a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Программа дополнительного образования интеллектуальной направленности "Умные шашки" с детьми 6-7 лет

Автор: Васькина Людмила Александровна Опубликовано: 2019-05-14 00:04:50

Документы для скачивания

- 995075- 698826 Принято Содержание Пояснительная записка Цели изадачи рабочей программы Формы и методы реализации программы- принципы организации- методическое обеспечение- предполагаемый результат 4. Общие положения, с которыми необходимо знакомить детей и постоянно закреплять их. - шашки, - цель игры, - доска, - ход, взятие, простые шашки и дамки, - выигрыш, - хронометраж. 5. Работа с детьми. 6. Работа с родителями. 7. Список литературы. Приложение. Программа дополнительного образования интеллектуальной направленности разработана на основе методических рекомендаций по шашечной игре Горецкого В. Б. «Книга о шашках: русские и международные шашки» Возраст детей, участвующих в реализации программы 6- 7 лет. Занятия проводятся 1 раз в неделю, по средам, во время совместной деятельности. Срок реализации программы – 1 год обучения. Пояснительная записка. Американский писатель Эдгар посчитал, что самые утончённые власти рефлективного интеллекта находят существеннейшее и полезнейшее применение в скромной игре в шашки, нежели в трудолюбивой тщетности шахмат. Многие знаменитые игроки шашек, такие как: чемпион мира по стоклеточным шашкам А. Георгиев, международные гроссмейстеры А. Чижов, Д. Ткаченко, А. Дыбман научились играть в шашки в дошкольном возрасте. Шашки, прежде всего, игра интеллектуальная. А ведь именно эти игры развивают память, логическое мышление, пространственное воображение, вырабатывают усидчивость, внимание и целеустремлённость, умение принимать решения в условиях неопределённости и отвечать за них, что, в свою очередь, способствует развитию самостоятельности. Интеллектуальные игры учат мыслить стратегически, поступательно, системно, развивают способности к анализу. Самое главное действовать в уме. Это самый главный навык для развития целостности мышления, а при помощи шашек его проще выработать. Также в шашках очень важно длительное время концентрировать внимание, поэтому они хороши для гиперактивных детей. Шашки способствуют выработке умения правильно относиться к ошибкам и неу дачам, делать выводы и применять это в следующий раз. Поэтому, игра в шашки имеет место быть в педагогическом процессе детского сада, помогая ребёнку ненавязчиво, интересно, увлекательно повышать свой интеллектуальный и творческий уровень. Интерес к игре в шашки у некоторых детей проявляется самостоятельно( играют дома вместе со взрослыми, смотрят телевизионные передачи) , а у других детей его можно сформировать, причём без принуждения, потому что шашки – это ещё продолжение игр и забав. Главный критерий в формировании группы обучающихся детей – это дети с хорошей памятью, желающие играть в шашки, а также дети с высоким уровнем развития мышления, но не умеющие длительно концентрироваться на определённом виде деятельности и неадекватно относящихся к неудачам. Цель рабочей программы: развивать интеллектуальные способности детей старшего дошкольного возраста. Задачи рабочей программы: - расширять кругозор, активизировать мыслительную деятельность, тренировать логическое мышление, память, внимание, наблюдательность, научить ориентироваться на плоскости( игровой доске) ; - развивать умение фантазировать, получать эстетическое наслаждение от игры; - воспитывать настойчивость, выдержанность, волю, уверенность в своих силах, целеустремлённость. Формы и методы реализации программы: - беседы; - занятия; - групповая и индивидуальная работа; - работа с родителями; - развлечения; - наглядный метод; - практический метод; - объяснительный. В процессе работы обеспечивается интеграция всех образовательных областей: - социально- коммуникативное развитие, - познавательное развитие, - речевое развитие, - художественно- эстетическое развитие, - физическое развитие. Принципы организации: - подача материала в игровой форме, - развитие интеллектуальных способностей детей, - выбор тематики, приёмов работы в соответствии с возрастом детей. - построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей каждого ребёнка, при котором сам ребёнок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Методическое обеспечение: наборы шашек и шахматные доски. Предполагаемый результат: К концу учебного года дети должны уметь: - ориентироваться на шахматной доске; - правильно помещать доску между партнёрами; - расставлять фигуры перед игрой; - различать горизонталь, вертикаль, диагональ; - понимать отличие каждой игры, её правила. - играть без нарушения правил шашечного кодекса Общие положения, с которыми необходимо познакомить детей и постоянно закреплять их. Шашки – вид спорта, настольная игра между двумя соперниками специальными круглыми фишками( которые называются шашками) на доске, разделённой на клетки- поля, попеременно окрашенные в тёмный и светлый цвет. Цель игры – взять все шашки соперника или создать положение, при котором у оставшихся на доске чужих шашек не будет возможности для хода. Доска- разделена на клетки двух контрастных цветов, чередующихся друг с другом во всех направлениях, на неё играют игроки. Доска во время игры располагается так, чтобы квадрат в ближайшем к игроку левом углу был чёрного( тёмного) цвета. У соперников имеется равное количество фишек: у одного- белые( светлые) , у другого – чёрные( тёмные) . Перед началом игры фишки расставляются в несколько рядов на противоположных горизонтальных линиях, доски на тёмных полях( первоначальная расстановка) Ход, взятие, простые шашки и дамки. Начинают игру белые. Соперники ходят по очереди, передвигая ту или иную свою фишку по диагонали на незанятое тёмное поле. По ходу игры можно побить или в зять( снять с доски) оказавшуюся по соседству фишку соперника, «перепрыгивая» на свободное поле прямо за ней( возможны ситуации, когда один из игроков может взять сразу несколько шашек соперника, последовательно перескакивая через них) . Достигнув последней горизонтали на противоположной стороне доски, простая шашка превращается в дамку, что в некоторых вариантах игры( например, в русских шашках) даёт ей преимущества перед обычными фишками в характере передвижения по доске и взятии. Игрок может провести в дамки неограниченное число шашек. Шашки разделяются на простые и дамки, но в начальном положении все шашки простые. Простая ходит только вперёд на соседнее поле по диагонали. Если она достигает одного из полей последнего, восьмого( считая от себя) горизонтального ряда, то превращается в дамку, приобретая новые права. На доске у каждой стороны одновременно может быть по несколько дамок. Дамка, в отличи и от простой, ходит на любое из свободных полей по диагонали в любом направлении( вперёд, назад) , но становиться может лишь на незанятые другими шашками поля, причём через свои шашки она перескакивать не может. Взятие. Если простая шашка находится на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через эту шашку на свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски. Если дамка находится на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой имеется одно или несколько свободных полей, она должна быть перенесена через эту шашку на любое свободное поле. Шашка соперника в этом случае снимается с доски. Взятие шашки соперника обязательно и производится как вперёд, так и назад. Взятие своих шашек запрещено. Если в процессе взятия шашкой она вновь оказывается на одной диагонали рядом с шашкой соперника, за которой имеется свободное поле, она должна быть перенесена через 2- ю, 3- ю и т. д. шашку( последовательное взятие) . Если в процессе взятия дамкой, она снова оказывается на одной диагонали рядом или на расстоянии от шашки соперника, за которой находится одно или несколько свободных полей, то дамка должна быть обязательно перенесена через вторую, третью и т. д. шашку и занять любое свободное поле на той же диагонали за последней взятой шашкой( последовательное взятие) . В процессе запрещается переносить шашки или дамки через собственные. Если простая шашка при взятии достигает последнего( восьмого от себя) горизонтального ряда и если ей предоставляется возможность дальнейшего взятия, она обязана тем же ходом продолжать бой, но уже на правах дамки. Если же простая шашка достигает последнего горизонтального ряда без взятия и ей после этого предоставляется возможность боя, она должна бить( если эта возможность сохраняется) лишь следующим ходом на правах дамки. Выигрыш. Выигравшим партию признаётся тот, кто первым достигнет положения, при котором его соперник, признав свою позицию проигранной. Заявил о том, что сдаётся или не имеет ни одной шашки. Ничья может быть объявлена в ситуации, когда после определённого количества ходов материальное соотношение сил на доске не меняется. Хронометраж. Определяется регламентом соревнований. Существует несколько систем. Круговая – участники поочерёдно встречаются друг с другом в один или несколько кругов. Олимпийская( с выбыванием) – проиграв встречу, спортсмен или команда выбывает из борьбы. Планирование занятий с детьми 6- 7 лет. ОКТЯБРЬ Знакомство с шахматной доской Цель: Помочь увидеть и запомнить порядок чередования белых и чёрных квадратов. Указать детям разницу между прямыми и косыми линиями, которые эти квадраты образуют. Заострить внимание на правильном расположении доски между игроками. Предлож ить нарисовать шахматную доску. «Горизонталь» Цель: Научить заполнять одну из горизонтальных линий шахматной доски, кубиками( фишками) «Вертикаль» Цель: Научить заполнять одну из вертикальных линий шахматной д оски кубиками( фишками и т. п. ) «Диагональ». Определение длинной и короткой диагоналей. Цель: Научить заполнять одну из диагоналей шахматной доски, находить длинную и короткую диагонали. НОЯБРЬ Знакомство с шашечными фигурами. Начальная расстановка фигур. Цель: Поощрять умение самостоятельно расставлять фигуры в начальную позицию, определять направления ходов. Закрепить правильность расположения доски между игроками. Ходы и взятие фигур. Дамки. Цель: Познакомить с правилами хода и взятия фигур, превращением шашки в дамку. Ходы и взятие фигур. Дамки. Д/ и «Точки» Цель: Закрепить умение передвигать шашки только по чёрным полям доски, по косым линиям. Предложить обозначить точками пространство нарисованной доски, по которому могут двигаться шашки( с верхнего поля до середины доски рисует одна команда, с нижнего – другая) . Русские шашки. Цель: Рассказать о правилах игры, об истории возникновения, закрепить умение определять горизонталь, вертикаль и диагональ на доске. ДЕКАБРЬ Тихий ход и ход со взятием Цель: Познакомить с тем, каким образом шашка может превратиться в дамку в русских шашках и как в зависимости от превращения она может ходить. «Взялся за шашку – ходи! » Цель: Помочь понять главные принципы в игре: нельзя без необходимости трогать шашку, вначале нужно подумать, а потом ходить. При необходимости поправить фигуру – надо обязательно об этом заявить сопернику. Игра по кругу. Цель: Упражнять в умении делать ходы поочерёдно, не мешая друг другу. Дать понять, что игра в шашки не терпит суеты, подсказок. Игра в паре. Цель: Тренировать в умении самостоятельно вести партию, обдумывая ходы, предугадывая ход противника. ЯНВАРЬ Загадки из шашечной шкатулки. Цель: закрепить знания о некоторых игровых терминах( ход, размен, взятие, защита, угроза) . Упражнять в игре с партнёром. Турнир на призы Зимушки- зимы. Цель: Учить играть по круговой системе( участники поочерёдно встречаются друг с другом – в один или несколько кругов) Игра в паре. Цель: Совершенствовать умение вести поединок без подсказок, не мешая думать противнику, соблюдая все правила. Главные соревнования Цель: Учить играть по олимпийской системе – проиграв встречу, спортсмен( команда) выбывает из борьбы. ФЕВРАЛЬ Знакомство с игрой в поддавки. Цель: Помочь понять правила данной игры. Формировать умение выполнять эти правила. Кто проиграл, тот победил. Цель: Продолжать отрабатывать на практике правило поддавков. Меньше шашек – лучше. Цель: Учить отслеживать ходы соперника, помнить правила данной игры. Одна игра на всех. Цель: Предоставить возможность каждому сделать ход в игре с воспитателем, попутно обсуждая промахи и удачные ходы. МАРТ Игра в парах. Цель: Закреплять умение играть в поддавки, поощрять умение просчитывать несколько ходов вперёд. Напомнить о том, что играя в шашки, необходимо соблюдать тишину, не мешать сопернику, обдумать ход. Сеанс одновременной игры. Цель: Предоставить возможность сразиться со взрослым соперником( чьим- либо папой или мамой) Загадки из шашечной шкатулки. Цель: Закрепить знания о некоторых игровых терминах( горизонталь, вертикаль, диагональ, партия, арбитр, поражение) . Упражнять в игре с партнёром. Командные соревнования. Цель: Провести игру по методу: каждый участник команды встречается с каждым участником другой команды. До начала состязаний предложить детям изготовить эмблемы команд, развивать творчество. АПРЕЛЬ Знакомство с игрой «Уголки», «Дома», передвижение по доске. Цель: Познакомить с правилами, помочь увидеть отличие игры от русских шашек и поддавков. Простой ход и прыжковый Цель: Продолжать изучать правила ходов. Игры на одной доске. Цель: Предоставить возможность каждому сделать ход с воспитателем, попутно обсуждая промахи и удачи. Игры в парах. Цель: Совершенствовать умение передвигать шашки в соответствии с правилами, помнить о недопустимости вести шашку по диагонали. МАЙ Хронометраж. Цель: Поставить игроков в определённые временные рамки( Х- ходов) , по истечении которых обоим играющим засчитывается поражение. Игра в парах. Цель: Совершенствовать умение играть вдвоём, не мешая друг другу, соблюдая правила игры. Игра по олимпийской системе. Цель: Побуждать выполнять правило: проиграл – выбываешь из соревнований. Выработать умение делать это достойно. Соревнования по желанию. Цель: Вспомнить правила для каждой из знакомых игр в шашки. Предоставить возможность выбрать игру по желанию. 6. Работа с родителями. СЕНТЯБРЬ Шашки – интеллектуальная игра для всех( организационное родительское собрание) Помощь родителей в приобретении шахматных досок и шашек. ОКТЯБРЬ Консультация для родителей «Как заниматься шашками с ребёнком дома? » НОЯБРЬ Анкета для родителей «Роль интеллектуальных игр для развития вашего ребёнка » ДЕКАБРЬ 1. Играем в шашки( семинар- практикум для родителей) ЯНВАРЬ 1. Помощь родителей в организации «Группового турнира на призы Зимушки- зимы» и главных соревнований. ФЕВРАЛЬ 1. Консультация «Русские шашки – что это такое? » МАРТ 1. Играем вместе с детьми( сеанс одновременной игры с детьми в группе) АПРЕЛЬ Папка- передвижка «Игры в «поддавки» и «уголки» с детьми в семье МАЙ Памятки для родителей « Полезные советы по развитию интеллектуальных способностей детей» 7. Список литературы 1. Виндерман А. И. , Генцерзон Б. М. Шашки для всех: пособие для начинающих. М. , 1983 2. Вирный А. Я. Немного о шашках, но по существу. М. , 2004 3. Волчек А. А. Шашечный практикум: 200 позиций для самостоятельного решения. М. , 2004 4. Городецкий В. Б. Книга о шашках: русские и международные шашки. М. , 1990. 5. Куличихин А. И. История развития русских шашек. М. , 1982. 6. Миротин Б. А. , Козлов И. С. Тактика в русских шашках. М. , 1974. ПРИЛОЖЕНИЯ Приложение №1. «Русские шашки» Игра идёт на 64- клеточной( 8* 8) доске с той же нотацией, что и в шахматах. Д ля записи ходов или позиций клетки обозначаются по горизонтали латинскими буквами от «а» до « h », по вертикали – цифрами от 1 до 8, отсчёт идёт из левого нижнего угла – на диаграмме доски. В расположении игроков по 12 шашек, в начале игры занимающих первые три ряда с каждой стороны. Простая шашка может ходить на одно поле – только вперёд по диагонали( влево или вправо) , а бить – и вперёд и назад. Дамка ходит и бьёт в любом направлении по диагонали на любое число свободных полей. Если дамка появилась в результате тихого хода( без взятия чужой фишки) , она имеет право бить не раньше следующего хода. Если же она появилась при ударе( ход с взятием) , то при наличии такой возможности бьёт на том же ходу уже в качестве дамки. По правилам русских шашек дамка обязана взять чужую шашку – вне зависимости от количества пустых клеток до неё. Обязана брать расположенную по соседству фишку неприятеля и обычная шашка. В ситуации, когда возможно несколько вариантов взятия, игрок может выбирать любой из них по своему усмотрению. Взятую шашку( шашки) можно снимать с доски только по окончании хода, перескакивать через каждую из них можно лишь один раз. Ситуация, когда шашке( дамке) брать дальше мешает уже сбитая ею на этом ходу, но ещё не снятая с доски шашка соперника( или через неё надо идти вторично) , называется турецким ударом. Приложение №2. «Поддавки». В знаменитом словаре В. И. Даля сказано о поддавках, что это «игра в шашки, в которой проигравший считается выигравшим». Поддавки отличаются от обычных шашек тем, что здесь игрок, сделавший последний ход, проигрывает. Сказанного более чем достаточно для ответа на вопрос: как быть, если очередь хода за игроком, у которого все оставшиеся шашки заперты? Разумеется, зафиксировать его победу. В поддавках надо отдать все свои шашки( или сделать так, чтобы оставшиеся на доске оказались заперты) . Приложение №3. «Уголки» Суть игры – постараться быстрее соперника перевести все свои фишки, выстроенные квадратом в углу, в противоположный угол, по очереди передвигая шашки на ближайшие пустые клетки или «перепрыгивая» через соседние фишки, если за ними есть свободное поле( взятия шашек в этой игре нет) . Для каждого из оппонентов конечная цель – перемещение всех шашек из своего угла( «дома») в угол противника первым. Первый ход всегда делает игрок, играющий белыми. Партнёры поочерёдно делают по одному ходу до тех пор, пока игра не закончится. Шашки могут ходить только по вертикали или по горизонтали. Диагональные ходы запрещены. Перемещение шашки может быть простым и прыжковым. Простое – ход на свободную соседнюю клетку. Прыжковое – перемещение через соседнюю шашку на свободное поле( через свою шашку или шашку противника) . При прыжковом перемещении можно сделать неограниченное количество прыжков, однако за один ход через каждую шашку можно переместиться только один раз. Выигравшим партию признаётся тот, кто первым переместит шашки в «дом» соперника, восстановив его исходную позицию.

Оставить комментарий: