a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Развитие творческих способностей учащихся на уроках математики

Автор: Рябчонок Ольга Ивановна Опубликовано: 2018-02-20 15:53:20

Документы для скачивания

Можно ли вызвать удивление и жгучее любопытство на лицах учащихся на уроках математики? Можно ли наблюдать вспышку неподдельной радости в глазах, в выражениях лиц ребят, когда у них вдруг зародится догадка, и они с нетерпением начинают тянуть вверх руки, желая поскорее ответить на «трудный» вопрос учителя?

Удивление и острый интерес учащихся, радость на их лицах от возникшей догадки можно наблюдать на уроках, когда там царит атмосфера творческого сотрудничества и вдохновения.

Дети от природы любознательны и полны желания постигать новое, неизвестное. Для того, чтобы они могли проявить свои дарования, необходимо правильное руководство развитием творческих способностей. Воспитанию стремления к творчеству следует уделять внимание на всех этапах обучения математике. У учащихся необходимо формировать приёмы умственных действий: анализ, сравнение, абстрагирование, обобщение. Необходимо учить самостоятельно работать, высказывать и проверять предположения и догадки, творчески применять знания в новых ситуациях.

Творческая деятельность учащихся не ограничивается лишь приобретением нового, она включает создание нового. Работа будет творческой, когда в ней проявляется собственный замысел учащихся, ставятся новые задачи и самостоятельно решаются при помощи полученных или вновь приобретаемых знаний.

Для развития творческой деятельности учащихся и бучения их творчеству, учителями математики

 

  • метод образного видения;
  • метод символического видения;
  • метод придумывания;
  • метод сравнения;
  • метод исследования;
  • метод конструирования понятий;
  • метод конструирования правил;
  • метод гипотез;
  • метод ошибок;
  • метод рефлексии;
  • метод контроля;
  • метод самооценки.

 

Реализация данных метод осуществляется через следующие формы деятельности учащихся на уроке

  • решение занимательных задач и заданий;
  • решение нестандартных задач;
  • использование исторических сведений;
  • использование дидактических игр и игровых ситуаций;
  • выполнение лабораторных и практических работ;
  • выполнение небольших творческих заданий (придумать рассказ, мини-сочинение);
  • использование проблемных ситуаций.

Рассмотрим подробнее каждый из методов.

Метод образного видения, то есть эмоционально-образное исследование объекта. Данный метод позволяет связать изучаемый материал с жизнью. Например, учащимся предлагается глядя на модель параллелепипеда описать на что он похож или наоборот какие предметы похожи на параллелепипед.

Метод символического видения – один из наиболее применимых в математике, ведь математический язык основан на символах.

Так термин «треугольник» заменяется символом Δ, и мы уже не пишем фразу «треугольник АВС», а заменяем её более короткой ΔАВС. Учащимся предлагается также придумать символ для какого-либо нового термина (понятия). Ребята предлагают свои идеи, после чего учитель вводит общепринятые символы. Таким образом, используется комбинация двух методов: символического видения и гипотез. При введении нового символа полезно использовать исторические сведения о его происхождении.

Объяснение нового материала довольно часто сопровождается методом гипотез в сочетании с методом сравнения. Например, при изучении темы «Положительные и отрицательные числа» в 8 классе, учащимся предлагается самостоятельно определить положение числа -3 на координатной прямой (заранее, обсудив виды направлений).

Учащиеся должны аргументировать свои ответы, их ответы сравниваются, затем демонстрируется верный ответ. При этом важно поощрить ребят, давших верные предположения, и поддержать тех, кто ответил не правильно. Чтобы они не боялись в дальнейшем высказывать свое мнение. В данном случае для развития творчества учащихся создавалась проблемная ситуация.

Для развития творческих способностей учащихся на уроках математики не менее эффективен метод ошибок. Рассмотрим один из приемов, который применяют при реализации метода ошибок, он называется «Лови ошибку!». Объясняя материал, учитель намеренно допускает ошибки. На начальном этапе введения приема в практику ученики заранее предупреждаются об этом. Иногда можно даже подсказывать «опасные» места жестом. Ученики замечают и исправляют ошибку, причем учителю не обязательно сразу соглашаться с точкой зрения учащихся, наоборот, доказывать заведомо неверную мысль, гипотезу. Задача ученика – найти контраргументы.

Метод ошибок также основан на создании проблемной ситуации. Создание проблемных ситуаций на уроках математики способствует развитию творческих способностей учащихся, активизации их познавательной деятельности. Проблемная ситуация включает эмоциональную, поисковую и волевую сторону.

Большую роль в развитии творческих способностей учащихся играет метод исследования, который реализуется в ходе выполнения практических и лабораторных работ.

Например, при изучении темы «Параллелепипед» в 6 классе, учащиеся изготавливают модель своими руками. Таким образом, у учащихся формируется четкое представление о том, из чего состоит параллелепипед (грани, ребра, вершины) и их количестве. При изучении темы «Объём параллелепипеда», можно наоборот предложить найти объём готовых моделей параллелепипеда или куба. При этом учащимся необходимо самостоятельно определить измерения модели и применить соответствующую формулу.

Методы конструирования правил и понятий предполагают открытие учеником чего-то нового, ранее неизвестного. Учитель в этот момент направляет учащихся наводящими вопросами. Например, при введении понятия угла, учащимся предлагается на модели угла показать его составляющие, то есть ответить на вопрос, из чего состоит данная фигура. Ребята отвечают, что данная фигура состоит из (уже известных фигур) двух лучей, вспоминают, что такое луч и из чего он состоит. Тогда учитель спрашивает,  как лучи расположены, относительно друг друга. Ребята говорят, что начала лучей совпадают (каждый ребенок формулирует данную фразу по-своему). Выясняется, как можно назвать точку, из которой выходят лучи, как можно назвать сами лучи. На заметку берутся все предположения. После обсуждения всех составляющих угла, ребятам предлагается самостоятельно сформулировать и записать определение угла. Сопоставляя и обсуждая детские представления об угле, учитель помогает достроить их до некоторых культурных норм. Метод конструирования понятий или правил неотделим от методов гипотез, исследования и сравнения.

Развитию творческих способностей также способствует метод придумывания, применение которого можно осуществлять через выполнение учащимися небольших творческих заданий. Например, написание рассказа-отзыва об изученной теме. В рассказе учащиеся выражают свое отношение к изученному материалу, в краткой форме излагают содержание материала, трудности или успехи, которые они испытывали при его изучении. Эта форма деятельности сложна для ребят. При написании рассказа некоторые учащиеся просто перечисляют правила, записывают формулы. Но, тем не менее – это проявление творчества.

В течение всего урока важно определять уровень осознанности учащимся того, что он делает, чему учится, то есть проводить текущую рефлексию. Например, после проведения устного счета, выяснить у ребят, что они делали, какую при этом повторяли тему, кто хорошо работал, кто допускал незначительные или же наоборот грубые ошибки, кто стал лучше заниматься, а кто хуже и почему и т.д.

На основе итоговой рефлексии (в итоге урока, или по ходу завершения изучения темы) учеником проводится самооценка деятельности. Уровень самооценки проявляется как на контролирующем этапе, когда ученик выбирает задание соответствующего уровня сложности, так и при оценивании свой деятельности по заведомо известным критериям.

Следует отметить, что огромное значение для развития творческой деятельности учащихся играют дидактические игры. Игровые ситуации могут использоваться на любом этапе урока, но наиболее применимы на этапе проверки результатов обучения, выработке навыков, формировании умений.

Внеклассная работа по математике составляет неразрывную часть учебно-воспитательного процесса обучения математике. Особенностью внеклассной работы по математике является занимательность предлагаемого материал либо по содержанию, либо по форме, более широкое использование игровых форм проведения занятий.

В процессе воспитания творческого начала исключительно велика роль учителя, который способен направить учащихся на путь исканий, вызвать в них страсть поиска. Но без личного увлечения познанием, без наличия педагогического таланта и такта этого добиться, по меньшей мере затруднительно. Ученик должен иметь образец, пример для подражания. Именно учитель помогает учащимся войти в атмосферу творчества, в круг идей, дающих большие возможности для самостоятельного поиска и для новых находок.

Оставить комментарий: