a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Методическое сообщение "Психологические аспекты в подготовке учащихся к концертному выступлению в ДШИ"

Автор: Каштанова Татьяна Ивановна Опубликовано: 2018-03-20 20:05:21

Документы для скачивания

МБУ ДО « Лямбирская детская школа искусств» Александровского структурного подразделения Методическое сообщение на тему: «Психологические аспекты в подготовке учащихся к концертному выступлению в ДШИ» Выполнила Преподаватель Каштанова Т. И. 2018г Проблему сценического волнения не обходит не один исследователь в области музыкальной педагогики и психологии. Действительно, она является одной из ключевых в музыкальной педагогике и психологии, и остается одной из самых актуальных в воспитании юных музыкантов, ведь воспитание артистических способностей, в том числе эмоционально- регулятивных способностей владеть собой в момент выс тупления и «побеждать» сценическое волнение- одна из задач в формировании пригодности к исполнительской деятельности. Проблема концертной игры оказывается теснейшим образом, связана с эффективностью всей профессиональной деятельности, как самого исполнителя, так и воспитывающего его педагога. Задача данного методического сообщения – обобщить наиболее эффективные методы, способствующие достижению успеха при подготовке к выступлению. Любому музыканту за время своей музыкальной деятельности довольно часто приходится выступать на публике.  Однако большей частью люди, выходя на сцену, сильно волнуются, и не могут в полной мере реализовать свои артистические возможности. Поэтому очень важный психологический аспект для юного музыканта, чтобы первый сценический опыт был позитивным. Это даст ему уверенность в своих исполнительских силах, привлечет его интерес к дальнейшему  изучению музыки. Успешность публичного выступления ученика на сцене, зависит не только от качества и надежности, выученных им произведений, но и от его психологической подготовки к общению со слушателем. Практика показала, что волнение необходимо во время публичного выступления. Оно должно привносить в игру артиста повышенную остроту восприятия и чувствования. Такое волнение называется продуктивным. Скрипач Давид Ойстрах писал: «Если ты, выходя на эстраду, не ощущаешь ватных ног и розового тумана перед глазами – в тебе погиб артист». Излишнее же волнение, мешает самовыражению, и является непродуктивным. Ситуация, когда сценическое волнение перерождается в панику, очень распространена среди учащихся музыкальных школ. В таком состоянии память изменяет, движения становятся скованными, чаще всего ученика просто «несет», и хорошо выученное произведение становится музыкальным сумбуром. Удовольствия от такой игры нет, а результат- жестокая психологическая травма. Задача педагога в воспитании юного музыканта не только научить играть на музыкальном инструменте, но и развить ребенка как личность, позволить ему поверить в себя, свои силы, научить его ставить перед собой цель и добиваться желаемого результата, воспитать волю к победе. Эти качества позволят ребенку в его дальнейшей жизни вырасти целостной натурой, которую не сломят трудности и препятствия. Поведение на сцене  – это поведение в экстремальной ситуации, и связано оно с сильным психологическим давлением, которое зависит от психического склада человека. Психологи давно доказали, что при публичном выступлении в организме человека происходят значительные физиологические изменения: повышается артериальное давление, учащается сердцебиение, повышается уровень адреналина в крови, в некоторых случаях повышается температура тела. Даже кратковременное публичное выступление требует от музыканта психических затрат, равноценных восьмичасовому рабочему дню. Очень часто чрезмерное волнение привносит и осознание общественной значимости публичного выступления.  На подсознательном уровне у выступающего возникает состояние, сравнимое с предчувствием катастрофы, если выступление будет неудачным. В своих исследованиях А. Л. Готсдинер отмечает: большинство маленьких детей не боятся публичного выступления именно потому, что не понимают его общественной значимости. Дети маленького возраста чувствуют себя гораздо свободнее, если знают, что в зале много знакомых и родных людей. В подростковом же возрасте приходит осознание общественной значимости концертного выступления, появляется боязнь выхода на сцену, и зачастую исполнять произведение перед незнакомой публикой легче, чем перед родными и друзьями. Очень важно научить юного музыканта умению отвлекаться от гнетущей ответственности, преодолевать мрачные предчувствия. Эта работа требует от пианиста больших волевых усилий и серьезного самовнушения. Часто причиной сценического волнения являются способы общения родителей с ребенком.   Бывает, что требования родителей настолько высоки, что ребенку трудно справиться с грузом ответственности. Порой так же недостаточная степень контроля со стороны родителей или попросту безразличное отношение к подростку, событиям в его жизни способствует ощущению личной тревожности. Побудить у ребенка интерес к музыке, к более эффективным занятиям можно, если в семье ученика царит дух любви и уважения к ней, поддерживается интерес к этому источнику радости и вдохновения. Также причиной может служить стиль общения педагога и ученика.  Из- за боязни быть наказанным за неудачное выступление, из- за жесткой критики и агрессивности преподавателя, самооценка самого подростка падает, возрастает уровень личной тревожности. Умение педагога тонко чувствовать настроение ученика в определенный момент, оказать моральную поддержку, подкорректировать его чувства и настроения при подготовке к концерту и прямо перед выходом на сцену- является важным фактором снижения тревоги ученика. Если выступление было неудачным, то разговоры не должны об этом вестись постоянно, а после совместного анализа необходимо настроить ученика на следующее удачное выступление. Как писал Д. Шафран: «Не стоит бояться ошибок учеников». Осознание ошибок- первый шаг к их устранению. Педагог и родители – единомышленники, поэтому должны работать в комплексе для того чтобы качество исполнения музыкальных произведений на концерте, зачете, конкурсе улучшалось. Для этого необходимо проводить такие виды работ: классные концерты для родителей, совместные концерты ученики и родители, готовить тематические вечера, лекции- концерты в которых по возможности смогут участвовать все ученики. Причиной сценического волнения может стать неправильно подобранная программа. Для публичного выступления педагог должен аккуратно и вдумчиво подобрать музыкальные произведения по силам ребенка, которые способны раскрыть индивидуальность ученика, показать его сильные стороны, а не амбиции педагога. Основой психологически комфортного состояния на сцене является степень выученности произведения. Н. А. Римский – Корсаков говорил, что «эстрадное волнение тем больше, чем хуже выучено сочинение». С самого начала работы над произведением нужно включать психологическую установку на обязательное концертное выступление. Эстрадную выдержку у учеников музыкальных школ необходимо вырабатывать. Долгое время считалось, что единственный способ справиться с психологически некомфортным состоянием на сцене заключается только в регулярном выходе на сцену. Но в последнее время проблема сценического волнения стала предметом научных исследований, результаты которых показали: эстрадная выдержка поддается воспитанию различными методами. Сценическое волнение в зависимости от типа нервной системы у каждого ученика проявляется по- разному. Один внешне спокоен, другой дрожит, как осиновый лист, третий – заторможен, четвертый – возбужден. Благоприятному состоянию на сцене противостоят два негативных психологических момента. Это когда у ученика перед выступлением или излишне суетливое, возбужденное состояние, или состояние полного равнодушия, безразличия. Волнение обнаруживается в дрожании рук и ног, в напряженных лихорадочных движениях, зажатых приподнятых плечах, появляются красные пятна на лице, становятся влажными ладони. Нервная система, находясь в таком состоянии, начинает быстро истощаться, организм входит в состояние полного безразличия к тому, что может происходить в данное время. Ученик становится вялым, сонным, апатичным. Важная задача педагога постараться на некоторое время переключить внимание ученика на что- то отвлекающее, тем самым снизить волнение, возбуждение, не дать ему эмоционально «потухнуть» перед выступлением. Одним из действенных способов психологической подготовки ученика к концертному выступлению является способ самовнушения. Незадолго до концерта на уроке или при проигрывании в зале предложить ученику представить концертный зал, в котором он будет выступать. Нужно попросить удобно сесть, закрыть глаза, полностью расслабить мышцы тела. Когда расслаблены мышцы тела, кора головного мозга рефлекторно входит в промежуточное состояние между сном и бодрствованием. Физиологи называют это состояние фазовым, его особенностью является способность к сильному внушению и самовнушению. Нужно попросить ученика сосредоточиться на внутренних ощущениях и повторять вслед за педагогом предложения, погружающие в состояние самовнушения: 1. «Мои руки становятся теплыми, мышцы рук, пальцев, кистей рук расслабляются. Они становятся теплыми и гибкими. Тепло от кистей поднимается по предплечьям, плечам. Мои плечи спокойно опущены. Мое внимание переходит на ноги. Представляю, что мышцы ног погружаются в теплую воду. Мышцы ног приятно расслабляются. Тепло от ног поднимается вверх. Мой живот и грудь расслабились и наполнились приятным теплом. Теперь мое внимание переносится на лицо. Разглаживаются мышцы лица. Мне дышится легко и спокойно. Ровно и размеренно бьется мое сердце. 2. Сейчас я вижу зал, в котором буду выступать. . . Я отчетливо могу представить сцену, рояль, слушателей. . . Я спокоен, собран, сосредоточен. . . Уверенно и радостно я начинаю. . . Мне нравится играть. . . У меня все отлично звучит, у меня прекрасная техника. . . Я выполняю все, что задумал. . . Я сделаю все, что задумал. . . Какое это наслаждение красиво и хорошо играть. . . Первые сеансы такого аутотренинга можно проводить в классе, можно подключить родителей. Делать это нужно, как правило, перед сном, когда ребёнок может в спокойной обстановке расслабиться, освободиться от дневных забот. Многими психологами доказано, что сила самовнушения – великая вещь. Незадолго до концертного выступления следует также чаще вслух и про себя повторять: «Я с нетерпением жду концерта». Страх перед выступлением постепенно будет уступать чувству уверенности. Правильная психологическая установка на успешное выступление – это разумное сбережение нервно- психической энергии, которая необходима для полноценного выступления. На последнем этапе работы необходимо проигрывать выученное произведение от начала до конца с представлением, что музыкант играет перед очень взыскательной комиссией или слушательской аудиторией. Подготавливая ученика к концерту, я рекомендую ему в домашних условиях исполнять музыкальное произведение перед родителями с выходом, объявлением программы, поклонами, аплодисментами. Во время исполнения надо быть готовым к любым неожиданностям и при встрече с ними не останавливаться, а идти дальше, играя как на концерте. Такой метод работы тоже помогает постепенно справляться с волнением. Исполнение на основе приёма медитативного погружения связано с глубоким осознанием и прочувствованием всего того, что связано с извлечением звуков из музыкального инструмента. Суметь повторить мысленно ноту за нотой, услышать все переходы из звука в звук. Погружение в звуковую материю может происходить при выполнении следующих упражнений: пропевание( сольфеджирование) без поддержки инструмента; пропевание с инструментом, причём голос идёт как бы впереди реального звучания; пропевание мысленно, про себя; пропевание вместе с мысленным проигрыванием. Медитативное проигрывание произведения сначала осуществляется в медленном темпе, с установкой на то, чтобы исполнитель не отвлекался, и всё слуховое внимание было сосредоточено только на исполнении. Большую помощь в психологической подготовке учащегося к выступлению оказывает ситуация искусственного стресса во время игры: 1. Во время проигрывания, преподаватель произносит психотравмирующее слово: «Ошибка». Ученик не должен испугаться и при этом ошибиться. 2. Для концентрации внимания, попросить ученика проиграть программу с включенным телевизором или магнитолой. Такая игра с помехами помогает увеличивать концентрацию внимания. Данное проигрывание требует гораздо большего нервного напряжения, но постепенно приучит ученика исполнять произведения при звуковых помехах полноценно, и он будет застрахован от неприятных неожиданностей на сцене. 3. В качестве установки на безошибочную игру, можно попытаться играть в полной темноте или с закрытыми глазами. 4. Перед игрой побегать, попрыгать, поприседать, чтобы вызвать учащенное сердцебиение и сразу садиться за инструмент исполнять произведение. Несколько похожее учащенное сердцебиение возникает у музыканта перед выходом на сцену. 5. Для выявления скрытых ошибок необходимо поиграть произведения наизусть в очень медленном темпе, с тихой динамикой. Такое проигрывание позволяет тщательно проконтролировать сыгранный звук, проверяет выдержку и терпение, а так же усиливает тормозные процессы. Их ослабление во время публичного выступления провоцирует чрезмерно громкую и неуправляемую игру в быстром темпе. Очень важным моментом удачного выступления является состояние рук. Если руки перед выступлением ледяные от волнения, то полезно сделать ряд гимнастических упражнений: 1. ударять кончиками пальцев сначала по «подушечкам» первого сустава, затем посередине ладони, потом по нижней части ладони. Можно ударять каждым пальцем отдельно. 2. п одтягивать пятый палец как можно ближе к кисти, гладящими движениями проводить кончиком пальца по ладони до его основания. Это упражнение делать каждым пальцем. Достаточно эффективно действуют дыхательные упражнения, предложенные в своё время Б. Струве: «Медленное глубокое вдыхание через нос, небольшая задержка дыхание и такое спокойное медленное выдыхание через рот, затем отдых и снова повторение упражнения». Перед выступлением ученик должен иметь возможность спокойно посидеть, расслабив все мышцы. За определенное время до выхода на сцену, педагог должен прекратить все наставления и замечания. Ученик должен верить в себя, в свое удачное выступление. Это уверенность поможет ему хорошо выступить. Можно для снятия стресса съесть два- три кусочка шоколадки и запить это теплым чаем или водой. Глюкоза расслабляет мышцы желудка, который испытывает при стрессе спазмы. Это ведет к восстановлению кровообращению и к нормальному питанию мозга. Употребление сахара уменьшает ощущение « ватности » ног, дрожание рук. Памятка учащимся ДМШ при подготовке к концертному выступлению. Не менять привычный режим дня; Заниматься не намного больше, чем обычно; Полезны прогулки, необходим полноценный сон; В день концерта для разыгрывания поиграть гаммы, что- нибудь из своего репертуара, помнить о том, что игра перед выходом в быстром темпе ведет к усилению беспокойного состояния; Концертную пьесу лучше повторять в сдержанном темпе и в средней звучности, не в полную силу; Полезно просмотреть произведение по нотам, поиграть отдельные части, целостное исполнение лучше оставить до выступления; Перед выходом на сцену спокойно посидеть в удобной позе, сделать несколько простых физических упражнений для рук и корпуса, которые помогут снять мышечное напряжение; необходимо сделать несколько глубоких вдохов и выдохов, сердцебиение приходит в норму, появляется спокойствие. Спокойно выйти, поклониться, поправить, если нужно, стул, сесть за инструмент. Сделать небольшую паузу и мысленно проиграть начало пьесы, тогда гораздо легче начать в нужном характере; Перед тем как начать играть, надо мысленно проиграть самое начало про себя- настроиться на нужный характер и темп. После выступления ещё раз поклониться, поблагодарить слушателей. После выступления, если есть возможность, устроить маленький праздник с чаепитием. Таким образом помочь ученику снять стресс и оставить после концертного выступления приятные воспоминания. Выступление на сцене – не только испытание ученика на прочность, но и радость от общения с публикой, творческое вдохновение и профессиональный рост. Ничто не может сравниться с чувством творческой радости и удовлетворения после удачного выступления, которое является огромным стимулом для его дальнейших интенсивных занятий музыкой. Нужно верить в себя, нужно освободиться от страха, довериться вдохновению и почувствовать, что концерт – это великий праздник! Как показывает педагогический опыт, на исполнительских отделениях обучаются дети с разными музыкальными данными. И в основном все с огромным удовольствием выступают не только перед родителями и сверстниками, но и на городских мероприятиях, принимают активное участие в конкурсах. Поэтому тема  « Особенности психологической подготовки учащихся ДМШ к концертному выступлению» остаётся одной из наиболее актуальных. Педагог должен не только научить играть на инструменте, но и привить настоящую любовь к музыке, желание играть на сцене для публики, бороться с волнением, приобретать сценический опыт, делиться и радовать окружающих своим искусством. Главной задачей является воспитание высококультурного, широко образованного, музыкально грамотного человека, готового в любой сфере деятельности успешно проявить свой творческий потенциал, заложенный в годы обучения в музыкальной школе. Список использованной литературы: 1. Бочкарёв Л. Л. Психология музыкальной деятельности. М. , «Институт психологии РАН», 1997 2. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. М. , Классика – XXI. 2009. «Музыкальная психология и психотерапия» № 3/ 2009 3. Цагарелли Ю. А. Психология музыкально- исполнительской деятельности. Санкт – Петербург, Композитор. 2008. 4. Петрушин В. Музыкальная психология. М. 1997г. Нейгауз Г. Г Об искусстве фортепианной игры. М. 1996 г. 5. Костюк Т. А. Методические рекомендации. «Психологическая подготовка к концертному выступлению. Братск, 2006 г. »

Оставить комментарий: