a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическая разработка «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования"

Автор: Ершова Ирина Борисовна Опубликовано: 2018-02-08 16:20:46

Документы для скачивания

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 10 «Белочка» комбинированного вида Методическая разработка «Развитие творческих способностей дошкольников средствами нетрадиционной техники рисования" Выполнила: Воспитатель Ершова Ирина Борисовна Кулебаки 2015 г. Содержание Пояснительная записка Цель и задачи методической разработки Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями Ожидаемые результаты освоения раздела программы Обоснование используемых в образовательном процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности детей. Система знаний и система деятельности Календарно- тематическое планирование Тиражирование Список литературы Пояснительная записка Проблема развития детского творчества в современном мире является одной из наиболее актуальных как в теоретическом, так и в практическом отношениях: ведь речь идёт о важнейшем условии формирования индивидуального своеобразия личности уже на первых этапах её становления. Человек будущего должен быть созидателем, личностью с развитым чувством красоты и активным творческим началом. В настоящее время в образовательном пространстве дошкольного образовательного учреждения особое внимание уделяется художественно- эстет ическому развитию дошкольников. Данное направление отражено и в государственном образовательном стандарте, который выступает механизмом, регулирующим качество образования. Цель и задачи методической разработки Цель: Формирование у детей дошкольного возраста эстетического отношения и художественно – творческих способностей в изобразительной деятельности. Р аскрытие и развитие творческих способностей и задатков, заложенных в ребенке, через занятия изобразительнымискусством с испол ьзованием нетрадиционных техник. Задачи: Обучающие: Знакомить детей с различными видами изобразительной деятельности, многообразием художественных материалов и приемами работы с ними. Развивающие: Развивать художественный вкус, зрительную память, фантазию, воображение; «чувство» цвета, формы, пространства; творческую активность и инициативу; умение строить композицию, организуя смысловые и композиционные связи между изображаемыми предметами. Воспитательные Адаптировать ребенка к окружающему миру через изобразительную деятельность. Воспитывать вкус, аккуратность при выполнении работы. Воспитывать умение ценить красоту. Воспитывать любовь и уважение к окружающему миру. Психолого- педагогическое объяснение специфики восприятия и освоения методической разработки детьми в соответствии с возрастными особенностями. К семи годам ребёнок способен к созданию нового рисунка, конструкции, образа, фантазии, движения и т. д. которые отличаются оригинальностью, вариативностью, гибкостью, подвижностью. Семилетнего ребёнка характеризует активная деятельностная позиция, готовность к спонтанным решениям, любопытство, способность к формулировке вопросов и речевому комментированию процесса и результата собственной деятельности, стойкая мотивация достижений. Процесс создания продукта носит творческий поисковый характер, ребёнок ищет разные способы решения одной и той же задачи. Дети этого возраста часто самостоятельно интегрируют виды изобразительной деятельности. Особенно ярко это проявляется в деятельности экспериментирования с художественными материалами( бумагой, глиной) , инструментами( карандашами, кисточками, стеками) и в процессе освоения способов создания образа и средств художественной выразительности. Они с увлечением рассматривают и обследуют натуру, предложенную для рисования или лепки, изучают «на глаз» и тактильно( ощупывая руками) художественные материалы, формы поверхности; осваивают самыми разными приёмами особенности красок, бумаги, карандаша, пастели, восковых мелков, ткани, листьев и других природных материалов. На данной возрастной ступени дошкольного детства интегрирующей основой детской изобразительной деятельности выступает ведущая художественная способностьк восприятию композиции и освоению композиции как средства художественной выразительности. Общение с искусством даёт ребёнку положительно окрашенное эмоционально- ценностное содержание. К 6- 7- летнему возрасту, дошкольник при благоприятных условиях уже имеет элементарные представления об искусстве и его видах, может воспринимать и чувствовать прекрасное на оптимальном для его возраста уровне развития, способен к активному, самостоятельному творчеству на основе усвоенных средств художественного выражения развития продуктивного воображения. Главные педагогические задачи: Развитие эстетического восприятия художественных образов и предметов окружающего мира как эстетических объектов. Создание условий для свободного экспериментирования с художественными материалами и инструментами. Ознакомление с универсальным « языком искусства »- средствами художественной выразительности. Амплификация( обогащение) и ндивидуального художественно- эстетического опыта, «осмысленное чтение»- распредмечивание и опредмечивание художественно- эстетических объектов в помощью воображения. Воспитание художественного вкуса и чувства гармонии. Создание условий для активности детей в художественно- эстетическом освоении окружающего мира. Ожидаемые результаты освоения раздела программы Ребенок проявляет желание общаться с прекрасным, с интересом включается в образовательные ситуации эстетической направленности, любит заниматься изобразительной деятельностью совместно со взрослым и самостоятельно. Эмоционально отзывается, сопереживает состоянию и настроению художественного произведения( по тематике, близкой опыту детей) . Различает некоторые предметы народных промыслов по материалам, содержанию, выделяет и поясняет их особенности( на уровне конкретных примеров) . Узнает некоторые произведения и предметы народных промыслов, осваиваемые в течение года. В процессе восприятия предметов и явлений окружающего мира и искусства различает формы, размеры, цвета. При косвенной помощи взрослого может внимательно рассматривать художественный образ, отмечать некоторые средства выразительности( цвет, форму) , соотносить воспринимаемое с собственным опытом. В процессе собственной деятельности( в рисовании, лепке, аппликации) стремится создавать выразительные и интересные образы, выбирает при небольшой помощи взрослого и правильно использует материалы и инструменты. Владеет отдельными техническими и изобразительными умениями, освоил некоторые способы создания изображения в разных видах деятельности( в лепке, аппликации, рисовании, конструировании) и применяет их в совместной со взрослым и самостоятельной деятельности. При поддержке педагога принимает участие в процессе выполнения коллективных работ. Обоснование используемых в образовательно м процессе по разделу программы образовательных технологий, методов, форм организации деятельности детей. Ведущую роль в художественно- эстетическом воспитании детей играет формирование у них по знавательного интереса к практической творческой деятельности. и нтерес, с одной стороны, является стимулом эстетического развития с другой- его результатом. Средств а эстетического воспитания:   творческие, сюжетно- ролевые и дидактические  игры; целевые наблюдения, эвристические беседы, создание поисковых ситуаций, экспериментирование, исследования с элементами проблемной ситуации;   решение занимательных и тво рческих заданий.   Все это стимулирует активность детей, создает положительный эмоциональный настрой и дает хорошие результаты в усвоении программных задач по художественному творческому развитию детей, но наиболее эффективным средством формирования культуры детей, являются дидактические игры: на  формирование цветовосприятия, на формирование зрительно- моторной координации, развитие графических навыков, на  развитие чувства формы, композиции. . Дидактическая игра может быть включена в любой раздел программы и её возможности следует использовать как для развития художественной деятельности, так и для формирования эстетической личности ребенка- дошкольника в целом. Вся  эта работа помогает развить у детей чувство цвета, формы, художественный вкус ме лкую моторику, координацию движений. А также богатить художественный опыт, эстетическое отношение ребёнка к окружающему миру. Система знаний и система деятельности Для того чтобы обогатить и расширить занятия с использованием нетрадиционных техник целесообразно использовать интегрированный подход, он позволяет обеспечить единство воспитательных и развивающих задач, строить учебно- воспитательный процесс в соответствии с возрастными особенностями детей, спецификой и возможностями основных направлений развития ребенка. При организации при образовательной деятельности с использованием нетрадиционных техник мы выяснили, что наиболее эффективно образовательная область «Художественное творчество» интегрируется со следующими образовательными областями: «Коммуникация»- развитие свободного общения со взрослыми и детьми, а также познавательно- исследовательской и продуктивной деятельности «Познание»- формирование целостной картины мира; н аблюдения, игры, экспериментальная деятельность «Чтение художественной литературы»- использование художественной литературы, рассматривание иллюстраций, чтение произведений, сказок для обогащения эстетического восприятия и создания художественных образов. «Физическая культура»- использование подвижных игр во время занятий и прогулок развитие мелкой моторики; «Музыка»- использование муз. п роизв. для обогащения обр. обл. «худ. творчество»; «Труд»- формир. труд. у мений и навыков в продукт. деятельности; Календарное планирование № Тема занятия Нетрадиционные техники Количество занятий Сентябрь 1. Золотая осень Рисование способом тычка 1 2. Ветка рябины Печать листьями 1 Октябрь 3. Рыбка Техника изонити 1 4 Разноцветные бабочки Монотипия, обведение ладони и кулака. 1 5 Осенние листья Печать листьями. Набрызг 1 6. Птица Рисование ладошкой 1 Ноябрь 7. Я в волшебном лесу Печать поролоном по трафарету; способ тычка, чёрно- белый граттаж 1 8. Волшебная Жар- птица Техника граттаж 1 9. Животные, которых я сам себе придумал. Кляксография. 1 10. Мое любимое дерево Рисование мазком, монотипия, набрызг. 1 Декабрь 11. Зимний лес Монотипия 1 12. Зимний лес Монотипия 1 13 Елочка нарядная. Рисование пальчиком 1 14 В лесу родилась ёлочка Рисование сухой кистью 1 Январь 15 Снежинки Набрызг 1 16 Снежная семья Рисование способом тычка. 1 17 Снегири на ветке Рисование способом тычка 1 18 Зимний пейзаж Кляксография. 1 Март 19 Подарок для мамы Рисование смятой бумагой 1 20 Какого цвета весна Монотипия 21 Берег реки Рисование по сырому фону 1 Апрель 22 Волшебная страна – подводное царство Рисование по сырому фону 1 23 Звездное небо Печать поролоном по трафарету; набрызг 1 24 Хмурый день Рисование по мокрому 1 Май 25 Белые лебеди Рисование способом тычка 1 26 Попугаи Рисование способом тычка 1 27 Грибы Печать паролоном 1 28 Совушка- сова Рисование сухой кистью 1 Тиражирование  Методическая разработка представл ена для работы с детьми старшего дошкольного возраста и представляет собой цикл мероприятий по совместной деятельности педагога с детьми с помощью нетрадиционных техник рисования в целях развития их художественно- творческих способностей. Методическая разработка адресована широкому кругу читателей: педагогам дополнительного образования, воспитателям дошкольных групп, преподавателям изостудий, студентам, а так же всем, кто интересуется вопросами художественного развития детей дошкольного возраста. Список литературы Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. – М. : Скрипторий 2003, 2007. Казакова Р. Г. , Сайганова Т. И. , Седова Е. М. Рисование с детьми дошкольного возраста. Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий. – М. : ТЦ Сфера, 2006. Комарова Т. С. Занятия по изобразительной деятельности в средней группе детского сада. – М. : Мозаика- Синтез, 2009. Комарова Т. С. Изобразительная деятельность в детском саду: обучение и творчество. – М. : Просвещение, 1990. Короткова Е. А. Рисование, аппликация, конструирование в детском саду. – М. : Академия развития, 2011. Кудейко М. В. Необычные способы рисования для больших и маленьких фантазеров. – М. : Содействие, 2007. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду. Средняя группа( образовательная область «Художественное творчество») . – М. : ИД «Цветной мир», 2012.

Оставить комментарий: