a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста

Автор: Чебуренко Оксана Николаевна Опубликовано: 2018-01-14 12:44:21

Документы для скачивания

Развитие эмоциональной сферы детей дошкольного возраста через театрализованную деятельность. ( статья из опыта работы) Недаром дети любят сказку, Ведь сказка тем и хороша, Что в ней счастливую развязку Уже предчувствует душа. Театр – один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста( эмоциональность, чувственное сознание, воображение, эмпатию) , оказывает сильное развивающее влияние на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсическую( искусственно вызываются воспоминания о переживании) функции. Театр – могущественная сила духовного воздействия на людей. В других видах искусства зритель воспринимает только результат творчества. В театре же зритель не только присутствует при самом творческом процессе, но и принимает в нем участие, сопереживает. Эта особенность театрального искусства с особой силой проявляется при восприятии спектаклей детьми дошкольного возраста. У них еще не выработалась способность сопоставлять сцену и жизнь, поэтому для них так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене. Дети редко отделяют актера от роли, ставя знак равенства между сценой и действительностью. Они больше понимают и чувствуют, чем могут выразить. Отсюда чрезвычайно высока воспитательно- образовательная роль театра, его возможностей как педагогического средства в развитии эмпатии дошкольников. То есть, творческий процесс театрального действия, полное доверие ребенка тому, что происходит в спектакле, пьесе, игре- драматизации, направленность детского восприятия на сочувствие, сопереживание и даже соучастие, позволяет говорить о серьезных возможностях театрализованной деятельности в развитии эмпатии старших дошкольников. Хорошо известно, что игра – это один из основных видов детской деятельности, в процессе которой у дошкольников развивается способность чувствовать эмоциональные состояния окружающих, способность занимать позицию переживающего и, совершая определенные действия, проигрывать различные варианты отношений с другими людьми. В этом и заключаются развивающие возможности театрализованных игр в нравственном воспитании детей дошкольного возраста. Театрализованные игры или игры- драматизации способствуют развитию психических процессов и различных качеств детской личности – самостоятельности, инициативности, эмоционал ьной отзывчивости, воображения. Понимание игры как «эмоционально- действенного освоение мира», по определению А. Н. Леонтьева, чрезвычайно важно для практики дошкольного образования. В игре детей, часто проявляются эмоции, которые в жизни еще недоступны им, в театрализованной игре эмоции программируются в игровом образе, который изображает ребенок, сюжете, в русле которого действует игровой персонаж. Чем интереснее будут переживания детей в процессе театрализованных игр, тем более глубокий след они оставят в сознании ребенка, повлияют на характер его проявлений во взаимодействии с др угими, на социальное поведение. Принимая участие в театрализованной игре, ребенок берет на себя определенную роль, образ различных игровых персонажей, что дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с ними, и позволяет реализовать, выражать собственные, присущие детям чувства, тем самым проявляя и обогащая свой эмоционально- чувственный опыт. В дальнейшем, ребенок начинает отождествлять себя с полюбившимися героями. Выражение «сказочный мир детства»- не пустые слова. В жизни каждого ребенка с его самого рождения присутствует сказка со своими добрыми героями, превращ ениями и волшебными предметами. Дети верят в чудеса и в то, что где- то на земле есть необыкновенная сказочная страна, в которой птицы и звери, простая домашняя утварь и люди могут говорить друг с другом и жить в дружбе, где дружба побеждает зло и колдовство. И эта волшебная страна существует, и называется она Театр! Сказочный мир театра – страна реальных фантазий и доброй сказки, игра вымысла и реальности, красок и света, слов, музыки и загадочных звуков. Сказки прочно вошли в детский театр. Перед взором ребенка возникают образы родной природы, люди с их характерами, быт. Образы русских народных сказок( Дед Мороз, Иванушка – дурачок, злая мачеха, глупый и жадный Волк и многие другие) входят в жизнь ребенка, раскрывая перед ним в доступной форме понятия добра и зла, воспитывая добрые чувства. Воспитательные возможности театрализованной де ятельности широки. Участвуя в ней, дети знакомятся с окружающим ми ром во всем его многообразии че рез образы, краски, звуки, а умело поставленные вопросы, заставляют их думать, анализировать, делать выводы и обобщения. С умственным развитием тесно связано и совершенствование речи. В процессе работы над выразительнос тью реплик персонажей, собствен ных высказываний, незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура его речи, ее интонационный строй. Исполняемая роль, произ носимые реплики, ставят малыша перед необходимос тью ясно, четко, пон ятно изъясняться. У него улучша ется диалогическая речь, ее грамматический строй. Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка для де тей дошкольного возраста всегда имеют нравственную направленность( дружба, доброта, честность, смелость и др. ) . Благодаря сказке ребенок познает мир не только умом, но и сердцем. И не только познает, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу. Любимые герои становятся об разцами для подражания и отожде ствления. Именно способность ребенка к такой иденти фикации с полюбившимся образом, позволяет педагогам через театрализован ную деятельность оказывать пози тивное влияние на детей. Театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого- либо персонажа. Это помогает преодо левать робость, неуверенность в себе, застенчивость. Таким образом, театрализованные занятия помогают всесторонне развивать ребенк а. Сознавая все это, я стремилась создать в нашей группе театральную студию. Позже она приобрела свое название « В гостях у сказки». Задачи театра, естественно, не направлены на то, чтобы воспитать артистов. Но кем бы ни были в будущем наши дети, верю, что они будут творчески от носиться к своему делу. Надеюсь, что искренность, доброту, чистоту помыслов и поступков они пронесут через всю свою жизнь. Кому посчастливилось именно в раннем возрасте окунуться в атмосферу волшебства театра, тот будет воспринимать мир прекрасным, душа его не очерствеет, не ож есточится. Основная задача – показать лучшие образцы искусства, пока дети сами не могут ориентироваться и делать свой выбор. И если актер на сцене реализует себя, утверждается в своих позициях, отстаивает их, то театр, в котором играют дети, помогает ребенку узнать самого себя, заявить о себе, попробовать на что он способен, поверить в себя. Цель, которую я ставлю, занимаясь с детьми театральным искусством, — сделать жизнь наших воспитанников интересной и содержательной, нап олненной радостью творчества. Я считаю, что каждый ребенок талантлив изначально, я наш театр дает возможность выявить и развить в ребенке то, что заложено в нем от рождения. Чем раньше начать рабо ту с детьми, по развитию их твор ческих способностей средствами т еатрального искусства, тем боль ших результатов можно добиться в песенном, танцевальном и иг ровом творчестве. Мы стремимся, чтоб ы навыки, полученные в театре, принесли дет ям пользу в повседневной жизни. Но не каждый ребенок может разыграть в лицах какое- либо литературное произведение, передать характер персонажа. Причиной могут служить психоэмоциональное напряжени е, речевые проблемы и вследствии, страх выглядеть смешным перед зрителями. Игра- драматизация требует от дошкольников необходимых для ее выполнения способностей, умений, навыков. Научные исследования и педагогическая практика доказывают, что начало развития творческих способностей приходится на дошкольный возраст. В этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности явилось целью дальнейшей работы. Исходя из поставленной цели, определила следующие задачи: развивать устойчивый интерес к т еатрально- игровой деятельности; развивать воображение, фантазию, вниман ие, самостоятельность мышления; совершенствовать игровые навыки и творческую самостоятельность через театрализованные игры, развивающие творчес кие способности дошкольников; обог ащать и активизировать словарь; развивать диало гическую и монологическую речь; воспит ывать гуманные чувства у детей. Занятия по театрализованной деятельности проводились один раз в неделю, во вторую половину дня и включали в себя как разыгрывание сказок, сценок, так и ролевые диалоги по иллюстрациям, самостоятельные импровизации на темы, взятые из жизни. Для успешной работы создана предметно- простран ственная среда: в группе руками воспитателей и родителей оборудованы театральные уголки для самостоятельной деятельности детей с различными видами театров, изготовлены элементы костюмов, простые декорации. Кроме того, в музыкальном зале установили занавес, изготовлены куклы- марионетки и пальчиковый театр, наглядно- дидактические пособия, включающие в себя мимические изображения эмоций, пиктограммы, подобраны карточки с изображением сказочных персонажей для работы над пантомимикой. Сделана картотека театральных этюдов, упражнений по ритмопластике, игр на выражение различных эмоций, игр- превращений, игр для развития мимики и пантомимики, коммуникативных игр- упражнений. Результатом работы стало участие детей в музыкальных спектаклях: «Котята- поварята» и «Теремок» в средней группе», «Коза и семеро козлят на новый лад» в старшей группе, «Почемучка» и «Наши добрые соседи» в подготовительной группе. Кроме того, ребята выступали в инсценировках на утренниках, в фольклорных праздниках и на родительских собраниях. Итоги наблюдений, осуществленных в процессе этой сложной, но такой важной и интересной работы, позволили сделать выводы о позитивных результатах проведенной работы: подавляющее число детей свободно влад еют импровизационными умениями; умело используют средства театральной выразительности: мимику, жест, движения и средства интонации; владеют техникой кукловождения; владеют простейшими исполнительскими навыками и активно участвуют в т еатрализованных представлениях; с удовольствием вы полняют творческие задания; стали намного добрее, общительней, внимательней друг к другу.

Оставить комментарий: