a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Лэпбук – как средство развития познавательных способностей дошкольников.

Автор: Бокарева Ольга Александровна Опубликовано: 2017-10-12 18:15:16

Лэпбук – как средство развития познавательных способностей дошкольников.

 

Современная система образования предъявляет новые требования к воспитанию и обучению  дошкольников, внедрению новых методов и технологий обучения, которые помогали бы педагогу обучать и воспитывать личность, которая нужна новому современному обществу — личность, которая может нестандартно мыслить, предлагать и реализовывать различные идеи.В поисках такой технологии я узнала о лэпбуке, который заинтересовал меня.

Что же такое «Лэпбук»? Данный термин происходит от английского слова «lapbook», что дословно переводится как «наколенная книга». Лэпбук представляет собой небольшую самодельную папку, которую ребенок может удобно разложить у себя на коленях и за один раз просмотреть все ее содержимое.

Лэпбук — это книжка–раскладушка с кармашками, дверками, окошками, вкладками и подвижными деталями, в которую помещены материалы на одну тему.

Это очень простое, интересное и перспективное игровое средство обучения, притом, что его можно применять везде — и как изучение основного материла, когда мы как раз по кусочкам собираем информацию, и для обобщения, не только в совместной работе, но и в самостоятельной деятельности детей. Лэпбук  могут делать и дети и взрослые, абсолютно разного возраста и уровня и на совершенно разнообразные темы. Это может быть целая мини-энциклопедия, а может стать вашим групповым проектом или даже первой  научно-исследовательской совместной с детьми и родителями  работой!  Ну а главное в лэпбуке, какую бы вы не выбрали основу, это мини-книжки внутри — крошечные раскладушки, гармошки, кармашки и т.д., в которых вы и организуете нужную вам информацию. Все эти кармашки, с одной стороны, призваны привлечь интерес ребенка к самой книжке, а с другой стороны, это прекрасный способ подать всю имеющуюся информацию в компактной форме.

Таким образом, информация, представленная в лэпбуке, выполняет познавательную и развивающую функцию.

Лэпбук  отвечает всем требованиям ФГОС ДО к предметно-развивающей среде. Лэпбук:

-информативен;

-полифункционален;

-пригоден к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого как играющего партнера);

-обладает дидактическими свойствами;

-является средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщает его к миру искусства;

-вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);

-его структура и содержание доступно детям дошкольного возраста;

-обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.

Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:

-включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;

-добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);

-свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);

-открытый временной конец деятельности (когда каждый ребенок работает в своем темпе).

Зачем же нужен лэпбук?

  1. Он помогает ребенку на свое усмотрениевыбрать информацию по изучаемой теме, а так же лучше понять и запомнить материал (особенно учитывая, что у дошкольников наглядно-образное мышление).
  2. Это отличный способ для повторения. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и с радостью повторяет пройденное, рассматривая книжку.
  3. Лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно подобрать задания, которые будут под силу каждому (например, для малышей – кармашки с карточками или фигурками животных, а старшим детям – задания, подразумевающие умение считать и читать и т.д.) и сделать такую коллективную книжку.
  4. Создание лэпбука является  одним  из видов совместной деятельности взрослого, детей и их родителей, в процессе которой ребенок участвует в поиске, анализе и сортировке информации, что является хорошей подготовкой к  обучению в школе.
  5. Такая книга может стать формой представления итогов проекта или тематической недели.
  6. И, наконец, создание лэпбука – это увлекательное творческое занятие!

Как изготовить лэпбук?

Для этого нужна фантазия и разнообразный материал.

Тема для папки может быть совершенно любой,  как и ее сложность. Так для детей младшего дошкольного возраста лучше сделать общийлэпбук, например, на тему «Животные». Он получится более обзорным.

Для воспитанников старшего возраста лучше подойдет лэпбук на какую-нибудь частную тему. Например, «От головастика до лягушки». Размещенная в книгу информация будет гораздо продуктивнее. Кроме того в папке вы обязательно поместите информацию, которую добыл ребенок с помощью родителей, или игры, придуманные в совместной с детьми деятельности.

После того, как вы выбрали тему, нужно составить план. Ведь лэпбук - это не просто книжка с картинками, это учебное пособие. Вот тут-то и начинается настоящая познавательная деятельность. Словом, вы с детьми составляете план исследовательской деятельности, распределяете ответственные поручения. Когда необходимая информация будет собрана, необходимо решить какой формы будет книга, выбрать материал для ее изготовления, подумать, как лучше разместить имеющуюся информацию и можно приступать к финальной части – изготовлению. 

Мы работаем с детьми младшего дошкольного возраста, поэтому в нашей группепоявились лэпбуки общей тематики: «В мире животных», «Я пешеход», «Эх прокачу», «В гостях у сказки» и др. Мы постарались сделать их более яркими и привлекательными, чтобы вызвать интерес детей. В них содержится разнообразная информация по данным темам: стихи, загадки, лото, пазлы, развивающие игры, раскраски, мнемотаблицы, наглядный и дидактический материал. Так в лэпбуке «В мире животных» есть игровое поле, предназначенное для закрепления мест обитания животных. Дети с удовольствием играют животными, изготовленными из фетра. Кроме того, закрепляются названия животных и их детенышей, дети учатся определять части тела животных (игра «Чей хвост?»), чем питаются некоторые представители животных (игра «Кто что ест?»). Игра «Чей домик» представлена в виде пазлов. Подобраны загадки, стихотворения, раскраски о животных.

Работая по методу «Лэпбука» удалось расширить знания детей об окружающем мире. Кроме того, произошло развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков произошло влияние и на содержание игровой деятельности – игры стали более разнообразными.Речь воспитанников стала богаче, пополнился словарный запас.Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников.

Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.

Оставить комментарий: