Самообразование
Документы для скачивания
Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение Детский сад «Сауле» План по самообразованию по теме « Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста через нетрадиционные техники рисования » Воспитатель: Т еубежева Белла Хузировна Пояснительная записка Дошкольное детство- очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Рисование – очень интересный и в тоже время сложный процесс. Нетрадиционные техники рисования — это способы создания нового, оригинального произведения искусства, в котором гармонирует все: и цвет, и линия, и сюжет. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное — самовыражаться. В основу опыта, использования нетрадиционных изобразительных техник положена идея обучения без принуждения, основанная на достижении успеха, на переживании радости познания мира, на искреннем интересе дошкольника в выполнении творческого задания с использованием нетрадиционных техник изображения. Такое задание ставит ребенка в позицию творца, активирует и направляет мысли детей, вплотную подводит к черте, за которой может начаться зарождение собственных художественных замыслов. Изобразительная деятельность с применением нетрадиционных материалов и техник способствует развитию у ребёнка: Мелкой моторики рук и тактильного восприятия; Пространственной ориентировки на листе бумаги, глазомера и зрительного восприятия; Внимания и усидчивости; Мышления; Изобразительных навыков и умений, наблюдательности, эстетического восприятия, эмоциональной отзывчивости, а также развитию детского изобразительного творчества. Цель: развитие у детей творческих способностей и формирование интереса к нетрадиционному рисованию. Задачи: Развивать интерес к различным техникам нетрадиционного художественного творчества. Прививать умение производить точные движения кистью, нетрадиционными материалами. Формировать целостную картину мира; Расширять кругозор детей; Учить создавать свой неповторимый образ, в рисунках по нетрадиционному рисованию используя различные техники рисования. Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть: игра, которая является основным видом деятельности детей; сюрпризный момент- любимый герой сказки или мультфильма; решение проблемной ситуации, просьба о помощи; музыкальное сопровождение. Средства обучения: наглядные, словесные и практические методы: наблюдения с детьми; обследование предметов, игрушек, готовых образцов, рассматривание картин и иллюстраций, несущих информацию о предметах и явлениях; объяснение, рассказ воспитателя, использование художественного слова; показ способов действия; игровые приемы; совместный анализ выполненной работы. Форма обучения: специально организованная непосредственно образовательная деятельность; игровые упражнения; подгрупповые упражнения по овладению техниками нетрадиционного рисования. Итогом детской деятельности могут служить выставки детских работ, совместные с родителями развлечения с использованием приобретенных навыков. Форма подведения итогов: диагностическое обследование детей по усвоению программы. Предполагаемый результат: У детей повысится уровень художественных способностей; Дети приобретут ценный опыт творческого воплощения замыслов, о своят правила безопасности во время работы; Освоят технику нетрадиционного рисования. Педагогическая диагностика Уровень подготовки знаний воспитанников ДОУ можно также определить, воспользовавшись разработкой д- ра пед. наук профессора Т. С. Комаровой «Критерииоценки овладения детьми изобразительной деятельностью и развития их творчества». Анализ продукта деятельности 1. Форма: 3 балла – передана точно, части предмета расположены верно, пропорциисоблюдаются, четко передано движение; 2 балла – есть незначительные искажения, д вижение передано неопределенно; 1 балл – искажения значительные, форма неудалась, части предмета расположены неверно, пропорции переданы неверно, изображение статическое. 2. Композиция: 3балла – расположение по всему листу, соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; 2 балла – на полосе листа; всоотношении по величине есть незначительные искажения; 1 балл – композиция непродумана, носит случайный характер; пропорциональность предметов передананеверно. 3. Цвет: 3 балла – передан реальный цвет предмета; цветовая гамма разнообразна; 2балла – есть отступления от реальной окраски; преобладание нескольких цветов илиоттенков; 3 балла – цвет передан неверно, безразличие к цвету, изображение выполненов одном цвете. 4. Ассоциативное восприятие пятна: 3 балла – самостоятельно перерабатываетпятно, линию в реальные и фантастические образы; 2 балла – справляется при помощивзрослого; 1 балл – не видит образов в пятне и линиях. Анализ процесса деятельности 1. Изобразительные навыки: 3 балла – легко усваивает новые техники, владеетнавыками действия изобразительными материалами; 2 балла – испытывает затрудненияпри действиях с изобразительными материалами; 1 балл- рисует однотипно, материалиспользует неосознанно. 2. Регуляция деятельности: 3 балла – адекватно реагирует на замечания взрослого икритично оценивает свою работу; заинтересован предложенным заданием; 2 балла –э моционально реагирует на оценку взрослого, неадекватен при самооценке( завышена, занижена) , заинтересован процессом деятельности; 1 балл – безразличен к оценкевзрослого, самооценка отсутствует; заинтересован( равнодушен) продуктомсобственной деятельности. 3. Уровень самостоятельности, творчества: 3 балла – выполняет задания самостоятельно, в случае необходимости обращается с вопросами, самостоятельностьзамысла, оригинальность изображения; 2 балла – требуется незначительная помощь, свопросами обращается редко, оригинальность изображения, стремление к наиболее полному раскрытию замысла; 1 балл – необходима поддержка и стимуляция деятельности со стороны взрослого, сам с вопросами к взрослому не обращается, неинициативен, не стремится к полному раскрытию замысла. Шкала уровней: 0- 8 – низкий уровень; 9- 16 – средний уровень; 17- 21 – высокий уровень. ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ месяц Формы работы С детьми средней группы С родителями Сентябрь октябрь Знакомство с техникой «Отпечатки листьев». П альчиковая гимнастика «Зайка», «Кошка», » Ёжик». Подготовить работы на выставку рисунков. Выставка рисунков «Краски осени». Диагностика. Совместное создание работы на тему «Краски осени» «Как часто рисует ваш ребенок? »( Анкетирование) Ноябрь, декабрь Занятие на тему: «Морозные узоры на окне »( свеча+ акварель) Литература: Давыдова Г. Н Консультация родителям: «Зачем детям рисовать» Декабрь, январь Коллективная работа Тема: «Снежинки»( печать по трафарету) Литература: А. В. Никитина 41 Занятие: Т ема «Ёжик»( методом « тычка ». ) Участие в оформлении дидактической игры «Театр» «Несколько советов по развитию творческих способностей детей»( Памятки) Февраль, март Тема: «Матрёшка»( нанесение узоров при помощи рисования пальчиками и ватными палочками) Литература: А. В. Никитина с. 65 Консультация для родителей «Использование нетрадиционных техник и материалов в совместном творчестве. Занятие рисование пластилин+ гуашь «Цветы в вазе». Апрель, май Занятие: Тема: «Весенние цветы»( печатать печатками из поролона) Диагностика Совместная работа с детьми сочинить сказку и проиллюстрировать. « Путешествие с красками» «Увлекательное рисование»( Папка- передвижка) Диагностика детей старшей группы на начало учебного года( сентябрь месяц) включила три задания: Первое задание представляет собой умение детей делать отпечатки ладоней и дорисовывать их до определенного образца. Для выполнения задания дети зарисовывали свою ладонь желтой краской( гуашь) . Далее делали отпечаток ладони на бумагу и дорисовывали полученному солнышку глаза и рот. Второе задание представляет собой изучение владения приемом « тычка »- работа полусухой жесткой кистью. Для выполнения задания детям предлагалось набрать гуашь на сухую кисть и закрасить контур методом « тычка ». Третье задание- умение детей печатать печатками из поролона, нанося рисунок по возможности равномерно на всю поверхность. Литература: 1. Комарова. Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Программа и методические рекомендации. М. : Мозаика- Синтез, 2010. 2. Комарова Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов. М. : Мозаика- Синтез, 2010. 3. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа. М. : Мозаика- Синтез, 2016. 4. Лыкова И. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2- 7 лет «Цветные ладошки». 5. Комарова Т. С. «Школа эстетического воспитания» – М. : Мозаика- Синтез, 2009. 6. Е. А. Янушко «Рисование с детьми раннего возраста». – М. : Мозаика- Синтез, 2006 г. 7. Д. Н. Колдина «Рисование с детьми 4- 5 лет». - М. : Мозаика- Синтез, 2008г. 8. Р. Г. Казакова «Занятия по рисованию с дошкольниками: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий». - М. : ТЦ Сфера, 2009г. 9. А. В. Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб. : КАРО, 2007г. 10. Г. Н. Давыдова «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Часть 1, 2». - М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2008г. 11. Г. С. Швайко «Занятия по изобразительной деятельности в ДОУ. Средняя группа». - М. : изд. Центр Владос, 2008г. 12. И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду. Ср. гр. »- М. : «Карапуз», 2009. 13. К. К. Утробина «Увлекательное рисование методом тычка с детьми 3- 7 лет». - М. : «Издательство Гном и Д», 2007. 14. ДВД диски. Авторская программа Татьяны Васильковой «Шедевры крошек или крошечные шедевры. Рисование пальчиками. Пальчиковая гимнастика. Часть 1: от 1- 2 лет, часть 2: от 2- 3». 15. Занятия по изобразительной деятельности. Коллективное творчество/ П од ред. А. А. Грибовской. - М. : ТЦ Сфера, 2009 16. О. Л. Иванова, И. И. Васильева. Как понять детский рисунок и развить творческие способности ребенка. - СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011. 17. Цквитария Т. А. Нетрадиционные техники рисования. Интегрированные занятия в ДОУ. - М. : ТЦ Сфера, 2011.