a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр на развитие словарного запаса

Автор: Назарова Лилия Фаритовна Опубликовано: 2019-03-25 20:49:32

Документы для скачивания

Картотека игр на развитие словарного запаса Назарова Л. Ф. , воспитатель Игра с перебрасыванием мяча «Мяч бросай и животных называй» В зависимости от темы игры возможны варианты: «Мяч бросай, четко фрукты называй» или «Мяч бросай, транспорт быстро называй».   Цель: расширение словарного запаса за счет употребления обобщающих слов, развитие внимания и памяти, умение соотносить родовые и видовые понятия.   Вариант 1. Ход игры Взрослый называет обобщающее понятие и бросает мяч ребенку. Ребенок, возвращая мяч взрослому, должен назвать относящиеся к этому обобщающему понятию предметы.   Взрослый: - Овощи; Дети: - Картофель, капуста, помидор, огурец, редиска, свекла, морковь.   Взрослый: - Фрукты; Дети: - Яблоко, груша, лимон, мандарин, апельсин, абрикос.   Взрослый: - Ягоды; Дети: - Малина, клубника, смородина, брусника, черника, ежевика.   Игра с мячом «Я знаю три названия животных( цветов) » или «Я знаю три имени девочек( пять имен мальчиков) » Цель: расширение словарного запаса детей за счет употребления обобщающих слов, развит ие быстроты реакции, ловкости.   Ход игры. Раз и два, и три, четыре всё мы знаем в этом мире.  Ребенок, подбрасывая или ударяя мячом об пол, произносит: «Я знаю пять имен мальчиков: Саша раз, Витя два, Коля три, Андрей четыре, Володя пять». Можно использовать следующие виды движений: бросание мяча об пол одной или двумя руками и ловля двумя руками; бросание мяча вверх двумя руками и ловля двумя руками; отбивание мяча правой и левой рукой на месте.   Игра с мячом «Животные и их детеныши»  Цель: закрепление в речи детей названии детенышей животных, закрепление навыков словообразования, развитие ловкости, внимания, памяти.   Ход игры Бросая мяч ребенку, взрослый называет какое- либо животное, а ребенок, возвращая мяч, называет детеныша этого животного. Слова скомпонованы в три группы по способу их образования. Третья группа требует запоминания названий детенышей.   Группа 1. У тигра, у льва, у слона, у оленя, у лося, у лисы. Группа 2. У медведя – медвежонок, у верблюда – верблюжонок, у волка – волчонок, у зайца – зайчонок, у кролика – крольчонок, у белки – бельчонок, у коровы – теленок, у лошади – жеребенок, у свиньи – поросенок, у овцы – ягненок, у курицы – цыпленок, у собаки – щенок.   Группа 3. Тигренок, львенок, слоненок, олененок, лосенок, лисенок.   Игра с мячом «Кто как разговаривает? »   Цель: расширение словарного запаса, развитие быстроты реакции.   Ход игры Вариант 1. Мяч лови, да поскорей назови язык зверей. Взрослый бросает мяч ребёнку, называя животных. Ребёнок, возвращая мяч, должен правильно ответить, как- то или иное животное подает голос: корова, тигр, змея, комар, собака, волк, утка, свинья; мычит, рычит, шипит, пищит, лает, воет, крякает, хрюкает.   Вариант 2. Родители, бросая ребенку мяч, спрашивают: «Кто рычит? », «А кто мычит? », «Кто лает? », «Кто кукует? » и т. д.   Игра с перебрасыванием мяча «Подскажи словечко»   Цель: развитие мышления, быстроты реакции.   Ход игры. Есть всего один ответ. Кто- то знает, кто- то- нет. Родители, бросая мяч ребенку, спрашивают: Ворона каркает, а сорока? Ребенок, возвращая мяч, должен ответить: Сорока стрекочет.   Примеры вопросов: Сова летает, а кролик?   Корова ест сено, а лиса?   Крот роет норки, а сорока?   Петух кукарекает, а курица?   Лягушка квакает, а лошадь?   У коровы теленок, а у овцы? У медвежонка мама медведица, а у бельчонка?   Игра с перебрасыванием мяча «Чей домик? » или «Кто где живет? »   Цель: закрепление знания детей о жилищах животных, насекомых. Закрепление употребления в речи детей грамматической формы предложного падежа с предлогом «в».   Ход игры Кто в берлоге, кто в норе? Назови- ка поскорей!   Бросая мяч ребенку, родители задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, отвечает.   Вариант 1.   Родители: Кто живет в дупле? Белка.   Кто живет в скворечнике? Скворцы.   Кто живет в гнезде? Птицы: ласточки, кукушки сойки и т. д.   Игра с мячом «Скажи ласково»  Цель: закрепление умения образовывать существительные при помощи уменьшительно- ласкательных суффиксов, развитие ловкости, быстроты реакции.   Ход игры Родители, бросая мяч ребенку, называют первое слово( например, шар) , а ребенок, возвращая мяч, называет второе слово( шарик) . Слова можно сгруппировать по сходству окончаний. Стол- столик, ключ- ключик. Шапка- шапочка, белка- белочка.   Книга- книжечка, ложка- ложечка.   Голова- головка, картина- картинка.   Мыло- мыльце, зеркало- зеркальце.   Кукла- куколка, свекла- свеколка.   Коса- косичка, вода- водичка.   Игра с перебрасыванием мяча «Что происходит в природе» Цель: закрепление употребления в речи глаголов, согласования слов в предложении.   Ход игры. Человек легко находит, что в природе происходит.   Родители, бросая мяч ребенку, задают вопрос, а ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить.   Игру желательно проводить по темам. Пример: Тема «Весна»  Родители: Солнце- что делает? Светит, греет. Ручьи- что делают? Бегут, журчат. Снег- что делает? Темнеет, тает.   Птицы- что делают? Прилетают, вьют гнезда, поют песни.   Капель- что делает? Звенит.   Медведь- что делает? Просыпается, выходит из берлоги.   Игра с перебрасыванием мяча «Составь предложение» Цель: развитие внимания, быстроты мыслительных операций.   Ход игры Мячик прыгать я заставлю, предложение составлю.   Мама бросает мяч ребёнку, произнося при этом несогласованные слова( например: «Девочка играть») . Ребенок, поймав мяч, произносит предложение из этих слов( «Девочка играет») и бросает мяч обратно.   Игра с мячом «Кто как передвигается? »   Цель: обогащение глагольного словаря детей, развитие мышления, внимания, ловкости.   Ход игры Кто летает, кто плывет, кто ползет, а кто идет.   Взрослый, бросая мяч ребенку, задает вопрос, ребенок, возвращая мяч, должен на заданный вопрос ответить. Игра проводится с перебрасыванием мяча различными способами.   Мама: Летают.   Ребёнок: Птицы, бабочки, мухи, стрекозы, комары, мошки.   Плавают: Рыбы, дельфины, киты, моржи, акулы.   Ползают: Змеи, гусеницы, черви.   Прыгают: Кузнечики, лягушки, жабы блохи, зайцы. Игра с мячом «Какие действия совершают животные? » или «Что делают животные? »  Цель: активизация глагольного словаря детей, закрепление знаний о животных, развитие воображения, ловкости.   Ход игры. Что животные умеют – птицы, рыбы, кошки, змеи?   Родители, разными способами, бросая мяч ребенку по очереди, называют какое- либо животное, а ребенок, возвращая мяч, произносит глагол, который можно отнести к названному животному.   Мама: собака;   Ребёнок- стоит, сидит, лежит, идет, бежит, спит, ест, лает, играет, кусается, ласкается, служит;   Кошка( мурлычет, мяукает, крадется, лакает, царапается, умывается, облизывается) ; Мышка( шуршит, пищит, грызет, прячется, запасает) ;   Утка( летает, плавает, ныряет, крякает) ;   Ворона( летает, ходит, каркает, клюет) ;   Игра «Кто, чем занимается? »  Цель: закрепление знаний детей о профессиях, обогащение глагольного словаря детей, развитие внимания, ловкости.   Ход игры. Вариант 1. Бросая или прокатывая мяч ребенку, родители называют профессию, а ребенок, возвращая мяч, должен назвать глагол, обозначающий, что делает человек названной профессии.   Мама: строитель  Ребёнок: строит;   повар( варит( готовит) ) ;   носильщик( носит) ;   чертежник( чертит) ;   рабочий( работает) ;   Вариант 2. Родители называют глагол, а ребенок про фессию( продает- продавец) .   Игра «Кто может совершать эти движения? »   Цель: активизация глагольного словаря детей, развитие воображения, памяти, ловкости.   Ход игры Кто и что- летит, бежит, ходит, плавает, лежит?   Родители, бросая мяч ребенку, называют глагол, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к названному глаголу.   Родители: идет   Ребёнок: человек, животное, поезд, пароход, дождь, снег, град, время, дорога;   Бежит( человек, животное, ручей, время) ;   Летит( птица, бабочка, стрекоза, муха, жук, комар, самолет, вертолет, ракета, спутник, время, телеграмма) ;   Плывет( рыба, кит, дельфин, лебедь, лодка, корабль, человек, облако) . Игра «Горячий- холодный»   Цель: закрепление в представлении и словаре ребенка противоположных признаков предметов или слов- антонимов.   Игра проводится после предварительной работы с картинками и усвоения ребенком таких слов, как «одинаковый», «похожий», «разный»( «различный») , «противоположный». По картинкам: Река широкая, а ручеек узкий. Медведь большой, а медвежонок маленький. Дедушка старый, а юноша молодой.   Ход игры Мы сейчас откроем рот, чтоб сказать наоборот.   Родители, бросая мяч ребенку, произносят одно прилагательное, а ребенок, возвращая мяч, называет другое- с противоположным значением.  Родители Горячий;   Игра «Из чего сделано? »  Цель: закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.   Ход игры. Вот предмет, а из чего люди сделали его?   Родители, бросая мяч ребенку, говорят: «Сапоги из кожи», а ребенок, возвращая мяч, отвечает: «Кожаные».   Родители: рукавички из меха. . .   Ребёнок: меховые;   тазик из меди. . . медный;   медвежонок из плюша. . . плюшевый;   рукавички из шерсти. . . шерстяные;   стакан из стекла. . . стеклянный;   ваза из хрусталя. . . хрустальная.   Можно предложить детям составить предложения с данными словосочетаниями. Игра «Лови да бросай- цвета называй»  Цель: подбор существительных к прилагательному, обозначающему цвет. Закрепление названий основных цветов, развитие воображения у детей.   Ход игры. Что у нас какого цвета- мы расскажем вам об этом.   Родители, бросая мяч ребенку, называют прилагательное, обозначающее цвет, а ребенок, возвращая мяч, называет существительное, подходящее к данному прилагательному.   Родители: красный –  Ребёнок: мак, огонь, флаг оранжевый- апельсин, морковь, заря;   желтый- цыпленок, солнце, репа; зеленый- огурец, трава, лес; голубой- небо, лед, незабудки; синий- колокольчик, море, чернила; Игра «Третий лишний»( «Четвертый лишний»)   Цель: закрепление умения детей выделять общий признак в словах, развивать способность к обобщению.   Ход игры. Распознаем мы сейчас, что же лишнее у нас.   Родители, бросая мяч ребенку, называют три или четыре слова и просят определить, какое слово лишнее.   Например: Голубой, красный, спелый.   Кабачок, огурец, лимон.   Пасмурно, ненастно, ясно. Осень, лето, суббота, зима.   Понедельник, вторник, лето, воскресенье.   День, ночь, утро, весна.   Ребёнок, бросая мяч обратно, назыв ает лишнее слово.   Игра «Чья голова? »  Цель: расширение словаря детей за счет употребления притяжательных прилагательных. Правильность употребления в речи всех этих разнообразных окончаний достигается путем неоднократного повторения слов в игровых ситуациях.   Ход игры Чья у зверя голова? Подскажи скорей слова.   Родители, бросая мяч ребёнку, говорят: «У вороны голова. . . », а ребенок, бросая мяч обратно, заканчивает: «. . . воронья».   Примеры: у рыси голова рысья  у рыбы – рыбья у кошки – кошачья у сороки – сорочья у зайца- заячья  у кролика – кроличья у верблюда – верблюжья Игра «Что бывает круглым? »  Цель: расширение словаря детей за счет прилагательных развитие воображения, памяти, ловкости.   Ход игры Тут, конечно, каждый знает, что каким у нас бывает.   Перебрасывая мяч ребёнку различными способами, родители задают вопрос, на который ребенок, поймав мяч, должен ответить, после чего вернуть мяч.   • 1. Что бывает круглым? ( Мяч, шар, колесо, солнце, луна яблоко, вишня. . . )   • 2. Что бывает длинным? ( Дорога, река, веревка, нитка, лента, шнур. . . )   • 3. Что бывает высоким? ( Гора, дерево, человек, дом, шкаф. . . )   • 4. Что бывает зеленым? ( Трава, деревья, кусты, кузнечики, платье. . . )   • 5. Что бывает холодным? ( Вода, снег, лед, роса, иней камень, ночь. . . )   • 6. Что бывает гладким? ( Стекло, зеркало, камень, яблоко. . . )   • 7. Что бывает сладким? ( Сахар, конфеты, пирожки торты, вафли. . . )   • 8. Что бывает шерстяным? ( Платье, свитер, варежки перчатки, шапка. . . )   Игра «Один- много»  Цель: закрепление в речи детей различных типов окончаний имен существительных.   Ход игры Мы- волшебники немного: был один, а станет много.   Родители бросают мяч ребёнку, называя имена существительные в единственном числе. Ребёнок бросает мяч обратно, называя существительные во множественном числе. Можно перебрасывать мяч с ударами об пол, прокатывать мяч, сидя на ковре.   Примеры: Стол- столы  двор – дворы нос – носы гора – горы нора – норы мост – мосты дом – дома глаз – глаза. Игра «Веселый счет» Цель: закрепление в речи детей согласования существительных с числительными. Развитие ловкости, быстроты реакции.   Ход игры. Сколько их- всегда мы знаем. Хорошо мы все считаем.   Родители бросают мяч ребенку и произносят сочетание существительного с числительным «один», а ребенок, возвращая мяч, в ответ называет это же существительное, но в сочетании с числительным «пять»( или «шесть», «семь», «восемь». . . ) . Сначала лучше называть сочетания по принципу сходства окончаний имен существительных. Примеры: один стол- пять столов один шкаф- пять шкафов  один гусь- пять гусей один лебедь- пять лебедей  Родитель бросает мяч и произносит: «У меня один стол». Ребенок, бросая мяч обратно, отвеча ет: «А у меня пять столов».   Игра «Где мяч? »  Цель: закрепление в речи детей правильного употребления предлогов, развитие умения ориентироваться в пространстве, внимания.   Ход игры Вариант 1. Мячик, мячик, где лежишь? Ты от нас не убежишь.   Ребёнок выполняет задание с мячом: «Подними мяч над головой, положи мяч у правой ноги, положи мяч на ковер, перед собой» и т. п. Вариант 2. Ребёнок отвечает на вопрос: «Где лежит мяч? »( на столе, на полу, в углу, около стола, под столом. . . )   Игра «Хорошо- плохо»   Цель: знакомство детей с противоречиями окружающего мира, развитие связной речи, воображения ловкости.   Ход игры. Мир не плох и не хорош- объясню, и ты поймешь.   Родители задают тему обсуждения. Ребёнок, передавая мяч по кругу, рассказывает, что, на его взгляд, хорошо или плохо в природных явлениях. Родитель: дождь. Ребёнок: дождь- это хорошо: смывает пыль с домов и деревьев, полезен для земли и будущего урожая, но плохо- намочит нас, бывает холодным. Родитель: город.   Ребёнок: хорошо, что я живу в городе: можно ездить на автобусе, много хороших магазинов, плохо- не увидишь живой коровы, петуха, душно, пыльно.   Вариант «Нравится не нравится»( о временах года) .   Родитель: зима. Ребёнок: мне нравится зима. Можно кататься на санках, очень красиво, можно лепить Игра «Утро, день, вечер, ночь»  Цель: закрепление умения детей ориентироваться во времени, закрепление названий частей суток, их последовательности; развитие внимания, ловкости.   Ход игры. Утро, вечер, день и ночь навсегда уходят прочь. Провожать их не спеши, что ты делал, расскажи.   Перебрасывая мяч различными способами( с ударами мяча об пол, перекатывание) , ребёнок отвечает на вопросы родителей и рассказывает, что он делал утром, днем, что будут делать вечером, ночью. • Что ты делал утром?   • Что ты делал вечером?   Вариант1.   1. «Назови «соседей» утра».   2. «Сначала вечер, а потом? . . »  3. «Назови пропущенное слово»( Мы завтракаем утром, а обедаем. . . )   Игра «Лови, бросай, дни недели называй» Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка. Ход игры В календарь не зря глядели- все мы помним дни недели.   Играющие становятся в круг. Ведущий, бросая мяч кому- нибудь, может начать с любого дня недели: «Я начну, ты продолжай, дни недели называй! Среда. . . » Все по очереди перебрасывают мяч друг другу и последовательно называют дни недели. Усложнение. Ребёнок и родители встают в круг и, называя дни недели, на каждое слово хлопают мячом об пол: «Понедельник. Вторник. . . » Вместо следующего дня недели родитель называет имя ребенка: «Саша! » Ребенок подхватывает мяч и продолжает, бросая мяч об пол. Можно называть дни недели и в обратном порядке. Игра «Месяцы и их последовательность»  Цель: закрепление временных понятий в активном словаре ребенка.   Ход игры Месяц к месяцу встает- каждый всех их назовет.   Родители с детьми называют месяцы, бросая мяч об пол: «Январь, февраль, март. . . ». Вместо следующего месяца, родитель называет имя ребенка: «Маша! ». Ребенок подхватывает мяч и продолжает называть месяцы, хлопая мячом об пол.   Игра «Кто кем был? »  Цель: развитие мышления, расширение словаря, закрепление падежных окончаний.   Ход игры Мы, конечно, не забыли, кем еще вчера вы были.   Родители, бросая мяч ребёнку, называют предмет или животное, а ребенок, возвращая мяч, отвечает на вопрос, кем( чем) был раньше названный объект:   цыпленок – яйцом лошадь- жеребенком корова- теленком дуб- желудем рыба- икринкой яблоня- семечком  лягушка- головастиком бабочка- гусеницей

Оставить комментарий: