a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для родителей

Автор: Безрукавая Валентина Владимировна Опубликовано: 2017-10-11 15:14:59

Документы для скачивания

Муниципальное б юджетное д ошкольное о бразовательное у чреждение д етский с ад №67 «Умка» Консультация для родителей Характеристика условий музыка льного развития ребенка в семье В. В. Безрукавая м узыкальный руководитель Г. Нижневартовск 2015 г. Музыкальное воспитание и развитие ребенка в семье зависит от тех предпосылок и условий, которые определяются врожденными музыкальными задатками и образом жизни семьи, ее традициями, отношением к музыке и музыкальной деятельности, общей культурой. В се семьи имеют разный уровень музыкальной культуры. В одних с уважением относятся к народной и классической музыке, профессии музыканта, часто посещают концерты, музыкальные спектакли, в доме звучит музыка, которую взрослые слушают вместе с ребенком. Родители, понимая, какую радость и духовное удовлетворение приносит детям музыка, стараются дать им музыкальное образование, развить их способности. В других семьях взрослые мало обеспокоены музы кальным воспитанием детей, так как родители не видят в этом практической пользы. К музыке у них отношение лишь как к средству развлечения. В таких семьях ребенок слышит в основном современную «легкую» музыку, потому что к «серьезной» музыке его родители безразличны. В семье, серьезно занимающейся музыкальным воспитанием, ребенок постоянно находится в благоприятн ой среде, он с первых дней жизни получает разнообразные и ценные впечатления, на основе которых развиваются музыкальные способности, формируется музыкальная культура. Дома ребенок может слушать музыку по своему желанию в профессиональном исполнении и качественном звучании. Среди видов исполнительства наиболее доступны пение и игра на музыкальных инструментах. Ребенок без специальных занятий способен усвоить песни, которые он слышит. Игра на фортепиано требует профессионального обучения. Во многих семьях есть музыкальные инструменты- игрушки( металлофон, ксилофон, арфа, дудочка) . Родители могут обучать детей игре на этих инструментах, если сами умеют подбирать мелодию по с лyxy. Иначе дети будут видеть в этих инструментах лишь игрушки, предназначенные только для забавы. Реже всего в семьях занимаются с детьми музыкальным творчеством, за исключением семей профессиональных музыкантов. Однако способные дети могут творить спонтанно, «сочинять» музыку во время игр- напевать марш, ритмично стуча солдатиками и изображая, что они маршируют; петь колыбельную, убаюкивая куклу; импровизировать мелодии на фортепиано, детских музыкальных инструментах. Основными за дачами музыкального воспитания детей в семье м ожно назвать те же, что и в дош кольном учреждении, а именно: обогатить духовный мир ребенка музыкальным и впечатлениями, вызвать инте рес к музыке, передать традиции своего на рода, сформировать основы музык альной культуры; развить музыкальные и творческие способности в процессе различных видов музыкальной деятельности( восприятие, исполнительство, творче ство, музыкально- образовательная деятельность) ; способствовать общему развитию детей средствами музыки. Если ребенок музыкально одарен, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения. Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт. Выбор музыкальных произведений, которые ребенок слушает дома, зависит от музыкального вкус а и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой на рода. Если ребенок слышит народ ные мелодии с раннего детства, естественно, «проникается» народно- песенными интонациями. Они становятся ему привычн ыми, родными. Ребенку важно про чувствовать и красоту классической музыки, н акопить опыт ее восприятия, раз личить смену настроений, прислушаться к зву чанию разных музыкальных инстру ментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрос лую», так и написанную специально для детей. Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие произведения или фрагменты с яркой мелодией, запомин ающимся ритмом, красочной гармо низацией, оркестровкой( пьесы Л. Бетховена, Ф. Шуберта, Ф. Шо пена, П. И. Чай ковского) и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения ста ринная музыка А. Вивальди, И. С. Баха, В. А. Моцарта. Иногда родители, стремясь, чтобы их ребенок достиг непременно наивысших результатов( например, в игре на музыкальном инструменте) , насильно заставляют его подолгу заниматься, часами играть упражнения. Если же малыш не справляется с заданиями его наказывают. Любой насильственный метод неприемлем в воспитании, тем более на занятиях искусством. Известно, что заинтересовать детей чем- либо взрослый может только тогда, когда он увлечен сам. Если ребенок чувствует такое отношение взрослого, восхищение красотой музыки, он постепенно тоже признает музыкальные ценности. Если же взрослый проявляет равнодушие, оно передается и малышам. Поэтому очень важна культура общения взрослого с детьми. Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребенок должен чувствовать себя защищенным, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении. Более свободная форма музыкальной деятельности- слушание музыки одновременно с другой деятельностью( тихими играми, рисованием) . Восприятие музыки в таком случае может быть фрагментарным. Музыка звучит фоном для других занятий. Но и такое восприятие, свободное, не сопровождающееся беседой, полезно для развития и обогащения музыкальных впечатлений дошкольников, накопления слухового опыта. Рекомендуется использовать такое слушание музыки и с маленькими детьми, чтобы они привыкали к интонациям различной по стилям музыки. Музыка может зв учать и во время утренней гимнастики. В этом случае нужно подбирать легкие, танцевальные, ритмичные мелодии. Таким образом, семейное музыкальное воспитание очень важно для разностороннего развития детей. И родители должны стремиться наиболее полно использовать его возможности. Если ребенок посещает детский сад, то «двойное» музыкальное образование позволяет успешнее развивать его музыкальные способности, формировать основы музыкальной культуры.

Оставить комментарий: