Занятие по сказкотерапии Для детей старшего дошкольного возраста «ЁЖИК И МОРЕ»
Документы для скачивания
Занятие по сказкотерапии Для детей старшего дошкольного возраста «Ёжик и море» Подготовила педагог- психолог Горягина Вера Анатольевна Программные задачи: - Формирование умения произвольно концентрировать внимание. О бучение детей умению наблюдать за ощущениями в теле, определять и сравнивать мышечные ощущени я( напряжение- расс лабление, твердость- мягкость, произвольно т яжесть- легкость и др. ) . Расширение представлений об эмоциях и связанных с ними физических состояниях. Развитие умения передавать заданное эмоциональное состояние различными выразительными средствами. - Отработка правильного диафрагменного дыхания. Ф ормирование умения ритмично и мягко дышать, погружаясь в состояние расслабленности и покоя. Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. Тренировка восприимчивости, умения тонко чувствовать окружающее пространство. - Р азвитие произвольного внимания: умения максимально концентрироваться на происходящем. Ф ормирование способности регулировать процессы возбуждения и торможения, умения быстро переключаться с активной деятельности на пассивную и наоборот. Снятие эмоционально- психического и телесного напряжения. Развитие воображения и фантазии. - Р азвитие умения регулировать и изменять ритм дыхания, согласовывать свои действия с действиями других. Развитие моторики речевого аппарата, упражнять в звукоподражаниях. Развитие силы голоса, интонационной выразительности. Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие связной речи, умения свободно и ясно выражать свои мысли, умение описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. - Развитие памяти, наблюдательности, логического, образного мышления, умения анализировать, сравнивать, обобщать и делать выводы. Развитие абстрактных и творческих мыслительных способностей. - Стабилизация психических процессов, развитие умения расслабляться и восстанавливать внутреннее равновесие. - Развитие общей и мелкой моторики, пластичности и выразительности движений пальцев рук, умения выполнять движения в нужном ритме и темпе. - Тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать. - Воспитание чувства ответственности за свои действия. - Воспитание добрых чувств, уверенности в поддержке сверстников и в самом себе. Необходимые материалы: аппликаторы Кузнецова, разнообразные по форме и цвету, а так же узору бабочк и из бумаги, шарф, кусочки ткан и( для дорог) . . Вступление. «Сегодня у нас с вами колючая прогулка». Детям выдается игольчатый аппликатор Кузнецова, и под руководством ведущего дети делают самомассаж пальцев рук, ладоней, затылочной части головы и щек. После «колючих» упражнений дети мягко и нежно поглаживают кисти рук, затылок, шею. «Назовите все колючее, что вы знает е( елка, куст, шарф, иголки сосны…) А можно ли сказать «колючий человек» или «колючие глаза»? Про какого человека можно сказать так? Упражнение 1. «Колючий человек». Дети при помощи мимики и пантомимики, выразительных движений тела показывают «колючего человека». Ведущий пытается до кого- то дотронуться, к кому- то обратиться, а дети должны отреагировать на это так, как «колючий человек», то есть отвергая любые прикосновения и словесные контакты. Дети расслабляются стоя, отпускают всю колючесть, угрюмость, становятся мягкими, добрыми и приветливыми, как ёжик- герой сказки. «Итак, вы снова стали такими же добрыми и приветливыми, как ёжик, к которому мы сегодня отправимся. Попасть к нему можно по одной из трех дорог». Вхождение в сказку. Ведущий демонстрирует 3 дороги и рассказывает о каждой из них. « Каждая из 3 дорог приведет вас в сказку. Все дороги волшебные, все они наделяют идущего силой, которая поднимается от ступней и заполняет все тело. Первая дорога самая легкая, ровная и гладкая. Вторая дорога труднее: она состоит из кочек и по ней надо не идти, а прыгать, попадая точно в цель. Но эта дорога дает идущему по ней больше волшебной силы, чем первая. Третья дорог а- самая трудная. Она колючая и болезненная. Но зато и силу она дает огромную, гораздо больше, чем первые две. Сейчас хорошенько подумайте. Какую дорогу вам выбрать. Когда пойдете по своей дороге, слушайте, чувствуйте, как от ступней до макушки ваше тело наполняется волшебной силой. Жил был в лесу ёжик. Он только с виду был колючий, а в душ е- мягкий и добрый. И было у него одно желание: море увидеть. - Неспокойно мне, - говорит он Васильку. - Вот здесь, в груди, мутит. К морю хочется. Упражнение 2. «Печаль ежика». Дети изображают печального ежика. Василек никогда не видел море и поэтому отвечал: - зря ты так печалишься, Ёжик. Посмотри, какой я красивый и как замечательно у нас в лесу! Но ежик с каждым днем печалился все больше и больше. И однажды ранним утром, когда в небе еще плавали молочные звезды, Ёжик вышел из своего домика и пошел к морю. В лапе у него была палка, а за плечо м- котомка с едой. Сначала он шел лесом, и тропа петляла, причудливо изгибаясь и поворачивая то в одну, то в другую сторону. Настроение у ежика было радостное и бодрое. Упражнение 3. «Ёжик на тропе». Дети становятся друг за другом и бодро, весело, под музыку шагают по кругу. Услышав на фоне музыки хлопок ведущего, быстро поворачиваются и идут в противоположном направлении. Ведущий делает 5- 6 хлопков. Ног вот лес кончился, и путь ёжику преградила река. - Эй! - к рикнул Ёжик. Крря, крря, ты что кричишь? - спросила, подлетев, утка. - Переправиться надо, - ответил ежик. «Ребята, давайте поможем ежику переправиться на другой берег. Как вы думаете можно ему помочь». Переправился ежик на другой берег и зашагал дальше. Долго ежик шел по извилистой тропинке, пришел он на большой луг и заслушался. Упражнение 4. «Голоса природы». Дети садятся или ложатся на пол, закрывают глаза, расслабляются и слушают «голоса природы». «Ребята, что вы слышите? Каких жителей полей, лугов вы знаете? » Вокруг трещали кузнечики, звенели крылышками стрекозы, шуршали на ветру травинки, а с цветка на цветок перелетали красивые бабочки. Упражнение 5. «Бабочки». Детям предлагаются бабочки из бумаги или ткани. Каждый ребенок выбирает себе бабочку, обосновывая свой выбор и описывает внешний вид бабочки. Упражнение 6. «Стрекозы, бабочки, кузнечики». Ведущий называет то одно, то другое насекомое, а дети выполняют характерные для этого насекомого движения. Долго ли шел ежик, коротко ли, но вышел он наконец к морю. - Здравствуй, море! - сказал ежик. - Здравствуй, ежик! - сказало море. И накатила волна. « Пфффф! . . . »- ударила она в берег. « Шшшшш …»- зашуршала по камешкам отступая. Упражнение 7. «Море». Дети слушают звуки моря. Дети подражают шуму волн. Упражнение на дыхание. И. п. : стоя. На вдохе дети мягко и плавно поднимают вверх руки, слегка наклоняясь вперед, на выдохе опускают руки, отклоняются в и. п. и длительно произносят « шшшшшшш ». - Я на тебя похож, да? - спросил ежик. - Очень! - сказало море. И снова ударило волной о берег. Целый день играл ежик с морем: то подбегал к самой воде, то отбегал прочь. Упражнение 8. «Игра с волной». Ведущий изображает волну при помощи длинной ленты на палочке. д ети наблюдают за движениями «волны». как только «волна начинает накатывать на берег» дети убегают. Засыпая на песке под скалой, он поеживался и ему казалось, что он тоже – маленькое море на четырех лапках. « Пффф! - бормотал он себе под нос. - Шшшшшш! . . . » и поднимал и опускал иголки. Заключение. « Ну вот, мечта ежика сбылась, сказка закончилась, волшебная сила наша вся растратилась, и мы снова оказались в обычном мире. Скажите, что сегодня в нашем занятии вам понравилось больше всего? Прежде чем мы расстанемся, мне бы хотелось, чтобы вы одну минутку подумали, какая мечта есть у вас. Наше занятие окончено, а если кто- то захочет рассказать мне о своей мечте, то я охотно послушаю».