Мастер-класс «Создаем мнемотаблицы для разучивания стихотворений с детьми» для воспитателей
Документы для скачивания
Предлагаю вашему вниманию мастер- класс: " Использование мнемотаблиц и их применение в работе с детьми" . Хочу П ознакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми, а также представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц. Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», « Мнемотаблица » Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат! Мастер- класс: «Создаем мнемотаблицы для разу чивания стихотворений с детьми»/ для воспитателей/ Выпо лнила: Ли Ольга Михайловна, воспитатель МАДОУ «Детский сад №26 «Родничок» 2017 Цель: Ознакомление и последующее применение мнемотаблиц в работе с детьми. Задачи: Раскрыть понятия «Мнемотехника» и « Мнемотаблица »; Познакомить с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми. Представить возможности использования программы Microsoft Power Point в создании мнемотаблиц. Ход мастер- класса: Здравствуйте, уважаемые коллеги! Я рада приветствовать Вас на сегодняшнем мастер- классе, в ходе которого Вы познакомитесь с такими понятиями, как «Мнемотехника», « Мнемотаблица », а так же узнаете, как и для чего можно использовать мнемотаблицы в работе с детьми. Педагоги от родителей часто слышат такие слова – «У нас стихи не запоминаются! ! ! Не может быстро запомнить текст, путается в строчках». В то же время родители говорят, что их ребенок великолепно запоминает рекламу или может легко пересказать очередную серию любимого мультфильма. В чём причина? Дело в том, что в первом случае, при разучивании стихотворения, требуется произвольное запоминание ( когда мы запоминаем что- то специально, это требует волевых усилий) , а во втором- действует непроизвольное, основанное на эмоциях и интересе ребёнка. Вспомните любую рекламу: текст, красочные картинки, быстро сменяющие друг друга, сопровождающиеся музыкой не требуют усилий для запоминания. Одни дети лучше запоминают слова( развита слуховая памят ь- музыкальные, речевые звуки) , а другие- зрительные образы( развита зрительная память) . Ассоциативная память - память, в которой элементы запоминаемого материала связаны между собой ассоциативно. А что такое ассоциация? Это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто- то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели. Для того, чтобы ребенок лучше запоминал стихотворение, у ребенка должны быть хорошо развита память, и, соответственно, мышление и речь, и мною были подобраны такие приемы, которые этому способствовали. Одним из них является…( слайд 3) Мнемотехника - ( от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. В настоящее время данная технология используется и в детских садах. Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Кроме того, не осознавая этого, но мы с вами используем мнемотаблицы каждый день в повседневной жизни. Вот вам некоторые примеры ( 4- 5 слайд по очереди) Мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. ( слайд 6) «Учите ребенка каким- нибудь неизвестным ему пяти слова м- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету» К. Д. Ушинский. В своей работе с детьми при заучивании стихотворений, я использую следующую методику( 7 слайд) Методика «Запоминаем стихи, рисуя». Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка( изображение) ; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически( кодируется) . После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Сейчас я предлагаю Вам составить мнемотаблицы для разучивания стихотворений по предложенному тексту. Но, что делать, если мы не обладаем художественными способностями и нам сложно нарисовать понятный ребёнку рисунок? Выход есть! Можно заполнять мнемотаблицы картинками( распечатать или вырезать из журнала) . Так мы и сделаем. Перед Вами листы бумаги, картинки и стихотворные тексты( участники мастер- класса заполняют ячейки таблицы картинками) . А. Барто «Весенние деньки». Весна, весна на улице, Весенние деньки. Как птицы заливаются Трамвайные звонки. Шумная, веселая весенняя Москва. Еще не запыленная зеленая листва. Галдят грачи на дереве Гремят грузовики. Весна, весна на улице, Весенние деньки. О. Кучерявая. «Космос». В темном небе звезды светят, Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит. И на Землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки, и моря. Видит он весь шар Земной. Шар Земной – наш дом родной. Г. Ладонщиков. Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга Капли падают звеня. Солнце землю согревает Гонит с нашей речки лед. Тает баба снеговая И ручьями слезы льет. Отшумела злая вьюга, Стала ночь короче дня. Теплый ветер дует с юга, Капли падают звеня. Солнце небо согревает, Гонит с нашей речки лед. Плачет баба снеговая, И ручьями слезы льет. Е. Серова «Фиалка». На солнечной опушке Фиалка расцвела. Лиловенькие ушки Тихонько подняла. В траве она запрячется, Не любит лезть вперед. Но каждый ей поклонится И бережно возьмет. Е. Благинина «Посидим и в тишине». Мама спит, о на устала… Ну и я играть не стала! Я волчка не завожу. А уселась и сижу. Не шумят мои игрушки, Тихо в комнате пустой. А по маминой подушке Луч крадется золотой. И сказала я лучу: - Я тоже двигаться хочу! Я бы многого хотела: Вслух читать и мяч катать, Я бы песенку пропела, Я б могла похохотать, Да мало ль я чего хочу! Но мама спит, и я молчу. Луч метнулся по стене, А потом скользнул ко мне. - Ничего, - шепнул он будто, - Посидим и в тишине! Пока наши группы готовят свои мнемотаблицы, расскажу, где еще и как я использую их в работе с детьми. ( 8 слайд) Например, при загадывании загадок, ребенок с помощью картинок сам прочитывает загадку, а потом отгадывает ее. ( 9 слайд) Также можно выучить и поговорки, используя набор картинок последовательно расположенных друг за другом( мнемодорожка) , ребенок сам читает ее. ( 10- 11 слайд) А теперь вернемся к нашим стихотворениям Наше стихотворение «нарисовано», мнемотаблица готова. А теперь, глядя на свои мнемотаблицы, прочтите стихотворение без опоры на текст( читают стихотворения) . ( с лайд 12- 13- 14- 15- 16 по очереди) . Хотелось бы отметить, что детям очень нравиться рисовать и работать с мнемотаблицами. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребенок знает, с чего он может начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. А процесс разучивания стихотворения становится интересным и быстрым. Уверена, что вы согласитесь со мной, если скажу, что нарисованное запечатлевается в памяти лучше, потому что закрепляется не только слово, но и образ, и движение руки( так же, как Вы сами писали шпаргалки) . Верно? Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. Этот приём запоминания может пригодиться не только детям, но и Вам самим. Вы только попробуйте и сами увидите результат! Я думаю, что все игры с мнемотаблицами, которые показала сегодня, Вам пригодятся и так же понравятся вашим детям. Их можно использовать в работе с детьми Э то очень интересно и увлекательно! Спасибо за внимание! Ну а закончить свой мастер- класс я хотела бы так: ( слайд 17) «Я слышу и забываю! Я вижу и запоминаю! Я делаю и понимаю! » Желаю всем удачи! ( слайд 18)