a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Духовно-нравственное воспитание дошкольников на основе этнокультурного развития.

Автор: Лучникова Татьяна Александровна Опубликовано: 2018-02-09 20:00:44

Документы для скачивания

Каждый человек ищет свой путь в бурных потоках времен. Мы выбираем друзей, профессию; испытывая желание чего-то добиться, накладываем на нить провидения собственную волю. Итог наложения, переплетения этих путеводных нитей – жизненный путь человека. Мой путь в педагогическую профессию начинался с детской мечты. Тогда в далеком детстве работа воспитателя мне представлялась одним большим, ярким, нескончаемым праздником, полным задора и веселья. Со временем мои представления о профессии воспитателя расширились. Я осознала серьезность и важность этой работы. Я считаю профессию воспитателя лучшей для женщины. Ведь главное качество женщины - материнство. Порой кажется, ну вот мне все известно и все изведано, но снова и снова понимаешь, как много еще надо узнать  и сделать  для тебя - «мой малыш». И тут вспоминаешь строки Лермонтов М. Ю.: «Воспитывать... самая трудная вещь. Думаешь: ну, все теперь кончилось! Не тут-то было: все только начинается!» Как один миг полетело 45 лет работы в детском саду. И теперь я могу сказать, что моя профессия – это не только безграничное творчество, не только серьезная ответственность, но и трудная, кропотливая работа, требующая больших усилий и затрат. Педагог должен постоянно работать над собой, познавать что-то новое, расширять свой кругозор, ставить перед собой высокие цели, двигаться к ним несмотря ни на что, а достигая, не останавливаться, идти вперед к новым целям. Только тогда он может быть интересен, любим своими воспитанниками и профессионально выполнять свое дело.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознание детей. Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя.

Сложность современной образовательной ситуации заключается в том, что мы постепенно перестаём ощущать ценность того, что живём на русской земле, говорим на русском языке и впитали в себя русскую культуру. Я пришла к выводу, что для  возрождения национального духа, национальной культуры и традиций, духовных ценностей, самосознания и самоуважения народа необходимо следующее:

-создание системы работы по приобщению детей к истокам русской народной культуры;

-привлечение родителей в воспитательно-образовательный процесс;

-создание условий для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми;

-установление сотрудничества с другими учреждениями (школа, библиотека, Дом культуры).

Что характеризует человека, прежде всего? Конечно же, его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность, духовную и душевную утонченность и творческую активность. Культура человека есть отражение его внутреннего мира, и огромную роль в формировании культуры человека играет этнокультурное развитие. В связи с этим ключевая роль детского сада - создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное  построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Моя  практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры в дошкольном учреждении позволяет естественно сочетать обучение и воспитание без резких границ между ними. Потому что весь процесс освоения родной культуры есть не что иное, как воспитывающее обучение. Системное включение материала этнокультурного развития в привычные для детского сада программы расширяет возможности индивидуального развития ребенка; не только воспитывает, но и открывает нравственный и эстетический потенциалы.

Известна истина: что заложено в человеке в начале жизни, то остаётся навсегда. Особенно важно напитать восприимчивую душу ребёнка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории края, района, села, к традиционному отечественному наследию. Это послужило основой  моей рабочей программы  по ознакомлению детей с алтайским краем «Люблю тебя, мой край родной».  Она является программой нравственно-патриотического воспитания детей дошкольного возраста, эффективно содействующей их духовному и интеллектуальному развитию, и направлена на воспитание у детей любви к родному краю, знакомству с его историей, флорой и фауной,  лучшими традициями народа, уважение к труду взрослых.  Программа рассчитана на детей с 5 до 7 лет.

Цель программы:

Способствовать развитию  у детей эмоционального состояния гордости за родные места, желания украшать и охранять своё село, гордиться его красотой.  Дать понять детям что уникальность и красота Алтайского края, родного села  зависит от нас самих.                                                                  Задачи:

  • побуждать в самостоятельном освоении окружающего мира путем изучения побудить в детях чувство любви к своему краю, селу уважение к его традициям и обычаям;
  • культурного наследия разных эпох и народов.
  • показать и рассказать детям о наиболее характерных особенностях Алтая; раскрыть роль Алтайского края в России; способствовать воспитанию чувства гордости, что я родился и живу на Алтае, за своих земляков, ответственности за все что, происходит в нашем крае.

Наряду с обычными занятиями в разных разделах  при перспективном планировании включаю темы по этнокультурному развитию детей:

- цикл занятий познавательного характера: два занятия в месяц непосредственно посвящаются традиционной культуре родного края, при этом конкретный выбор ведущей темы месяца определяется ритмом народного календаря;

- эти два занятия проблемно связываются с изобразительной деятельностью, лепкой, ручным трудом;

- на занятиях по ознакомлению с художественной литературой предусматривается специальная работа с родным словом в связи с текущей темой по русской культуре;

- планирую свою работу с народными песнями и традиционной пластикой характерной нашему региону;

- занятия по народному земледельческому календарю входят в раздел «Ознакомление с природой». Это могут быть как самостоятельные занятия, так и составные части занятий по природоведению и экологии;

- завершают изучение каждой темы комплексные занятия, вечера развлечений, народные гулянья, праздники.

Для успешной работы по духовно - нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполняется несколько принципиально важных условий. Эти условия таковы:

- непосредственное участие в названном процессе и взрослых и детей;

- продвижение от опыта к знанию;

- использование народного опыта непосредственно в жизни детей (пример: на занятии знакомились с лекарственными травами, учились их заваривать, теперь знаем, как они называются);

- усвоение традиционных культурных эталонов не только детьми, но и их родителями, сотрудниками детского сада.

В одном из уголков группы воссоздали обстановку русской избы. Помимо настоящих старинных вещей в «избу» были помещены и некоторые предметы, имитирующие реальные. Печь сделала из коробок. Чудом сохранившиеся старинные бытовые предметы отыскивали повсюду. На полках, кроватях, у рукомойника и красном уголке настоящие, вышитые и связанные крючком рушники и подзоры

В мини музее «Русская изба» часто провожу занятия. Многие занятия проводим по русским народным сказкам. Часть из них заканчиваются чаепитие у самовара. Один раз в месяц   дети отмечают здесь именины детей, приходящиеся на этот месяц. Во время чаепития дети усваивают правила гостеприимства, которыми славен русский народ: «Не красна изба углами – красна пирогами» и пр. Чаепитие из самовара – это не просто обычная трапеза, а особый ритуал, объединяющий за неспешным разговором доброжелательных друг к другу людей. При этом дети распределяют роли между собой: «гости» наряжаются, «хозяева» готовят и приглашают к столу. Гостей встречаем, как и полагалось на Руси, хлебом-солью. Используем не только современные, но и старинные выражения: «Извольте откушать», «Отведайте печенья». Такое чаепитие даёт возможность расширить знания о традициях русской кухни. Прощание с гостями всегда сопровождается благопожеланиями, благодарностью: «Спасибо за приятный вечер», «Спасибо за хлеб-соль». Дети любят «Русскую избу», с удовольствием занимаются в ней, готовят угощение для кукол, для чаепития в группе, выращивают рассаду для огорода, отдыхают на посиделках и т.д.

Основным видом деятельности дошкольника является игра. В игровой форме  знакомлю детей с различными бытовыми ситуациями в традиционной русской семье. Провожу сюжетные игры: «Дочки – матери», «Хозяюшки» и т.д.

Провожу « Дни русской кухни», опираясь на кулинарную традицию родного края.

Традиционно на огороде проводим с детьми посадку традиционных для нашей местности культур.

Впоследствии проводится праздник урожая.

Праздник даст положительные результаты и подведет итог всей предшествующей работе и детей и взрослых только в том случае, когда дети в разных видах деятельности сами подготовят праздник вместе с педагогами и родителями.

В режимные моменты включаю потешки, поговорки, загадки. Здесь активизируется работа по привитию навыков традиционной культуры поведения.

Участники кружка «до-ми-соль-ка», руководителем которого я являюсь, часто  выступают на сцене сельского ДК, принимают участие в смотрах художественной самодеятельности. Неоднократно награждались грамотами.

В своей работе широко использую все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки, народные приметы, хороводы и т.д.). В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о доброте, правде, храбрости, трудолюбии, верности.

Знакомлю детей с народной декоративной росписью. Она, пленяя душу гармонией и ритмом, способна увлечь ребят национальным изобразительным искусством.

Важным моментом в формировании традиций стало совместное проведение русских народных праздников, повторяющихся из года в год и формирующих определённый цикл. К ним относятся Масленица, Пасха, Рождество.  

Во второй половине дня часто организуем «посиделки», на которых разучиваем с детьми народные игры с песнями, учим детей изготавливать элементы народных костюмов: кокошники, бусы, праздничную атрибутику и др.. Так, разучив зимние святочные песни и игры, дети, нарядившись в костюмы, шли по  детскому саду и поздравляли всех с Рождеством и Новым годом по старому стилю.

В работе с детьми использую народные музыкальные инструменты (трещётки, погремушки, бубенцы, деревянные ложки и пр.). Характерные для русской народной музыкальной культуры звуки, тембры, мелодии насыщают слуховое восприятие малыша и постепенно формируют в его художественном сознании национальные музыкальные стереотипы, самобытное национальное музыкальное мышление. Доступность народных инструментов, привлекательность и лёгкость игры на них в ансамбле приносят детям радость, создают предпосылки для дальнейших занятий музыкой, формируют интерес к познанию мира музыки в разных его проявлениях. Поэтому приучаю детей слушать русские народные песни в исполнении детских русских народных ансамблей. Все жанры, формы и элементы фольклора  использую при проведении досугов и праздников. Праздники проводим в форме затейничества, концерта самодеятельности, театрализованного представления и на основе народных праздников. При этом важно создать в группе радостную атмосферу. Помещение группы украшаем все вместе (дети, родители, сотрудники). Необходимо, чтобы у детей возникли яркие впечатления, связанные с содержанием праздника, что достигается активным привлечением их ко всем моментам подготовки и проведения праздника (украшение ёлки, крашенье яиц, раскрашивание глиняных поделок, прослушивание духовной музыки, организация танцев, хороводов и пр.)

Почти каждый народный праздник превращаем в театрализованное представление, в котором участвуют и дети, и приглашённые взрослые. Такое проведение праздника оставляет глубокий след в детской душе и укрепляет в ней добрые чувства.

Для родителей подготовила консультации на темы: «Роль родителей в воспитании у детей любви к родному краю», «Роль народного творчества в нравственном воспитании детей», «Устное народное творчество – кладезь народной мудрости». Родители помогают в сборе краеведческого и познавательного материала для пополнения экспозиции уголка краеведения. Пополняют папки: «Родной свой край люби и знай», «Знакомим детей с природой родного края». Игра «Что? Где? Когда?» (кто лучше знает родной край) была проведена между детьми подготовительной к школе группы и их родителями. Подготовили с родителями подготовительной к школе группы фотовыставку «Я живу в Рыбном» - фотографии детей в самых красивых местах села.

При обучении детей декоративному рисованию ставлю задачу не подготавливать будущих мастеров росписи, а приобщать детей к народному искусству. При расписывании вылепленных лошадок, птиц, барышень и т.д. дети усваивают некоторые навыки, учатся составлять узор, почувствовав при этом радость творчества. После каждого цикла занятий по одному из видов искусства провожу итоговое занятие, на котором дети составляют узор в стиле данной росписи, но выбирают сами её элементы, цвет, композицию, форму бумаги, силуэты-заготовки из бумаги, из глины и др.

Содержание духовно-нравственного воспитания детей и родителей ориентируется на сферу православной культуры. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей и родителей. Педагог, имея  дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: Истины, Добра, Красоты. 

Одним из главных жанров устного народного творчества является песня. В песнях, как и в других видах народного творчества, воспевались трудовые и героические подвиги народа, красота природы, восхвалялись человеческие добродетели, высмеивались пороки.

Поэтому и ныне возможно самое разное использование песни – от её разучивания и исполнения до анализа содержания музыки и настроения. Эти песни теперь звучат не только в детском саду, но и в семье, особенно на традиционных семейных праздниках. Также используем народные танцы, хороводы, игры с песнями. Чтобы привлечь к данной работе окружающих,  организовала специальную кружковую работу. Привлекаю в кружок технический персонал и родителей. Это включает их в педагогическую работу. Удачный творческий опыт родителей и воспитателей широко используем в дальнейшей работе при проведении народных календарных праздниках.

У меня  сложилась целая система патриотического воспитания детей, цель которой заключается в развитии личности гражданина и патриота России, способного отстаивать свои интересы и интересы своей Родины. Достижение цели решаю через следующие задачи:

  • Воспитание у детей любви и при­вязанности к семье, родному дому детскому саду, родной улице, селу;
  • Формирование бережного отно­шения к родной природе;
  • Развитие интереса к русским тра­дициям и промыслам;
  • Формирование элементарных зна­ний о правах человека;
  • Расширение представлений о Рос­сии, о столице нашей Родины – Москве;
  • Знакомство детей с символами государства: гербом, флагом, гим­ном страны, Алтайского края;
  • Развитие чувства ответственности и гордости за достижения Родины;
  • Формирование чувства уважения к другим людям, народам и их традициям.   

Основные направления моей работы по патриотическому воспитанию:

Духовно-нравственное;

Культурно-краеведческое  (региональный компонент);

Гражданско-патриотическое;

Экологическое воспитание;

Краеведческо-туристическое.

Вышеперечисленные задачи и на­правления решаются мною во всех видах детской деятельности: во время организованных обра­зовательных моментах, в играх, на целевых прогулках по улицам села и к мемориалу, на экскурсиях, в труде, в быту, во взаимодействии с социумом, в приобщении детей к традициям большого спорта, в проектной деятельности.

Одним из наиболее эффективных методов нравственно-патриотического воспитания считаю метод проектов, позволяющий создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых, включая родителей. Мною разработаны и реализованы проекты: «Здравствуй дерево», «Хлеб всему голова», «Ёлочка красавица», «Этот загадочный космос», «Моя семья», «Мамины руки», «С чего начинается Родина», «Мой любимый край Алтай», «Чтобы не было беды», «Священный праздник День победы», «Сказки – добрые друзья».

Анализ результатов диагностики патриотической воспитанности детей показывает:

  • Значительно возрос уровень сформированных патриотических знаний и правильного отношения к миру, стране, природе.
  • У детей появился интерес к истории, местной художественной литературе, природным богатствам родного края.
  • Особенности представлений о родном городе, родном крае стали более существенными. Детский интерес отразился в творчестве: сказках, рассказах, рисунках, поделках.
  • Выросло количество участников проводимых в детском саду конкурсов и акций краеведческой тематики, направленных на развитие творческих способностей, любознательности, воспитание любви к малой родине.
  • У родителей возрос интерес к мероприятиям, проводимым в группе, и в детском саду.                                                   

Для реализации программы развития и своих планов считаю, что самым главным является развитие познавательных и творческих способностей. В группе создаю атмосферу доброжелательности и заботливости по отношению к ребенку, поощряю проявление его индивидуальности.Использование личностно-ориентированного подхода  позволяет мне вовлечь каждого ребенка в активный познавательный процесс. Содержание обучения организую в форме игры, так как именно она является ведущим видом деятельности.

Использую следующие методы и приемы обучения:

  • побуждение, стимулирование деятельности, наводящие вопросы, совместная деятельность;
  • проблемные и игровые обучающие ситуации;
  • проблемно-поисковый метод (помогает воспитывать интерес к поисковым действиям);
  • развивающие игры и упражнения (помогают направить внимание детей на сравнение, анализ, синтез и т. д.);
  • задания творческого типа (с одновременной активизацией мышления и воображения, что позволяет повышать творческую и познавательную деятельность детей);
  • учебно-методические задания (формируют мотивацию для обучения в школе);
  • методы стимулирования и мотивации (предвосхищения, оценка).

Для  достижения положительных результатов, в группе создана развивающая среда, которая стимулирует самую разнообразную деятельность ребенка.

В группе оформила уголок «Родина моя», где дети могут наглядно познакомиться с родным краем, символикой Алтайского края, полистать книги, иллюстрации, рассмотреть фотоальбомы о достопримечательностях родного края и своего села. На основе наглядного материала и специальных занятий я познакомила детей с родным селом, начала формировать представление о России как о родной стране, о Москве как о столице России, дети познакомились с Российским флагом.

 

Оставить комментарий: