a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе

Автор: Чебуренко Оксана Николаевна Опубликовано: 2018-01-14 12:41:31

Конспект занятия по познавательному развитию в средней группе на тему: «Невидимка – воздух»( эксперименты) Образовательная область: познание; интеграция областей: коммуникация, социализация, безопасность, чтение художественной литературы, здоровье. Цель: формирование представления и понимания того, что воздух есть вокруг и внутри нас; Задачи: Образовательные: дать представление о том, что он занимает место и обладает свойствами( невидим, лёгкий, не имеет запаха) , а также дать представление о том, чт о ветер – это движение воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о сво йствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов. Развивающие: развивать любознательность, наблюдательно сть, мыслительную деятельность; мышление, память, речь и интерес к познавательной деятельности; Воспитательные: воспитывать интерес и ж елание расширять свой кругозор; любознательность, взаимопомощь, бережное отношение к окружающей среде, Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты. Предшествующая работа: наблюдения за ветром; эксперименты с водой и предметами из металла, пл астмассы, камня, стекла, песка; изготовление корабликов с парусами, вееров. Оборудование: полиэтиленовые мешочки( по количеству детей) ; стаканчики с водой, кокте й льные трубочки( по количеству детей) ; мыльные пузыри( по количеству детей) ; игрушки, баночки и другие предметы плотные и полые( пустые внутри) ; 2 подноса; кораблики из пенопласта с бумажными парусами; «море» для корабликов; салфетки бумажные( по количеству детей) ; веера( по количеству детей) ; апельсин, че снок в ёмкостьях; воздушные шары( по количеству детей) ; таблички с цифрами 1, 2, 3, 4, 5 на столах для опытов воздушный шарик Ход занятия Воспитатель: Ребята, внимательно послушайте и отгадайте загадку: Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это? Дети: Воздух! Воспитатель: Правильно, это воздух! Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. Давайте наденем рабочую одежду( белые халаты) . ( подходят к лаборатории) Воспитатель: - Ребята, вы видите воздух? ( нет) . Я тоже не вижу, но знаю, что он всегда вокруг нас. Воздух никто не видит, поэтому его называют" невидимка" . - Раз мы его не видим, значит, какой воздух? Дети: Воздух прозрачный, бесцветный, невидимый. Воспитатель: А раз он невидимый, значит, его нет? А давайте докажем, что воздух всё- таки есть! Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух? Дети: Да. Опыт 1. с полиэтиленовым пакетом Воспитатель: Возьмите п олиэтиленовый пакет. Что в нём? Дети: Он пуст. Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Паке т опять стал тоненьким. Почему? Дети: В нём нет воздуха. Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его. А мне этот мешочек что- то напомнил! Летом я видела, как люди используют такой «запертый» воздух! На речке! Это, кажется, был надувной матрас! А ещё я видела у детей спасательные нарукавники и даже спасательный круг! Ведь воздух легче воды! И если внутри матраса воздух, то он, конечно же, плавает! Значит, если внутри чего- то воздух, это будет плавать? Ребята, а помогите мне разобрать игрушки: какие будут плавать, а какие нет? Где спрятался воздух? Дидактическая игра «Где спрятался воздух? »( дет и поочерёдно достают игрушки и раскладывают на 2 подноса) Воспитатель: Молодцы, ребята! Помогли мне разобраться в этом вопросе. Теперь мы знаем, что предметы, внутри которых есть воздух, будут плавать. Но надо быть осторожными, если во внутрь попадёт вода и вытолкнет воздух, то этот предмет может утонуть. Воспитатель: А как вы думаете, ребята, а внутри человека воздух есть? Давайте проверим? Опыт 2: Я предлагаю вам подойти к следующему экспериментальному столику и п одуть в трубочку, опущенную в стакан с водой. - Что происходит? Дети: Выходят пузырьки. Воспитатель: Вот видите! Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать? Дети: Мыльные. Воспитатель: Давайте мы и мыльные пузыри попускаем. Физминутка: «Мыльные пузыри»( под музыку) Воспитатель: как вы думаете, что находится внутри мыльных пузырей? ( выслушать ответы детей) Воспитатель: в каждом пузыре внутри находится воздух. Это мыльная плёнка наполняется воздухом и отрывается от петельки. Лёгкие, наполненные воздухом пузыри, парят в воздухе. - Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает? Через нос? Воспитатель: Конечно! Все люди дышат чере з нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его? Дети: Нет. Опыт 3. С салфеткой. ( в зять салфетку и подуть на неё) Во спитатель: А с салфеткой видно? Дети: Да. Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, к ак летом листочки на деревьях. И мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас? Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер? Игра « Кораблики» Ветер по морю гуляет и кораблик подгоняет … Он бежит себе в волнах, на раздутых парусах, Ветер весело шумит, судно весело бежит … Воспитатель: Подуйте на них. Что с ними происходит? ( они плывут) . Ветерок, созданный потоком воздуха из груди, раздувает паруса, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Воздух может передвигать предметы. Так и настоящие парусные корабли движутся благодаря ветру. Что произойдет с парусным кораблем, если ветер перестанет дуть? А если ветер будет дуть очень сильно? ( ответы детей) Значит, ветер- это движение воздуха. Опыт 4. С веером. Воспитатель: Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Что- то жарко стало у нас в группе! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете? Дети: В лицо дует прохладный ветерок. Воспитатель: Смотрите, от моего веера даже кораблики могут плыть. Ветер не только помогает парусникам плыть. Он может вращать вертушку. Смотрите: воздух не движется, и вертушка не вертится. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и вертушка завертелась. Воспитател ь: Ребята, а как вы думаете, воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Сейчас вы в этом убедитесь. Помогите мне провести ещё один опыт. Опыт 5. С апельсином и чесноком. Сделать носиком вдох и определить, что находится в каждой бутылочке Опыт 6. «Не дышу» Воспитатель: Воздух- необходим для всего живого на земле: растений, животных, людей. Человек может прожить несколько недель без пищи, несколько дней без воды, но не может прожить и нескольких минут без воздуха. Попробуйте закрыть одной рукой рот, а пальчиками зажмите носики. Что вы почувствовали? Работа по мнемотаблицам Итог занятия: Итак, мои маленькие учёные, как много мы сегодня узнали о воздухе! И чтобы не забыть, давайте ещё раз об эт ом расскажем. Я предлагаю поиграть в игру, которая называется «Волшебный шарик». Мы все встанем в круг и будем передавать шарик, наполненный воздухом, друг другу и рассказывать вс ё, что узнали сегодня о воздухе, а картинки- подсказки нам помогут обо всём вспомнить. 1. Что воздух бесцветный, поэтому мы его не видим; Чтоб увидеть воздух, его надо поймать( рис. 1) ; 2. Что воздух легче воды( рис. 2) ; 3. Что воздух есть внутри пустых предметов; И даже внутри людей( рис. 3) ; 4. А ещё мы узнали, что воздух не пахнет и может передавать запахи( рис. 4) ; 5. что такое ветер! Ветер – это движение воздуха( рис. 5) ; 6. Без во здуха ничто живое не может жить( рис. 6) . Воспитатель: Все ребята, молодцы! Я говорю вам, большое спасибо за помощь в проведении опытов, а сейчас наша лаборатория закрывается и нам пора скорей одеваться и идти на улицу – дышать свежим воздухом!

Оставить комментарий: