a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Тема: «Создание условий в ДОУ по выявлению и поддержке одаренных детей»

Автор: Безрукавая Валентина Владимировна Опубликовано: 2017-12-17 12:59:17

Документы для скачивания

Тема: «Создание условий в ДОУ по выявлению и

поддержке   одаренных детей»

Одаренность – это высокий уровень развития способностей человека, позволяющий ему достигать особых успехов в той или иной сфере деятельности. Понятие «одаренность» происходит от слова «дар» и означает  особо благоприятные внутренние предпосылки развития.

 Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. №273-ФЗ; • ФГОС дошкольного образования;

  • Концепции общенациональной системы выявления и развития молодых талантов;

Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.93г.)

  • Конвенция о правах ребенка (одобрена генеральной Ассамблеей ООН 22.11.89 г.)
  • ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»;
  • Концепция дошкольного воспитания;
  • Концепция содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утверждена ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003;
  • Федеральная целевая программа «Дети России»;

Программа «Развитие образования г. Нижневартовска;

Воспитание и развитие одаренных и талантливых детей является важнейшим условием формирования творческого потенциала общества, развития науки и культуры, всех областей производства и социальной жизни.

Музыкальный руководитель детского сада, приступая к организации работы с одаренными детьми оказывается перед рядом проблем:

     1.Выбор метода выявления детей с выраженной музыкальностью;

     2.Подбор методов и приёмов развития музыкальных

        способностей, а так же обеспечения реализации творческого

        потенциала     таковых детей;

  1. Актуализация проблем одаренных детей перед другими

         участниками образовательного процесса – родителями

         и педагогами образовательного учреждения.

 

    Что же такое музыкальность и музыкальные способности?

Под музыкальностью понимается компонент музыкальной одаренности, необходимый для занятия именно музыкальной деятельностью (любого ее вида), в отличие от всякой другой.

 

Для развития  музыкальных способностей необходимы:

  • Ладовое чувство, т.е. способность эмоционально различать ладовые функции звуков мелодии;
  • Способность к слуховому представлению, т. е. способность произвольно пользоваться слуховыми представлениями, отражающими звуковысотное движение;
  • Музыкально-ритмическое чувство, т. е. способность активно (двигательно) переживать музыку, чувствовать эмоциональную выразительность музыкального ритма и точно воспроизводить его.

 

       Музыкальные способности у всех детей выявляются по – разному. У кого-то уже на первом году жизни все три основные способности проявляются достаточно ярко, развиваются быстро и легко. Это свидетельствует о музыкальности детей. У других способности обнаруживаются позже, развиваются труднее. Наиболее сложно развиваются у детей музыкально – слуховые представления – способность воспроизводить мелодию голосом, точно ее интонируя, или подбирать ее по слуху на музыкальном инструменте.

 У  большинства дошкольников эта способность развивается лишь к пяти годам. Но отсутствие раннего проявления способностей не является показателем слабости или тем более отсутствия способностей.

Нужны постоянные наблюдения за детьми с проведением

     диагностических срезов развития. Диагностика музыкальных

     способностей, проводимая один – два раза в год, позволяет

     судит о качественном своеобразии развития каждого ребенка

     и   соответственно корректировать содержание занятий.

 

   Для выявления музыкально - одаренных детей в своей практике я использую технологию педагогического наблюдения.

  1. Объект педагогического наблюдения - музыкальность дошкольников;
  2. Цель наблюдения - выявить детей с задатками музыкальности;

     Проявляет интерес к музыке и всему, что с ней связано

 Выражает желание петь, танцевать, выступать на сцене

 

  Любой музыкальный руководитель знает своих воспитанников и

 без специально организованных процедур диагностики может различать группу воспитанников по тем или иным качествам. Метод наблюдения позволяет выявить тех детей, кто больше любит солировать в песне, танце, инсценировке, и, как правило, у таких детей это лучше получается.

     В своей работе я уделяла большое внимание развитию у детей способности к пению и сценической деятельности. Обучению пению необходим индивидуальный подход к учащимся.

Пение является эффективнейшим средством воспитания не только эстетического вкуса, но и инициативы, фантазии, творческих способностей детей, оно наилучшим образом содействует развитию музыкальных способностей (певческого голоса, чувства ритма, музыкальной памяти), развитию певческих навыках, содействует росту интереса к музыке, повышает эмоциональную и вокально-хоровую культуру.

 Дети, у которых выявляются ярко выраженные способности к вокальному исполнению, становятся солистами. С ними в дальнейшем проводилась индивидуальная работа.

Музыкальный материал, предлагаемый детям не обязательно должен быть сложнее, он должен быть разнообразным и вариативным. И подбирается он с учетом возможностей и предпочтений детей.

Большой мотивационной силой является новизна - музыкального репертуара, сопровождающего аккомпанемента, декораций, костюмов и прочей атрибутики творческого процесса. Содержание индивидуальной работы не должно сводиться к простому разучиванию и репетициям.        

 Для детей с высоким уровнем развития музыкальности в ДОУ  организована  дополнительная платная услуга , которая реализуется в нашем  детском саду два раза в неделю, под названием:

 «Кружок по развитию вокальных способностей: «Звонкий ручеек»,

       И мной была создана программа работы вокального кружка.

 

 Цель этой программы: Приобщать дошкольников к миру    вокальной музыки, формировать исполнительские навыки в области пения, способствовать развитию творческих проявлений.

 

Задачи программы: (подразделяются на 3 этапа)

1.Обучающие:

  1. Учить петь естественным голосом, без напряжения,

            постепенно   расширять диапазон, укреплять голосовые связки;

  1. Учить выразительно петь, передавая характер песни.

     3.Организовать деятельность голосового аппарата.

     4.Совершенствовать певческие способности детей дошкольного

        возраста, формировать правильное дыхание,

        дикцию, артикуляцию в пении;

 

ΙΙ. Развивающие:

  1. Развивать  вокальные способности.
  2. Развивать музыкальный слух.

 

ΙΙΙ. Воспитательные:

  1. Формировать навыки работы в ансамбле.
  2. Познакомить с основами этикета.
  3. Формировать эмоционально - эстетическое восприятие окружающего мира через пение;
  4. Развивать у дошкольников творческое начало, поощрять самостоятельность, инициативу и импровизационные способности в пении.

 

Структура наших занятий:

 

1 . Артикуляционная гимнастика.

Цель: Совершенствовать дикцию, артикуляцию, помогать правильно и чисто проговаривать трудно произносимые слова, фразы;

 Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

 

  1. Упражнения на дыхание.

Цель: Укреплять лёгкие и голосовой аппарат дошкольников, формировать правильное дыхание;

Мы надули шар воздушный, вот такой большой, большой

 Дети «надувают шарик»: (вдыхают и выдыхают через губы трубочкой). Прижимают ладони друг к другу и разводят в стороны.

     Отпустили его в небо – Поднимают ладони вверх.

     Помахали вслед рукой – Прощально (плавно) машут руками.

 

 

3.Основная часть - вокально-хоровая работа.

 

  1. Распевание;

 

М.Р.:(мажорное трезвучие вверх) Добрый день, добрый час,

                                                          рада я видеть вас.

Дети: Добрый день, добрый час, рады мы видеть вас.

М.Р.: Вот и хорошо (вниз от 5-й ступени до тоники).

Дети: Вот и хорошо (отвечают на каждую фразу М.Р.).

 

  1. 2. Пальчиковые и подвижные игры;

 

Пальчиковая игра «Лягушка»

Ква-ква, ква-ква-ква! ----хлопают в ладоши

Скачут, скачут на опушке.----хлопают по коленям

 

Ква-ква, ква-ква-ква! ----хлопают в ладоши

Лупоглазые лягушки----хлопают по коленям

 

Прыг-прыг-под листок----2 хлопка Скрещивают руки на груди и кладут ладони на плечи.

Прыг-прыг-Под кусток. –2 хдопка , руки кладут на голову

 

Прыг на кочку и сидят---качают головой

Комара поймать хотят

 

З-з-з-з…---Вращают указат. пальцем, постепенно поднимая руки.

 

АМ!----  Хлопок в ладоши.

 

 

  1. Работа над песней: например: Едет, едет паровоз
  2. 4.Знакомство с песней (1 – 2 занятия);
  3. Прослушивание;
  4. Беседа, разъяснение текста;
  5. 7.Повторное исполнение;

 

  1. Разучивание песни (3 – 4 занятия):

Например: В траве сидел кузнечик

  1. Работа над звуковедением;
  2. 2.Работа над дыханием;
  3. Работа над ансамблем;
  4. Работа над дикцией;

 

  1. Закрепление (1 – 2 занятия).
  2. Работа над выразительностью и эмоциональным исполнением песни.

 

Музыкальную основу программы составляют произведения для детей дошкольного возраста, песни современных композиторов и исполнителей, разнообразные детские песни. Песенный материал играет самоценную смысловую роль в освоении содержания программы.

Отбор произведений осуществляется с учетом доступности, необходимости, художественной выразительности (частично репертуар зависит от дат, особых праздников и мероприятий).

Песенный репертуар подобран в соответствии с реальной возможностью его освоения в рамках кружковой деятельности. Имеет место варьирование.

 

Родители являются неотъемлемыми участниками педагогического процесса в совместной деятельности с музыкальным руководителем и ребёнком.

Для родителей детей с высоким уровнем музыкальности проведены индивидуальные консультации по вопросам развития и музыкального воспитания детей. От них получено согласие на дополнительную работу с их детьми, а так же мы заручились поддержкой и согласием родителей на участие детей в различных конкурсах и программах. .

Компьютер, мультимедийные средства – инструменты для обработки информации, стали мощным техническим средством обучения, средством коммуникации, которые необходимы для совместной деятельности педагогов, родителей и дошкольников.

  • Используем современные информационные технологии:
  • Применение новых цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в образовании – залог успешной реализации личности современного дошкольника. Общение в социальной сети не заменяют индивидуальной беседы, но и этот способ доведения до родителей важной информации, привлечения их внимания к какой-либо проблеме оказался достаточно удобным, быстрым и эффективным способом взаимодействия.

Использование телекоммуникаций и, в частности, электронной почты позволило нам оперативно информировать родителей о ходе развития каждого ребенка, организуя при этом индивидуальный диалог. Родители также приобрели возможность сообщать музыкальному руководителю необходимые сведения и задавать интересующие вопросы.

Еще одним из направлений взаимодействия с родителями стала - рассылка. Рассылка электронной почты-это средство массовой коммуникации, группового общения. Оно заключается в автоматизированной рассылке сообщений электронной почты группе адресатов по заранее составленному списку. ИКТ позволило родителям в реальном режиме времени отслеживать успехи своих детей, а нам дает возможность сообщать рекомендаций для родителей по участию детей в конкурсах(памятки).

 Появление мобильных информационных систем, к числу которых относятся мобильные телефоны и карманные компьютеры, оснащенные доступом к всемирной компьютерной сети, предоставили родителям и педагогам дополнительные средства для оперативного обмена информацией. Для этих целей задействованы мобильная почта и SMS-сообщения.

Ну и в заключении своего выступления хотелось бы сказать, что наши дети принимают участие практически во всех городских детских конкурсах  «Самотлорские роднички» дипломы лауреатов 1,2и3 степени, «Детство Югры» гран-при, «Югринка» диплом 1 степени, принимают участие в городском  всесезонном конкурсе «Маленькая осень, зима, весна.» дипломы лауреатов. Наши дети принимают заочное участие во Всероссийких конкурсах, таких как «Российские таланты» дипломы  лауреатов 1 и 2 степени, Всероссийский конкурс «Таланты вселенной» дипломы победителей 1 и 2 места  и многие другие и занимают высокие призовые места.

 

 

 

 

Оставить комментарий: