a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

«Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников»

Автор: Исаева Ольга Васильевна Опубликовано: 2019-04-14 18:25:04

Мастер- класс для педагогов ДОУ «Новые подходы к организации познавательно- исследовательской деятельности детей в ДОУ» Тема «Сказка в экспериментальной деятельности дошкольников» Исаева О. В. Цель мастер- класса:   повышение профессионального мастерства участников мастер- класса в процессе активного педагогического общения по усвоению опыта работы по проведению экспериментирования как средства развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Задачи мастер- класса: - Показать, как можно использовать опыты в экспериментальной деятельности детей. - Развивать познавательный интерес к окружающему миру, умение делиться приобретенным опытом с другими людьми. - Повышение уровня профессиональной компетентности участников мастер- класса. Оборудование:   цыпленок( игрушка) , емкости для воды, пресная и соленая вода, подносы, 2 апельсина, губка, пипетка, груша, салфетка, соломинка, средство для мытья посуды. ХОД МАСТЕР- КЛАССА Здравствуйте, уважаемые коллеги! Крикните громко и хором, друзья, Деток вы любите? Нет или да? ( Да) Пришли на занятие, сил совсем нет, Вам лекции хочется слушать здесь? ( Нет. ) Я вас понимаю. Как быть господа? Проблемы детей решать нужно нам? ( Да. ) Дайте мне тогда ответ: Помочь откажетесь мне? ( Нет. ) Тема мастер- класса «Экспериментальная деятельность как средство развития познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста». Свое выступление я хочу начать с пословицы: «Расскажи – и я забуду, покажи – и я запомню, дай попробовать – и я пойму». Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. Дидактический смысл экспериментальной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской  деятельности, развивает познавательную активность детей, приучает действовать самостоятельно, проявлять инициативу и творчество. Информация, добытая своими руками, запоминается ребенком прочно и надолго. В ходе занимательных экспериментов дети удовлетворяют свою природную любознательность и познавательную активность. Опыт работы показывает: элементарная экспериментально – исследовательская деятельность доступна детям уже с раннего дошкольного возраста. Дети с удовольствием обследуют песок и глину, познавая их свойства; растения на участке, птиц, насекомых; ловят ветерок, запускают самолетики; превращают снег в воду, а прозрачную воду – в разноцветную. Тематика и содержание экспериментов могут быть очень разнообразны ми. В младших группах эксперименты короткие, простые. Например,   «Грузовик». В течение дня мы с малышами в игре обследовали части грузовика, назначение этого вида транспорта, назначение колес. Проводили  опыт: поедет ли грузовик без одного колеса? и т. д. В старших группах эксперименты сложнее. Я хочу сегодня в форме сказки показать вам некоторые виды экспериментирования с разными материалами, которые можно использовать в работе с детьми. Сказка называется «Путешествие цыпленка, или мир за забором птичьего двора». На одном птичьем дворе совсем недав но у мамы- курицы вылупились цыплята. Все детки были послушные, всегда ходили за мамой- курицей, только один был уж очень любопытный, везде совал свой нос. Однажды ему захотелось узнать, что же там за забором птичьего двора, и он пошел открывать мир. Выйдя за забор, он увидел небольшой пруд, в нем плавало много загадочных цветов, это были кувшинки. Солнышко уже начало всходить, и цыпленок  увидел, как распускаются эти прекрасные цветы. Опыт № 1 Цветы кувшинки Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите кувшинки на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Вывод: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее, и лепестки раскрываются. Цыпленок захотел поближе рассмотреть, как рас пускаются эти прекрасные цветы, но так как он не умел плавать, ему надо было найти какой- то не тонущий в воде предмет и на нем подплыть к цветам. Посмотрев по сторонам, он увидел ку сок коры дерева, металлическую пластинку. С трудом опустив металлическую пластинку в воду, он с ужасом заметил, что она утонула. Следующую попытку он проделал с корой дерева и с удовлетворением отметил, что она плавае т. П лывя на коре дерева, он увидел, что какие- то маленькие существа то появлялись на повер хности воды, то снова пропадали. Э то были рыбки, которые резвились на солнышке. Как вы думаете, почему рыбы плавают? У рыбы есть плавательный пузырь, когда ей надо погрузиться, мускулы сжимаются, сдавливают пузырь, объем уменьшается, рыба опускается вниз. А надо подняться на поверхность – мускулы расслабляются, распускают пузырь. Он увеличивается и рыба всплывает. Опыт № 2 Воздушные пузырьки Наливаем в стакан минеральную воду, бросаем в него несколько кусочков пластилина величиной с рисовые зерн ышки. Почему пластилин падает на дно стакана? ( О н тяжелее воды, поэтому тонет) . Что происходит на дне? Почему пластилин всплывает и снова падает? Вывод: В воде есть пузырьки воздуха, они поднимаются наверх и выталкивают кусочки пластилина; Так будет продолжаться несколько раз, пока вода не «выдохнется». Цыпленок вн имательно наблюдал за рыбками. Затем он п ошел дальше узнавать мир. Опыт № 3 Апельсин в соленой и пресной воде Он у видел апельсин и выбросил его в пруд. Что произошло с апельсином? Он не утонул! ! ! И даже если очень постараться, утопить его не удастся. Очищаем апельсин от кожуры и опускаем в воду. Апельсин утонул! ! ! Почему? Нет кожуры. Во второй стакан д обавим в воду соль. Что вид ите? Почему? Апельсин поднялся? Потому что добавили соль. Сделаем вывод: в апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды. Вода растворяет соль. Соленая вода более плотная, чем пресная, поэтому апельсины в ней не тонут. Поэтому- то и в море нам плавать легче, чем, например, в речке. Опыт № 4. Помощь солнышку Дальше цыпленок увидел большую лужу и ярко светящее солнышко. Солнышко попросило цыпленка помочь ему высушить лужу. Как мы можем помочь солнышку? Правильно собрать воду разными предметами. Цель: дать представление о том, что воду можно собрать различными предметами – губкой, пипеткой, грушей, салфеткой. Возьмите поролоновую или другую впитывающую губку, резиновую грушу и пластмассовый шприц( без иглы) . Налейте воду в небольшой тазик, приготовьте несколько пустых ёмкостей( чашек, мисок и т. п. ) . Попросите ребёнка опустить губку в воду и покажите, как нужно отжать её в чашку. Потом наберите воду резиновой грушей и перелейте её в другую ёмкость. То же самое проделайте и со шприцом. Опыт № 5 Замок принцессы Пены Высушив лужу, цыпленок пошел д альше и увидел пенный замок. В этом замке кто – то жил. Цель: познакомить с тем, что при попадании воздуха в каплю мыльной воды образуется пузырь, затем пена. В небольшую ёмкость налейте немного средства для мытья посуды, добавьте воды и размешайте. Возьмите широкую коктейльную трубочку, опустите в миску и начинайте дуть. Одновременно с громким бульканьем на глазах у ребёнка вырастет облако переливающихся пузырей. Дайте ребёнку трубочку и предложите подуть сначала вместе с вами, затем самостоятельно. П оставьте внутрь пены пластмассовую или резиновую игрушку – это «принцесса, которая живёт в пенном замке». Опыт № 6 Пчелки на лугу Распрощавшись с принцессой, цыпленок пошел дальше и увидел перед собой  огромный луг, который был усыпан разноцветными цветами, к цветам подлетали маленькие жучки и громко жужжали, это были пчелы. Железный цветок обклеить блестящей липкой бумагой, на картинки пчелки приклеить с обратной стороны магнит. Пчелки будут магнититься к цветку. Цыпленку очень понравилось гулять и познавать этот огромный и интересный окружающий мир.   Опыт № 7 Следы на песке Н агулявшись, Цыпленок решил вернуться домой. Тут он увидел, что идя по мокрому песку, после него остаются следы. По этим следам он успешно вернулся к маме- курице. Взять в руки сухой песок и сыпать его струйкой. Затем мокрый песок. Палочкой, пальчиком оставить следы на сухом песке, затем на мокром песке. Давайте вспомним свойства мокрого песка? Вывод: Мокрый песок нельзя сыпать струйкой, но зато он может принимать любую нужную форму, пока не высохнет Вывод: Таким образом, о пытно- экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность и пытливость ума, развивает стремление к познанию мира, все познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, со здавать творческую личность. Очень ответственным является конечный этап эксперимента- анализ результатов и формулирование выводов. Дети дошкольного возраста мыслят образами. Поэтому зачастую не могут выразить т о, что понимают. В этом случае не устраивать ф ронтальный опрос, а предоставить детям возможность в непринуждённой форме поделиться радостью открытия. Один очень важный совет: не торопитесь давать малышу готовые ответы, пусть он сам подумает о причинах того или иного явления. Конечно, не каждый ребѐнок сможет ответить на вопрос, дайте ему время. Не спешите, задавайте наводящие вопросы, подводите его к тому, чтобы « открытие» сделал сам. Детские удивительные открытия находятся рядом, а потому только собственный опыт поможет ребёнку приобрести необходимые знания о жизни.  А нам, взрослым, необходимо создать условия для экспериментальной деятельности и поддерживать интерес ребёнка к исследованиям и открытиям! Вам удалось почувствовать себя детьми? Выразите своё отношение к тому, что вы делали 1— тремя существительными( мастер- класс, игра, эксперимент) 2 — тремя прилагательными( интересное, увлекательное, познавательное) 3 — тремя глаголами( играли, экспериментировали, слушали) Выскажите своё мнение, для вас все, что мы сейчас делали, это приемлемые формы работы с детьми? Это только малая часть всех форм, которые м ожно применять в своей работе по формированию познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность. З аканчиваю описание своего опыта работы словами извест ного психолога Павла Петровича Блонского: « Пустая голова не рассуждает. Чем больше опыта, тем больше способна она рассуждать» Мне было приятно с вами работать и общаться. Спасибо вам за участие в мастер- классе. В заключение процитирую слова Генри Форда: «Собраться вместе – это начало. Держаться вместе – это прогресс. Сотрудничать вместе – это успех». Желаю всем нам успехов и плодотворного сотрудничества!

Оставить комментарий: