Собрание в старшей группе
Документы для скачивания
Родительское собрание по теме: " Нравственные отношения в семье и в детском сад » Воспитатель: Балдук С. А Подготовка 1. Заранее проводится анкетирование детей и родителей. Вопросы связаны с темой собрания и перекликаются по содержанию у детей и взрослых. Нравственные ценности Вопросы для детей 1. Каким ты хочешь быть человеком? 2. Кем ты хочешь быть? 3. Что нужно, чтобы дома у вас было всем хорошо? 4. Без чего нельзя прожить человеку? 5. Если бы ты нашел клад, то чтобы ты сделал? Вопросы для взрослых 1. Качества необходимые вашему ребенку, как человеку…? 2. Вы хотели, чтобы ваш ребенок стал…? 3. В хорошей семье всегда…? 4. Нельзя прожить без…? 5. Если бы я нашел клад, то…? 2. Заранее подготовить и раздать родителям памятки “Основы нравственных отношений в семье”: Проявилась заинтересованность к жизни и проблемам ребенка, будьте искренним – подражая, он очень скоро вернет это вам. . Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам – это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности. Не говорите о людях неуважительно, плохо – ребенок вырастет и станет отзываться так же о вас. Поведение – это нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка. 3. Подготовить небольшое детское выступление для родителей. Чтение стихов А. Барто: “Святая ложь”, “Мы с отцом”. Я. Аким: “ Моя родня”. Театрализованная сценка из жизни детского сада. Вступительное слово Сообщаю тему, цели и задачи собрания. Воспитывая ребенка, и воспитатели, и родители надеются вырастить из него достойного человека. “Затем и молим мы богов о детях, Чтоб супостатов наших отражали И другу честь умели подавать”. : ( ( Софокл) Великий композитор Бетховен завещал потомкам: “Растите детей своих в добродетели, только одна она и может дать счастье”. Ушинский К. Д. отмечал: “Ничто – ни слова, ни мысли, ни даже поступки наши не выражают так ясно и верно нас самих и наши отношения к миру, как наши чувствования: в них слышен характер не отдельной мысли, не отдельного решения, а всего содержания души нашей и ее строя”. Нравственное воспитание – это сложный педагогический процесс в основе которого лежит развитие чувств. “Те высокие нравственные чувства, которые характеризуют развитого взрослого человека и которые способны вдохновить его на большие дела и на благородные поступки, не даны ребенку в готовом виде от рождения. Они возникают и развиваются на протяжении детства под влиянием социальных условий жизни и воспитания”, - писал А. В. Запорожец. Воспитанию нравственных чувств в истории педагогики всегда уделялось большое внимание, ведь воспитание в ребенке гражданина своей Родины неотделимо от воспитания в нем гуманных чувств: доброты, справедливости, способности противостоять лжи и жестокости. Очень важно с малых лет учить ребенка соразмерять собственные желания с интересами других. Тот, кто во имя своих желаний отбрасывает в сторону законы совести и справедливости, никогда не станет настоящим человеком и гражданином. Так считал В. А. Сухомлинский. Нравственные чувства развиваются у детей в процессе взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, но главную роль в этом играет все же семья. Затем я знакомлю присутствующих родителей с результатами анкетирования, мы сравниваем итоги опроса по диаграмме, в которой отражены приоритетные ценности родителей и детей. Выступление психолога с сообщением о том, как моральные принципы по- разному проявляются в семье. “Мой стиль воспитания ребенка в семье” Из трех ответов по каждому вопросу выберите тот, который более соответствует вашему привычному родительскому поведению. 1. Ребенок капризничает за столом, отказывается, есть то, что всегда ел. Вы: а) дадите ребенку другое блюдо; б) разрешите выйти из- за стола; в) не вступите из- за стола до тех пор, пока все не съест. 2. Ваш ребенок, вернувшись с прогулки, расплакался, обнаружив, что потерял во дворе свою старую любимую игрушку – плюшевого медведя. Вы: а) идете во двор и ищете игрушку ребенка; б) погрустите вместе с ребенком о его утрате; в) успокоите ребенка словами: “не стоит расстраиваться из- за пустяков”. 3. Ваш ребенок смотрит телевизор вместо того, чтобы выполнять полученное им в детском саду задание. Вы: а) без слов выключите телевизор; б) спросите, что необходимо ребенку, чтобы начать делать задание; в) пристыдите ребенка за несобранность. 4. Ваш ребенок оставил все игрушки на полу, не пожелав их убрать. Вы: а) уберете часть игрушек в недоступное для ребенка место: “пусть поскучает без них”; б) предложите свою помощь в уборке, типа: “я вижу, что тебе скучно делать это одному…”, “я не сомневаюсь, что твои игрушки слушаются тебя…”; в) накажите ребенка лишением игрушек. 5. Вы пришли за ребенком в детский сад, ожидая, что он быстро оденется, и Вы успеете зайти на почту, в аптеку. Но он под разными предлогами отвлекается от сборов домой, “тянет” время. Вы: а) отчитываете ребенка, показывая свое недовольство его поведением; б) говорите ребенку, что когда он так себя ведет, вы чувствуете раздражение и досаду, воспринимая это равнодушие с его стороны к вашим заботам, сообщаете ему, чего вы ждете сейчас от него; в) пытаетесь сами побыстрей одеть ребенка, отвлекая как- то от шалостей, не забывая при этом постыдить, чтобы пробуждалась совесть. Подсчитайте, каких ответов больше – а, б, в. Под каждой буквой прочтите резюме. “А”- тип авторитарного стиля воспитания, мало доверия ребенку и учета его потребностей. “Б”- стиль воспитания, при котором признается право ребенка на личный опыт и ошибки, акцент – научить его отвечать за себя и свои поступки. “В”- стиль воспитания без особых попыток понять ребенка, основные методы – порицание и наказание. Тренинг: обсуждаем проблемные ситуации. Предлагаю участникам обсудить несколько педагогических ситуаций, решив предложенные задачи, найти выход из них. Ситуация первая. В автобусе одно места у окна занимает мальчик, рядом с ним сидит отец. На остановке входит женщина. Сесть некуда, и она останавливается возле отца с сыном. Вопросы: К ак дальше будет развиваться ситуация? Кто должен уступить место? Как вы учите вести своих детей в транспорте? Ситуация вторая. В семье устанавливают новогоднюю елку. Пятилетнему Игорю очень хотелось вместе со старшими наряжать елку. Но мама, боясь за красивые дорогие шары, не сразу согласилась на это и все время поглядывала настороженно на сына. От чрезвычайного усердия и волнения мальчик уронил и разбил самую большую и красивую игрушку. Мать стала кричать на сына, а он стоял опустив голову и плакал. Старшая сестренка постаралась вступиться за брата: “Мама, разве можно из- за какой- то игрушки так ругать Игоря? ”- Не твое дело, своих будешь воспитывать, тогда поймешь! – прервала она дочь и отправила сына в детскую. Вопросы: В чем состоит педагогический просчет матери? Как изменить ситуацию, исправить поведение матери? Как вы поступили в таком случае? Ситуация третья. В детстве Люда очень любила играть с отцом. Ей всегда было весело с ним. Как только отец приходил с работы, Люда обрадовано кричала: - Ой, как хорошо! Значит, мы сейчас пойдем играть. Однажды отец пришел с работы очень усталым. Люда, как обычно, встретила его восторженным криком, желая идти играть с ним во двор. Но отец неожиданно сказал: - Сегодня не пойдем, я плохо себя чувствую. - Нет, пойдем, все равно пойдем! – кричала девочка, цепляясь за отца и увлекая его к двери. Доченька, подожди, дай твою руку! – внезапно скомандовал отец. Люда послушно подала отцу руку, отец приложил ее к своей груди и спросил: - Слышишь, как сильно стучит сердце? Если мы пойдем играть, оно может не выдержать, и тогда у тебя не будет папы. Дочь испуганно посмотрела на отца, взяла его за руку и повела к дивану: - Ложись, папочка, и тихонечко лежи, я поиграю сегодня одна. Вопросы: Каким образом в процессе общения отец воздействовал на дочь? Какие чувства по отношения к отцу возникли у Люды? Как вы учите своих детей проявлять к вам и окружающим чувства сострадания, жалости. После обсуждения педагогических ситуаций подводим итог, какими же должны быть нравственные отношения в семье. Это: Любовь и взаимное уважение. Взаимопонимание и взаимовыручка. Ценность и личная значимость каждого числа семьи. Участие каждого члена семьи в ее жизни – труд, отдых, учеба. Справедливое распределение материальных и моральных благ между взрослыми и детьми. Выступление педагога с опытом работы, на тему: как в детском саду происходит нравственное воспитание, как у детей прививают любовь и уважение к близким( семье) и сверстникам, воспитателям. Подведение итогов Предлагаю высказать родителям свое мнение о проведенном собрании и обсудить памятку, которую они получили. Формулируются положения, которые будут внесены в решение родительского собрания. Подводя итоги собрания, подчеркиваю, что в каждой семье есть проблемы и это неизбежно, но важно не закрывать глаза на них, а следует решать ех. Увидеть проблему – это сделать шаг к ее решению. И не следует откладывать ее решение на более поздний период, успокаивая себя тем, что ребенок еще маленький, он не понимает. Откладывая ее решение, вы просто усугубляете ситуацию. Предлагаю продолжить данный разговор и поговорить о правилах жизни ребенка в семье, что “можно” и “нельзя”. н а следующем родительском собрании. Литература Ушинский К. Д. : Избранное педагогическое сочинения, - Москва, 1974 – Т 9, стр. 117- 119. Запорожец А. В. : “Эмоциональное развитие дошкольника”, - Москва, 1985, стр. 16. Брюхова В. : “третий шаг к партнерству” журнал, директор школы № 3 – 2005, стр. 83. Мохонева М. Д. : “Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста”. – Москва, 2004. Арнаутова Е. П. : “Когда ребенок сводит взрослого с ума”, журнал Управление ДОУ №8 – 2005, стр. 83.