a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Формы работы логопеда с родителями

Автор: Кузнецова Александра Александровна Опубликовано: 2019-08-11 18:03:49
 

Формы работы логопеда с родителями

     

Вопросам взаимосвязи детского сада с семьёй в последнее время уделяется всё большее внимание, так как личность ребёнка формируется, прежде всего, в семье и семейных отношениях.

Важной и неотъемлемой частью работы по устранению речевых нарушений у детей является тесное взаимодействие логопеда и родителей. Уже на этапе прихода ребенка в группу важно убедить их в том, что без родительского участия все усилия логопеда будут недостаточны.

Учитель - логопед играет особую роль в повышении педагогической культуры, просвещении родителей. Он планирует и координирует совместную работу, определяет вместе с другими специалистами основные задачи в работе с родителями:

  • устанавливает партнерские отношения с семьей каждого воспитанника;
  • объединяет усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей;
  • создает атмосферу общности интересов, эмоциональной взаимоподдержки и взаимопроникновения в проблемы друг друга.
  • повышает психолого-педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития ребенка;
  • оказывает помощь родителям в выполнении ими воспитательных и коррекционных функций, поддерживает их уверенность в собственных педагогических возможностях.;
  • обучает родителей конкретным приемам логопедической работы.

Продумывая содержание общения с семьями, педагоги обязательно должны принимать во внимание социальные факторы семейного воспитания: возраст, образование родителей, родительский опыт, жилищные условия и т.д.

Существует несколько принципов, в соответствие с которыми учителю-логопеду следует строить свой разговор с родителями детей, имеющими недостатки речи.

1.      Строить общение на основе диалога, равенства партнерских отношений.

2.      Не прибегать к назидательному тону при общении даже с самыми неблагополучными родителями. рекомендации давать в форме пожеланий.

3.      Избегать оценивающей позиции, воздерживаться от критики собеседника;

4.      Сохранять конфиденциальность информации.

5.      Не подчеркивать особенности дефекта того или иного ребенка, если разговор идет в присутствии нескольких родителей.

6.      В условиях коллективного общения с родителями использовать только положительные примеры из жизни детей. Негативные примеры обсуждать строго индивидуально.

7.      Рассуждая о проблемах и трудностях ребенка, беседовать, соблюдая эмоционально-положительное отношение и уважение к нему.

8.      Использовать яркие примеры и убедительные аргументы, приводить научно-достоверную информацию с точки зрения психолого-педагогической литературы, избегая сложных понятий и профессиональных терминов.

9.      Избегать использования в беседе таких слов, как "дефект", "нарушение" и подобных, вызывающих естественную реакцию протеста, и, как следствие, негативное отношение к учителю-логопеду. Лучше заменять их более  нейтральными: "трудности", "проблемы", "недостатки".

10.  Использовать доброжелательный, доверительный тон, вызывающий расположение и симпатию родителей.

Различные формы работы с родителями:

1. Информационно-аналитические (анкетирование и опросы)

К информационно - аналитической форме работы относятся анкетирование и опросы. Анкетирование представляет собой форму опроса. Оно целесообразно в двух случаях: когда нужно спросить большое число родителей за относительно короткое время или они должны тщательно подумать над своими ответами, имея перед глазами отпечатанный вопросник. Для того чтобы в ходе анкетирования можно было получить необходимую информацию, анкета должна быть тщательно подготовленной.

2. Индивидуальные (беседа, консультации и рекомендации):

- индивидуальные практикумы

- индивидуальное консультирование по запросам родителей

- индивидуальные домашние задания

- беседа, которая является взаимным разговором, общительной речью между учителем – логопедом и родителем. Во время беседы педагог делает рекомендации родителям по интересующим их вопросам касающихся детей.

3. Информационные

- тематические консультации,

- информационные стенды, папки-передвижки,

-  родительские собрания (проводятся 3 раза в год: в начале учебного года учитель-логопед знакомит со спецификой логопедической группы, с результатами диагностики, разъясняет цели и задачи работы, знакомит с программой обучения детей. Родительское собрание, проводимое в январе, подводит итоги коррекционного обучения детей за 1-е полугодие и знакомит с задачами второго полугодия. На собрании в конце учебного года подводятся итоги коррекционной работы))

4. Практические:

- тетради домашних заданий

 - открытые просмотры занятий,

- групповые открытые занятия с участием родителей

- досуговая деятельность (праздники и конкурсы, а также тематические вечера).

На консультациях и совместных занятиях родителям показываются логопедические приемы (артикуляционная, дыхательная гимнастика и др.) максимально понятные для последующего домашнего воспроизведения. На этапе автоматизации звуков особое внимание родителей следует обращать на необходимость постоянного контроля над поставленными звуками, так как тонус артикуляционной мускулатуры все еще ослаблен, и «сломать» старый речевой стереотип бывает очень трудно.

Цель рекомендации логопеда - объяснить родителю, как следует вести домашние занятия с ребенком, имеющего нарушения речи. Эта общая цель конкретизируется в более частных:

а) объяснить, в чем состоит суть дефекта произношения у ребенка с учетом образования родителей;

б) продемонстрировать упражнения на выработку правильного произношения и зафиксировать внимание на существенных моментах,

влияющих на эффективность домашних занятий.

Эти рекомендации родители получают в устной форме на вечерних приёмах и еженедельно в день консультаций в письменной форме на карточках или в специальных тетрадях. Родителям объясняется, как необходимо оформлять эту тетрадь, даются образцы выполнения домашних заданий (зарисовки предметов, наклеивание переводных картинок, запись стихотворений, рассказов и т. д.) .

Рекомендации родителям и домашние занятия родителей с детьми необходимы для того, чтобы как можно скорее ликвидировать отставание детей, как в речевом, так и в общем развитии.

На информационном стенде располагается материал консультаций, рекомендаций, памяток, объявлений и напоминаний для родителей. Вывешивается лексическая тема с заданиями, задание по связной речи, звукопроизношению и обучению грамоте.

Родительские собрания в детском саду – одна из форм взаимодействия между учителем-логопедом и родителями, а также способ для родителей и педагога познакомиться между собой и вместе оказать влияние на условия комфортного пребывания детей в логопедической группе.

Открытые просмотры фронтальных логопедических занятий проводятся 2-3 раза в учебном году, чтобы показать родителям знания, подготовку детей.

К участию в досуговых мероприятиях логопед также привлекает родителей. Необычная форма взаимодействия вызывает у них интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе коррекции речи у ребенка.

В логопедической и досуговой деятельности можно выделить основные формы работы с родителями.

Первая форма – присутствие родителей на досуговых мероприятиях, организованных учителем-логопедом и другими педагогами, в качестве зрителей. Это дает им возможность оценить и обобщить речевые особенности своего ребенка, продумать вместе со специалистами пути и методы коррекции.

Вторая форма предусматривает участие родителей в подготовке досуговых мероприятий. Подбирая речевой материал для досугов, учитель-логопед учитывает произносительные возможности детей. Тексты и стихи проговариваются на индивидуальных занятиях с учителем-логопедом, воспитателями, а родители закрепляют эти навыки дома. Они также вовлекаются в работу по созданию костюмов, атрибутов, наглядных материалов. Эта деятельность, безусловно, эмоционально сближает их с детьми и способствует речевому развитию дошкольников.

Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.

Различные досуговые мероприятия в логопедических группах детского сада значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.

Таким образом, правильно организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями, позволит им стать более грамотными, осознанно и действенно участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.

Оставить комментарий: