Программа семейного клуба «Малыши – карандаши» с применением игровых технологий и проектов.
Документы для скачивания
Пояснительная записка
Семья – важнейший институт общества, в которой происходит взросление маленького человека: как физическое, так и духовное. Не существует другого такого института, кроме института семьи, так точно предопределяющего закономерности формирования будущего человека. Именно с близкими взрослыми (мамой, папой, бабушкой и другими) ребенок встречается на первых этапах своей жизни и именно от них и через них знакомится с окружающим миром, впервые слышит человеческую речь, начинает овладевать предметами и орудиями своей деятельности, а в дальнейшем и постигать сложную систему человеческих взаимоотношений, общение ребенка с семьей является основой психического развития. Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а мама и папа – образцы для подражания. Существенно, что проблемы ребенка невозможно решать без учета того, что маленький человек зависим от ситуации и окружения, в которых находится. Искренняя заинтересованность взрослых – родителей, педагогов в каждый момент его жизни создает хорошую возможность для развития позитивных детско-родительских взаимоотношений. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений. Наивысшей точкой взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с семьей Семейный клуб – особая форма взаимодействия между участниками, предполагающая взаимный обмен опытом, знаниями по проблемам развития и воспитания детей, способствующая углублению понимания и изменению некоторых жизненных представлений участников. Результатом работы клуба можно считать обогащение опыта, представлений каждого за счет способностей всех участников.
Цель создания и функционирования семейного Клуба: установление сотрудничества детского сада и семьи в вопросах преемственности воспитания детей дошкольного возраста и создания системы психолого-медико-педагогического сопровождения родителей в процессе образования ребенка в период раннего дошкольного детства.
Задачи:
- повысить педагогическую культуру родителей в вопросах развития и воспитания детей дошкольного возраста.
- пропагандировать положительный опыт семейного воспитания,
- осуществлять адаптационные меры при переходе детей из домашней среды в ДОУ.
- сплотить родительский коллектив,
- установить доверительные отношения между семьей и ДОУ
Принципы и подходы к формированию Программы:
- Принцип эмоционального комфорта: создание на заседаниях клуба атмосферы, помогающей развивать творческий потенциал каждого родителя.
- Принцип сотрудничества: формирование новых знаний в ходе совместной работы участников клуба.
- Принцип «здесь» и «теперь»: включение в содержание заседания клуба работу с «живым» содержанием.
Методы и приемы реализации Программы
Наглядные методы: экскурсии, целевые прогулки; наблюдения; показа сказок (педагогом, детьми);рассматривание книжных иллюстраций, репродукций; проведение дидактических игр.
Словесные методы: чтение литературных произведений; беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы: проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно-ролевых, дидактических, игр-драматизаций и др.);загадывание загадок; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
Практические методы: организация продуктивной совместной деятельности детей и их родителей, проведение мастер-классов.
Формы организации работы Клуба
- круглый стол;
- психологические тренинги;
- практикумы;
- решение педагогических ситуаций;
- обсуждение и распространение опыта семейного воспитания.
Планируемые результаты реализации программы
- сформируются определенные модели поведения с ребенком;
- повысится уровень педагогических знаний и умений;
- активизируется позитивное мышление, помогающее родителям избегать и преодолевать трудности воспитания детей;
- установятся доверительные отношения между ДОУ и родителями, что благоприятно скажется на эмоциональном состоянии ребенка раннего возраста;
- сформируется умение быть активным соучастником ребенка в его деятельности.
Характеристика особенностей развития детей
от 1,5—3 лет
Все основные психические процессы – внимание, память, мышление – носят у ребёнка непроизвольный характер. Между 2 и 3 годами происходит становление и интенсивное развитие активной речи. Вместе с тем речь детей ситуативна. Она привязана к тем условиям и обстоятельствам, которые ребёнок воспринимает и в которых он действует. Она осуществляется в процессе деятельности.
Ребёнок проявляет свои эмоции немедленно, ярко и непосредственно. Он не способен произвольно контролировать эти проявления и не может по своей воле «немедленно прекратить», как от него иногда требуют взрослые. Если эмоция слишком сильна и захватила ребёнка, он нуждается в том, чтобы взрослый помог ему успокоиться, восстановить равновесие. В этом возрасте его легко отвлечь и переключить с одного состояния на другое.
Словарный запас должен за этот год значительно возрасти. Если в 2 года он в среднем составляет 270 слов, а в 2,5 года – 450, то в 3 года – это уже 800, а у хорошо развитых детей – более 1000 слов.
Мышление ребёнка данного возраста носит наглядно-действенный характер. Это означает, что познание окружающего мира происходит в процессе реальных предметных манипуляций. Соответственно ведущим типом игры является предметно-манипулятивная.
Важнейшим психическим новообразованием этого возраста является становление целеполагания. У ребёнка появляются желание и способность не просто манипулировать предметами, как он делал это раньше, – катать, стучать, бросать и т. д., но и создавать из них или с их помощью нечто новое – забор из кубиков, поезд из стульев и т. п. Чтобы создавать новые вещи, необходимо заранее – в уме – представить себе тот результат, который желательно получить в конце.
Обучение в этом возрасте происходит, кроме собственного практического опыта, на основе подражания симпатичному взрослому. При этом ребёнок подражает всему, что делает взрослый — и хорошему, и плохому; и правильному, и неправильному.
Несмотря на то, что дети рассчитывают на поддержку и помощь со стороны взрослых, они отстаивают восприятие себя как субъекта, независимого от других.
Эти дети нуждаются в том, чтобы им предоставили возможность проявить свою ответственность, осуществить выбор, но они должны и чувствовать, что с них требуют, призывают к дисциплине такими способами, которые не затрагивают их достоинства.
Сверстник ещё не представляет для ребёнка данного возраста особого интереса и рассматривается часто как ещё один предмет.
Дети играют «рядом, но не вместе». Друг для друга дети нередко становятся источниками отрицательных эмоций: другой ребёнок исследует предмет, который интересует и меня; другой ребёнок завладел вниманием воспитателя, которого я люблю; другой ребёнок наступил мне на ногу, он пролил компот на скатерть и т. п.
Заняться общим делом детям этого возраста ещё трудно. Зато они с интересом наблюдают друг за другом и всегда готовы подражать сверстнику, особенно если тот принимает необычную позу или совершает необычные движения. Они охотно танцуют, взявшись за руки, или прыгают, глядя друг на друга и заражаясь весельем.
Календарно – тематическое планирование
№ |
Тема |
Цель |
Форма проведения |
Сентябрь |
|||
1 |
Адаптируемся вместе |
Нацелить родителей к активной совместной работе по проведению адаптации детей к детскому саду, воспитателю. |
Консультации Оформление папки-передвижки |
2 |
Совместная подготовка к учебному году |
Вовлечь родителей в жизнь группы. |
Беседы по подготовке к учебному году, обновление группового инвентаря, участка |
3 |
Воспитание культурно – гигиенических навыков |
Настроить родителей на совместную работу по привитию детям культурно – гигиенических навыков. |
Консультации Оформление папки-передвижки
|
4 |
Первый раз в детский сад (см. приложение) |
Познакомить родителей с возрастными особенностями детей дошкольного возраста, обозначить основные проблемы адаптации детей к детскому саду и наметить пути их решения. |
Родительское собрание |
Октябрь |
|||
5 |
Осенняя ярмарка |
Установление тесной связи педагогов и родителей для успешного воспитания и развития детей; укрепление отношений между родителями и детьми. |
Совместный досуг, праздник |
6 |
Осенние деньки |
Привлечение родителей к совместному созданию с детьми фотографий. |
Фотоколлаж |
7 |
«Мой домашний питомец» (см. приложение) |
Обогащение и углубление представлений у детей о домашних животных, способы ухода и общения с ними. |
Совместный проект дети, родители, воспитатели. |
8 |
Растим малыша здоровым |
Пропагандировать здоровый образ жизни, изучить особенности отношения к здоровью в семье,дать характеристику состояния здоровья ребенка в адаптационный период, пополнить знания родителей о способах укрепления здоровья малыша. |
Консультации Оформление папки-передвижки |
Ноябрь |
|||
9 |
Мини-музей |
Привлечение внимания родителей к помощи оформления мини-музея в ДОУ; к совместному с детьми, посещению мини-музея. |
Агитация родителей В течении года |
10 |
Стихи и потешки для развития мелкой моторики |
Помочь родителям в правильном подборе материала. |
Консультации Оформление папки-передвижки |
11 |
Мамочка любимая |
Привлечь родителей к совместной изобразительной деятельности дома, активизация творчества родителей и детей. |
Совместная работа родителей с детьми дома Выставка портретов |
12 |
Снежная сказка |
Привлечь родителей к активной совместной работе в оформлении участка и постройки из снега. |
Совместная постройка снежных фигур, оформление участка |
Декабрь |
|||
13 |
Прогулка с детьми в зимний период |
Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в зимнее время года. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний. |
Рекомендации Оформление папки-передвижки Мастер-класс для родителей во время прогулки «Подвижные игры зимой» |
14 |
Чем занятьсяв выходные с детьми |
Повышение педагогической культуры родителей. |
Консультации Оформление папки-передвижки
|
15 |
Мастерская Деда Мороза
|
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
Выставка поделок |
16 |
Праздник к нам приходит |
Привлечь родителей к совместной подготовке к празднику, получить положительные эмоции от праздника. |
Проведение новогоднего утренника |
Январь |
|||
17 |
«Песочная терапия» (см. приложение) |
познакомить родителей с песочной игротерапией как методом развивающей и обучающей деятельности детей дошкольного возраста. |
Родительское собрание Мастер-класс |
18 |
Этикет для малышей |
Привлечение внимания родителей к вопросам воспитания культуры поведения. Реализация в детском саду и дома единых методов воспитания. |
Консультации Оформление папки-передвижки
|
19 |
Вредные привычки |
Нацелить родителей на совместную работу по устранению «вредных привычек». |
Консультации Оформление папки-передвижки
|
20 |
Игра в жизни ребенка раннего возраста |
Познакомить родителей с играми и игрушками, необходимыми ребенку раннего дошкольного возраста. |
Консультация Оформление папки-передвижки Организовать совместные игры родителей в группе в вечернее время |
Февраль |
|||
21 |
Творческий проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья» (см. приложение) |
Формировать у детей понятие «Семья»; воспитывать нравственные качества к семье. |
Совместный проект дети, родители, воспитатели. |
22 |
Книга в жизни ребенка |
Убедить родителей в важности семейного чтения и воспитания у детей интереса к чтению.Помочь родителям в правильном подборе материала. |
Оформление для родителей уголка по речевому развитию В вечернее время выставка уголка и консультация |
23 |
Наши защитники |
Создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования 23 февраля; укрепление детско-родительских отношений. |
Видео-презентация сюрприз для родителей посвящённая 23 февраля |
24 |
Развитие речи у детей раннего возраста |
Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по развитию речи в семье и детском саду. |
Консультации Оформление папки-передвижки |
Март |
|||
25 |
Мамины помощники |
Создание положительного эмоционального настроя в преддверии празднования международного женского дня; укрепление детско-родительских отношений. |
Видео-презентация сюрприз для родителей посвящённая 8 марта |
26 |
Осторожно, весна! |
Активизировать и обогатить знания родителей в области безопасности жизнедеятельности детей; какие опасности могут поджидать нас весной; предупреждение детского травматизма. |
Распространение памяток, буклетов
|
27 |
Безопасность во время паводка |
Активизировать и обогатить знания родителей в области безопасности жизнедеятельности детей |
Распространение памяток, буклетов
|
28 |
Ребёнок на прогулке весной |
Дать родителям практические советы по проведению наблюдений в весеннее время года. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний. |
Рекомендации Оформление папки-передвижки Мастер-класс для родителей во время прогулки «Подвижные игры весной» |
Апрель |
|||
29 |
День космонавтики |
Развитие творческого взаимодействия родителей и детей. |
Выставка поделок |
30 |
Путешествие в страну сенсорики |
Обогащение родительских представлений о сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста. |
Консультация Оформление папки-передвижки
|
31 |
Сказки для малышей |
Обращать внимание родителей на возможности интеллектуального развития ребёнка в семье и детском саду. Побуждать к чтению дома художественной литературы. Какие сказки лучше читать малышам. |
Оформление для родителей выставки настольного театра и сказок. В вечернее время выставка уголка и консультация |
32 |
В царстве упрямства и капризов |
Познакомить родителей с психическими особенностями ребенка трех лет, наметить пути преодоления острых кризисных проявлений. |
Консультация Оформление папки-передвижки
|
Май |
|||
33 |
На парад! |
Укрепление отношений между родителями и детьми; получить положительные эмоции от праздника. |
Совместный досуг детей и родителей |
34 |
Мама, папа я дружная семья (см. приложение) |
Формирование первичных ценностных представления о семье, семейных традициях, обязанностях; распространение опыта семейного воспитания детей; выявление мнения родителей об эффективности проведенных занятий. Дать информацию об успехах детей на конец учебного года и что они должны подтянуть за лето. |
Родительское собрание Создание фотоколлажа родителями по теме собрания Распространение памяток |
35 |
Безопасность детей – забота взрослых |
Советы по безопасности детей на дороге в летний период. |
Распространение памяток, буклетов |
36 |
Летний оздоровительный период |
Ознакомить с правилами безопасности детей и планом работы на летне-оздоровительный период. |
Распространение памяток, буклетов
|
Приложение
«Первый раз в детский сад»
http://gracheva_n_m.a2b2.ru/section/8285/item/59080
«Песочная терапия»
http://gracheva_n_m.a2b2.ru/section/8285/item/60560
«Мама, папа я дружная семья»
http://gracheva_n_m.a2b2.ru/section/8285/item/60561
Проект «Мои домашние питомец»
http://a2b2.ru/methods/41476_proekt_moy_domashniy_pitomec/
Проект «Сюжетно-ролевая игра «Семья»