a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Картотека игр-экспериментов с детьми младшего возраста

Автор: Волкова Елена Васильевна Опубликовано: 2019-04-27 23:54:51

Документы для скачивания

КАРТОТЕКА ИГР- ЭКСПЕРИМЕНТОВ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Часть 1 Эксперименты с красками, с различными источниками света и почвой Игры- эксперименты с различными источниками света Солнечный зайчик Цель: познакомить с естественным источником света – солнцем. Вам понадобятся маленькие зеркала, солнечный свет Выбрав момент, когда солнце заглядывает в окно, поймайте с помощью зеркальца лучик и постарайтесь обратить внимание малыша на то, как солнечный «зайчик» прыгает по стене, по потолку, со стены на диван и т. д. предложите поймать убегающего «зайчика». Если ребёнку понравилась игра, поменяйтесь ролями: дайте ему зеркало, покажите, как поймать луч, а затем встаньте у стены. Постарайтесь «ловить» пятнышко света как можно более эмоционально, не забывая при этом комментировать свои действия: «Поймаю- поймаю! Какой шустрый зайчик – быстро бегает! Ой, а теперь он на потолке, не достать. … Ну- ка, заяц, спускайся к нам! » и т. д. Смех ребёнка станет вам самой лучшей наградой. Что- то в коробке Цель: познакомить со значением света и его источниками( солнце, фонарик, свеча, показать, что свет не проходит через прозрачные предметы. Вам понадобятся к оробка с крышкой, в которой сделана прорезь; фонарик, лампа. Папа подарил зайке маленький фонарик, зайке понравилось играть с фонариком. Он включал фонарик и заглядывал под диван, светил внутрь шкафа и во все углы. - Зайка, а где твой мячик? - спросила мама. - Пойду искать! – сказал Зайка и пошёл в тёмную комнату. - А я не боюсь! – весело сказал Зайка и зажёг фонарик. Зайка посветил фонариком и нашёл мячик. Взрослый предлагает детям узнать, что находится в коробке( неизвестно) и как обнаружить, что в ней( заглянуть в прорезь) . Дети смотрят в прорезь и отмечают, что в коробке темнее, чем в комнате. Взрослый спрашивает, что нужно сделать, чтобы в коробке стало светлее( полностью открыть прорезь или снять крышку, чтобы свет попал в коробку и осветил предметы внутри неё) . Взрослый открывает прорезь, и после того, как дети убеждаются, что в коробке стало светло, рассказывает о других источниках света – фонарике и лампе, которые по очереди зажигает и ставит внутрь коробки, чтобы дети увидели свет через прорезь. Вместе с детьми сравнивает, в каком случае лучше видно, и делает вывод о значении света. Игры- эксперименты с различными материалами Бумага, ее качества и свойства Цель опыта: научиться узнавать вещи, сделанные из бумаги, выявлять ее качества( цвет, белизна, гладкость, степень прочности, толщина, впитывающая способность) свойства( мнется, рвется, режется, горит) . Что нужно для опыта: различные виды бумаги, ножницы, спиртовка, спички, емкость с водой. Взрослый и ребенок рассматривают бумагу, определяют, гладкая она или шершавая, толстая или тонкая, гладят листы бумаги ладонью, ощупывают ее. Затем взрослый предлагает смять лист бумаги( мнется) ; разорвать его на несколько кусочков( рвется) ; потянуть за края в разные — определить, как быстро разрушается целостность листа; следовательно, материал непрочный) ; разрезать лист ножницами( режется  хорошо) ; положить бумагу в емкость с водой( намокает) . Взрослый демонстрирует горение бумаги, используя спиртовку и спички( или зажигалку) . Можно изучить различные виды бумаги. Древесина, ее качества и свойства Цель опыта: научиться узнавать вещи, изготовленные из древесины( вычленять ее качества( твердость, структура поверхности- гладкая, шершавая; степень прочности( толщина) и свойства( режется, горит, не бьется, не тонет в воде) . Что нужно для опыта: Деревянные предметы, емкости с водой, небольшие дощечки и бруски, спиртовка, спички, сапожный нож. Взрослый показывает несколько деревянных предметов и спрашивает у ребенка, что это и из чего сделаны предметы. Предлагает определить качества материала. Ребенок получает дощечку и брусок, ощупывает их, делает вывод о структуре поверхности и толщине. Чтобы выявить свойства, опускает брусок в воду( не тонет) ; пробует переломить его( не получается — значит, прочный) ; роняет на пол( не бьется) . Взрослый вырезает из бруска небольшую фигурку и акцентирует внимание детей на приложении больших усилий для выполнения этой работы. Демонстрирует горение древесины. Можно определить, какие из предметов домашнего обихода сделаны из древесины. Ткань, ее качества и свойства Цель опыта: Научить узнава ть вещи из ткани, определять ее качества( толщина, структура поверхности, степень прочности, мягкость) и свойства( мнется, режется, рвется, намокает, горит) . Что нужно для опыта: Образцы хлопчатобумажной ткани двух- трех цветов, ножницы, спиртовка, спички, емкости с водой, алгоритм описания свойств материала. Дети играют с куклами, одетыми в платья из хлопчатобумажной ткани. Взрослый предлагает детям подумать, из чего сшиты платья; какого цвета ткань; что они еще знают об этом материале. Предлагает определить качества и свойства ткани. Каждый ребенок берет кусок ткани понравившегося цвета, ощупывает его, выявляет структуру поверхности и толщину. Мнет ткань в руках( мнется) , тянет за два противоположных края( тянется) ; разрезает кусок на две части ножницами( режется) ; опускает кусок ткани в емкость с водой( намокает) ; сравнивает изменения ткани, находящейся в воде, с мокрой бумагой( ткань сохраняет целостность лучше, чем бумага) . Взрослый демонстрирует, как горит ткань и рвется при сильном натяжении. Волшебная рукавичка Цель опыта: Выяснить способность магнита притягивать некоторые предметы. Что нужно для опыта: Магнит, мелкие предметы из разных материалов, рукавичка с вшитым внутрь магнитом. Взрослый демонстрирует фокус: металлические предметы не падают из рукавички при разжимании руки. Вместе с детьми выясняет почему. Предлагает детям взять предметы из других материалов( дерево, пластмасса, мех, ткань, бумага)  — рукавичка перестает быть волшебной. Определяют почему( в рукавичке есть «что- то», что не дает упасть металлическим предметам) . Дети рассматривают рукавичку, находят магнит, пробуют применить его. Волшебный театр Цель опыта: Понять, что только предметы из металла взаимодействуют с магнитом. Что нужно для опыта: «Театральная сцена» на подставке, персонажи сказки. Взрослый вместе с детьми рассказывает сказку, используя фигурки персонажей и спрятанный под сценой магнит. Дети выясняют, как ожили герои. Рассматривают материал, из которого сделаны персонажи пробуют его на взаимодействие с магнитом. Делает вывод о том, какие предметы могут притягиваться( только металлические) . Дети убирают металлические пластинки с фигурок и проверяют действие на них магнита( фигурки не притягиваются) . Мы — фокусники Цель опыта: Выделить предметы, взаимодействующие с магнитом. Что нужно для опыта: Рукавичка с магнитом, бумажная салфетка, стакан с водой, иголка, деревянная игрушка с металлической пластиной внутри. Взрослый вместе с детьми рассматривает бумагу, делает из нее самолетик, подвязывает его на нить. Незаметно для детей заменяет его на самолет с металлической пластиной, подвешивает его и, поднося «волшебную» рукавичку, управляет им в воздухе. Дети делают вывод: если предмет взаимодействует с магнитом, значит в нем есть металл. Затем дети рассматривают мелкие деревянные шарики. Выясняют, могут ли они сами двигаться( нет) . Взрослый подменяет их предметами с металлическими пластинами, подносит «волшебную» рукавичку, заставляет двигаться. Определяют, почему это произошло( внутри должно быть что- то металлическое, иначе рукавичка не будет действовать) . Потом взрослый «нечаянно» роняет иголку в стакан с водой и предлагает детям подумать, как достать ее, не замочив руки( поднести рукавичку с магнитом к стакану) . Игры- эксперименты с почвой Воздух в почве Цель. Показать, что в почве есть воздух. Оборудование и материалы. Образцы почвы( рыхлой) ; банки с водой( на каждого ребенка) ; большая банка с водой у воспитателя. Проведение опыта. Напомнить о том, что в Подземном царстве — почве — обитает много жильцов( дождевые черви, кроты, жуки и др. ) . Чем они дышат? Как и все животные, воздухом. Предложить проверить, есть ли в почве воздух. Опустить в банку с водой образец почвы и предложить понаблюдать, появятся ли в воде пузырьки воздуха. Затем ребенок повторяет опыт самостоятельно и делает соответствующие выводы. Тропинки Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы( например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе. Оборудование и материалы. Для образца почвы: первый — с участка, который редко посещают люди( рыхлая почва) ; второй — с тропинки с плотно утрамбованной землей. Для каждого образца банка с водой. На них наклеены этикетки( например, на банке, в которую вы будете опускать образец почвы с тропинки, вырезанный из бумаги силуэт человеческого следа, а на другой — рисунок любого растения) .

Оставить комментарий: