a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Профилактическая программа

Автор: Гайченкова Светлана Михайловна Опубликовано: 2018-02-04 14:01:05

Документы для скачивания

Профилактическая п рограмма « Русская сказка- кладезь житейской мудрости » Программа рассчитана на обучающихся 1 1- 1 2 лет Срок реализации программы- 1 год Составитель: С. М. Гайчёнкова, учитель английского языка Пояснительная записка" Не читайте романов: в них так мало правды. Читайте сказки- в них все" И. А. Ильин, русский философ Жизненно важные навыки — комплекс поведенческих навыков, обес печивающий способность к социально адекватному поведению, позволяю щий человеку продуктивно взаимодействовать с окружающими и успешно справляться с требованиями и изменениями повседневной жизни. В настоящее время педагоги и родители понимают, что в современных условиях недостаточно детям дать определенный набор предметных знаний в школе, их необходимо подготовить к будущей самостоятельной жизни. Для этого нужно сформировать у них навыки поведения в определенных ситуациях, принятия решений, преодоления трудностей, правила общения с другими людьми. Это особенно актуально в настоящее время в связи с той социальной ситуацией, которая сложилась в нашем обществе. Серьезному разрушению подвергается институт семьи, воспитание детей в неполных семьях и как следствие, возникающие проблемы в отношениях детей и их родителей, подростков и их сверстников. Подросткам необходимо показать, как можно избежать таких проблем или пути их решения. Т акое обучение следует начинать как можно раньше, чтобы предупредить формирование признаков асоциального поведения подростков. Выработанные жизненно важные навыки должны стать основой здорового образа жизни. Данная программа предполагает использование хорошо известных народных сказок. Это материал, интересный и доступный для обсуждения учащимся младшего школьного возраста. Н ародная сказка – это не просто интересный рассказ. Веками передавали сказки от поколения к поколению богатый житейский опыт, накопленный людьми. Не случайно многие сказки насчитывают возраст в несколько тысячелетий. В них отражен ы правила, по которым жили люди в течение этих тысячелетий. Поэтому сказ ки, в которых отражаются типичные жизненные ситуации, служили инструментом воспитания человека. Сказка учит без скучных наставлений, просто показывает, что может случиться, если человек поступает неправильно. Необходимо лишь учащихся нацелить на то, чтобы понять, о чем нам говорит сказка, какой урок нам преподает. Все испытания и трудности главных героев сказок образно передают нам кризисные жизненные ситуации, преодоление которых означает взросление. Программа в качестве отправного источника использует у чебно- методическое пособие «Интеграция предметов ОРКСЭ и ОПК в образовательный процесс», Самара 2014 г. Целью данного курса является формирование у школьников жизненно важных навыков на материале русских народных сказок. Задачи курса: ♦ Организовать заняти я, дающи е ученикам возможность формировать комплекс жизненно важных навыков, что обеспечивает их формирование и развитие. ♦ Развивать умение анализировать проблемные ситуации, выражать свое мнение и аргументировать его, вести дискуссию. ♦ Воспитывать интерес к чтению. Программа рассчитана на 1 год обучения. Полный объем учебных часов – 9 час. Возраст обучающихся: 1 1- 1 2 лет. Формы и режим занятий Занятия проводятся в течение учебного периода 1 час в месяц в форме урока. Каждое занятие может включать несколько этапов: 1. Информационный- этап включает краткое изложение содержания( основные персонажи сказки и события, которые происходят с главными героями) . 2. Интерпретационный- подразумевает анализ сказок. Уроки сказки. 3. Сочинительский. Осуществляется попытка изменить ход событий или концовку сказки. Осуществляется поиск ресурсов для решения проблем. 4. Драматизация. Сказки разыгрываются и видоизменяются. 5. Рефлексия. Ожидаемые результаты и способы их проверки В результате реализации программы предполагается достижение обучающимися элементар ного уровня овладения основны ми жизненными навыками. К концу учебного года обучения обучающиеся будут  знать: - содержание русских народных сказок и проблемы, которые рассматриваются в них; - коллективный и индивидуальный способы решения проблемы уметь: - воспринимать и анализировать информацию; - находить проблему и способы ее решения; - аргументированно обосновывать свое мнение; - уметь устанавливать контакт с партнером по общению; - договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности Показателем эффективности работы по данной программе станет формирование личностны х качеств учащихся, которые будут проявляться в ежедневном общении с окружающими: —  уважение к личности, толерант ное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия; —  умение слышать партнёра, признание права каждого человека на собственное мнение; —  готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается; —  ответственность за свои решения и поступки. В качестве мониторинга можно использовать диагностику уровня воспитанности учащихся по методике М. И. Шиловой, которая отражает такие показатели нравственной воспитанности школьника, как о тношение к обществу, патриотизм, о тношение к труду, о тношение к людям( проявление нравственных качеств личности) , с аморегуляция личности( самодисциплина) . Для подведения итогов реализации программы можно выпустить сборник собственных сказок учащихся, провести конкурс на лучшую сказку, разработать сборник правил поведения в разных жизненных ситуациях по результатам обсуждения сказок. Тематический план: Русская народная сказка «Репка» – 1 ч Русская народная сказка «Теремок»- 1 ч. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят»- 1 ч. Русская народная сказка « Колобок » – 1 ч Русская народная сказка «Курочка- ряба» – 1 ч Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк» – 1 ч Русская народная сказка «Лиса и журавль» – 1 ч Русская народная сказка «Гуси- лебеди» – 1 ч Сказка П. П. Ершова «Конек- горбунок» – 1 ч Содержание изучаемого курса: Русская народная сказка «Репка». Результат обсуждения сказки: репка – символ общего дела. Идея сказки, что в единении поколений и обращаясь ко всем силам мира, небесным, земным и подземным, можно выполнить любую, даже невыполнимую задачу. Чтобы общее дело стало успешным, нужны совместные усилия, необходимо преодолеть возможные противоречия( в жизни собака и кошка, кошка и мышка не любят друг друга) и тогда все увидят плоды своего труда. Русская народная сказка «Теремок». Результат обсуждения сказки: теремок – это лошадиная голова. Звери: мышка Норышка – подземная жительница; лягушка Квакушка – жительница подводного мира; заяц – «на горе увертыш », связанный с норой, нижним миром, но и с горами; лиса – «везде поскокиш » – символ хитрости; волк – «из- за кустов хватыш ». Теремок укрывает всех, лиса мирно уживается рядом с мышкой, а волк – рядом с зайцем. Нет жертв, нет преследования; теремок являет собою иное пространство, иной способ организации мира. С казка учит, что любовь и взаимопонимание возможны, а также что они заслуживают бережного отношения. Не надо быть медведем – и теремок устоит. Русская народная сказка «Волк и семеро козлят». Сказка основывается на нехитрой морали, которая, лежит на поверхности: нельзя открывать дверь чужим. В наше время правило это актуально и необходимо. Русская народная сказка «Колобок». Дорога Колобка – долгий пусть самостоятельной жизни, где можно встретить множество опасностей. Животные, которых он встречал на своем пути, предупреждали его, что хотят съесть, что заставляло его быть настороже. Однако, иногда опасность может прятаться под маской красоты, доброты и лести. Русская народная сказка «Курочка- ряба». Я йцо- символ жизни, которую мы так любим, но, вопреки здравому смыслу, только и знаем, что бьем, бьем его в стремлении к богатству и власти. Незаметно появляется мышка, только" хвостиком задела- яичко упало и разбилось" . Потеря здоровья для нас почти всегда трагическая неожиданность, оттого и плач, раскаяние и утешение обещанным простым яичком. Русская народная сказка «Иван- царевич и Серый волк». Сказка учит тому, как опасно нарушать запрет. Главному герою сказки характерна глупость и жадность, так как он ослушивается волка и хватает сначала, золотую клетку, а потом уздечку, из- за чего чуть не погибает. Кроме того, волк его предупреждает, что нельзя хвастаться успехом перед братьями, он хвастается, и они его в результате убивают, присваивая Жар- птицу, Коня, и Царевну. Русская народная сказка «Лиса и журавль». В результате обсуждения, учащиеся приходят к выводу о том, оттого как мы относимся к окружающим, зависит и отношение окружающих к нам. Русская народная сказка «Гуси- лебеди». Безответственное отношение к порученному делу может иметь серьезные последствия. Долгая дорога главной героини, которая покинула отчий дом, учит тому, как важно на этом пути оказать помощь нуждающимся в ней. Сказка П. П. Ершова «Конек- горбунок». Внешний вид старого царя соответствует его внутренней сущности( злой, жадный) . Иван некрасив внешне, но добр и честен внутри. В результате после купания в котле Иван превращается в царевича, приобретает соответствие внутреннего и внешнего облика. Разработка занятия Русская народная сказка « Репка » 1 этап – Информационный. Можно попросить учащихся прочесть сказку по кругу, при этом каждый из членов группы читает небольшой кусочек, а затем передает книжку своему соседу. 2 этап — интерпретационный. После прочтения сказки участники разбиваются на двойки или тройки и получают задание: ответить на вопросы: Чему учит эта сказка? Как можно сформулировать уроки, преподносимые нам этой сказкой? После обсуждения в микрогруппах все найденные идеи представляются остальным участникам. В процессе общего обсуждения, как правило, появляются новые идеи и формулируются новые уроки, извлеченные из сказки. Каждое утверждение фиксируется на доске. Сюжет сказки Анализ Уроки сказки Посадил дед репку. А почему именно репа? Совсем не случайно. Репа в Древней Руси была основной огородной культурой. Осталось у деда к весне только одно семечко репы. Наверное, не мог он на него надышаться. С какой любовью, с какой тайной надеждой сажал он его в ещё холодную землю. С каким замиранием сердца следил за набуханием желтого плода. Нужно быть благодарным за то, что дает нам природа. Выросла репка большая- пребольшая. Пошел дед репку рвать: тянет- потянет, вытянуть не может! О подлинных размерах репки дед и не подозревал. С прятавшись в земле, репка обманула деда, и всех его сил не хватило, чтобы получить урожай. Дед расстроился, но тут же нашёл выход из положения. 1. нужно потрудиться, чтобы получить результат 2. человеку не следует слишком полагаться на себя. 3. никогда не следует унывать. Позвал дед бабку … Дед, безусловно, - глава семьи, а значит, бабка, его жена, у него в подчинении. Выходит, за помощью дед обращается к тому, кто иерархически ниже его и тем выказывает свою слабость. Не нужно стесняться просить помощи у своих близких. Позвала бабка внучку … Оказывается, дед с бабкой не так уж и одиноки. У них есть внучка. Примечательно, что внучку зовёт бабка, а не дед. В соответствии с иерархией традиционного мира девочка находится в непосредственном подчинении у взрослой женщины. Но внучка- девочка- ещё ребёнок, не много она прибавляет к совместным усилиям деда и бабки. Внуки должны помогать своим бабушкам и дедушкам. Позвала внучка Жучку … Нет, не полностью опустел ещё дом. Кончились люди, но остались четвероногие их друзья. Интересно, что дед, бабка и внучка безымянны, а собака и кошка названы по имени. Этим подчеркивается, что они не случайны, не просто какие- то собака и кошка с улицы, а почти члены семьи, жители этого дома. Нужно любить животных, и они ответят любовью и преданностью своим хозяевам Позвала Жучка Машку … В доме осталась лишь кошка, а ведь известно, как ладят кошка с собакой. И вот чудо- репка перестраивает мироустройство, на смену вражде приходит мир. Жучка зовёт, и Машка приходит. Ради общего дела нужно объединиться, забыть все ссоры и разногласия. Позвала Машка мышку… Если все остальные участники похода за репкой проживали в доме на законном основании, то мышка – жилец незаконный. Машка зовёт мышку, это – как если бы полицейский стал звать на помощь преступника. Налицо нарушение установленного порядка вещей, своего рода попрание справедливости. Смилостивилась мышка над теми, у чьего стола ей доводилось кормиться. А милость, она – выше справедливости. Тут- то и раздалась земля, выпустила репку. В семье все должны жить в любви, мире и согласии и быть готовыми прийти на помощь друг другу. Нужно помогать бескорыстно, не требуя ничего взамен. Можно познакомить обучающихся с русскими пословицами, которые созвучны с уроками сказки: «Из многих малых одно большое выходит», «Капля по капле и камень долбит» и др. 3 этап — сочинительский. Существует еще одна версия этой сказки: не вытащив репки, дед, бабка, внучка, Жучка и Машка отправились спать … Сочините конец такой сказки. 4 этап — драматизации. Группы представляют свои варианты окончания сказки. По завершении разыгрывания сказки можно организовать обсуждение. 5 этап- рефлексия. Обучающиеся отвечают на вопросы: Что нового узнали из сказки? Заставила эта сказка о чем- то задуматься? В чем польза данного занятия? Методическое обеспечение программы Несмотря на то, что занятия проходят по одной схеме, при частоте их проведения 1 раз в месяц они не будут казаться монотонными. Чтобы разнообразить их проведение, можно предложить обучающимся просмотр мультфильма вместо чтения сказки. В этом случае необходимо иметь компьютер, проектор и экран в кабинете, где проводится занятие. В качестве материала для обсуждения можно использова ть при желании другие сказки. Список литературы Т. М. Сливкина. Материал для учителей и родителей к беседам о сказках. « Учебно- методическое пособие «Интеграция предметов ОРКСЭ и ОПК в образовательный процесс»- Самара, 2004 г. Вачков И. В. – Сказкотерапия. Развитие самосознания через психологическую сказку- М. ; Ось- 89, 2007 «Сказки на всякий случай»- составитель: Л. Н. Николаева- Санкт- Петербург, 2011 г. Лулудова Е. М. «Русские народные сказки и их архетипические составляющие» https: / / www. applied- research. ru/ ru/ article/ view? id= 7245 Краткий анализ сказок http: / / scarb. ru/ literatura/ skazki- byliny- bylichki- bajki/ kratkij- analiz- skazok/ Андрей Карпов «Наши первые сказки» http: / / culturolog. ru/ index2. php? option= com_ content& amp; task= view& amp; id= 74& amp; pop= 1& amp; page= 0 Русские народные сказки: «Репка», «Теремок», «Колобок», «Волк и семеро козлят», «Курочка- ряба», «Иван- царевич и Серый волк», «Лиса и журавль», «Гуси- лебеди», сказка П. П. Ершова «Конек- горбунок»

Оставить комментарий: