a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Педагогическое сопровождение воспитанников дошкольного учреждения с различными образовательными потребностями.

Автор: Евтушенко Елена Викторовна Опубликовано: 2019-04-15 13:32:04

Педагогическое сопровождение воспитанников дошкольного учреждения с различными образовательными потребностями.

Евтушенко Елена Викторовна,

Воспитатель МАУДО «Детский сад №8»;

Тюменская область, г. Ялуторовск, ул. Революции 149;

Тел.: 8-345-35-2-55-52, 8-922-075-28-51.

Каждый педагог, не зависимо учитель в школе или воспитатель в ДОУ сталкивается с необходимостью удовлетворения образовательных потребностей детей, нуждающихся в коррекционной работе.

Одной из важнейших задач дошкольного образования, в соответствии с ФГОС, является обеспечение условий для индивидуального развития всех детей, в особенности тех, кто в наибольшей степени нуждается в специальных условиях воспитания – одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.

В данном случае я хочу остановить внимание не на детках с ограниченными возможностями здоровья, и не на особо одаренных детках, а на тех, кто не в меньшей степени требует особого внимания педагога, и нуждается в индивидуальной работе. Это детки, у которых исходя из результатов диагностики  (мониторинга)  оценки достижений  промежуточных результатов путем наблюдений, анализа детских работ, эпизодов из жизни группы, игр, тренингов, непосредственного общения, создания педагогических ситуаций, тестовых заданий, бесед с родителями (низкоформализованными методами оценки, доступными педагогу) непосредственно работая с детьми, выявляется уровень  не сформированности  некоторых навыков по одному или нескольким образовательным областям, в соответствии с ФГОС ДО: социально – коммуникативное, физическое, речевое, художественно – эстетическое, познавательное развитие.

В соответствии с ФГОС ДО (Раздел IV. Требования к результатам освоения образовательной программы дошкольного образования п. 4.3)  целевые ориентиры реализации программы не подлежат непосредственной оценке, в том числе в виде педагогической диагностики  (мониторинга), и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Однако ФГОС ДО (Раздел III.  Требования к условиям реализации основной образовательной программы ДО, п 3.2.3.) допускает, что в организации (группе) может проводиться оценка индивидуального развития детей. Такая оценка производится педагогическим работником в рамках диагностики (мониторинга).

Результаты педагогической диагностики (мониторинга) могут использоваться исключительно для решения образовательных задач:

  • индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);
  • оптимизации работы с группой детей.

Результаты диагностирования помогают педагогу в систематизации и создании индивидуальной коррекционной работы развития детей.

В основу коррекционной работы положено усиление индивидуальной работы с ребенком или группой детей, с учетом выявленных проблем,  а так же взаимодействия с семьей по реализации основной образовательной программы.

Исходя из полученных результатов, педагог разрабатывает индивидуальную программу развития, фиксируя для себя результат эффективности индивидуальной работы.

Для каждого ребенка нуждающегося в индивидуальной работе необходимо учитывать все факторы и состояние здоровья и условия его жизни за стенами ДУ. Для этого составляется индивидуальный маршрут развития.

 

Индивидуальный маршрут развития

_____________________________

                                                  

  1. Характеристика

 

критерий

характеристика

1

Дата рождения, группа

 

2

Здоровье, физическое состояние.

 

 

3

Семья

 

4

Условия жизни

 

5

Особенности характера

 

6

Проблемы ребенка

 

8

Задачи маршрута

 

9

Ожидаемые результаты

 

 

И по тем областям, по которым с ребенком необходима индивидуальная работа, она проводится согласно составленному педагогом индивидуальному маршруту.

     ФЭМП

 

свойства

Отношение

Количество и счет, числа и цифры

Геометрические фигуры

Последовательность действий

Цели и

задачи

Научить осуществлять классификацию по одному- двум свойствам. Измерять длину и ширину, сравнивать.

Научить определять последовательности  ряда предметов (3-5) по размеру, весу, стоимости и др. Делить предметы на 4 равные части. Ориентироваться на листе бумаги, в комнате по отношению какого-либо предмета. Заучить понятия «сутки», , дни недели.

Считать в пределах 10. Количественный и порядковый счет. Определять предыдущее и последующее число по отношению к названному. Увеличивать и уменьшать числа на 1.

Формировать представления о  круге, квадрате, прямоугольнике,  ромбе, ломанной линии. Находить предметы данной формы.

С помощью воспитателя выражать в речи логические связи, предполагаемые изменения в группах предметов, величин, составлять и решать задачи.

Дидактические

игры и упражнения

«Исправь ошибку»

«Разноцветные цепочки»

«Найди пару»

 «Кто выше, ниже, шире и т.д.» «Измерь»

«Выложи такой же»

«День рождение кошки»

«Магазин»

«Все о времени»

«Лабиринты»

«Найди клад»

«Когда это бывает»

«Какой день»

«Построй по размеру»

«Куда вставить карточку»

«Составь число»

«Рассеянный художник»

«Где живет число»

«Сосчитай»

«На какие фигуры села бабочка»

«Найди такой же»

«оживи геометрическую фигуру»

 

«Задачи в стихах»

«Объясни почему»

«Найди лишнее»

«Дорисуй цепочку»

 

Развивающая среда и пособия

Мерки разных видов,  карточки с  предметами и  цифрами, карточки с предметами разной величины, образцы  для работы с палочками.

 Календарь,  фигуры разных размеров, лабиринты, геометрические фигуры.

Карточки с пропущенными числами

Геометрические фигуры, силуэты фигур

 Картинки по классификации

Кратность

занятий

2 раза в неделю

Используемая литература

А.А. Столяр «Давайте поиграем»,  Е.А. Носова «Логика и математика для дошкольников», З.А. Михайлова «Математика от  трех до семи», «Игровые занимательные задачи для дошкольников», Рихтерман Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста. /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.

 

Речевое развитие.

 

Звуки (твердые и мягкие, гласные и согласные)

Слово

Предложение

 

Пересказ текста

Составление рассказа

ТРИЗ

Моторика рук

Цели и

задачи

Развивать слу-ховое и зри-тельное внима-ние. Учить проговаривать и распознавать звуки , обозна-чать их в цвете.

Учить слышать и проговаривать слова, делить их на слоги,  обогащать словарный запас.

Учить составлять предложения, схемы предложения, слышать красоту  речи.

Учить  передавать текст рассказа по схеме, картинке.

Учить составлять рассказы по картинке,

творческому составлению рассказов

 Подготовить руку к обучению к письму

Дидактические

игры и упражне-ния

По плану –учителя логопеда.

 

По плану –учителя логопеда

 

«Опиши игрушку»

«Расскажи, что видишь»

«Паровозик»

Упражнения на составление предложений по картинке. Деление предложений на слова. Составление распростра-ненных предложений с помощью ТРИЗ.

Составление  схем соста-вленных предложений.

Придумывание предло-жений по опорным схемам.

«Лиса и козел»

«Четыре желания»

«У страха глаза велики»

«На катке» «Синичкин календарь»

 

 Рассказывание по картине, по серии картинок.

 Сочинение  рассказов по опорным словам, Придумывание конца и начала  сказки. Составление   сказки- фантазии, МФА.

Раскрашивание картинок, разными способами (красками, карандашами

штрихами разных видов) Пальчиковая гимнастика.

Развиваю-щая среда и пособия

Красные, синие и зеленые кружочки.

Карандаш, тетрадь, предметные картинки.

Сюжетные картинки, схемы предложений, предметные картинки к ТРИЗ.

Карандаш простой, тетрадь.

Схемы  рассказов.

Картина «В школу» И. Бродская «Лес зимой в снегу» Н. Ульянов Снегири» А Дейнека «Хоккеисты». Серии картинок.

Схемы для рассказывания.

Карандаши цветные, простой, книжки- раскраски.

Кратность

занятий

2 раза в неделю

Исп. литература

Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой»,    А. Лекомцев «Учимся фантазировать» Феникс, 2012 – 32с., Журнал «Дошкольник, младший школьник»

 

 

        Познавательное развитие

 

экология

предметный мир

труд

Цели и

задачи

Формировать умение  видеть взаимосвязь живой и неживой природы,  способность осознавать последствия своих действий по отношению к окружающей среде.

Формировать знание видовых и родовых понятий. Использовать систему обследовательских действий. Классифицировать предметы по 2-3 признакам.

Дать представление о труде взрослых, о разнообразии профессий,  о роли современной технике в жизни человека. Помочь освоить позицию субъекта трудовой деятельности

Дидактические

игры и упражнения

«Где что зреет»,  «Живая и неживая природа», «Кто где живет», «Узнай какой зверь», «Найди сходства и различия» «Что было, если бы..», «Живая пирамида»

«С какого дерева листочек»

«Как растет  .. (горох, фасоль, дерево)»

 Классификация предметов по признаку, по функции. (мебель, игрушки, одежда, обувь, рукотворный и нерукотворный мир) Игры «Магазин», «Квартира», «Собираемся на прогулку» и др. Составление описательных рассказов по схемам .

Индивидуальные беседы по темам:  «Как появились  (хлеб, мебель, рубашка и др)..»

« Что нужно чтобы …( навести порядок, сделать домашнее задание»

Индивидуальный труд в группе

Развивающая среда и пособия

Предметные и сюжетные картинки живой и неживой природы родного края,  модели роста растений и животных.

Предметные картинки, схема описательного рассказа. Модуль обследования предметов.

Сюжетные и предметные картинки. Инвентарь к трудовым процессам.

Кратность

занятий

1 раз в 2 недели

Используемая литература

Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6  лет», Р. Морис «Тайны живой природы», О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию», Л.М. Монерцовой «Мир природы и ребенок», Журнал «Дошкольник и младший школьник»

 

Считаю, что индивидуальный, интегрированный подход обучения дошкольников, имеющих некоторые трудности в усвоении примерной основной образовательной программы дошкольного образования,  имеет определенные преимущества: способствует формированию целостной картины мира, повышает мотивацию, формирует познавательный интерес, раскрепощает детей в творчестве.

Список литературы:

  1. «Мозайка»: старшая группа / авт.-сост. В.Ю. Белькович, Н.В. Гребенкина, И.А. Кильдышева. – М.: ООО»Русское слово – учебник»,2014. - 104с. – (Мозаичный парк)
  2. Т.М. Бондаренко «Экологические занятия с детьми 5 – 6 лет», ИП Лакоценина, 2009. – 160 с.
  3. О.А. Воронкевич «добро пожаловать в экологию», Санкт-Петербург, ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2017 – 6с.
  4. А. Лекомцев «Учимся фантазировать» Феникс, 2012 – 32с.
  5. Р. Морис «Тайны живой природы», РОСМЭН, 1997 – 202с.
  6. Л.М. Монерцовой «Мир природы и ребенок» СПб., 1998.
  7. З.А. Михайлова «Математика от трех до семи» Санкт- Петербург, Акцидент, 1997г, 176с., «Игровые занимательные задачи для дошкольников» , Москва: Просвещение, 1985 - с.96
  8. Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая, логика и математика для дошкольников, издание 2-е, исправленное и дополненное. Санкт-петербург «детство-пресс» 2002
  9. Т.Д. Рихтерман «Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста». /[Текст]//– М.: Просвещение, 1991. – 47 с.
  10. А.А. Столяр «Давайте поиграем», Москва: Просвещение, 1991. — 84 с.
  11. Л.Б. Фесюкова «Воспитание сказкой», Фолио; М. : АСТ, 2000. – 464с.

 

Оставить комментарий: