a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича»

Автор: Бабушкина Наталья Ивановна Опубликовано: 2017-12-16 19:04:08

Документы для скачивания

Консультация для педагогов ДОО «Развитие интеллектуальной компетенции дошкольников путем использования развивающих игр В. В. Воскобовича » Игры Воскобовича не зря называются лабиринтами. Все они постепенно усложняются, поддерживая детскую деятельность в зоне оптимальной трудности. Каждая игра направлена на получение конкретного результата, который малыш имеет возможность наблюдать и гордиться им в конце игры. Это особенная, самобытная, творческая и очень добрая технология. В её основу заложены три основных принципы – интерес, познание, творчество. Это не просто игры – это сказки, интриги, приключения, забавные персонажи, которые побуждают малыша к мышлению и творчеству. Игры развивают конструкторские способности, пространственное мышление, внимание, память, творческое воображение, мелкую моторику, умение сравнивать, анализировать и сопоставлять. Есть и более сложные игры, которые учат детей моделировать, соотносить части и целое. «Квадрат Воскобовича »  ( «Игровой квадрат») . У этой игры и меется народное название- «Вечное оригами». «Игровой квадрат» представляет собой 32 жестких треугольника, наклеенных на гибкую основу с двух сторон на некотором расстоянии друг от друга. Благодаря такой конструкции квадрат легко трансфо рмируется. Еще одно название- « Квадрат- трансформер »- не случайно, ведь из него конструируются как плоскостные, так и объемные фигуры. Квадрат может превращаться в образы: домик, мышку, ежика, башмачок, самолетик, котенка. Двухлетние малыши с помощью взрослого складывают домик с красной или зеленой крышей, конфетку. Более взрослые дети – осваивают алгоритм конструирования, находят спрятанные в «домике» геометрические фигуры, придумывают собственные предметные силуэты. Квадрат можно определенным образом разрезать. Например, разрез крестом дает необычные объемные фигуры. Возможны игры с частями Квадрата( например, подними левый или правый уголок) . Игры с «Квадратом Воскобовича » развивают мелкую моторику рук, пространственное мышление, сенсорные способности, мыслительные процессы, умение конструировать, творчество. Игра «Математическая корзинка» Эта игра поможет ребенку буквально «на ощупь» закрепить счет, уяснить состав чисел, а также понять смысл сложения и вычитания.   Малышу нужно вкладывать в корзины с разным количеством выемок определенное количество вкладышей- грибов. По сказочному сюжету ребенок вместе с зверятами- цифрятами: Ежиком- Единичкой, Зайкой- Двойкой, Мышкой- Тройкой и другими собирает грибы в корзинки, считает их, раздает зверятам равное количество грибочков и проверяет у кого корзинки полные, а у кого нет. Зверята собирают грибы, а малыш выясняет, кто собрал больше, а кто меньше. Игра « Чудо- соты » Эта игра позволяет малышам формировать знания о форме и цвете. Развивает мелкую моторику, мышцы кистей и пальцев рук, а также мыслительную деятельность. Игра «Чудо- цветик» «Чудо- цветик»- это игра, направленная на развитие творческих способностей, памяти и внимания, обучение счету. Один из вкладышей одноцветен и разделен на десять частей, а второй, четырехцветный, делится на четыре неравные части( одну десятую часть круга, две десятых части круга, три десятых и четыре десятых части круга) . В ней ребенок может решать логические задания, конструировать различные фигурки, которые можно будет обвести и раскрасить и разбирать состав десяти и соотношение целого и частей. Игра «Кораблик Плюх- Плюх» Пятимачтовый «Кораблик Плюх- Плюх»- игра для малышей двух- четырех лет, в ней развиваются сенсорные способности( малыш раскладывает предметы в группы по одному признаку: цвету) ; мелкая моторика рук( ребенок снимает флажки с мачт кораблика и одевает их обратно, нанизывает флажки на шнурок, как гирлянду) ; внимание, мышление, память, речь, математические преставления( малыш узнает, что значит высокий и низкий, определяет, где флажков на мачтах много, мало, поровну, учится считать) . Игра «Шнур- затейник» Развивающая игра «Шнур- затейник»- это увлекательное занятие и эффективное средство развития детей 3- 8 лет. Она способствует развитию ориентировки в пространстве, математических способностей, совершенствованию интеллекта, подготавливает к обучению чтению. Игра «Конструктор цифр» Особенностью этой игры является возможность конструировать каждую цифру из деревянных деталей не только по схеме, но и по ее словесной модели( своеобразному шифру) . Деревянные детали можно просто разложить на игровом поле, а можно зафиксировать при помощи эластичных резинок. Такая игра является средством совершенствования внимания, пространственного мышления, приемов логического мышления, словесно- логической памяти, мелкой моторики рук. Кроме того, в играх с «Конструктором цифр» ребенок запоминает электронные цифры и последовательность цифр в ряду. Игра «Прозрачный квадрат» Это игра- обучение и семейное развлечение. В нее может играть один ребенок либо несколько детей, либо семья. Она развивает память, внимание, логическое мышление, сенсорные и творческие способности. В играх с «Прозрачным квадратом» необходимо соблюдать два правила: при складывании квадратов пластинки накладываются друг на друга всей плоскостью и при наложении пластинок друг на друга не допускается совмещение( пересечение) цветных элементов. Игра « Геоконт » В народе ее называют «дощечкой с гвоздиками». Действительно, на фанерном поле закреплены пластмассовые гвоздики, которые в сказке «Малыш Гео, Ворон Метр и я, дядя Слава» называются «серебряными». На «серебряные» гвоздики натягиваются «паутинки»( разноцветная резинка- поддержка) , и получаются контуры геометрических фигур, предметных силуэтов. Малыши создают силуэты по показу взрослого, собственному замыслу, дети старшего возраста – по схеме- образцу и словесной модели( на игровое поле « Геоконта », в отличие от подобных игр, нанесена координатная сетка) . Ученики начальной и средней школы изучают геометрию и доказывают теоремы( переход в другую плоскость помогает лучше понять суть проблемы) . В результате игр с « Геоконтом » у детей развивается моторика кисти и пальчиков рук, сенсорные способности( освоение цвета, формы, величины) , мыслительные процессы( конструирование по словесной модели, построение симметричных и несимметричных фигур, поиск и установление закономерностей) , творчество. Особенности игр Конструктивные элементы.   В « Геоконте »- динамичная «резинка» как средство конструирования, в «Квадрате Воскобовича »- жесткость и гибкость одновременно, в «Прозрачном квадрате»- прозрачная пластинка с непрозрачной частью, в «Шнуре- затейнике»- шнурок и блочка и т. д. Широкий возрастной диапазон участников игр.   Одна и та же игра привлекает детей и трех, и семи лет, а иногда и учеников средней школы. Это возможно потому, что в ней есть упражнения в одно- два действия для малышей и сложные многоступенчатые задачи для старших детей. Многофункциональность.   С помощью одной игры можно решать большое количество образовательных задач. Незаметно для себя малыш осваивает цифры и буквы; узнает и запоминает цвет, форму; тренирует мелкую моторику рук; совершенствует речь, мышление, внимание, память, воображение. Универсальность по отношению к программам.   «Детство», «Развитие», «Радуга»… Как показала практика, игры прекрасно вписались в эти и другие программы образовательных учреждений. Творческий потенциал.   Вспомните, с какой игрой ребенок играет дольше всего? Конечно, с той, которая дает ему возможность воплощать «задумки» в действительность. Сколько интересного можно придумать и сделать из деталей « Чудо- головоломок », разноцветных «паутинок» « Геоконта », «вечного оригами» «Квадрата Воскобовича »: машины, самолеты, корабли, бабочки и птицы, рыцари и принцессы – целый сказочный мир! Игры дают возможность проявлять творчество и взрослым. Сказочная «огранка».   Говорят, хороший бриллиант требует огранки. Почему бы огранку не придать игре, например, сказочную? Интерес детей к сказкам- это и дополнительная мотивация, и модель опосредованного обучения. Дети с удовольствием играют не с квадратами, треугольниками и трапециями, а с Нетающими Льдинками Озера Айс и разноцветными паутинками Паука Юка, не изучают дроби, а разгадывают вместе с Малышом Гео секреты Чудо- Цветика. Новое, необычное и нестандартное всегда привлекает внимание детей и лучше запоминается.

Оставить комментарий: