a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект Семинар - практикум для воспитателей

Автор: Узденова Ирина Суюновна Опубликовано: 2018-02-12 17:39:19

Документы для скачивания

МКДОУ «Д/ с «Сауле» Семинар – практикум Тема: « Формирование у детей нравственно- патриотического отношения к  малой Родине » Восп. : Узденова И. С. 2018г. Цель: Актуализировать знания педагогов по  нравственн о- патриотическому воспитанию детей  дошкольного возраста. Повысить профессиональную компетентность педагогов по организации работы в области  нравственн о- патриотического  воспитания дошкольников; У глубить теоретические и методические знания педагогов по вопросу  нравственн о- патриотического  воспитания дошкольников; О бобщить знания педагогов об этапах, современных  формах, методах и средствах  патриотического воспитания; В ызвать интерес педагогов к данной теме. Оборудование: Мультимедийное приложение, карточки, ребусы, вопросы для викторины, аудиосопровождение. Ход семинара Приветствие: - Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады Вас приветствовать на  семинаре – практикуме по  « Формированию у детей нравственно – патриотического отношения к малой Родине » Начинается  Родина  с памяти с почитанья истоков своих, С герба, гимна, Российского знамени, с уваженья заветов святых. Начинается  Родина с Пушкина, чудных сказок, что прелесть одна, Деревень с их кривыми избушками, где жива всё ещё старина. Начинается  Родина с детства, с материнской, отцовской любви, Школьной парты, букетов цветистых, Что учителю мы принесли. Исторически сложилось так, что любовь к  Родине,   патриотизм  во все времена в Российском государстве были чертой национально характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского  патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания  патриотизма  в работе с детьми дошкольного возраста. Патриотизм  — сложное и высокое человеческое чувство, оно так многогранно по своему содержанию. Что неопределимо несколькими словами. Чувство  Родины  … Оно начинается у ребенка с  отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Для реализации  нравственно- патриотического  воспитания дошкольников необходимо соблюдение некоторых очень важных условий. 1. Повышение уровня самообразования педагогов дошкольных образовательных учреждений. Педагог сам должен хорошо знать, что целесообразно показать и рассказать детям, а самое главное, материал должен быть исторически верным и адаптирован для детского восприятия. 2. Создание предметной развивающей среды. Мышление дошкольника, как мы знаем, наглядно- образное. Поэтому так необходимо насытить окружающую малыша действительность предметами и пособиями, позволяющими более точно представить себе то, о чем говорит педагог. Например, в группах  детей  младшего дошкольного возраста  оформлены  уголки по социально- нравственному воспитанию, ориентированные на ознакомление  детей с семьей, детским садом, любимым городом, селом; в группах  детей старшего дошкольного возраста- уголки  патриотического воспитания, содержащие материал по ознакомлению с городом, страной, государственной символикой. 3. Организация активного взаимодействия с семьями воспитанников. Семейный очаг, соединение родных душ под одной крышей- начальное звено соборного воспитания. Необходимо научить  детей  уважать и хранить семейные традиции, знать свою родословную, почитать старшее поколение. Реализация такой системы  нравственного  воспитания невозможна без знания традиций своей  Родины, своего края. Только с привлечением всех участников образовательного процесса- педагогов,   родителей, учреждений социума ( музеи, школы, библиотеки, др. ) м ожно говорить об успешной реализации программы  нравственно- патриотического воспитания в ДОУ. Соприкосновение с историческим прошлым России духовно обогащает ребенка, воспитывает гордость за свой народ, поддерживает интерес к его культуре. А это сегодня очень важно! Ведущий: А сейчас, приглашаем поиграть И проблемы порешать Что- то вспомнить, повторить, Что не знаем, подучить. Правила игры: 1. Принимать активное участие в игре. 2. Уметь слушать других. 3. Вырабатывать общее решение вопроса. 4. Соблюдать культуру речи и тактичность. С чего начинается  Родина …с изучения своей страны… 1 задание: 1. Особый политический институт, который обеспечивает социальную защищенность населения, оборону и безопасность страны.  ( Государство) 2. Крупная территория, которая имеет определенные границы и пользуется государственным суверенитетом.  ( Страна)  . 3. Что означают цвета Российского флага?  ( точной версии нет) Белый: Справедливость. Небо. Чистоту совести, свободу, независимость Синий. Отвагу. Трудолюбие Красный Верность. Правду. Мир, мужество, могущество. 4. Официальная эмблема государства.  ( Герб. ) 5. Символ государства, его суверенитета, прикрепленное к древку или шнуру полотнище установленных размеров и цветов, иногда с изображением герба, эмблемы.  ( Флаг. ) 6. Каким законом устанавливается государственный флаг, герб, гимн Российской Федерации?  ( - Федеральным конституционным законом; . ) 7. Каждой команде даны конверты, в которых находятся по две карточки с ребусами. В ребусах зашифрованы слова- понятия,   относящиеся  к теме нашей деловой игры. Задача команд- участниц расшифровать эти ребусы, назвать зашифрованные слова. 2 задание: Прежде чем стать  патриотом России, надо знать традиции России, своего края, города, семьи, жить их интересами и заботами. ( на столах лежат карточками и вариантами предполагаемых ответов) - Предлагаю участникам команд открыть карточки, прочитать текст и сказать название одного направления из трёх предложенных вариантов- ответов по  нравственно- патриотическому  воспитанию дошкольников. Н А П Р А В Л Е Н И Я Экологическое, Историко- краеведческое, Культурное- Природа является важным фактором в воспитании  патриотизма. Она окружает ребенка, рано входит в его жизнь, доступна и понятна ему. С умения видеть красоту родной природы начинается  формирование чувства Родины. Знание природы своего края дает возможность видеть и находить взаимосвязи природных явлений, учит правильному поведению, умению заботиться, сохранять и любить то, что нас окружает. - Каждый регион, город, село неповторимы, различаются своим историческим прошлым, архитектурой. Задача педагогов и  родителей знакомить детей  с окружающей действительностью, опираясь на исторические события и факты. Следует рассказать ребенку, что его родной город славен своей историей, достопримечательностями, памятниками, великими людьми. Каждая улица, здание, каждый уголок родного города, села хранит в себе память событий. Невозможно их полюбить, оберегать, не зная их судьбы, исторического прошлого. Знакомя  детей  с истоками народной культуры, мы приобщаем их к культурному богатству русского народа. Знакомя  детей с фольклором, предметами старины, традициями народа, мы помогаем им усвоить опыт наших предков. Ведущий: - А сейчас слушаем ответы. Зачитайте текст карточки и определите название вашего направления по  нравственн о- патриотическому воспитанию.  ( Ответы) Задание 3: Ведущий: - С чего начинается  Родина… с родной природы. Кто не любит свою природу, тот не любит Отчизну свою. Общение с природой облагораживает человека, позволяет полнее ощущать красоту жизни. Важно, чтобы первые детские ощущения были навеяны красотами родной природы, родным краем. Хорошо, когда дети видят белоствольную березку и трепетные осинки, и понимают, что это наше родное. Через воспитание любви к природе проявляются самые высокие  нравственные качества человека, в их числе и любовь к  Родине. Задание: - Следующее задание состоит из игры  «Исключи лишнее из списка…». Назовите лишних птицы, которые не водятся у  нас: дрозд, синица, снегирь, грач, ласточка, соловей, тукан. , дятел, сова, кукушка, куропатка, глухарь Исключите лишние лекарственные растения, которые не растут у  нас: шиповник, мята, полынь, элеутерококк, календула, лимонник, пустырник( Лимонник – Северный Китай, Дальний Восток. Элеутерококк – Дальний Восток, северо- восток Китая, север Кореи. ) Задание 4: Ведущий: - С чего начинается  Родина… со сказок, легенд, былин, потешек, пословиц, поговорок … С младенчества ребенок слышит родную речь. Произведения устного народного творчества не только  формируют  любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе  патриотизма. Задание состоит из двух маленьких  заданий: Первое – это…- Предлагаем участницам вспомнить русские пословицы, поговорки. Ваша задача собрать пословицу, из отдельных слов. Каждая команда выбирает слова на карточках одинакового  цвета: 1. Береги землю  родимую, как мать любимую. 2. Человек без  Родины, что земля без семени. Второе – Игра:   «Скажи иначе пословицу»- Переведите иностранную пословицу, поговорку на русскую, найдите  аналог: «Когда леди выходит из автомобиля, автомобиль идёт быстрее»  ( англ. )  –  «Баба с возу –к обыле легче». «Голова – венец тела, а глаза – лучшие алмазы в том венце»  ( азерб. )  –  «Глаза – зеркало души». «Тот не заблудится, кто спрашивает»  ( финн. )  –  «Язык до Киева доведёт». «Разговорами риса не сваришь»  ( кит. )  –  «Соловья баснями не кормят» Задание 5: «Путешествие в прошлое России» I раунд. Ответы на вопросы из истории традиций и культуры России. 1. В какое время года крестьяне рубили деревья для строительства избы ( Зимой- в крещенские морозы, древесина становится сухой. ) 2. Какой день Масленой недели назывался Широким? ( Четверг- с четверга начиналось настоящее масленичное гулянье. ) 3. Какое дерево сажал крестьянин недалеко от места, выбранного для строительства избы? ( Березу- считали счастливым деревом, верили, что она оберегает от зла, приносит здоровье, а так же защищает от молнии. ) 4. Какой из предметов в крестьянской избе называли Божьей ладонью? ( Стол- поэтому нельзя было стучать по столу и садится на него. ) 5. Как называется основание печи в крестьянской избе? ( Опечек) 6. Назовите печную утварь, что хранилась в верхней части опечка? ( Чугунки, ухваты, горшки. ) 2 раунд. Из истории русского народного костюма. 1. Старинный женский головной убор замужней женщины? ( Кокошник) 2. Мужская рубаха, разрез ворота которой был не посередине груди, а сбоку? ( Косоворотка) 3. Украшение и оберег от сглаза на одежде? ( Вышивка) 4. крестьянский кафтан из грубого толстого сукна длиной до колен? ( Зипун) 5. Непременный атрибут мужской и женской одежды на Руси? ( Кушак- кушак или пояс он был не только деталью костюма, а опознавательным знаком, символом благородства) 6. Вся одежда в Древней Руси и мужская и женская- одним словом? ( Порты) Задание 6: Перед вами расположены картины. Командам необходимо назвать художника и название картин представлен н ых на слайде. 1.   «Март»  ( Исаак Ильич Левитан) 2.   «Корабельная роща»  ( Иван Иванович Шишкин) 3.   «Грачи прилетели»  ( Алексей Кондратьевич Саврасов) 4.   «Богатыри»  ( Виктор Михайлович Васнецов) 5.   «Мика Морозов»  ( Валентин Александрович Серов) Задание 7: Предлагаю участницам дидактическую игру  «Жилища разных народов». Уважаемые коллеги перед вами экспозиция жилищ народов  России: центра, юга и севера России. Вам необходимо дать название жилищу, назвать материалы, которые использовались для их строительства.  ( к ибитка, типи, хата, иглу, юрта, чум) Задание 8: Ведущий: - Ни один народный праздник не проходит без веселья, игр, состязаний. Мы сейчас вместе с вами поиграем в народную подвижную  игру: « Русская коса » Команде раздают по три ленточ к и. Пока играет музыка, командам нужно прав ильно, без ошибок сплести косичку. . Описание игры: Один человек держит за края вместе 3 ленточ к и, остальные 3 педагога плетут косу. Так продолжаю т плести, пока не сплетут длинную косу. . Задание 9: И в конце нашего  семинара бдиц – опрос: 1. Как в старину называли дом?  ( Изба) 2. Один из православных праздников?  ( Пасха) 3. Короткая шутливая песенка?  ( Частушка) 4. Сверху пар, снизу пар шипит наш русский?  ( Самовар) 5. Игрушка, выточенная из деревянного бруска?  ( Матрешка) 6. Сдобный пшеничный хлеб?  ( Каравай) 7. Население определенной стороны?  ( Народ) 8. Отечества страна, в которой человек  родился?  ( Родина) 9. Где хранился хлеб у крестьян?  ( Амбар) 10. Человек любящий свою страну?  ( Патриот) Вот и подходит наша деловая игра  «Воспитать  патриота России… »  к концу. Так, что это значит  «Воспитать  патриота России… »  - это наполнить повседневную жизнь ребенка благородными чувствами, которые окрашивали бы всё, что человек познает и делает. -   Родить патриота нельзя, его надо воспитать.

Оставить комментарий: