Организация дополнительных образовательных услуг( кружки) Театральная деятельность Индивидуальные занятия Тематические досуги Развлечения Театральные представления Праздники и утренники Концерты Родительские собрания и прочие мероприятия для родителей Библиотека методической литературы, сборники нот Шкаф для используемых пособий, игрушек, атрибутов и прочего материала Музыкально- дидактические игры Музыкальный центр ПК Пианино Разнообразные музыкальные инструменты для детей Подборка С D- дисков с музыкальными произведениями Ширма для кукольного театра Детские, взрослые костюмы Детские стулья Групповые комнаты Самостоятельная творческая деятельность Театральная деятельность Экспериментальная деятельность Индивидуальные занятия Различные виды театров Детские костюмы Музыкальные уголки Музыкально- дидактические игры Раздевальные комнаты Информационно- просветительская работа с родителями Информационный уголок Наглядно- информационный материал 3. 3. Особенности традиционных событий, праздников, мероприятий Праздники, которые отмечаются в детском саду, имеют свои цели и задачи. Главная цель – создать у детей радостное настроение вызвать положительный подъём, сформировать праздничную культуру.   Подготовка к празднику имеет огромное значение для формирования общей культуры воспитанников: они получают знания, знакомятся с традициями и обычаями, учатся сохранять их. Длительность праздника в старших группах состав ляет 45- 50 минут. При составлении программы праздника учитывается: - возрастные особенности детей; - классификация праздника или развлечения; - расположение детей, последовательность выступлений и сюрпризных моментов; - планомерность и последовательность репетиций; - эстетическое оформление; - выполнение норм по СанПиНу; - качество музыкального сопровождения. Задачи: - ф ормирование мотивации к  музыкальной деятельности через пение, движение, игру, творчество и музицирование; - ф ормирование у детей мотивации к творчеству через театрализацию; - ф ормирование мотивации к музыкальной деятельности через знакомство с художественно- выразительными особенностями народных инструментов; - з накомство детей с особенностями русских традиций и народных праздничных гуляний; - з накомство  детей с традициями игры на народных инструментах; - о богащение словарного запаса ребёнка. Месяц Мероприятие Цель Ответственный сентябрь Праздник « День Знаний» Досуг «День дошкольного работника» Создать атмосферу праздника, показать детям значимость получения знаний, воспитывать уважение к книге, педагогическим профессиям, развивать драматические и творческие способности. Формирование представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников. Музыкальный руководитель Воспитатели Музыкальный руководитель Воспитатели октябрь Развлечение «Осенины» Создать радостную атмосферу праздника, вызывать желание активно участвовать в праздничном представлении, формировать интерес к художественно- эстетическому творчеству. Музыкальный руководитель Воспитатели н оябрь Развлечение «День Матери» Воспитывать любовь и уважение к маме, вызывать желание активно участвовать в праздничном представлении. Музыкальный руководитель Воспитатели Родители декабрь Новогодние праздники Создать радостную атмосферу новогоднего праздника, объединить детей общностью переживаний, эмоциональным настроением, ощущением чего- то необычного, значимого, сказочного Музыкальный руководитель Воспитатели январь Рождественские каникулы. Традиция «Щедрование» Знакомить детей с народными обычаями, приобщать через музыкальную деятельность к русской народной культуре. Музыкальный руководитель Воспитатели февраль Праздник «День защитника Отечества» Традиция- народный праздник «Масленица» Воспитывать в детях уважение к российской армии, чувства патриотизма, создать радостную атмосферу праздника. Знакомить детей с народными обычаями, приобщать через музыкальную деятельность к русской народной культуре. Музыкальный руководитель Воспитатели Инструктор по физической культуре м арт Праздник «Международный женский день» Формировать знания о международном женском дне, вызывать желание активно участвовать в праздничном представлении, воспитывать любовь и уважение к маме, бабушке. Музыкальный руководитель Воспитатели а прель Развлечение «Весна- Красна» Расширять знание детей о весне, как о времени года, ее признаках и явлениях; пополнение и обогащение знаний детей представление о многообразии природных явлений, жизни животных, птиц и растениях. Музыкальный руководитель Воспитатели м ай День Победы Выпускной бал Воспитывать чувство патриотизма, уважения к ветеранам войны, пожилым людям, приобщать детей к музыке Великой Отечественной войны. Создать атмосферу веселого праздника, развивать творческие способности детей. Музыкальный руководитель Воспитатели Родители июнь- август День защиты детей Создать атмосферу праздника, развивать творческие способности. Музыкальный руководитель Воспитатели Список литературы: Веракса Н. Е. , Комарова Т. С. , Васильева М. А. . От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования. – М. : Мозаика- Синтез, 2014. Кшенникова Н. Г. музыкально- дидактические игры в образовательной деятельности старших дошкольников. – Волгоград: Учитель. , 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 3- 4 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 4- 5 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 5- 6 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Мерзлякова С. И. . Учим петь детей 6- 7 лет. Песни и упражнения для развития голоса. ООО «ТЦ Сфера», 2014. Галкина М. А. , Демина В. А. . Музыкальное развитие дошкольников. ООО «ТЦ Сфера», 2015. Никитина Е. А. Музыкальные игры для детей 5- 7 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2017 Гомонова Е. А. Секреты музыкального воспитания дошкольников. М. ВАКО, 2016 Грузова М. Ю. Занятия с детьми 2- 3 лет. ООО «ТЦ Сфера», 2017 Бабинова Н. В. , Мельцина И. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста. СПб. : Издательство»ДЕТСТВО- ПРЕСС», 2017 Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. М: МОЗАИКА- СИНТЕЗ, 2016 Скопинцева О. А. Развитие музыкально- художественного творчества старших дошкольников. Волгоград: Учитель. Равчеева И. П. Организация, проведение и формы музыкальных игр. Волгоград: Учитель, 2015. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников. Ярославль: Академия развития, 2008. Костина Э. П. Музыкально- дидактические игры. Ростов н/ Д: Феникс, 2010

Оставить комментарий: