МАСТЕР- КЛАСС «Использование арттерапии в работе с дошкольниками»
Документы для скачивания
Мастер- класс педагог а- психолога Горягиной В. А. «Использование арттерапии в работе с дошкольниками» Цель: Повышение профессионального уровня и статуса педагога. Повышение качества педагогического процесса в сфере дошкольного образования. Обобщение и обмен педагогическим опытом. Задачи: Создание положительного эмоционального климата у педагогов, используя методы и приемы арт- терапии( письменная и устная рефлексия, интеграция разных видов деятельности, создание “ситуации успеха”, рисование) как одну из форм организации мастер –к ласса. Систематизирование знаний педагогов об активных и пассивных методах обучения дошкольников. Обучение применения в своей педагогической практике метода и приемов наглядности( наглядно – зрительный, наглядно – слуховой, наглядно – чувственный, экстрасенсорный) , на примере изобразительной деятельности. Способствовать развитию профессионально – творческой активности, раскрытию внутреннего потенциала каждого педагога, путем создания условий для индивидуальной и коллективной работы. Ход занятия Перед началом работы ознакомить всех присутствующих с основными правилами работы в г руппе. ПАМЯТКА участника мастер- класса: Получи удовольствие! Позволь себе быть свободным! Доброжелательность к себе и другим. Постарайся быть внимательным. Избегай оценок и суждений. Говори только о собственных чувствах, ощущениях, настроениях. И ВСЕ ПОЛУЧИТСЯ! ! ! Когда вы последний раз рисовали “для себя”? Скорее всего, на скучном совещании, когда ручка сама собой выводила в блокноте затейливые узоры? А вы знаете, что рисование может справиться со многими душевными затруднениями и стать мощным толчком для развития творческого потенциала во всех сферах жизни. Самое главное здесь – получать удовольствие от процесса и не боятся выразить себя. «Рисунок состояния» Цель: этим упражнением целесообразно начинать занятия в группах терапии искусством. Оно стимулирует творчество и осознание чувств, помогает членам группы лучше познакомиться друг с другом. Инструкция: Каждый член группы имеет в своем распоряжении много бумаги и краски, цветные карандаши, мелки. За одн у- две минуты осознайте свои чувства, эмоции, которые возникают в этот момент. Возьмите в руки изобразительные средства и начинайте наносить штрихи, формы и линии на бумаге, говорящие о том как вы себя чувствуете в данный момент. Не заставляйте себя рисовать что- то художественное и определенное. Рисуйте то, что приходит в голову. Обсуждение. В 1872 г. два французских врача Амбруа Страдье и Мишель Симон написали статью о том, что душевнобольные люди без всяких намеков со сторон врачей вдруг начинают заниматься творчеством: писать стихи, рисовать, лепить. А когда состояние улучшается – перестают. Возник вопрос: раз люди, попав в психически сложную ситуацию, начинают заниматься творчеством, потом потребность в нем отпадает, быть может, творчеством можно лечить? Так пришла мысль “лечить искусством”. Как направление психотерапии арт – терапия начала развиваться в 40- х годах ХХ в. Что такое арт- терапия? Арт- терапия( лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного творчества. Арт- терапия сегодня считается одним из наиболее мягких, но эффективных методов, используемых в работе психологами, психотерапевтами и даже педагогами. Сегодня всё большее внимание уделяется развитию творческих способностей, креативности ребёнка дошкольного возраста. Именно дошкольный возраст имеет богатейшие возможности для развития творческих способностей. И особую роль в этом играют использование ме тодов и приемов средствами арт- терапии. Методами арт- терапии являются: рисование, лепка, моделирование с бумагой, красками, деревом, камнем, , написание рассказов, сказок, пение, музыка, выразительное движение тела и т. д. 2 « Дирежеры » Группа стоит по кругу. Предлагается представить, что все вы дирежоры. Тренер дает инструкцию: « Дирежируем правой рукой. Стоп. Затем левой рукой. Стоп. Правой ногой. Стоп. Левой ногой. Стоп. Плечами. Стоп. Бедрами. Стоп. Головой. А сейчас дирежируем правой рукой, добавляем левую руку, потом с левой ноги поочередно, бедра, плечи, голова. Отлично! Молодцы! » Применение пр и емов арт- терапии в р аботе педагогов с дошкольниками. Занятия с дошкольниками не должны ограничиваться обычным набором изобразительных средств( бумага, кисти, краски) и традиционными способами их использования. Ребенок более охотно включается в процесс, отличный от того, к чему он привык. Условие 1. Техники и приемы должны подбираться по принципу простоты и эффектности. Ребенок не должен испытывать затруднения при создании изображения с помощью предлагаемой техники. Любые усилия в ходе работы должны быть интересны, оригинальны, приятны ребенку. Условие 2. Интересными и привлекательными должны быть и процесс создания изображения, и результат. Обе составляющие в равной мере ценны для ребенка, и это отвечает природе детского рисования, является его особенностью. Условие 3. Изобразительные техники и способы должны быть нетрадиционными. Во- первых, новые изобразительные способы мотивируют деятельность, направляют и удерживают внимание. Во- вторых, имеет значение получение ребенком необычного опыта. Раз опыт необычен, то при его приобретении снижается контроль сознания, ослабевают механизмы защиты. В таком изображении присутствует больше свободы творчества, самовыражения, а значит, неосознанной информации. Маленькие дети с удовольствием включаются в создание изображений необычным способом. Арсенал способов создания изображений широк: акватушь, рисование сыпучими продуктами или засушенными листьями, рисование пальцами и ладонями, пульверизатором и т. д. Немного фантазии, и на песке, приклеенном к бумаге, расцветут цветы, в воздух взлетит фейерверк из мелких бумажек, кляксы превратятся в бабочек, пятна краски — в невиданных животных. Ребята почувствуют свой успех, ведь они смогут победить злых чудовищ, сжечь свои страхи, помирить игрушки. Приемы работы: изобразительные техники Марания В буквальном понимании «марать» — значит «пачкать, грязнить». Определение «марание» выбрано в связи с отсутствием сюжета, сочетанием отвлеченных форм и цветовых пятен. Дети не рисуют в том понимании, к которому они привыкли за годы обучения. У мараний нет категорий « правильно- неправильно », «хорошо- плохо», нет эталонов. Отсутствие критериев оценки м араний исключает и саму оценку в результате уходят напряжение, неопределенность, страх, сомнения. 3. «Техника каракули в паре» Свободно, водя по листу бумаги карандашом, нарисуйте каракули без какой – либо цели и замысла и передайте партнеру, который должен создать из них образ и развить его. Варианты: - затем поменяйтесь с партнером трансформированными каракулями и попытайтесь продолжить рисунок, не нарушая нарисованное им, затем обсудите вместе ваши ассоциации; - после завершения рисунка, на основе каракулей сочините рассказ. Рисование пальцами Рисование пальцами не бывает безразлично ребенку. В связи с нестандартностью ситуации, особыми так тильными ощущениями и нетипичным результатом изображения, оно сопровождается эмоциональным откликом, который может иметь широкий диапазон от ярко отрицательной до ярко положительной. Новый опыт эмоционального принятия себя в процессе рисования, пробы несвойственных ребенку характеристик поведения, расширяют и обогащают образ Я. Именно для этих детей техника «рисование пальцами» служит профилактикой и коррекцией тревожности, социальных страхов, подавленности. Рисование сухими листьями( сыпучими материалами и продуктами) Сухие листья приносят много радости детям. С помощью листьев и клея можно создавать изображения. На лист бумаги клеем наносится рисунок. Затем сухие листья растираются между ладонями на мелкие частички и рассыпаются над клеевым рисунком. Лишние, не приклеившиеся частички стряхиваются. Так же можно создавать изображения с помощью мелких сыпучих материалов и продуктов: круп( манки, овсяных и других хлопьев, гречи, пшена, сахарного песка, вермишели и т. д. Описанная техника создания изображений подходит детям с выраженной моторной неловкостью, негативизмом, зажатостью, способствует процессу адаптации в новом пространстве, дарит чувство успешности. Рисование предметами окружающего пространства Можно рисовать мятой бумагой, резиновым игрушками, кубиками, губками, зубными щетками, пало чками, нитками, листьями, кокте льными соломинками, ластиками и чем- то еще. Детская инициатива использовать нетипичные предметы для создания из ображений всегда приветствуется. И еще это просто весело! Трехмерные и плоскостные изображения из газет( бумаги) Бесплатные рекламные газеты – это популярный расходный материал. В семьях его используют для бытовых нужд: обертывания и прокладывания вещей при хранении, укрывания поверхности стола во время рукоделия или ремесленничества. Лепка из глины, пластилина, теста и других пластичных материалов. Техника раздувания краски. Рисунок на мятой бумаге. Рисование на мокрой бумаге и другие. 4. Нарисовать свое состояние на данный момент любым понравившимся способом. ВЫВОД: Возможности арт- терапии Арт- терапия развивает творческие возможности. Во в ремя занятий арт- терапией дети и взрослые могут открыть и развивать в себе неизвестные ранее таланты. Арт- терапия является хорошим способом социальной адаптации, т. к. она в основном использует средства невербального об щения. Это очень важно для дошкольников, которые не всегда могут выразить свои мысли в словах. Арт- терапия в детском саду она выполняет следующие функции: воспитательная, коррекционная, психотерапевтическая, диаигностическая и развивающая. Арт- терапия помогает устанавливать отношения между людьми. Посредством искусства человек не только выражает себя, но и больше узнает о других.