a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Роль педагога в развитии творческих способностей детей.

Автор: Уланова Ирина Анатольевна Опубликовано: 2019-05-19 14:15:02

Документы для скачивания

          В соответствии с целевыми ориентирами, которые обозначены во ФГОС ДО, ребенок на этапе завершения дошкольного образования должен обладать развитым воображением, проявлять инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовать со взрослыми и сверстниками.

           Все эти личностные характеристики особенно ярко развиваются в театрализованной деятельности.

Все чаще нам, педагогам, приходится сталкиваться с такими негативными проявлениями у детей, как агрессия, неуступчивость, равнодушие. Повышенная агрессивность - одна из частых проблем детского коллектива. Многие дети пытаются разрешить конфликт с помощью силы, крика.

Недостаточно внимания уделяют этому вопросу и современные родители, зачастую ставя интеллектуальное развитие приоритетнее социального. Проблема социально - личностного развития становится не просто актуальной, но одной из самых важных.

                 И наша задача - помочь правильно и умело приобрести социальные навыки, научить детей адекватно вести себя в обществе.

           Театрализованная деятельность позволяет решить многие социально - личностные задачи. Работа над образом заставляет детей думать, анализировать, делать выводы и обобщения. В процессе театрализованной игры происходит формирование социального поведения ребенка благодаря тому, что каждое литературное произведение имеет нравственную направленность. Участвуя в постановке, ребенок не только усваивает духовные ценности, но и выражает свое собственное отношение к добру и злу.

        Театрализованная деятельность давно признана особым терапевтическим средством, поскольку позволяет дошкольнику решать многие проблемы опосредованно от лица какого - либо персонажа. Это помогает преодолеть робость, неуверенность в себе, застенчивость. С помощью театрализованной деятельности можно помочь ребенку выплеснуть свои эмоции, пережить разные состояния его жизни. Таким образом, театрализованные занятия помогают сохранять эмоциональный комфорт в условиях социального окружения.

Актуальность и необходимость формирования у детей интереса к театрализованной деятельности и повышения уровня освоения детьми образовательной области «Художественно-эстетическое развитие» смотивировали меня на разработку  проекта «Волшебный мир театра»

Цель: Развитие у дошкольника личностных качеств, необходимых для успешной учебной деятельности.

Задачи:
1.Развивать   коммуникативные   и двигательные навыки, творческие способности,  умения подчиняться правилам игры.
2. Формировать  простейшие   образно – выразительные умения (уметь имитировать характерные движения сказочных героев).
3.Обучать элементам художественно – образных выразительных средств (интонации, мимике  и пантомиме)
4.Пополнять и активизировать словарь детей. Развивать диалогическую речь детей в процессе театрально – игровой  деятельности.

Была подобрана методическая литература . Разработано тематическое планирование.

 Совместно с музыкальным руководителем были подобраны художественные и литературные произведения для постановки спектаклей, музыкально – литературных композиций, инсценировок. 

Особую роль в развитии творческих способностей дошкольников играет развивающая предметно-пространственная среда – «пространство творчества» как на занятиях, так и в повседневной жизни.

При создании предметно – пространственной среды,  обеспечивающей театрализованную деятельность детей я учитывала следующие факторы:

- индивидуальные социально – психологические особенности ребёнка;

- особенности его эмоционально – личностного развития;

- интересы, склонности, предпочтения и потребности;

- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;

- возрастные и полоролевые особенности.

Учитывая полоролевые особенности детей, в уголке  театрализованной деятельности были размещены оборудование и материалы, отвечающие интересам, как мальчиков, так и девочек.

В группе создан «Уголок театра», где находятся различные виды театров (пальчиковый, настольный, кукольный, теневой,  на фланелеграфе), костюмы, шапочки, маски, книги и журналы с иллюстрациями о театре,  ширмы, настольно – печатные игры по сказкам, дидактические игры по теме «Эмоции».

В течение года в работе с детьми использовала такие формы и методы работы как

  • Просмотр спектаклей и беседы по ним.
  • Знакомство с различными видами театров, обогащение представлений о театре и театральных профессиях через показ презентаций, рассматривание иллюстраций, бесед о правилах поведения в театре и посещение спектаклей в детском саде.
  • Игры драматизации. (по р.н.с….)
  • Упражнения для социально – эмоционального развития детей.
  • Коррекционно – развивающие игры. Игры, направленные на сплочение детского коллектива«Давайте познакомимся!», «Здравствуй - прощай», «Услышь меня», «Лунный камень», «Динозавр, который ничего не видит», «Птички на жердочке», «Звуковая волна», «Два зеркала».
  • Упражнения по дикции (артикуляционная гимнастика).
  • Задания для развития речевой интонационной выразительности.
  • Игры – превращения («учись владеть своим телом»), образные упражнения.
  • Упражнения на развитие детской пластики.
  • Пальчиковые игры для развития моторики рук.
  • Упражнения на развитие выразительной мимики.
  • Упражнения по этике во время драматизаций.
  • Разыгрывание разнообразных сказок и инсценировок.
  • Игры и упражнения на развитие воображения, фантазии«Одно и то же по-разному», «Превращение предмета».
  • Творческие игры со словом «Сочини сказку».
  • Игровая самостоятельная деятельностьс различными видами театров (настольный, пальчиковый, кукольный).
  • Совместная изобразительная деятельностьпо изготовлению декораций, масок.
  • Знакомство с художественной литературой

Огромную роль в осмыслении познавательного и эмоционального материала играет наглядный материал(картинки, иллюстрации).При рассматривании иллюстраций, особое внимание я уделяю анализу эмоционального состояния персонажей, изображенных на картинках.( Например:"Что с ним? Почему плачет?)

Дети в группе разные: кто - то общительный, веселый, кто - то застенчивый, кто - то агрессивный, гиперактивный. Для детей с разными особенностями, я подбираю разные роли, сюжеты. Так, гиперактивным детям я предлагаю роли, требующие усидчивости, умения держать себя корректно.

 Агрессивным детям стараюсь не давать роли злых, отрицательных персонажей. Застенчивым детям, которые долго не берут на себя какую - либо роль, я предлагаю подражать с места роли героев или коллективно проигрывать роль.

Неуверенные в себе дети чаще предпочитают кукольный театр, где необходимый атрибут - ширма, за которой ребенок стремится спрятаться от зрителей. Таким образом, театрализованные игры оказывают большое и разностороннее влияние на личность ребенка, позволяя использовать их, как сильное, но ненавязчивое педагогическое средство, ведь во время игры малыши чувствуют себя раскованно и свободно.

Для развития уверенности в себе и социальных навыков поведения, я стараюсь так организовать театрализованную деятельность детей, чтобы каждый ребёнок имел возможность проявить себя в какой-то роли. Для этого я использовала разнообразные приёмы:

- выбор детьми роли по желанию;

- распределение ролей по карточкам;

- проигрывание ролей в парах.

Театрализованная деятельность выполняет одновременно познавательную, воспитательную и развивающую функцию.

Участвуя в театрализованных играх, дети познают окружающий мир, становятся

участниками событий из жизни людей, животных, растений.

В театрализованной игре осуществляется эмоциональное развитие:

  • дети знакомятся с чувствами, настроениями героев,
  • осваивают способы их внешнего выражения,
  • осознают причины того или иного настроя.

Особенно нравятся детям упражнения для развития выразительной мимики:

  1. Солёный чай.
  2. Ем лимон.
  3. Сердитый дедушка.
  4. Лампочка потухла, зажглась.
  5. Грязная бумажка.
  6. Тепло – холодно.
  7. Рассердились на драчуна.
  8. Обиделись.
  9. Мне грустно.
  10. Показать, как кошка выпрашивает колбасу.

А так же я предлагю детям разыграть маленькие сценки, где необходимо подчеркнуть особенности ситуации мимикой. Например, изобразить, как мальчику подарили новую машину или как ребёнок испугался медведя.

Велико значение театрализованной игры для речевого развития

  • активизация словаря,
  • совершенствование диалогов и монологов,
  • освоение выразительности речи,
  • совершенствование звуковой культуры речи.

Для обучения детей средствам речевой выразительности я использовала артикуляционную гимнастику: «Мама шинкует капусту», «Жало змеи», «Ставим укольчики», «Лошадка», «Чистим зубки», «Заводим мотоцикл».

Предлагала детям произнести с разной интонацией самые привычные слова: «возьми», «принеси», «помоги», «здравствуй» (приветливо, небрежно, просящее, требовательно). Привлекала внимание детей к тому, как можно изменить смысл фразы путём перестановки логического ударения (каждый раз на другое слово):

Для развития дикции я использовала скороговорки, игры «Подскажи словечко».

С целью развития воображения, мышления, памяти предлагала детям закончить «Короткие истории» например:

  1. Мальчик вернулся домой с прогулки, его встречает мама и говорит: «А у меня для тебя новость» Какая новость может быть у мамы?
  2. Мальчик говорит себе тихо-тихо: «Как страшно!». Чего он может бояться?
  3. О чём может думать один карандаш, лёжа в коробке карандашей?

Для более яркого создания образа детям необходимо владеть выразительными пластикой и мимикой.

Для развития пластической выразительности я предлагала детям:

  1. Пройти по камешкам через ручей от лица любого персонажа (сказки, рассказа, мультфильма) по их выбору.
  2. От лица любого персонажа подкрасться к спящему зверю (зайцу, медведю, волку).
  3. Изобразить прогулку трёх медведей, но так, чтобы все медведи вели себя и действовали по-разному.

Велико значение театральной деятельности и в рисовании, лепке, конструировании.

Приобщая детей к театральному искусству, смотрим спектакли в исполнении

взрослых, которые позволяют детям осваивать законы жанра (ТЮЗ Грим –маски г. Екатеринбург, «Да, здравствуют дети!» и др.коллективы

 А накопленные впечатления помогают им при разыгрывании простейших ролей, постижении азов перевоплощения.

Осваивая способы действий, дети начинают все более свободно чувствовать себя в творческой игре. Также использую на занятиях элементы театральной деятельности.

В группе есть много дидактические игр

Особо важным, считаю, организацию сотрудничества с семьей. Только при соблюдении активности и заинтересованности родителей, можно достигнуть значимых результатов.

В работе с семьей используются как традиционные, так и нетрадиционные формы работы:

 - тематические родительские собрания: «День открытых дверей», «Встреча за круглым столом», «Вечер вопросов и ответов»;

 - консультации, оформленные в виде тематических памяток, буклетов, шпаргалок для родителей;

- проведение совместных музыкально-театральных праздников;

  • презентации семейного опыта;
  • фотоальбомы и фотоколлажи,
  • совместное решение проблемных ситуаций;
  • «уроки актерского мастерства» при подготовке к праздникам: этюды, тренинги, ролевое проигрывание;
  • - информационный банк (аудио-, медиа-, видеотека), благодарственные письма.

Данные формы взаимодействия с родителями способствуют включенности родителей в организацию творческой жизни ДОУ и более заинтересованному восприятию информации и обогащению знаниями в вопросах художественно-эстетического развития детей.

Данные результаты мониторинга и наблюдений за свободной деятельностью детей

позволяют сделать вывод о том, что у детей сформировался интерес к театрализованной деятельности, возросло количество желающих участвовать в театрализованных играх, сценках, представлениях, дети самостоятельно выбирают себе роли, используют интонацию, мимику, жесты, участвуют в ролевых диалогах, сопереживают героям произведений,

В заключении хотелось бы сказать еще и об использовании ИКТ в театрализованной деятельности. Это, прежде всего, знакомство с видами и жанрами искусства: драматический театр, балет, опера, оперетта, музыкальные спектакли. Использование мультимедийных установок, позволяет показать детям все многообразие творчества как взрослых, так и детей, познакомить с известными исполнителями и т.д

Все вышеизложенное позволяет сделать вывод, что театрализованная деятельность с успехом решает проблемы не только в социально-нравственной сфере дошкольников, но и проблемы формирования интереса к познавательной деятельности, индивидуализации и повышению качества обучения детей в детском саду.

 

 

 

Оставить комментарий: