a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Конспект НОД по экологическому развитию "Древние обитатели суши"

Автор: Плещева Юлия Владимировна Опубликовано: 2019-04-21 22:08:24

Документы для скачивания

Цель:

- знакомство с Древними обитателями суши (пресмыкающимися).

- освоение действий построения схемы внешнего вида древних животных (пресмыкающихся).

 

Задачи.

Образовательные:

- создание условий для развития представлений детей о времени, пространстве, планете Земля, причинах и следствии;

- ознакомление детей с древними животными, вышедшими на сушу (древними пресмыкающимися);

- обучение детей действию построения схемы внешнего вида древних пресмыкающихся (динозавров) с целью выявления их родства с современными рептилиями;

- познакомить с элементами профессиональной деятельности палеонтолога через  практическую деятельность.

Развивающие:

- развитие представлений о содержании понятий «пресмыкающиеся»;

- развивать внимание, память;

- развивать умение строить умозаключения, грамматически правильно и связно оформлять свою речь;

- развивать общение и взаимодействие ребенка со взрослым и сверстниками, через партнерскую деятельность.

Воспитательные:

- воспитывать желание беречь и уважать все живое на планете;

- умение работать в группе, слушать собеседника  и вступать в диалог;

- воспитывать осознание своих умений и возможностей.

Интеграция  образовательных областей:

 - социально-коммуникативное развитие;

- познавательное развитие;

- речевое развитие;

- художественно-эстетическое развитие;

- физическое развитие.

 

Материал и оборудование:

Демонстрационный: картинки с изображениями древней Земли в период образования суши, изображение двоякодышащих рыб (латимерия), древних пресмыкающихся (динозавров), их современных потомков (ящериц, змей, черепах, крокодилов).

Оборудование: презентация  о древней Земли в период образования суши,  ИКТ, ширма, макет древней Земли, 2 контейнера с песком, кисточки, перчатки, деревянный скелет динозавра, компас, рюкзак, бинокль, музыкальное сопровождение полета.

Раздаточный:

Карандаши, блокнот путешественника

Ход занятия.

Организационный момент. Воспитатель вместе с детьми встречает гостей в группе.

Воспитатель. Ребята, к нам пришли гости. Давайте подойдём к ним и познакомимся. Не забудьте поздороваться.

Дети подходят к взрослым, здороваются, представляются, спрашивают, как зовут взрослых.

Воспитатель. Познакомились, а сейчас все подойдите ко мне.  Ребята вы любите путешествовать? А как вы думаете, зачем люди путешествуют?

Ответы детей

Раздается стук в дверь. Заходит помощник воспитателя и приносит рюкзак.

Пом. Воспитатель: Здравствуйте, извините. Юлия Владимировна вам Ирина Алексеевна  просила очень срочно передать вот этот рюкзак, сказала, что он вам сегодня пригодится.

Воспитатель: Очень интересно. Спасибо!

  Ребята, как вы думаете! А зачем нам рюкзак?

 

Ответы детей

Воспитатель: А давайте посмотрим, что в рюкзаке?

Открываем рюкзак, достаем компас, картинку с изображением древней Земли, бинокль, блокнот путешественника. Дети называют предметы.

Воспитатель: Ребята как вы думаете, а зачем нам это передала  Ирина Алексеевна?

Дети: Что бы  мы отправиться в путешествие!

Воспитатель:  Ну, тогда  давайте занимать  места в нашей ракете, и мы отправляемся в путь.

(включается музыка полет начинается)- слайд 2

Воспитатель: Отправились мы сегодня в прошлое на 400 млн. лет назад. Посмотрите в иллюминатор, и мы увидим нашу Землю.

Слайд 3

Вспомните, где зародились первые живые существа?

Дети: В океане.

показываются картинки с изображением древнего океана - слайд 4,5

Воспитатель: Климат Земли стал резко меняться. Он стал жарким и засушливым. Вода из океана, морей и озер стала испаряться. Постепенно мировой океан стал отступать и образовалась суша.

показывается картинка с изображением древней Земли - слайд 6,7

Воспитатель: Рыбам стало не хватать кислорода в воде. Некоторые рыбы стали высовывать головы из воды, чтобы глотнуть воздуха. Так появились первые рыбы, которые могли дышать и в воде, и на суше. Это рыбы назывались – латимерии. Они могли переползать из одного водоема в другой.

показывается картинка с изображением рыбы латимерии -  слайд 8

Воспитатель: Как вы думаете, нужны ли были водным обитателям какие-нибудь приспособления, чтобы существовать на суше?

Дети: Лапы вместо плавников.

показывается - слайд 9

Воспитатель: Шло время и постепенно плавники совсем исчезли и появились лапы, кожа у них стала прочная и сухая, они научились дышать воздухом. Так появились динозавры – первые пресмыкающиеся. Слово динозавр означает «ужасный ящер».

показывается картинка с изображением динозавров - слайд 10

Воспитатель: Пресмыкающиеся – это животные, у которых есть позвоночник, дышат воздухом, т. е. у них есть легкие, кожа покрыта роговыми чешуями, которые защищают тело от высыхания.

Ребята, а вы что- нибудь знаете о динозаврах?

Ответы детей - слайд 11

Воспитатель:  Динозавры – это самые крупные животные, которые были на Земле.  Существовало очень много видов динозавров. Какие общие черты строения можно выделить у всех этих динозавров?

Дети: У них четыре массивные ноги, есть хвост и очень длинная шея.

Воспитатель: Как вы думаете, почему и для чего динозавры имели такое строение тела?

Дети: Легче добывать пищу и передвигаться по траве.

Воспитатель: А хорошо ли были приспособлены динозавры к окружающему миру? Обратите внимание на растительный мир их место обитания.

показываются картинки с растительностью и рельефом древнего мира - слайд 12

Дети: Да.

Воспитатель: А почему вы так думаете?

Дети отвечают.

Воспитатель: Были динозавры, которые умели плавать, как рыбы и летать, как птицы. Одни были свирепыми хищниками, ели мясо, другие питались только растениями.

показывается - слайд 13

Воспитатель:  Предлагаю нам немного отдохнуть.

Физминутка.

Динозаврик выходи,

Лапки все ты разомни.

Влево, вправо наклонись

И на месте покрутись.

Хлопни, топни, порычи,

Шею вытяни, хвостом поверти.

Стали с ним мы вместе,

Приседать на месте,

Динозаврик запыхтел,

И на корточки присел.

Трудно ведь с такой фигурой,

Заниматься физкультурой.

Воспитатель: Молодцы!

Воспитатель:  Ребята, у нас с вами есть блокноты путешественников, давайте  попробуем зарисовать волшебную картинку динозавра в блокнот. Только помните, что в рисунке должны отражаться основные черты внешнего вида этих животных. Пройдем к столам и возьмём свои блокноты путешественника и карандаш.

Самостоятельная работа детей, зарисовывают схему строения внешнего вида динозавра.

Воспитатель: Какие основные черты строения первых пресмыкающихся?

Дети: Длинная шея, хвост, четыре лапы.

Воспитатель: Как вы думаете, есть ли у наших динозавров современные потомки, которые живут и сейчас? Выберите среди картинок, на доске нужные.

Дети: Ящерицы, змеи, черепахи, крокодилы.

Дети выбирают картинки: ящерицы, змеи, черепахи, крокодила.

Воспитатель: Давайте сравним их со схемой, которую мы нарисовали. Выделите общие черты строения этих животных с животными древними.

Дети: Есть хвост, чешуя и лапы.

Воспитатель: Ребята, а как люди узнали о существовании динозавров, ведь в те времена людей на Земле еще не было?

Дети отвечают.

Воспитатель: На самом деле, есть такие люди – ученые, которые ведут раскопки в разных уголках нашей земли и изучают останки давно вымерших животных, растений.  Подскажите, как называется эта профессия?

 

Дети отвечают.

 

Воспитатель: эта профессия называется -  палеонтолог.

 

Показываются картинки работа палеонтолога, инструменты.

 

Воспитатель: Палеонтолог на местах раскопок при помощи инструментов, шаг за шагом аккуратно, откапывают и изучают останки животных. Все окаменелости и находки палеонтологи реставрируют, и свои экспонаты представляют в музеях. И сегодня я предлагаю Вам тоже попробовать себя в профессии палеонтолога и побывать на раскопках. Вы согласны?

 

Дети отвечают.

 

Воспитатель:  Для проведения раскопок прошу перед работой надеть перчатки, одеть халат для работы в лаборатории,  возьмем инструменты, аккуратно, не торопясь, будем снимать кисточкой слой за слоем. Работаем в команде, четверо ведут раскопки, четверо работаю с картотекой. У палеонтологов есть специальная картотека с названием динозавров. Найденные останки вы сравниваете с картотекой и узнаете, какому динозавру они принадлежат.

Дети работают в команде. На столах стоят ящики наполненные песком внутри каждого ящика находятся деревянный скелет динозавра.

По окончанию раскопок дети называют найденного динозавра.

Воспитатель: Наше путешествие подходит к концу, пора возвращаться обратно. Прошу всех занять места в нашей ракете и мы  отправляемся в  обратный  путь. Не забудем взять с собой нашу находку.

На экране идет обратный отсчет времени.

Воспитатель:  Ну, вот и вернулись мы с вами обратно. А зачем мы отправлялись в это путешествие?

 Дети: Узнать, что произошло с нашей Землей.

Воспитатель: Мы узнали?

Дети: Да.

Воспитатель: Что мы узнали?

Дети отвечают.

Воспитатель:  Понравилось?

Дети: Да.

Воспитатель: Еще отправимся путешествовать?

Дети: Да

Воспитатель: А у меня для вас есть сюрприз. Это макет того времени, где мы с вами только, что побывали. Но здесь чего-то не хватает?

Дети: Динозавров.

Воспитатель: Правильно, я предлагаю поставить наш макет в уголок природы  и поместить туда скелет динозавра найденного на раскопках.

 

Оставить комментарий: