a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Подготовка руки к письму"

Автор: Гусейнова Улдуз Расимовна Опубликовано: 2019-03-10 18:48:33

Документы для скачивания

Педагогический проект" По тропинке в школу" ( «П одготовка руки к письму) . В оспитатель: Гусейнова У. Р. Участники проекта:   воспитанники подготовительной «А» группы, родители детей. Возраст детей:  6 – 7 лет Проблемный вопрос: Подготовка руки к письму детей подготовительной группы.   2018- 2019 Актуальность проблемы: Вопросы подготовки воспитанников детских садов к школе приобретают все большее значение. Особенно актуальны они в настоящее время, когда изменилось содержание начального обучения. Школа заинтересована в том, чтобы дети, поступающие в первый класс, были хорошо подготовлены к обучению. К сожалению, уровень их подготовленности не всегда соответствует этим требованиям.             Дошкольный возраст- время интенсивного развития у детей ориентировочной основы их действий. Полноценное обучение должно опираться на чувственный опыт ребенка, на его непосредственные наблюдения окружающей действительности. Поэтому одним из принципов обучения дошкольников является принцип наглядности. Известный психолог Л. С. Выготский считал, что обучение должно идти впереди развития и вести его за собой, опираясь на « зону ближайшего развития». Это утверждение тесно связано с теоретическим понятием того, что ребенок обладает особой чувствительностью к определенного рода внешним воздействиям. Иначе говоря, обучение следует начинать в период становления психических функций дошкольника. Опаздывая в обучении, педагоги теряют возможность направлять детское развитие по нужному пути, регулировать этот процесс. Наиболее эффективное использование богатых возможностей ребенка реально только тогда, когда период особой чувствительности к усвоению того или иного материала в его развитии еще не миновал.             На первом этапе обучения дети чаще всего испытывают затруднения с письмом: быстро устаёт рука, теряется рабочая строка, не получается правильное написание букв, нередко встречается зеркальное письмо, ребенок не различает понятие" лево" , " право" , " лист" , " строка" , " страница" , не укладывается в общий темп работы.             Всё это отрицательно сказывается на усвоении детьми программы первого класса и вызывает необходимость организации в детском саду специальных занятий, цель которых подготовить руку ребёнка к письму.             Цель проекта:  Формирование компонентов интеллектуальной и сенсорной готовности к школе через:  - Развитие мелкой моторики руки ребенка. - Развитие слухового внимания.  - Развитие графического воспроизведения. Для достижения цели поставлены следующие  задачи:             Обучающие: Развитие тонко координированных движений рук. Развитие слухового внимания и графического воспроизведения.             Развивающие: Развитие графических движений, зрительного восприятия, зрительно- моторных координации.             Воспитательная: Воспитание старательности, аккуратности, самостоятельности и уверенности в своих умениях.             Проект рассчитан на 9 месяцев( подготовительная «А» группа) . Организуется во время свободной деятельности детей, после обеденного сна.         Перспективный план занятий.   Структурные элементы занятий- Пальчиковая гимнастика, работа со счетными палочками. - Штриховка, графические упражнения. - Вырезание- Повторение изученного, учет результатов обучения.   Структура занятий   1 часть- Упражнения на развитие координации пальцев рук:   пальчиковая гимнастика, упражнения со счетными палочками.   2 часть- Рисование, аппликация, лепка.   3 часть- Упражнения на развитие зрительно- моторной координации и ориентировке на листе: работа в тетради, графические диктанты.   4 часть- Итог.                  Эта работа предполагает систему приёмов и заданий от простого к сложному. Учитывая возрастные особенности старших дошкольников, особенности слухового и зрительного восприятия занятия проводятся в тетради в клетку. Клетка даёт большие возможности для развития мелкой моторики и элементарных графических навыков письма, так как рисование по клеткам требует мелких и точных движений, а также развивает умения ориентироваться в пространстве.             На первом этапе ребёнок знакомится с тетрадью в клеточку, рабочей строкой затем учится выполнять задания в ограниченном пространстве- клетке, совершенствует умения измерять условной меркой- клеткой.             В последующем задания усложнятся, постепенно к сложным слуховым диктантам переходим после того, как у детей уже сформировались достаточно чёткие пространственные ориентиры и они свободно воспринимают слуховые задания. Занятия рекомендуется проводить один раз в неделю по 25- 30 минут. Перед выполнением задания психологический настрой, а после выполнения- упражнения для кистей рук. Задания можно выполнять различным материалом: шариковой ручкой, фломастером, простым или цветным карандашами.             Все знания и умения полученные на занятиях дети закрепляют в свободной деятельности. Для этого в уголке развивающих игр помещены тетради и листочки в клеточку, ручки, карандаши, образцы различных заданий.             Дети самостоятельно перерисовывают картинки по клеточкам, придумывают различные свои фигуры.   Мероприятия по реализации проекта. Подготовка руки к письму.   Выработка правильной осанки, наклонного расположения тетради на парте и умение держать карандаш и ручку при письме и рисовании. Подготовительные упражнения для развития глазомера, кисти руки и мелких мышц пальцев: обводка и штриховка контуров, соединение линий и фигур, рисование и раскрашивание узоров и бордюров непрерывным движением руки. Овладение строчкой.   Письмо элементов букв: прямой наклонной короткой палочки, прямой наклонной длинной палочки, палочки с закруглением внизу, длинной палочки с петлей, палочки с закруглением вверху и внизу, полуовала и овала.   Пальчиковая гимнастика.   Ученые пришли к заключению, что формирование речевых областей совершается под влиянием кинестических импульсов от рук, а точнее от пальцев. Необходимо стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая не только оказывает благоприятное влияние на развитие речи( так как при этом индуктивно происходит возбуждение в центрах речи) , но и подготавливает ребенка к рисованию, письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, что в дальнейшем облегчит приобретение навыков письма. " Пальчиковые игры" очень эмоциональны и увлекательны. Они как бы отображают реальность окружающего мира- предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе" пальчиковых игр" дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.  " Пальчиковые игры" - это инсценировка каких- либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях" вправо" , " влево" , " вверх" , " вниз" и др.   Очень важны эти игры для развития творчества детей. Если ребенок усвоил какую- нибудь одну" пальчиковую игру" , он обязательно будет стараться придумать новую инсценировку. Дети старше 5 лет могут оформить игры разнообразным реквизитом- домиками, кубиками, мелкими предметами и т. д. Целесообразно каждое занятие по подготовке к письму начинать с" пальчиковых игр" , чтобы размять пальчики, активизировать моторику рук для успешного выполнения детьми разнообразных графических упражнений. Время проведения 3- 7 минут.   Графические упражнения. Штриховка.   Выполнение графических упражнений и штриховки способствуют подготовке руки к письму. Развитие мелкой моторики определяется не только четкостью и красотой изображения линий, но и легкостью и свободой: движения руки не должны быть скованными, напряженными. Правильно соблюдать графические пропорции, писать плавно и симметрично важно для выработки красивого и четкого почерка. Ребенок должен стараться не отрывать ручку от бумаги и не прерывать линии. При прочерчивании прямых линий хорошо видна четкость почерка и уверенность движения руки. Умение свободно рисовать плавные линии слева направо важно при формировании почерка. Умение писать с наклоном сверху вниз и снизу вверх необходимо при формировании почерка. Развитию точности движений, вниманию и контролю за собственными действиями также способствуют графические упражнения.   Штриховка- одно из важнейших упражнений. Овладевая механизмом письма, дети вырабатывают такую уверенность штриха, что когда они приступят к письму в тетрадях, у них это будет получаться как у человека, много писавшего.   Правила штриховки: Штриховать только в заданном направлении. Н е выходить за контуры фигуры. Соблюдать параллельность линий.   Не сближать штрихи, расстояние между ними должно быть 0, 5 см.   Выполняя различные упражнения по подготовке к письму, ребенок и обучающий должны постоянно помнить и соблюдать гигиенические правила письма, доводя их выполнение до автоматизма. Соблюдение гигиенических правил поможет ребенку в дальнейшем преодолеть трудности технической стороны письма.    Вырезывание ножницами.   Педагог уделяет особое внимание усвоению основных приемов вырезания- навыкам резания по прямой, умению вырезывать различные формы( прямоугольные, овальные, круглые) . Задача состоит в том, чтобы подвести детей к обобщенному пониманию способов вырезывания любых предметов. При объяснении задания необходимо учить детей не только пассивно усваивать процесс вырезывания, но и побуждать их давать словесную характеристику движениям рук педагога при показе способов вырезывания. Получая симметричные формы при сгибании бумаги, сложенной гармошкой, дети должны усвоить, что они вырезывают не целую форму а ее половину.   Старшие дошкольники начинают овладевать без предварительной прорисовки, подготовки линии контура навыками силуэтного вырезывания. Обучая силуэтному вырезыванию, успешно используется прием обведения контура предмета в воздухе. Прежде чем приступить к вырезыванию силуэта, следует продумать, откуда, с какого угла, в какую сторону листа, направить ножницы, т. е. учиться планировать предстоящее действие. У мение уверенно пользоваться ножницами играет особую роль в развитии ручной умелости.   Перспективный план занятий  " По тропинке в школу"   Месяц Занятие Содержание Сентябрь 1. Обследование руки Выявить уровень сформированности графических умений и навыков у детей,   Проверить умение ориентироваться на листе бумаги, 2.   Штриховка.   Развитие мелкой моторики   Овладение 3- мя видами штриховки на геометрических фигурах. 3. Пальчиковые игры « Встреча», « Спит на льдинке целый день». Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма 4. Работа в тетрадях – «Продолжи узор» Закрепление навыков работы в тетрадях, формирование образного мышления, развитие координации движений Октябрь 1 Пальчиковые игры: «В гости к пальчику большому», «Веточки на яблоньках» Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук 2. Обведение по контуру. Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, упражнять в координации речи с движением  Тренировать мышцы рук   Формировать умение планировать работу и технологично осуществлять творческий замысел. 3 Штриховка Упражнять в умении строить свою деятельность по словесным инструкциям.   Развитие мелкой моторики рук, упражнять в координации движения рук.   Закреплять навыки работы с цветными карандашами( штриховка, ведение вертикальных линий, кривых линий с разным нажимом, не отрывая карандаша от бумаги. 4 Ягоды( печать по трафарету) . Обведение по контуру Развитие воображения мелкой моторики, эстетический вкус. Закреплять ориентироваться на листе бумаги.   Закреплять умение контролировать движение руки, кисти, контролировать силу нажима.   Ноябрь 1. Домашние животные- обведение по точкам  Развивать чувство цвета, композиции. Продолжать учить ориентироваться на бумаге. 2. Сказки( оригами) . Штриховка. Создать интерес к подготовке мини спектаклей по сюжетам знакомых сказок.  Развитие мелкой моторики, продолжать учить выполнять задание по образцу Работа с бумагой, продолжать учить складывать бумагу по образцу, аккуратно, рассчитывать силу кисти при заглаживании бумаги. 3. Графические упражнения Развитие воображения мелкой моторики чувства цвета.   4. Рисуем по клеткам. Развитие воображения.  Продолжать учить ориентировке на листе бумаги. Развитие мелкой моторики рук Декабрь 1. О бведение по точкам. Штриховка. 2. Пальчиковые игры: «Заводные машинки», «Утречко», «Ножки идут по дорожке». Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма. 3. Обведение по контуру. Математический диктант Развитие зрительно – моторных функций, упражнять в ориентировке на листе. 4. Графические упражнения. Рисуем по клеточкам. Январь 1. «Снеговик» Обведение по контуру Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук. 2. Графические упражнения Вызвать у детей интерес к изображению зимнего пейзажа, учить отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы. 3. Обведение по контуру Создание праздничного настроение, положительного эмоционального отклика.  Развитие мелкой моторики рук. 4. О бведение по точкам. Математический диктант  Работа над развитием моторики и зрительного восприятия. Февраль 1. Обведение по контуру  Упражнять в ориентировке на плоскости, работать над развитием зрительно- пространственного восприятия   2. Пальчиковые игры: «Четыре братца», « Волчок», « Где живет сапожник? ». Развитие тонких моторных координаций, чувство ритма 3. Штриховка волнистыми линиями   Закрепить умение штриховать, соблюдая параллельность. 4. О бведение по точкам. Математический диктант. Развитие общей и мелкой моторики. Март 1. Праздник 8 Марта( изготовление объемной открытки) . Штриховка  Развитие воображения.  Вызвать положительные эмоции.  Развитие мелкой и общей моторики. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы. 2. Графические упражнения  Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.  Развитие внимания, воображения. 3. « Цветущая весна » Обведение по контуру  Развитие воображения, мелкой моторики.   4. Весенний цветок( оригами) обведение по точкам Вызвать интерес к работе с цветной бумагой, оригами.  Развитие моторики, логического мышления. Закреплять умение выполнять действия по образцу, учить складывать бумагу, прижимать, разглаживать. Апрель 1. Книжки- раскраски Закрепить умение штриховать всеми видами штриховки. 2. Обведение по контуру  Развитие воображения, мелкой моторики. 3. Математический диктант Закреплять умение выполнять задания по клеточкам в тетради, развивать внимание, мышление 4. Штриховка Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.  Развитие внимания, воображения. Май 1 Графические упражнения. Обведение по контуру  Продолжать работать над развитием общей и мелкой моторики, тренировать мышцы рук.   Тренировка мышц рук, развитие зрительно- п ространственного восприятия. 2. Пальчиковые игры: «Вера Веревочка», « Часы», «Лакомка   Развивать чувство ритма, координацию движений, мелкую моторику рук 3. Насекомые( оригами) . Штриховка Вызвать интерес к работе с цветной бумагой, оригами.  Развитие моторики, логического мышления закреплять умение выполнять действия по образцу, складывать бумагу, прижимать, разглаживать. 4 Насекомые( объемная аппликация) обведение по точкам. Развитие воображения, логического мышления, общей и мелкой моторики, зрительно – пространственного восприятия. Учить контролировать свои действия, следить за аккуратным выполнением работы. Перспективный план работы с родителями месяц Т ема Цели Сентябрь Беседа на тему: “ Штриховка и её значение для письма ” Познакомить родителей со значением штриховки для развития мелкой мускулатуры пальцев и рук. Рекомендации для родителей по штрихованию и работе с трафаретом. Помочь родителям организовать работу по закреплению навыков штрихования дома. Октябрь Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Организация свободной деятельности дома ”. Выяснить чем и как занимаются дети в свободное время дома, даётся ли детям возможность рисовать карандашами, лепить. Рассказать о необходимости рисования цветными карандашами, лепке из пластилина для развития мелкой мускулатуры пальцев и рук. Индивидуальные на тему: “Воспитание внимательности” Предложить родителям рекомендации по развитию внимательности у детей. Ноябрь Организовать выставку образцов для штрихования. Познакомить родителей с разнообразной тематикой штрихования и видами штриховок. Подготовить подборку физминуток. Рекомендовать родителям использовать физминутки в домашних условиях, как залог здоровья детей. Декабрь Индивидуальная беседа с родителями о том, как ребёнок держит карандаш. Рекомендовать родителям, чтобы во время рисования, штрихования обращали внимание, на то как ребёнок держит карандаш, добиваться правильного положения карандаша во время работы, контролировать силу нажима на карандаш. Рекомендации родителям о воспитании у детей уверенности в своих силах. Помочь родителям воспитать уверенность у детей при работе самостоятельно. Январь Индивидуальные рекомендации для родителей на тему: “Воспитание внимательности” Предложить родителям рекомендации по развитию внимательности у детей. Рекомендации родителям по организации свободной деятельности. Помочь родителям организовать свободную деятельность для развития мускулатуры пальцев и рук. Февраль Консультация на тему: “Активизация творческих способностей детей ” Познакомить родителей с необходимостью активизировать творческие способности детей для успешной работы с трафаретом. Индивидуальная беседа с родителями о том, как ребёнок держит карандаш. Предложить родителям добиваться, чтобы ребёнок правильно держал карандаш во время творческих работ. Март Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Лепим, развивая руки ”. Рекомендовать родителям, чтобы дети чаще лепили дома, т. к. при этом развивается мускулатура пальцев и рук. Организовать просмотр для родителей занятия с элементами штрихования. Наглядно показать родителям как дети составляют изображения при помощи трафарета и заштриховывают, соблюдая все правила. Апрель Индивидуальные рекомендации для родителей по воспитанию усидчивости, терпения, настойчивости. Дать родителям рекомендации по воспитанию у детей усидчивости, терпения и настойчивости. Индивидуальная беседа с родителями на тему: “Как я держу карандаш”. Показать родителям необходимость правильно держать карандаш, контролировать силу нажима во время рисования. Май Организовать просмотр занятия для родителей с элементами штрихования. Показать чему научились дети благодаря совместной работе воспитателей и родителей.       Выводы:               В двигательной области коры головного мозга проекция кисти руки огромна по отношению к проекции других частей тела. К тому же она чрезвычайно близка к речевой моторной зоне( зоне Брока) . Ещё раз хочется подчеркнуть, что тренировка движений пальцев является стимулом для развития речи ребёнка, и мощным тонизирующим фактором для коры головного мозга в целом. Упражнения позволяют развивать память и фантазию, повышает интерес детей к учебным мероприятиям.               Мелкая моторика в жизни и деятельности, выполняет много разных функций. Она активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические процессы, способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями, обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или деятельности.             Работа по развитию кисти и коррекции имеющихся недостатков должна проводиться в тесном контакте с родителями, воспитателями ДОУ и учителями начальных классов. Это обеспечит преемственность контроля над формированием правильного двигательного навыка и поможет быстрее достичь желаемых результатов.             Любые упражнения будут эффективны только при регулярных занятиях. Заниматься нужно ежедневно!  

Оставить комментарий: