a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Выступление на методическом совете в ДОУ "Формирование связной речи у дошкольников"

Автор: Манакова Татьяна Владимировна Опубликовано: 2019-05-02 14:35:34

Документы для скачивания

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение Шороховская средняя общеобразовательная школа Исетского района Тюменской области структурное подразделение дошкольного образования Шороховский детский сад «Радуга» ДОКЛАД Тема: «Формирование связной речи у дошкольников» В оспитатель: Манакова Т. В. с. Шорохово, 2018 г. Цель педсовета: • Создание информационного пространства для обмена педагогическим опытом и повышения профессиональной компетентности, мастерства педагогов ДОУ по развитию речи детей. Задачи: - Обновить научно- методический уровень компетенции педагогов о процессе развития речи и речевого общения на основе современных требований; - расширить опыт педагогов по созданию условий в ДОУ для речевого развития дошкольников в целостном образовательном пространстве; - углубить представления о содержании речевого развития на основе современной парадигмы развивающего личностно ориентированного образования; - побуждать педагогов ДОУ к мыслительной и практической деятельности по овладению технологий проектирования и моделирования педпроцесса по реализации комплексных задач речевого развития дошкольников, обеспечив усвоение обобщенных представлений о построении педпроцесса обучения детей родному языку; - преодолевать пассивность педагогов через применение новых эффективных методов обучения. Объясните понятие РЕЧЬ( исторически сложившиеся форма общения людей посредством языка, которая представляет собой систему фонематических и семантических средств и правил общения. ) Речь – это сложная функциональная система, опирающаяся на совместную деятельность особых зон коры головного мозга. Игровой тест на определение знаний, умений и навыков воспитателей Вопросы 1 команде: 1. Назовите формы речи? ( диалогическая и монологическая) 2. Какие умения развиваются в диалоге? ( выслушать собеседника, задать вопрос, ответить в зависимости от контекста) 3. Какие формы работы используют при обучении детей связной речи? ( пересказ, описание игрушек и сюжетных картин, рассказывание из опыта, творческое рассказывание) 4. Назовите структуру повествования. ( завязка, кульминации, развязка) 5. Разговор двоих или нескольких на тему связанную с какой- либо ситуацией. ( диалог) 6. Речь одного собеседника, обращенная к слушателям. ( монолог) Вопросы второй команде. 1. Рассказ сюжет, которого развертывается во времени. ( рассказ повествование) 2. Как называется текс, в котором идет перечисление признаков, свойств, качеств, действий? ( описание) 3. С какой возрастной группы начинается работа по обучению детей монологической речи? ( средняя группа) 4. Какой прием применяет педагог для снятия пауз и напряженности у ребенка при пересказе? ( прием отраженной речи- педагог повторяет сказанную ребенком фразу и незначительно дополняет ее) 5. Ведущий прием в средней группе используемый при составлении рассказа по картине. ( образец воспитателя) 6. Ведущий прием для активизации речи и мышления. ( вопросы педагога) Актуальность проблемы речевого развития Говорить умеют почти все, но говорить правильно, лишь единицы из нас. Разговаривая с другими, мы пользуемся речью, как средством передачи своих мыслей. Речь является для нас одной из главных потребностей и функций человека. Именно через общение с другими людьми человек реализует себя как личность. Судить о начале развития личности ребенка дошкольного возраста без оценки его речевого развития невозможно. В психическом развитии ребенка речь имеет исключительное значение. С развитием речи связано формирование как личности в целом, так и всех психических процессов. Поэтому определение направлений и условия развития речи у детей относятся к числу важнейших педагогических задач. Проблема развития речи является одной из актуальных. Очень важную роль в развитии речи играет и культура речи педагога. Сотрудники задают детям образцы правильной литературной речи: Речь педагога должна быть четкой, ясной, полной, грамматически правильной; В речь включаются разнообразные образцы речевого этикета. Родители не понимают своей функции – общение с ребенком должно начинаться с рождения и до его появления на свет, в пренатальный период. В странах Африки до трех лет дети опережают по речевому развитию детей Европы, потому, что находятся за спиной матери, привязанные к ней – комфортное пребывание способствует успешному развитию. Коррекцией речевого и общего развития детей дошкольного возраста с ОНР занимается не только логопед, но и воспитатель. Если логопед совершенствует и речевое общение детей, то воспитатель закрепляет их, то есть те навыки и умения, которые были получены на логопедических занятиях. Успех формирования правильной речи у дошкольников зависит от степени продуктивности процесса закрепления речевых умений и навыков. Перед воспиталем группы детей с ОНР стоят коррекционные и общеобразовательные задачи. Овладение воспитателем методами и приёма обучения рассказыванию – одно из важнейших условий успешной работы по развитию и формированию речи дошкольников. На занятиях рекомендуется использовать следующие приёмы и методы: объяснение, вопросы, речевой образец, демонстрация наглядного материала( который должен быть реалистичным, целесообразным, соответствовать возрастным особенностям, речевые упражнения, самостоятельная оценка собственной и сверстников речевой деятельности. Выделяют следующие виды НОД по обучению детей рассказыванию по картине: - составление описательного рассказа по предметной картине; - составление описательного рассказа по сюжетной картине; - составление рассказа по серии сюжетных картинок; - составление описательного рассказа по пейзажной картине и натюрморту; - составление рассказа с элементами творчества; - завершение рассказа по готовому началу; - прослушивание текста и нахождение в нём смысловых ошибок; - составление рассказа – описания о любимой игрушке, или той игрушки, о которой мечтаешь или которую хочешь получить в подарок. У детей формируются умения и навыки по описанию события, указывая место и время действия, придумывание того что было и того что ещё будет. Поощряется умение целенаправленно слушать выступления сверстников, высказывать элементарные оценочные суждения об их рассказах. Для коллективных рассказов необходимо подбирать картины с достаточным по содержанию материалом, в данном виде детской деятельности формируется и развивается чувства коллективизма. в логической последовательности, находить в текстах опорные слова. Формирование связной речи, изменение её функций является следствием усложняющейся деятельности ребёнка и зависит от содержания, условий и форм общения ребёнка с окружающими. Связная речь- это особая форма коммуникативной деятельности. У детей с ОНР это форма сама не формируется, это проявляется в характерных особенностях построения ими связного высказывания. Игра «Расскажи сказку по- другому» Цель: научить рассказывать сказку от начала и до конца от лица героя сказки или предмета. Выходят по 1 человеку от команды. Образец: сказка «Колобок» от лица тропинки, проходящей рядом с домом: «Я – тропинка извилистая. Недалеко от меня дом стоит красивый. Слышу я, что как- то раз Дед Бабке говорит: «Бабка, испеки колобок». Долго не было Бабки, смотрю, она к окну подошла и положила колобок, чтобы он остыл немножко. Колобок лежал, лежал, а потом упал на меня и покатился. Он был тепленький, мягкий, кругленький. Катится, катится, а навстречу ему зайчик …и т. п. таким образом, рассказываем сказку до конца, применяя знания о произведениях художественной литературы на практике. Итог Одним из показателей умственного развития ребёнка является речь, её богатство и правильность. Поэтому, очень важно взрослым поддержать и обеспечить развитие умственных и речевых способностей дошкольников. Наш педагогический совет мне бы хотелось закончить народной мудростью. Я начну фразу, а вы её продолжите: • Красно поле пшеном, а беседа( умом) . • Каков разум, таковы и( речи) . • Коротка речь и ясна – оттого и …. ( прекрасна) . • Осла узнают по ушам, медведя по когтям, а дурака( по речам) . • Короткую речь хорошо слушать, а под долгую речь хорошо( думать) . • Краткость – сестра( таланта) . • Кто ясно мыслит, тот ясно( излагает) .

Оставить комментарий: