Педагогические чтения "Танцы и танцевально - ритмическая гимнастика в программе "Са-ФИ-Дансе"
Документы для скачивания
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Колобок», г. Петухово, Курганской области, ул. 9 Мая, д. 12, тел. 8( 35235) 2- 40- 03, email: mdou_ kolobok1@ mail. ru Педагогические чтения Тема: « Танцы и танцевально ритмическая гимнастика в программе Са- Фи- Дансе ». 2017 В современных детских садах музыкально- двигательное воспитание имеет устоявшиеся традиции: программу, методику. Я как воспи татель по физической культуре с начала моей работы для более полного физического развития детей стала практиковать парциальную программу « Са- Фи- Дансе » под редакцией Ж. . Е. Фрилевой, Е. Г. Сайкиной. Вряд ли можно оспорить тот факт, что именно детство особенно восприимчиво к прекрасному – музыке, танцу. И это позволяет нам смотреть на музыкально- двигательное воспитание, а в частности на программу « Са- Фи- Дансе » в дошкольных учреждениях как на важный и нужный процесс развития детей. Непосредств енно педагогическую деятельность по программе « Са- Фи- Дансе » в саду веду я, воспитатель по физической культуре. Поскольку на сегодняшний день единая точка зрения на преподавание основ танцевально игровой гимнастики для детей в детском саду практически сложилась, думаю, что предлагаемая система обучения может и должна совершенствоваться. Цель: Улучшение физического здоровья детей средствами танцевально – ритмической гимнастики. Задачи: - Учить детей ритмично двигаться в такт музыки. - Содействовать развитию творческих способностей, самовыражению и выразительности движений. - Способствовать развитию пластичности, музыкальности и двигательной активности. В программе « Са- Фи- Дансе » есть такие разделы как игротанцы и танцевально – ритмическая гимнастика. Игротанцы направлены на формирование у воспитанников танцевальных движений, что способствует повышению общей культуры ребенка. Танцы имеют большое воспитательное значение и доставляют эстетическую радость, детям. В этот раздел входят: танцевальные шаги, элементы хореографических упражнений и такие танцевальные формы, как историко- бытовой, народный, бальный, современный и ритмический танцы. В танцевально – ритмической гимнастики представлены образн о- танцевальные композиции, каждая из которых, имеет целевую направленность, сюжетный характер и завершенность. Физические упражнения, входящие в такую композицию, оказывая определенное воздействие на воспитанников, решают конкретные задачи программы. Все композиции объединяются в комплексы упражнений для детей различных возрастных групп. Основные движения игротанца: - хореографические упражнения: полуприседы, подъемы на носки держась за опору. Стойка руки на пояс и за спину. Свободные, плавные движения руками. Комбинации хореографических упражнений. - т анцевальные шаги, шаги с носка на носок, полуприсед на одной ноге, другую вперед на пятку. Пружинные полуприседы. Приставной шаг в сторону. Шаг с небольшим подскоком. Комбинации из танцевальных шагов. Основные движения танцевально- ритмической гимнастики: - с пециальные композиции. - к омплексы упражнений. Предполагается, что освоение основных разделов программы поможет естественному развитию организма ребенка. Значение танца и танцевально- ритмической гимнастики. Танец существует столько же тысячелетий, сколько и человек. На заре своих истории человеческое общество открыло способы ворожения мыслей, эмоций через движения. В танце не звучит слово, но выразительность пластики человеческого тела столь могущественно, что язык танца понятен всем. Танцы ритмичные движения- физиологическая потребность детского развивающегося организма. Танцевальные движения мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхания, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму. Ритмичные и плавные движения усиливают приток к легким – они полнее насыщаются кислородом. Сердце работает ритмичнее, активно подавая кровь ко всем органам, доставляя кислород, питательные вещества и полнее забирая вредные продукты обмена. В итоге организм очищается от шлаков. Танцы улучшают общее состояние организма. - Получаемая нагрузка на мышцы живота нормализ уют работу кишечника и желудка. Движения укрепляет сон лучше, чем любое снотворное. Танцы оказывают большое влияние на развитие нервной системы. Издавна музыкально – ритмические движения считаются одним из лучших сре дств пр офилактики и устранения психоэмоционального напряжения. - Танцевальные движения – как средство умственного развития. Это быстрота реакции, координация движений, осознанное овладение танцевальными движениями. Как правило, ребенок танцует в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности и дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим и самостоятельности. Музыка в танцах и танцевально – ритмической гимнастики. Вы може те представить танцы без музыки? Музыка в танцах очень важна. Правильная подобранная музыка – успех танца. Музыка воздействует на эмоции детей, создавая у них определенное настроение, при этом влияет на выразительность детских движений. При исполнении бодрой, энергичной музыки движения детей четкие, энергичные, смелые. Если дети слышат спокойную, плавную тихую музык у, их движения становятся мягкими, плавными, воздушными. Всем ли можно танцевать. Если у ребенка ослабленное здоровье, не спешите запрещать ему танцевать. Иногда танцевальные упражнен ия могут принести больше пользы ч ем лекарства, ведь выполненные ребёнком ритмичные движения под музыку несут в себе море эмоций, радости, восторга. Мы можем проследить это на примере нашего воспитанника, имеющего заболевания нервной системы. Эти упражнения помогли Илье улучшить координацию движений, моторику, он стал жизнерадостнее. Ограничений для организации ритмической гимнастики и танцев в дошкольном общеобразовательном учреждении практически не существует. Единственное условие – не допускать перегрузки. Не имеет особого значения и возраст детей. Малыши особенно любят ритмичные движения под музыку, к тому же у них, еще нет чувства застенчивости, как у старших детей. Т анцы повышают настроение. Его душевное состояние создает особый мир, в котором возникает и реализуется потребность в радости, счастье, успехе в познании окружающего мира. Эти музыкально – ритмические композиции рекомендуются включать в спортивные развлечения и праздники, на утренней гимнастике и между занятиями интеллектуального характера. «Белые кор аблики». Музыка В. Шаинского, описание движений А. И. Бурениной. И. п. – стоя, ноги в 1- й позиции, руки внизу. Вступление: 1 фраза – руки плавно через стороны вверх. 2 фразы – руки через стороны вниз. 3- 4 фразы – движения повторяются. 5 фраза – шаг вперед, закрыть голову руками( «спрятаться за облачко») . 6 фраза – шаг назад в исходное положение. 7- 8 фразы – движения повторяются. 1- я фигура 1- й куплет Запев: 1- я фраза – правую руку плавно через сторону вверх( оставить в этом положении) . 2- я фраза – то же левой рукой. 3- 4- я фразы – руки скрестить над головой и плавно через стороны вниз. Движения повторяются 3 раза соответственно музыке. 2- я фигура 2- й куплет Запев: 1- я фраза – присесть, руками коснуться пола. 2- я фраза – встать. 3- 4- я фраза – движения повторяется. 5- я фраза – присесть, руки соединить над головой « домиком». 6- я фраза – выпрямиться. 7- 8- я фразы – движения повторяются. Проигрыши – руки плавно через стороны вверх и вниз в соответствии с музыкой. 3- я фигура 3- й куплет 1- й вариант: 1- 2- я фразы – имитация плавания брассом – 4раза; 3- 4- я фразы – повторения движений 1- 4 фраз 1- й фигуры – 2раза. 2- й вариант: Дети свободно «плывут» по залу – ходьба на носочках врассыпную, движения рук также свободные( имитация движения облаков) . «Калинка». Русская народная мелодия, аранжировка и исполнение Ф. Гойи. И. п. - стоя, ноги в 1- й позиции, руки на поясе. Вступление – слушание музыки. 1 фигура Музыка А: 1- я фраза: на сильную долю поднять плечи, на слабую о пустить, упражнение повторить 4 раза. 2- я фраза: то же с поворотом головы направо и налево. 3- я фраза: повторить движения 1- й фразы, только с небольшим приседанием. 4- я фраза: поворот корпуса вправо и налево, голова прямо, локти поочередно вперед. 5- я фраза: на «и» соединить носки( пятки вместе) , на «раз»- разъединить( «гармошка») , повторить 4 раза( опора на пятки) . 6- я фраза: аналогично развести и соединить пятки – 4 раза( опор на носки) . Музыка В: Исходное положение стоя, руки « полочкой»( выслушать паузу) . 1- е предложение 1- я фраза на « раз – и – два»- 3 шага вперед вправо( с правой ноги) , на «и»- ударить сзади о пол носком левой ноги, руки плавно развести в стороны, с левой ноги вернуться шагом( спиной) в и. п. 2- я фраза то же вперед влево. 3- я фраза кружение на месте шагом с пропаданием, руки плавно вниз. 4- я фраза правой рукой низкий поклон( медленно) . 2- е предложение Исходное положение – правая рука на затылке, левая на поясе. 1- я фраза 4 шага с пропаданием влево. 2- я фраза то же вправо( поменять положение рук) . 3- я фраза кружение на месте шагом с пропаданием. 4- я фраза медленный поклон правой рукой( до пола) . 2- я фигура Исходное положение – стоя, руки на пояс. 1- я фраза, на «раз»- правую ногу на носок, на «и»- на пятку, повторить 3 раза, на счет «четыре»- три притопа с правой ноги. 2- я фраза то же левой ногой. 3- я и 4- я фразы повторить движения 1и2 фраз. 5- я фраза на «раз»- правую ногу на пятку, на «и»- на носок через левую стопу, 3 раза, на счет «четыре»- мах вперед прямой ногой, на «и»- опустить ногу( в исходное положение) . 6- я фраза то же левой ногой. Проигрыш – плавно развести руки через стороны и сложить их перед грудью «полочкой». Музыка В – повторить движения, соответствующие музыке В. 3- я фигура Музыка А Исходное положение – стоя, руки на поясе. 1- 2- я фразы на «раз»- хлопок перед собой, на «и»- хлопок правой рукой по правой пятке, на «два – и»- то же левой рукой. Повторить 4 раза в каждую сторону. 3- я фраза на «раз»- руки «полочкой», слегка присесть, на «и»- руки развести в стороны, выпрямиться( 4раза) . 4- я фраза движения повторяются в ускоренном темпе( соответственно музыке) . 5- я фраза подскоки на месте, нога за ногу с оттянутым носком( «веревочка») . 6- я фраза кружение на подскоках на месте. 7- 8- я фраза повторение движений 5- 6 фраз в ускоренном темпе в соответствии с музыкой, в конце притоп, руки вверх. Танец «Матушка – Россия», ( поет Т. Буланова) . Описание танца Вступление. И. п. – стойка руки в стороны – книзу, кисть на себя. А. 1- 4- четыре пружинистых шага вперед 5- 6- два пружинистых полуприседа с поворотом туловища направо ми двумя движениями согнутыми руками вниз. 7- 8- повторить счет 5- 6 в другую сторону Б. – повторить движения части А. Первый куплет. А. 1- 3- три шага вперед, постепенно раскрывая руки в стороны. 4- приставить с акцентом ногу, руки в стороны. 5- 7- три шага назад, руки через вторую позицию на пояс( «закрыть») . 8- с акцентом приставить ногу. Б. – повторить движения части А счет 1- 7, счет 8- руки перед собой. В. 1- 2- приставной шаг вправо. 3- шаг вправо. 4- левую на пятку в сторону с наклоном туловища влево. 5- 8- повторить счет 1- 4 в другую сторону, приставные шаги. Г. – повторить движения части В. Припев. А. 1- правую ногу вперед на пятку, руки на пояс. 2- приставить правую ногу с акцентом. 3- 4- « тройной притоп»( или три беговых шага на месте с высоким подниманием бедра) . 5- 6- три раза( 5- и- 6) опустить и поднять плечи, руки в стороны – книзу, кисть на себя. 7- 8- повторить счет 5- 6. Б. – повторить движения части А с другой ноги. В. 1- 2- на шаг правую ногу в сторону, правую руку в сторону – кверху. 3- 4- приставить левую ногу, правую руку согнуть к левому плечу, локоть вперед. 5- 8- «русский поклон» вперед. Г. – повторить движения частим В в другую сторону. Проигрыш. Повторить вступление, стоя на месте. Второй куплет. Повторить упражнения первого куплета. Припев. Повторить упражнения припева. Припев. Два раза выполнить упражнения куплета. Проигрыш. Повторить упражнения вступления, выполняя шаги вперед, затем то же назад – 2 раза. Припев. Два ра за повторить упражнения припева Проигрыш. Повторить упражнения вступления на месте и то же с уходом назад. Заключение. Танцы – искусство, любимое детьми. И работать с ними – значит еже дневно отдавать ребенку свой жизненный и духовный опыт, приобщать маленького человека к миру прекрасного. Танцевальное ис кус с тво обладает редкой возможностью воздействия на мировоззрение ребенка. Просмотры в кино, видео и телефильмов, посвященных танцу все это нужно и важно. Однако наиболее эффективной представляется собственная танцевальная деятельность детей, где каждый ребенок становиться на время танцоро м, творчески осмыслива ющим происходящее. Но грош цене танцевальным успехам дошкольника, если мы не сумеем привить ему необходимых нравственных качеств. И тут уже совершенно необходимо понимание внутреннего мира ребенка, детского мировосприятия. Уметь проникнуть в этот мир, стать человеком, открывающим малышу красоту танца, музыки – вот каким должен быть педагог, работающий в дошкольном учреждении. Следовательно, кроме требовательности к детям, необходима требовательность и к самим себе. И здесь все имеет значение: интонация, взгляд, настроение и даже ваш внешний вид. В общении с детьми нужна привет л ивая, уважительная, спокойная форма взаимодействия. Каждый ребенок должен почувствовать, что его любят, в него верят, его понимают. И никогда не думайте, что вы даете своим воспитанникам больше того, что они в состоянии воспринять. Дети способны усвоить невероятно много. Они активно, жадно и благодарно откликаются на слова педагога, если чувствуют в нем старшего друга. Обучение танцам – это всегда диалог, даже ког да ученик совсем еще маленький человечек, но все равно от его нас тойчивости, целеустремленности и желании постигать тайны искусства танца зависит от успех а совместного труда.