"Экологическое воспитание детей в процессе ознакомления с художественной литературой"
Документы для скачивания
В настоящее время система непрерывного экологического образования достигла наиболее высокого уровня развития в своем начальном звене – сфере воспитания дошкольников. В дошкольном возрасте усвоение основ экологических знаний наиболее перспективно, так как именно в этом возрасте ребенок воспринимает очень эмоционально, обращает внимание на такие особенности природы, которые взрослый человек и не заметит. Ребенок способен удивляться тому, что его окружает, задает массу вопросов о растениях, животных. Он воспринимает животных как равных, сочувствует им, сопереживает вместе с ними. Именно эта возможность должна быть использована как можно полнее в целях экологического воспитания. В период дошкольного детства, в процессе целенаправленного педагогического воздействия, у детей можно сформироват ь начала экологической культуры. Очень важно с детства формировать представление детей о том, что человек нуждается в экологически чистой окружающей среде, а природа в свою очередь нуждается в заботе и защите человека. Экологическое отношение к миру, формируется и развивается на протяжении всей жизни человека. Умение жить с природой, окружающей средой следует начинать воспитывать как можно раньше. Ведь известно, что истинная красота заложена в природе, и задача состоит в том, чтобы помочь ребенку увидеть ее, научиться ценить ее. В результате при ознакомлении детей с природой открываются широкие возможности для нравственного воспитания. Для решения задач экологического воспитания большая роль отводится чтению литературы о природе. Маленький ребенок, слушая художественное произведение, живет вместе с его героями, сочувствует одним и осуждает других. У него вырабатывается определенное отношение к явлениям окружающей действительности, к поступкам людей. Произведения о природе – воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бе режное отношение к ней, обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. Чтобы оберегать и любить по- настоящему природу, ее надо знать. Иног да ребенок может сломать ветку или разорить муравейник, даже не подозревая, что это приносит огромный вред природе. Художественная литература о животных и растениях расширяет круг представлений о природе, создает основу для получения новых знаний, воспитывает любовь к родному краю. В процессе познания, ребенок начинает понимать, что нужно всему живому, у него возникает чувство ответственности за жизнь растений и животных. Так закладываются основ ы экологического сознания, понимания связей и отношений, существующих в природе, и необходимости охранять ее. Экологическое образование посредством чтения художественной литературы, является одним из направлений воспитательно- образовательной деятельности дошкольного учреждения. Это важное средство всестороннего развития дошкольника, формирования системы знаний о природе и воспитания осознанного отношения к ней. В художественных произведениях о природе сочетаются научное содержание и художественной слово. Она, с одной стороны, воспитывает в детях умение видеть красоту природы, чувство любви и бережное отношение к ней; с другой обогащает их представления, учит выделять закономерности природных явлений. И менно от поддержки воспитателя, взрослых зависит последующее развитие ребенка. Я считаю, если воспитатель находит нужные слова, нужную интонацию, чтобы показать дошкольникам красоту природных явлений, гармонию взаимоотношений живых существ с окружающей средой, с пособен вызвать душевный отклик. Я работаю с детьми достаточно давно. Но получилось так, что работала всегда с детьми младшего возраста. А в этом возрасте восприятие детей через чтение литературы не очень высоко. На сегодняшний день я работаю с детьми старшего возраста и могу с уверенностью сказать, что через чтение литературы дети стали больше проявлять интерес к природе и экологии в целом. В сентябре в детском саду мы провели досуг по творчеству А. С. Пушкина, где воспитанники моей группы читали стихи А. С. Пушкина о природе, о гуманном отношении к природе, показали хорошие результаты в викторине, посвященной творчеству поэта. В группе организован книжный уголок, где ребята всегда могут взять понравившуюся им книгу и просмотреть иллюстрации, а в свободное от занятий время я с удовольствием читаю детям произведения по их желанию. На самой верхней полке нашей групповой библиотеки стоят книги о природе В. Бианки, М. Пришвина, С. Сурикова, Н. Сладкова. Книги яркие, иллюстрированные. В ближайшее время в группе планируем организовать «Вернисаж книг», где родители смогут брать книгу домой и читать своему ребёнку. Так мы вовлекаем в работу родителей, чтобы они проявляли свой интерес к чтению. В детском саду проводим детско- родительские клубы по социализации и чтению. Это даёт хорошие результаты в нашей непрерывной образовательной деятельности. У истоков художественной литературы всегда стоял фольклор. Постоянно использую в работе с детьми такой вид фольклора, как загадки. Они играют большую роль в ознакомлении детей с природой. Загадка развивает в ребенке догадливость, сообразительность, она указывает на особые признаки и свойства, которые присущи только загадываемому объекту. Образы в загадках красочны, звучны, предметы очерчены резко, отчетливо. В сказках нашло отражение осмысление человеком окружающего мира, изменение взаимоотношений людей со средой обитания. В сказках, как правило, очень точно подмечены особенности многих животных, растени й, природных явлений. В сказках разных народов можно найти сведения о природных особенностях тех мест, которые они населяют. Так, в восточных сказках часто подчеркивается ценность воды, ее роль в жизни человека, а в сказках северных народов – роль солнца. Сказки о животных возникли в глубокой древности. Дети очень хорошо усваивают характеристики животных- героев сказок: волк – злой, лиса – хитрая, заяц – трусливый. И часто эти представления остаются на всю жизнь. Во время прогулки с детьми, в наблюдениях за объектами и явлениями природ, часто использую х удожественное слово. Это помогает детям правильно воспринять и понять окружающий мир природы, связ ать его со своим опытом. Стараю сь умело сочетать художественное слово с непосредственн ым наблюдением детей. Но иногда, чтение художественного произведения предшествовало наблюдению, помо гая вызвать интерес к н ему. Например, после заучивания стихотворения С. Есенина «Береза», дети с особы м интересом рассматривали березу на участке. В группе №6, воспитателем которой я являюсь, в результате чтения произведений о природе, о растительном и животном мире, д ети стали более эмоционально восприимчивы и отзывчивы к явлениям, происходящим в живой и неживой природе, более наблюдательны, научились сопереживать в различных ситуациях, выражать доброжелательность по отношению к объектам природы. Кроме того, у детей появился интерес к чтению художественной литературы. Таким образом, на своем опыте я пришла к выводу, что художественная литература оказывает огромное значение в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.