a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

работа по самообразованию" Развитие художественно -творческих способностей у младших дошкольников"

Автор: Ильинская Валентина Николаевна Опубликовано: 2018-02-11 18:36:44

Развитие художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Младший дошкольный возраст, а это примерно 3- 4 год жизни, знаменуется наступлением нового этапа в жизни малыша. Малыш постепенно становится самостоятельным, и прежняя совместная с родителями позиция «Мы», превращается в собственную позицию «Я», то есть малыш начинает ощущать себя отдельной личностью, а это значительно меняет его отношение к окружающему миру. Ребенок без помощи взрослого еще полностью не может справиться со многими вещами, но в нем уже наблюдается стремление к самостоятельности. Желание родителей уберечь малыша путем ограничения его свободы приводит к началу конфликтов. В этом возрасте малыш проявляет желание делать что- то самому и испытывает гордость, когда у него что- то получается. Детское творчество – одна из форм самостоятельной деятельности ребенка, в процессе которой он отступает от привычных и знакомых ему способов проявления окружающего мира, экспериментирует и создает нечто новое для себя и других. Развитие детского творчества является актуальной проблемой современной педагогики и ставит перед системой образования основную цель воспитания у подрастающего поколения творческого подхода к преобразованию окружающего мира, активности и самостоятельности мышления, способствующих достижению положительных изменений в жизни общества. В дошкольном периоде детства закладываются основы развития личности и формируются творческие способности. Педагоги- практики отмечают, что если ребенок талантлив, он талантлив во многих сферах. Е. А. Флёрина дала следующее определение детского творчества: «Детское изобразительное творчество мы понимаем как сознательное отражение ребенком окружающей действительности в рисунке, лепке, конструировании, отражение, которое построено на работе воображения, на отображении своих наблюдений, а также впечатлений, полученных им через слово, картинку и другие виды искусства. Ребенок не пассивно копирует окружающее, а перерабатывает его в связи с накопленным опытом и отношением к изображаемому». Дальнейшие исследования детского творчества еще более уточнили это определение. Н. П. Сакулина рассматривает изобразительную деятельность ребенка как способность к изображению, т. е. умению правильно нарисовать предмет, и способность создать образ, показывающий отношение к нему рисующего. Эта способность выражения и является показателем детского творческого начала. Исследования Н. П. Сакулиной показывают, что обучение не препятствует развитию творчества. Оно способствует его становлению, развитию при наличии определенных условий. С психологической точки зре ния дошкольное детство является благоприятным периодом для развития творческих способностей потому, что в этом возрасте дети чрезвычайно любознательны, у них есть огромное желание познавать окружающий мир. В этом контексте проблема развития творческих способностей детей дошкольного возраста приобретает особое значение. Важную роль в их развитии играет продуктивная деятельность, так как, наряду с игровой, она в дошкольном детстве является ведущей деятельностью. Формирование творческой личности ребёнка — одна из наиболее важных задач современной педагогики. Наиболее эффективное для этого средство — изобразительная деятельность, аппликация и лепка. Они способствует активному познанию детьми окружающего мира, воспитанию у них способности творчески отражать свои впечатления. К тому же творческая деятельность является для детей источником особой радости, способствует воспитанию у них чувства гордости и удовлетворения результатами своего труда, закрепляе т чувство успеха. В начале реализации проекта я провела наблюдение за отношением детей к творческой деятельности. На данном этапе я наблюдала за тем, какому виду деятельности отдаёт предпочтение ребёнок в самостоятельной деятельности: экспериментирование, творческая деятельность, игровой уголок. Анализ выбора детьми вида деятельности на начало проекта, % Результаты наблюдений за детьми показали, что предпочтения детей в группе распределились следующим образом: 1 место – игровой уголок( 61% ) 2 место – ИЗО деятельность( 24% ) 3 место- экспериментирование( 15% ) В процессе наблюдения за художественным творчеством детей, я отметила, что детские работы бывают схематичны и однообразны, некоторые ребята не выбирают ярких цветов, используют неудачные композиционные решения. Сделала вывод, что решить эти проблемы возможно лишь при условии нового подхода к организации образовательной деятельности с детьми по данному направлению, а именно – включение разнообразной продуктивной деятельности детей при организации вечернего отрезка времени. Именно потому, у меня и возникла идея реализации художественно – творческого проекта «Творческие пальчики». Свою работу по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста строю на следующих принципах: • От простого к сложному, где предусмотрен переход от простых занятий к сложным. • Принцип наглядности выражается в том, что у детей более развита наглядно- образная память, чем словесно- логическая, поэтому мышление опирается на восприятие или представление. • Принцип индивидуализации обеспечивает вовлечение каждого ребенка в воспитательный процесс. Цель: Всестороннее развитие художественно- творческих способностей через продуктивные виды деятельности. Для реализации намеченной цели были определены следующие задачи: 1) Провести диагностическое обследование с целью определения, уровня развития художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; 2) Разработать перспективное тематическое планирование по развитию художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности; 3) Организовать предметно – развивающую среду, для развития художественно- творческих способностей детей младшего дошкольного возраста; 4) Развивать художественно – творческие способности посредством сенсомоторной деятельности; 5) Развивать художественно – творческие способности посредством изобрази- тельной деятельности( рисование, лепка аппликация) , в том числе используя нетрадиционные способы 6) Познакомить родителей с методами и приемами работы по развитию художественных способностей. Для реализации данного проекта было составлено перспективное планирование работы по развитию творческих способностей. Я стала активно вводить в работу с детьми рисование, лепку и аппликацию. Развитие творчества во многом зависит от организации предметно- развивающей среды в группе. Имеющийся материал расположен таким образом, чтобы дети могли свободно, по интересам выбирать себе материалы, пособия для этого вида деят ельности, при желании не только воспроизводить, продолжать то, что они делали на занятиях, в совместной деятельности, но и проявить свое творчество, а также закончить начатую игру, работу, реализовать свои замыс е л. Большую роль в развитии творческих способностей имеют дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание предлагается детям в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие- то знания, овладевают навыка и действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. . Я играла с детьми в такие дидактические игры, как «Цвет, форма, размер», «Геометрическое лото», «Подбери по форме» и д ругие, направленные на закрепле ние сенсорных эталонов, развитие восприятия, внимания, зрительной памяти, ассоциативного мышления. Кроме того, в группе и во время прогулки мы играем в подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Курочка – хохлатка», «Зайка беленький сидит», «Море волнуется» и многие другие для закрепления знаний об окружающем мире и развития творчества. У детей 3- 4 лет уровень художественных способностей зависит от уровня развития мелкой моторики рук. Поэтому для ее развития я активно применяю сенсомоторную деятельность, используя различные средства. Так, для развития мелкой моторики я испо льзую пластмассовые прищепки. Я предлагаю детям прицепить прищепки одного цвета на необходимую тарелочку, закрепляя тем самым названия основных цветов. После того, как я увидела, что дети научились ловко обращаться с прищепками, предлагаю им попробовать смастерить что- нибудь из них. Тем самым, мы не только развиваем мелкую моторику рук, но и развиваем наше творчество. И у нас появлялись интересные сороконожки, колючие ежики, лучистое солнышко и многое другое. Крышки от бутылок использовала для закрепления цветов и развития мелкой мото рики. Точность и координация движений развиваются у ребенка и в процессе игры с застежк ами. Это задание я начала с самого простого – расстегивание липучек, развязывание шнурков. Потом перешли к расстегиванию пуговиц, молний, кнопок и так далее. В детском саду развитие художественного творчества проходит на занятиях рисованием, лепкой, аппликацией. Рисование- одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Овладевая приемами композиции, дети полнее и богаче начинают отображать св ои замыслы в сюжетных работах. Есть существенная разница между тем, как ребёнок рисует карандашом, фломастером, палочкой, мелом и другими графическими материалами, и тем, ка к он работает красками. Для того что бы развить художественно – творческие способности и привить любовь к изобразительному искусству, вызвать интерес к рисованию с младшего дошкольного возраста, я использую нетрадиционные способы изображения. Такое нетрадиционное рисование доставляет детям множество положительных эмоций, раскрывает возможность хорошо знакомых им предметов в качестве художественных материалов, удивляет своей непредсказуемостью. Рисование необычными материалами, оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции. Результат обычно очень эффективный и почти не зависит от умелости и способностей. Нетрадиционные способы изображения достаточно просты по технологии и напоминают игру. Для занятий необходимо приготовить красивые и разнообразные материалы, предоставить детям возможность выбора средств изображения. Необычное начало работы, применение игровых приемов – все это помогает не допустить в детскую изобразительную деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия и деятельности. Работая с детьми младшего дошкольного возраста, я обыграю сюжет будущего рисунка с помощью различных игрушек, предметов, сопровождая рисование эмоциональным комментарием, используя художественное слово. Такой подход позволяет мне заинтересовать малышей, дольше удержать внимание, создать необходимый эмоциональный настрой и положительный мотив деятельности. Ознакомление детей с нетрадиционными техниками рисования, я начала с рисования пальчиками – это самый простой способ получения изображения. В раннем возрасте многие малыши только учатся владеть художественными инструментами, и поэтому им легче контролировать движения собственного пальчика, чем карандаша или кисочки. Этот способ рисования обеспечивает ребенку свободу действий. Малыш опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумаге. Работу начинаю с одного цвета: даю возможность попробовать разные движения, оставить разные отпечатки. Дети трех лет еще недостаточно готовы брать в руку кисточку, чтобы рисовать мазками. И чтобы быстрее и легче освоить это, я обращаю внимание на рисование ватными палочками. При этом ребята не пачкают руки красками, учатся ставить аккуратные точки, мелкие мазки, которые при визуальном слиянии создают эффект картины. Рисование ватными палочками для детей оказывает позитивное влияние на настроение и воображение, р азвивает фантазию с ранних лет. Детей младшего дошкольного возраста, я учила рисовать ладошкой. Этот способ рисования им очень нравится. У нас получались замечательные рисунки «Осенний лес», «Елка новогодняя», «Солнышко лучистое». Надо отметить, что увлекательность процесса для ребенка гораздо важнее конечного результата, поэтому старалась вовремя остановить малыша и переключить его внимание на созданный образ, например: «Что ты нарисовал? », «Чьи это следы? , «Для кого эти ягодки? ». В вожу технику «тампонирование». Делаю тампон из поролона. Штемпельная подушечка служит палитрой. Чтобы изменить цвет, нужно взять другие поролон и мисочку. В этой технике хорошо нарисовать что- нибудь пушистое, легкое, воздушное, прозрачное. Например, получаются очень необычные «Одуванчики», «Воздушные шары», «Облака», «Елочки». Забавные «Снеговики», «Цыплята». При работе с карандашами детям нравится раскрашивать картинки. Первые работы, которые раскрашивали дети, были не очень аккуратные, тусклые, потому что они неправильно держали карандаш, плохо при этом надавливая. Но к концу проекта я заметила, что дети стали аккуратнее раскрашивать картинку. Старались не выходить за контур, движения руки стали намного увереннее и работы получались яркими. Для развития творческих способностей я активно использую аппликацию. Аппликация- один из самых простых и эффективных способов работы с бумагой. Для детей 3- 4 лет аппликация является новым видом изобразительной деятельности. Процесс наклеивания готовых форм затрудняет малыша. Поэтому вначале чаще показывала последовательность наклеивания. Вначале готовые формы раскладываются на листе бумаги. Это учит ребе нка видеть изображение в целом. На занятиях я учила детей называть, раскладывать и наклеивать в определённом порядке вырезанные мной бумажные фигуры. При этом они должны были сочетать и чередовать их по цвету, величине, составлять предмет из двух и более частей, соблюдая последовательность наклеивания на основу. Я закрепляла у детей представления о форме круга, четырёхугольника, об основных цветах( красный, синий, зелёный, голубой) , о величине( большой- маленький, высокий – низкий) . С первых занятий приучала детей соблюдать правила аккуратности: - не набирать на кисть слишком много клея; - после намазывания ставить кисть на подставку; - намазывать формы только на клеёнке; - при наклеивании прижимать фигуру тряпочкой; Аппликация предполагает изображение предметов окружающего мира и создание сюжетных композиций. В процессе занятий аппликацией дети знакомятся с простыми и сложными формами различных предметов. Занятия аппликацией способствуют развитию математических представлений. Дошкольники знакомятся с названиями и признаками простейших геометрических форм, получают представление о пространственном положении предметов и их частей( слева, справа, в углу, в центре и т. д. ) и величин( больше, меньше) . Эти сложные понятия легко усваиваются детьми в процессе создания декоративного узора или при изображении предмета по частям. Чтобы работа доставляла детям удовольстви е и оказывала положительное воз действие на их воспитание и развитие, я придумывала занимательную форму выполнения задания, использовала игровые приёмы: игровые действия( собрать в корзину яблоки, найти спрятанную игрушку, помочь маме законсервировать овощи и др. ) . Содержание аппликации связывала с непосредственными наблюдениями, сезонными изменениями природы, праздниками, играми. Например, осенью мы собирали и рассматривали листья, цветы, овощи, фрукты. После наблюдения за дождем мы решили сделать коллективную аппликацию «Осенний дождик». Основной принцип данных техник – перевести рисунок на основу, определить участки одинакового цвета и заполнить каждый участок по отдельности подготовленным материалом. Так, по ходу темы «В гостях у сказки», в совместной деятельности в вечерний отрезок времени с детьми по аппликации мною были использованы следующие нетрадиционные техники работы: мозаика из салфеток" Ягодка клубничка" , аппликация из ватных дисков «Снеговичок». В ходе реализации данного проекта, для продолжения развития художественно – творческих способностей, я использовала новую технику творчества – технику пластилинографии, в ходе которой дети учились создавать изображение приемом размазывания и примазывания одного элемента к другому. Для развития творческого интереса к изучению окружающего мира, я предложила выполнить аппликацию при помощи пластилина. Для этого необходимо было отщипывать небольшие кусочки пластилина и скатывать из них маленькие шарики и выкладывать по контуру рисунка. Дети старались выполнять работу аккуратно, подбирали необходимые цвета. Таким образом, используя интересное, доступное и разнообразное содержание, я последовательно и планомерно формировала у детей как развитие представлений об окружающем, так и художественно – творческие способности. При работе с ребенком одна из задач педагога- установить доверительные отношения с родителями. Как показала практика, чем теснее взаимосвязь педагога и родителей, тем больше успехов у ребенка. Коллектив детского сада и родители должны стать единомышленниками в решении поставленных задач. Р одители положительно относятся к детскому творчеству, но не все понимают его значимость в развитии ребенка и подготовке его к школе. Наибольшее затруд нение вызвали вопросы об организации и руководстве нетрадиционного рисования. Родители отмечали занятость на работе, нехватку времени на творческую деятельность с детьми. Взаимодействие с родителями происходит индивидуально и коллективно. Были проведены консультации: «Развитие творческих способностей дома. Рисование», «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творчески х способностей детей», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста», «Творческие пальчики». Большую роль играет наглядный материал для родителей в виде буклетов, например такой: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию». Один раз в квартал провожу открытое занятие для родителей, через которое родители могут узнать о достижениях своих детей. В работе с родителями стараюсь найти в каждом ребенке что- то хорошее и хвалю его от всей души. Особое внимание уделяю созданию познавательно- развивающей среды в группе при помощи родителей. Работа над проектом проходила в 3 этапа: 1 – й подготовительный: мной были поставле ны цели и задачи, определены на правления, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; была проведена начальная диагностика детей по развитию творческих способностей. 2- й — исследовательский: поиск ответов на п оставленные вопросы разными спо собами; 3- й — обобщающий( заключительный) : обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций. Практическая значимость данного проекта заключается в том, что полученные результаты позволили разработать и использовать на практике комплекс мероприятий по развитию творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством продуктивной деятельности. Данный комплекс может быть использован широким кругом лиц: воспитателями других групп, родителями детей. Работа воспитателя включала следующие пункты: 1. разработка проекта «Творческие пальчики». 2. создание конспектов занятий по развитию творческих способностей. 3. разработка картотеки пальчиковой г имнастики. 4. подбор материалов для творческого развития: лепки, аппликации, рисования. 5. создание атрибутов для развития творческих сп особностей: ватные палочки, поролоновые тампоны для рисования. Деятельность детей: 1. Занятия изобразительной деятельностью, лепкой, аппликацией и рисованием. 2. Совместная деятельность педагога и детей( пальчиковые, дидактические, подвижные игры) . Деятельность родителей: 1. анкетирование родителей; 2. родительские собрания: знакомство с проектом «Творческие пальчики»; 3. консультации индивидуальные и групповые «Роль семьи в развитии интереса ребенка к художественно- творческой деятельности», «Творческая деятельность детей младшего дошкольного возраста», «Маленькими шагами в прекрасный мир» 4. рекомендации: «Как поддержать интерес ребенка к рисованию». 5. дни общения( ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы) . Вывод Подводя итоги исследовательской работы, направленной на развитие художественно – творческих способностей детей младшего дошкольного возраста при организации вечернего отрезка времени, можно отметить, что у детей повысился не только уровень художественных способностей, но и стал очевиден личностный рост каждого воспитанника, что подтверждают позитивные результаты проделанной работы: - дети приобрели ценный опыт творческого воплощения замыслов, опыт партнерских отношений, активного взаимодействия на основе изобразительной деятельности, стали раскрепощеннее, инициативнее, научились более свободно выражать свои мысли. - дети научились помогать друг другу, выстраивать партнерские отношения с педагогом, это придало уверенности даже самым “зажатым” детям. - дошкольники использовали элементы декора в своих рисунках, как на занятии, так и в свободной деятельности, старались придать образу выразительность при помощи формы, цвета, композиции; - дети ушли от стереотипных образов, их работы стали ярче и разнообразнее, оригинальнее и интереснее по содержанию, выполнены через призму своего индивидуального видения; - дошкольники привыкли к терминам и понятиям, научились понимать их смысл. На заключительном этапе проекта, я провела очередное наблюдение за отношением детей к художественному творчеству. Предпочтения детей распределились следующим образом: 1 место – игровой уголок( 23% ) 2 место- экспериментирование( 16% ) 3 место – изодеятельность( 40% ) Я сделала вывод, что залогом успешного развития художественно- творческих способностей детей являются: 1. Систематическая комплексная работа с исп ользованием новых методик обуче ния изодеятельности, общения и взаимодействия с ребенком. 2. Создание условий для свободной самостоятельной деятельности, развития представлений о многообразии окружающего мира, возможности для самовыражения. 3. Взаимодействие и сотрудничество педагогов, воспитателей и родителей, единая позиция в понимании перспектив развития ребенка. 4. Творческий рост педагогов, воспитание собственной креативности. Мы считаем, что осуществляемое широкое включение в педагогический процесс разнообразных занятий по художественно- творческой деятельности, максимальное внимание и уважение к продуктам детского творчества, широкое их использование в жизни дошкольников и в оформлении помещения детского учреждения наполняет жизнь детей новым смыслом, создает для них обстановку эмоционального благополучия, вызывает чувство радости. В творческой деятельности мы видим свою задачу не столько в обучении детей изобразительному искусству, сколько в обеспечении основ развития каждого ребенка в компетентную личность, способную адекватно мыслить, чувствовать и действовать в культурном обществе. Литература: Боровик О. , Развиваем воображение/ / Дошкольное образование. - 2001. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в дет ском саду. Ч Программа « От рождения до школы». / Под ред. Н. Е. Вераксы, В. И. Васильевой. – М. : Синтез, 2014. Соломенникова О. Радость творчества. – М. , 2005. Субботина Л. Развитие воображения у детей. - Ярославль, 1998. Дорфман Л. Эмоции в искусстве. М. : 1997. Теория и методика изодеятельности в детском саду. – М. : Просвещение, 1977. Костерин Н. Учебное рисование. - М. , изд- во «Наука», 1980. - 234 с. Доронова Т. Н. Развитие детей от 2 до 5 лет в изобразительной деятельности.  – М. : Сфера, 2005. Максаков А. И. , Учите, играя. - М. , 1983. Комарова С. Как научить ребенка рисовать. – М. , 1998. Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду – М, 2006. Комарова Т. Детское художественное творчество. - М. , 2005. М униципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад «Ольха» С. Подольхи Прохоровского района Белгородской области» МБДОУ «Детский сад «Ольха» с. Подольхи Воспитатель: Ильинская Валентина Николаевна. Подольхи- 2017г.

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Ольха» с. Подольхи Прохоровского района Белгородской области Номинация: «Доброжелательный детский сад – это…» Ильинская Валентина Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ольха» с. Подольхи Телефон: 84724241160 « Детство – важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И оттого, как прошло детство, кто вел ребенка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш». В. Сухомлинский. Что такое –д оброжелательный детский сад? Доброжелательный детский сад должен быть: — детский сад, в который хочется приходить; — детский сад, в котором учитывается желания и мнение детей и родителей; — детский сад, в котором комфортно и безопасно; — детский сад, который помогает реализовать идеи и мечты; — детский сад, в котором тебя любят и понимают; — детский сад, в котором воспитатель в любой конфликтной ситуации готов выслушать и услышать вас; — детский сад, в котором слабый и беззащитный может стать сильным, смелым. Д етский сад – это удивительная страна детства. В ней всё возможно, всё позволено. Здесь слабый и беззащитный может стать сильным, смелым, всемогущим, а скучное и неинтересное может показаться довольно весёлым и забавным. В нашей стране детства каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир ярким, красочным и интересным. Всё что мы делаем в нашем детском саду – мы делаем ради них, наших детей, ради того, чтобы они росли и развивались. Наши сотрудники, настоя- щие профессионалы своего дела. Ведь именно они самые трудолюбивые, творческие, всё умеющие, болеющие за всё душой, любящие детей люди. Первый раз, переступая порог детского сада, ребёнок старается поскорее спрятаться за маму или бабушку, настолько громкой и бурной кажется новая жизнь по сравнению с размеренной, домашней обстановкой, но постепенно посещение детского сада начинает приносить удовольствие. С самого утра, подгоняя родителей, ребёнок выбегает из родного дома, торопясь встретиться с новыми друзьями и доброй воспитательницей. Нелюбимая, манная каша быстро съедается наперегонки, чтобы вырасти большим и сильным. Маленькие человечки целый день проводят в детском саду, познавая окружающий мир через игры и общение со своими сверстниками и мудрыми воспитателями. Вечером они попрыгают в распахнутые объятия роди- тельских рук и будут всю дорогу, до самого дома, взахлеб, рассказывать о приключениях прошедшего дня. А завтра снова придут в детский сад, чтобы продолжить открывать для себя мир, полный загадок и тайн. Д оброжелательный детский сад- это  второй дом, семья ребенка, сказка. . . Наш детский сад дает возможность реализовать нам все свои способности, идеи, ведь только наша профессия позволяет нам шутить, играть, прыгать, озорничать, придумывать волшебные истории, путешествовать и искать клады. Наша профессия – это наш жизненный путь. Наш детский сад – это мир, цветущая полянка, а наши дети « цветы жизни ». Детский сад учит нас чувствовать, ценить, то хрупкое, то ранимое, что есть в детях – их душу. Наш детский сад для нас является территорией любви, счастья и « вечной молодости », ведь детский сад – это теплый дом, где царит семейная обстановка, где дети играют, слушают сказки, участвуют в занятиях, труде, общении. Воспитатели наполняют повседневную жизнь детей интересными делами, проблемами, идеями, включают каждого ребенка в содержательную деятельность, способствуют реализации интересов и жизненной активности. Организуя деятельность детей, воспитатели развивают у каждого ребенка стремление к проявлению инициативы, самостоятельности, к поиску разумного и достойного выхода из различных жизненных ситуаций. Жить, творить и развиваться — вот лозунг наших педагогов. Ведь педагог ценитель тонкой детской души и только он понимает, насколько чувствительной и ранимой может быть она. Любовь, ласка, забота, понимание – это то, что мы как педагоги можем дать детям. Заряд бодрости, мироощущения, положительные эмоции – вот, что дает нам общение с детьми. Мы делаем то, что так необходимо в нашем мире – заботимся о « цветах жизни » – о детях. А цветы растут, только если их любят и любят по настоящему без фальши и обмана. И только желание творить, работать, дарить любовь детям позволяет педагогам создавать детский сад, как территорию любви. Каждый кирпичик, каждый уголок детского сада дышит и живет любовью, не смотря на его долголетие. Благодаря любви и детскому смеху детский сад живет и расцветает с каждым новым учебным годом. Сердце детс кого сада – это детский смех – это неисчерпаемый источник жизни дошкольного учреждения. Я горжусь тем, что у меня есть возможность научить чуткое детское сердце радоваться солнечному дню и первому весеннему дождику, пожалеть беззащитного котёнка, проявить сострадание к ближнему, научиться дружить, любить красоту родных просторов. А главное не растерять это по дорогам жизни, суметь сохранить в себе чуткость сердца и широту души. Говорят, чтобы воспитать ребенка хорошим, надо сделать его счастливым. А что для ребенка счастье? Это когда его понимают, считаются с ним, с его желаниями — вот это и есть для него счастье. Самым большим желанием для ребенка: быть всегда рядом с близкими ему людьми. Я считаю, воспитатель является связующим звеном между родителями и детьми. И становится хорошо на душе от того, что видишь радость и улыбку на лицах детей и родителей, испытываешь чувство душевной теплоты, осознавая, что ты помог достичь взаимопонимания. А сейчас мечты о доброжелательном детском саде будущего: Представьте, что во дворе Вашего дома появился огромный, красиво раскрашенный купол. Цирк? Нет! Стадион? Нет! Это – «Детский сад Мечты» для современных дошколят 21 века!   С огромных плазменных экранов на всю улицу звучат ритмичные мелодии, а сказочные герои рекламируют детские занятия, меню и страну или континент, где сегодня побывают малыши.   При входе Вы попадаете на прогулочную территорию, дизайн которой очень своеобразен – есть и бассейн, и мини- стадион с футбольным и баскетбольным полем, аллеи, где растут деревья самых разных клима- тических зон, игровые модули из экологически чистых и безопасных материалов.   Территория настолько огромна, что от ворот до дверей детского сада детей и взрослых доставляют аэросани, пони, паровозики, электромобили, которыми управляют ростовые куклы.   Такое возможно, так как прогулочная площадка расположена под куполом, где установлен своеобразный микроклимат, что позволяет детям круглый год гулять в облегченной одежде.   При смене слайдов 5Д стен купола, дети каждый раз оказываются в новом месте – то в Арктике, то в Африке, то в Австралии.   Ребенок прислоняет свою ладошку к терминалу компьютера и «умная» машина не только регистрирует приход ребенка в детский сад, но и выдает для педагога программу занятий с ребенком на день, примерное меню, способствующее созданию позитивного настроя и стимулирующее интеллектуальную деятельность, отмечает настроение малыша и его характерные особенности.   Далее ребенок попадает  в помещение определенного цвета – оранжевое, красное, зеленое, желтое, фиолетовое, в зависимости от его настроения. Цветовые решения отделки помещения можно подобрать с помощью светодиодного оборудования.   В группах находится не более 5 детей, но если ребенок хочет побыть с педагогом наедине, возможно и индивидуальное пребывание. Есть и места для совместных встреч – музыкальная гостиная, клуб «Мы – спортсмены, силачи! », кафе, Зимний сад, прогулочная территория, сенсорные комнаты и лаборатория «Гениальные открытия! ».   Если ребенку в течение дня  необходимо общение с родителями, то в «комнате связи» есть все необходимое для разговора по скайпу.     Сетевое взаимодействие с внешней средой позволяет организовать занятия на ипподроме, в дельфинарии, фитнесс- центре, что во многом решает проблему организации двигательной активности и снятия эмоционального напряжения.   А совершеннейшее мультимедийное, лингвистическое  и персональное оборудование компьютерных классов, дает детям возможность совершать виртуальные экскурсии по известнейшим мировым музеям и галереям, присутствовать на концертах классической музыки и делиться своими впечатлениями со сверстниками из других стран.   День, конечно, насыщен впечатлениями, новыми знаниями, разнообразной деятельностью, но дети не устают, не перегружаются эмоционально, потому что воспитатель с помощью «умной машины» учитывает индивидуальные особенности каждого ребенка и строит ежедневный «индивидуальный маршрут развития» на научной основе.  Такой детский сад – очень привлекает детей! В него по утрам радостно бегут малыши и каждый день ждут встречи с неизведанным! Заявка Номинация конкурса: «Доброжелательный детский сад – это. . » Ф. И. О. участника: Ильинская Валентина Николаевна Контактный телефон: 84724241160 Место работы, должность: «Детский сад «Ольха», воспитатель. Образовательное учреждение: МБДОУ «Д етский сад «Ольха» с Подольхи. Подпись участника:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение « Детский сад «Ольха» с. Подольхи Прохоровского района Белгородской области Тема: Критерии и показатели успешности личности ребёнка дошкольного возраста. Ильинская Валентина Николаевна Воспитатель МБДОУ «Детский сад «Ольха» с. Подольхи   Развитие личности дошкольника- это  развитие мотивов поведения и формирование самосознания. Личность ребенка формируется постепенно, шаг за шагом, причем каждый новый сдвиг в формировании личности изменяет  влияние условий, увеличивает возможности дальнейшего воспитания. Условия развития личности так тесно переплетаются с самим развитием, что разделить их практически невозможно.   Развитие личности ребенка включает две стороны. Одна из них состоит в том, что ребенок постепенно начинает понимать окружающий мир и осознает свое место в нем, это порождает новые типы мотивов поведения, под влиянием которых ребенок совершает те или иные поступки. Другая сторона – развития чувства и воли.     Они обеспечивают действенность этих мотивов, устойчивость поведения, его известную независимость от изменения внешних обстоятельств. Основной путь влияния воспитателя  на развитие личности детей – организация усвоения моральных норм. Эти нормы усваиваются ребенком под влиянием образцов и правил поведения. Образцом поведения для детей служат прежде всего сами взрослые – их поступки, взаимоотношения.   Детям дошкольного  возраста свойственна подражательность. Используя эту особенность, воспитатель учит малышей личным примером, а также привлекая художественные образы, дружить между собой, уважать старших, бережно относиться к растениям и животным, к результатам человеческого труда.     Воспитатель знакомит дошкольников с нормами поведения, с правилами общения  путем наблюдения, а также читая  рассказы, стихи, сказки.   В дошкольном возрасте дети начинают руководствоваться в своем поведении нравственными нормами. Знакомство с нравственными нормами и понимание их ценности у ребенка формируется в общении с воспитателем, который дает оценку противоположных действий( говорить правду – хорошо, обманывать – плохо) и предъявляет требования( надо говорить правду) . Примерно с 4 лет малыши уже знают, что следует говорить правду, а обманывать плохо. Но знания, имеющиеся практически у всех детей этого возраста, не обеспечивают сами по себе соблюдение нравственных норм.   Воспитатель в процессе усвоения ребенком норм и правил поведения  должен сформировать ценностные ориентации. В то же время происходит накопление практического опыта непосредственного взаимодействия с социальным окружением. Превращение социальных ценностей в значимые для самого ребенка осуществляется в дошкольном возрасте посредством преобразования эмоциональной сферы, которая начинает связываться с правилами поведения и взаимоотношений людей. В результате к концу дошкольного возраста происходит переход от эмоционально непосредственных  к опосредованным нравственным критериям и отношениям   Много внимания воспитатель обязан уделять развитию самостоятельности у дошкольников, которая начинает проявляться в том случае, когда ребенок  применяет к себе и другим нравственные оценки и на этой основе регулирует свое поведение. Это означает, что в этом возрасте складывается такая сложная форма личности, как самосознание.   Опыт общения ребенка с педагогом является тем объективным условием, вне которого процесс формирования детского самосознания невозможен или сильно затруднен. Под  влиянием воспитателя у ребенка накапливаются знания представления о себе, складывается тот или иной тип самооценки. Роль педагога в развитии детского самосознания заключается в следующем:  - сообщение ребенку сведений о его индивидуальных личностных особенностях;  - оценка его деятельности и поведения;  - формирование ценностей,   социальных нормативов, с помощью которых ребенок впоследствии будет оценивать себя сам;  - формирование умения и побуждения ребенка к анализу своих действий и поступков и сравнению их с действиями и поступками других людей. . Относительная адекватность оценочных суждений ребенка определяется постоянной оценочной деятельностью воспитателей, формированием ими оценочных отношений в группе в связи с выполнением правил поведения, в различных видах деятельности( занятия, игры, дежурство) .   Главные пути формирования  личности ребенка в детском саду, его характера, способностей, воли, воображения, нравственных чувств – это общение с окружающими педагогами  и детьми, активная творческая деятельность самого ребенка. Успешность – это качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в различных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей. Стремление человека к успеху, к превосходству над другими, к достижению боле высоких результатов в деятельности и признание этого со стороны окружающих – естественная потребность человеческой личности. Актуальной проблемой современной педагогики является выделение и обоснование критериев успешности ребенка дошкольного возраста. Вопрос успешности детей дошкольного возраста решался преимущественно в связи с игровыми способностями детей. Положение детей в ролевой игре неодинаково- одни выступают в роли ведущих, другие- в роли ведомых. Предпочтения детей и их популярность в группе во многом зависят от их способности придумать и организовать совместную игру. Успешность в деятельности положительно влияет на активность ребенка в общении и на положение ребенка в группе сверстников. Однако при оценке успешности в какой- либо деятельности важен не столько ее объективный результат, сколько признание этой успешности со стороны окружающих. Если успехи ребенка признаются окружающими, то улучшается отношение к нему со стороны сверстников. Успешность в деятельности повышает активность детей в общении: они начинают реализовывать свои притязания, стремятся быть признанными. Признание других людей повышает активность детей в общении, непризнание, напротив, понижает ее: дети становятся пассивными, перестают общаться со взрослыми и сверстниками. Все это сказывается на положении ребенка в группе. Таким образом, одним из ведущих критериев успешности ребенка дошкольника является его положение в группе сверстников, признание со стороны сверстников, высокая активность в общении и деятельности Мотивационный компонент: понимание важности достижения высокого образовательного уровня, совершенствование, получаемых знаний, умений и навыков, любознательность, повышенный интерес к постоянному пополнению знаний из различных областей науки, техники, культуры, потребность в самостоятельном, оригинальном выполнении работы творческого характера, проявление тяготения к определенному виду деятельности, увлеченность в работе по интересам. Содержательно- операционнный компонент: проявление высокой умственной активности, догадливость, сообразительность в процессе открытия новых знаний, способов действия, извлечения информации, проявление самостоятельности в расширении своего кругозора, поиск новых приемов и путей, развивающих самостоятельность, способность к фантазированию и воображению при выполнении работ творческого характера, способность к моделированию жизненных систем. Эмоционально- волевой компонент: преобладание положительных эмоций, хорошего настроения и самочувствия при выполнении различных видов деятельности; умение преодолевать возникшие трудности, доводить работу до конца, проявление радости при открытии новых проблем, способов действия. Таким образом, успешность – это качество личности, позволяющее достигать позитивно высоких результатов в овладении социальными ролями, в различных видах деятельности и общении и имеющее общественное признание. Успешность можно рассматривать как результат благоприятного развития личности ребенка, удовлетворения потребностей и реализации заложенных задатков и способностей. Критериями и показателями успешности личности ребенка дошкольного возраста являются: высокая познавательная активность и результативности в различных видах деятельности; уровень притязаний детей в разных видах деятельности; достижение высоких результатов в определенном виде( или видах деятельности) деятельности, в учении по интересам; высокий социальный статус в группе сверстников.

Оставить комментарий: