a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Организация социально-коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Автор: Григорьева Елена Андреевна Опубликовано: 2018-01-06 13:56:49

Документы для скачивания

Организация социально- коммуникативного развития воспитанников с ограниченными возможностями здоровья В соответствии с ФГОС ДО социализация личности дошкольника и его коммуникативное развитие выделены в одну образовательную область «Социально- коммуникативное развитие». Подобное объединение направлений развития ребенка не случайно и закономерно, так как решающим фактором развития личности является социальная среда. И именно она обеспечивает полноценную практику взаимодействия и речевого общения. На сегодняшний день вопросы социально – коммуникативного развития детей с ОВЗ вызывают особый интерес в педагогической практике. Каждый ребёнок с ограниченными возможностями здоровья постепенно учится понимать самого себя и окружающих. Приобретаемые навыки межличностных взаимоотношений помогают ему овладевать культурой общения и поведения. По мере расширения представлений об окружающем повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства. Социально- личностное и коммуникативное развитие дошкольников с нарушением зрения включает в себя формирование отношения ребёнка к себе и к окружающему, выработка им социальных мотивов и потребностей, развитие коммуникативных способностей, становление его самопознания. Данные утверждения раскрыты в трудах отечественных педагогов- психологов: П. В.  Ермакова, Л. С. Выготского, П. В. Глухова, Л. А. Дружининой. Наша задача, как педагогов, работающих с детьми с нарушениями зрения- помочь «особым» детям социализироваться в обществе, установить социальный контакт не только со сверстниками, но и со взрослыми. Нечеткость, фрагментарность, схематизм образа окружающего мира негативно влияет на развитие составляющих коммуникативной деятельности( средств вербальной и невербальной выразительности, воображения, эмоциональности) и поэтому требует специальной коррекции. Основной целью работы с дошкольниками с нарушенным зрением является успешная социальная адаптация их в современном социуме и обеспечение им равных стартовых возможностей. Для ребенка с нарушенным зрением общение приобретает дополнительное значение, так как оно является эффективным средством коррекции и компенсации вторичных отклонений. При этом социальный смысл коммуникации заключается в обеспечении любой другой деятельности: ее овладении, планировании или координации. В этой связи актуальной проблемой в современной коррекционной педагогике является развитие коммуникативной деятельности детей с нарушениями зрения. Цель работы – разработать систему организации социально- коммуникативного развития воспитанников с нарушениями зрения. Задачи: Рассмотреть содержание работы социально- коммуникативного развития воспитанников с нарушением зрения. Определить формы и методы включения родителей в процесс работы по социально- коммуникативному развитию воспитанников с нарушением зрения. Содержание работы по социально- коммуникативному развитию воспитанников с нарушением зрения Отклонения в развитии ребёнка приводят к его выпадению из социально и культурно обусловленного образовательного пространства. Грубо нарушается связь ребёнка с социумом, культурой, как источником развития. Работа по приобщению к социокультурным ценностям и освоению первоначальных представлений социального характера является трудной, актуальной и выполнимой задачей для наших педагогов в свете новых Федеральных образовательных стандартов. Тифлопедагоги и психологи Головина Т. П. , Земцова М. И. , Литвак А. Г. , Солнцева Л. И. , Фомичева Л. В. и другие, показали, что уже в раннем детстве значительное снижение зрения накладывает отпечаток на общее и психомоторное развитие ребенка. Коммуникативная деятельность предполагает использование различных выразительных средств общения, от которых зависит полноценное развитие эмоциональной, социальной, коммуникативной адаптации детей с нарушениями зрения. К ним относятся все невербальные средства общения, а также интонационные особенности голоса, позы, одежды. Общение детей с нарушениями зрения опирается, прежде всего, на речевые возможности. В области социально- коммуникативного развития ребенка с данными нарушениями, в условиях информационной социализации, основными задачами образовательной деятельности является создание условий для: – развития положительного отношения ребенка к себе и другим людям; – развития коммуникативной и социальной компетентности; – развития игровой деятельности. Включение дошкольников с нарушениями зрения в систему социальных отношений, осуществляется по нескольким направлениям: - в повседневной жизни путем привлечения внимания детей друг к другу, оказания взаимопомощи, участия в коллективных мероприятиях и т. д. - в процессе специальных игр- исследований, направленных на развитие представлений о себе, окружающих, взрослых и сверстниках. - в процессе обучения сюжетно- ролевым и театрализованным играм, играм- драматизациям, где воссоздаются социальные отношения между участниками, позволяющие осознанно приобщаться к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений; - в процессе хозяйственно- бытового труда и в различных видах деятельности, таких как, уход за комнатными растениями; - вовлечение родителей в образовательную и совместную деятельность, обучающие семинары, проведение мастер- классов, «Дни открытых дверей», работа интернет- сайта педагога. Так же нужно отметить, что воспитание развивающейся личности невозможно без приобщения к общечеловеческим культурным ценностям. Включение родителей в процесс работы по социально- коммуникативному развитию воспитанников с нарушением зрения Актуальность включения родителей в процесс работы по социально- коммуникативному развитию обусловлена тремя основными факторами: - Социально- коммуникативное развитие детей с нарушением зрения- это одна из приоритетных задач нашей дошкольной образовательной организации. - Нарастает ситуация с ухудшением физического и психического состояния здоровья детей. - Существует необходимость совершенствования подходов во взаимодействии ДОО с семьей, поиска вариативных форм сотрудничества. В своей работе я определила наиболее интересные для себя формы и методы работы с родителями: ежедневный непосредственный контакт, когда родители приводят и забирают детей; анкетирование родителей для изучения их представлений по вопросам воспитания; проведение тематических консультаций для родителей; проведение" круглого стола" с целью распространения семейного опыта; организация партнерской деятельности детей и взрослых по выпуску семейных стенгазет с целью обогащения коммуникативного опыта дошкольников; проведение праздников, досугов с привлечением родителей; их совместное выступление с детьми; проведение практикумов и «мастер- классов» для родителей- знакомство с различными коммуникативными играми; создание картотеки( игры, книги по развитию коммуникативных навыков) организация тематических выставок детских работ и совместных выставок детей и родителей( например, изучая лексическую тему) проведение семинаров- практикумов для родителей по развитию навыков общения наглядная информация в «Родительском уголке» включает: - ежемесячную информацию о решаемых программных задачах; - рекомендации о создании условий различные советы, памятки; буклеты, папки- передвижки; Создание мини- сайта воспитателя и группы в социальной сети «В контакте» Заключение Проблема сопровождения детей с ОВЗ в общеобразовательном пространстве требует деликатного и гибкого подхода. Дети с ОВЗ могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного процесса воспитания и обучения, удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития. Проблема социально- коммуникативного развития ребёнка дошкольного возраста с ОВЗ в процессе его взаимодействия с окружающим миром становится особенно актуальной на современном этапе, поскольку основные структуры личности закладываются в дошкольный период детства, что, в свою очередь, возлагает на семью и дошкольное учреждение особую ответственность за воспитание необходимых личностных качеств у детей. Одним из 5 приоритетных направлений деятельности дошкольного учреждения( в соответствии с ФГОС ДО) является социально- коммуникативное развитие детей дошкольного возраста, организация и методическое сопровождение социально- ориентированной образовательной деятельности, как условия реализации социального заказа общества и семьи. Тесное взаимодействие воспитателя и родителей при выборе партнерской позиции и интересных форм дает возможность создать единое образовательное пространство для полноценного и всестороннего развития каждого ребенка, тем более, если этот ребенок с ОВЗ. Таким образом, важным условием организации социально- ориентированной образовательной деятельности является не только грамотное построение предметно- пространственной среды, но и партнёрство ДОУ и семьи, которое даёт возможность включить детей с ОВЗ в выполнение реальных дел, участие в педагогических детско- родительских проектах, преобразование реальной жизни. Поэтому ещё одним важным условием является организация целостной педагогической системы, грамотное и педагогически целесообразное построение воспитательно- образовательного процесса в ДОУ совместно с родителями.   Список литературы. Доронова Т. Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. - М. : Сфера, 2012. – 114 с. Зверева О. Л. , Кротова Т. В. Общение педагога с родителями в ДОУ. Методический аспект. - М. : Сфера, 2015. – 89 с. Котова Е. В. Социально- личностное развитие дошкольников в условиях реализации ФГОС – Самсон, 2014. - С. 46- 56 Кощиенко И. В. Взаимодействие педагогов и родителей как социальная и психолого- педагогическая проблема/ / Знание. Понимание. Умение. - Выпуск № 1. – 2011. - С. 209- 212 Чернецкая Л. В. Развитие коммуникативных способностей у дошкольников: практическое руководство для педагогов и психологов дошкольных образовательных учреждений. – Ростов на Дону: Феникс, 2015. - 103 с.  

Оставить комментарий: