Конспект ООД
Документы для скачивания
НОД в подготовительной группе «По следам осени». Цель: закрепить представления детей о характерных признаках осени и осенних явлениях. Расширять знания детей о явлениях живой и неживой природы: почему листья желтеют и опадают и как они опадают. Учить устанавливать причинно- следственные связи. Задачи: • Развивать умение детей называть приметы осени, изменения в природе, используя образные слова и выражения, внимание, связную речь( словарь: черешок, кромка, хлорофилл) • Закрепить умения устанавливать связь между признаками в природе и умения отстаивать свою точку зрения, делать выводы( рассуждать, доказывать, выстраивать предложения, устанавливать причинно- следственные связи) • Продолжать развивать память, внимание, мышление через игры и игровые упражнения. • Исследовать природное явление листопад, строение листа, опытным путем сделать вывод о наличии зеленого вещества в листьях. • В ходе эксперимента показать детям зависимость полета падающего листа от его величины и формы. • Воспитывать любознательность, умение взаимодействовать друг с другом. Приёмы: решение проблемной ситуации, пояснения, действия моторного характера Используемые формы организации познавательной деятельности детей: групповая, подгрупповая и индивидуальная Оборудование и материал: Колокольчик, шарик, тайное письмо, сундук, карта маршрута, мнемотаблица- загадка, кленовые листья с приметами и пословицами, лупы, две коробк и( с сухими и свежими листьями) , кусочки белой ткани, сложенные пополам, деревянные кубики, листья настоящие крупные и мелкие, разной формы, коробки, молоко, пищевой краситель, жидкое мыло, волшебный мешочек, кисточки, гуашь. Предварительная работа: • На прогулке наблюдать за тем, как опадают листья с деревьев. • Сбор листьев разной формы и окраски. • Беседы об осени; • Чтение художественных произведений: « Листопадничек » И. Соколов- Микитов, «Лес осенью» А. Твардовский, стихи об осени А. С. Пушкина, А. Плещеева, А. И. Бунина; • Разучивание стихов и поговорок об осени; • Пение песен об осени и слушание музыки; • Рассматривание иллюстраций и фотографий с изображением осенней природы; • Рисование на занятиях по ИЗО деятельности и самостоятельной художественной д еятельности различных деревьев • Наблюдение за деревьями на прогулке; • Поделки из природного материала; Ожидаемый результат: Дети с интересом участвуют в проведении исследований, наблюдают, делают выводы. Умеют рассуждать, доказывать, выстраивать предложение, устанавливая причинно- следственные связи. Активно и доброжелательно взаимодействуют со взрослыми и сверстниками в решении игровых, познавательных, творческих задач. Воспитатель- ( воспитатель стоит у окна) и звенит колокольчиком: - Мой звоночек звенит, заливается И ребята вокруг собираются Собрались в се дети вкруг Ты мой друг и я твой друг Вместе за руки возьмемся И друг другу улыбнёмся( закройте глазки 1, 2, 3 – волшебство скорей приди! ! ! ) ( влетает шарик, ни нитке письмо, написанной лимонным соком) Воспитатель – ловит шарик, удивляется. Ух ты, что это? - Дети предлагают варианты действия. ( Давайте посмотрим) - Воспитатель- это какой- то чистый лист. Я ничего не вижу. - н у и что это может быть? ( Ответ детей, а может это не просто чистый лист, а тайное письмо? ) Воспитатель –А разве бывают такие письма? Ответ детей –Д а, такие письма могут быть написаны секретными чернилами( лимоном или крахмалом) Воспитатель- А как же узнать что в нем написано? Ответ дете й- развести йод в воде и слегка смочить при помощи кисточки письмо. Воспитатель- есть у нас такая водичка. Ответ дете й- Давайте проверим? ( ребенок смачивает письмо йодовой водичкой) . Появляется надпись( СУНДУК) Воспитатель- Посмотрите проявляется что- то. Удивляется, что это? Ответ дете й- ( дети читают) Воспитатель- оказывается ребята это письмо с секретом. Вы поняли, что надо найти? Воспитатель- ( Создание проблемной ситуации. ) Дети находят сундук, открывают и находят письмо. Воспитатель –( читает письмо от осени) Дорогие ребята! Одни говорят, что осень заканчивается, другие говорят, что зима уже наступила. Я не знаю, что делать. Как мне украсить свое платье? Посоветуйте, пожалуйста. Я не могу понять, кончается осень или нет? Только прошу вас, представьте убедительные доказательства, а в этом поможет карта. Воспитатель: Этот вопрос очень даже интересный. Что вы решили ребята? Ответ дете й- ( пойдем искать доказательства) Остановка №1 ( на карте изображен желтый лист, дети находят, берут по листочку. ) Задание: назвать приметы осени, которые определяют время года. - день короче, а ночь длиннее; - На деревьях и кустах желтеют листья, они опадают, начинается листопад. - небо серое, хмурое; - часто идут дожди; - перелетные птицы улетают на юг; - дикие звери делают запасы на зиму, утепляют свои шубки, и некоторые ложатся в спячку; - люди надевают демисезонную одежду; - собирают урожай овощей, фруктов и зерна; - осенние месяца называются сентябрь, октябрь, ноябрь: 1. Сентябрь – рябинник. Как вы думаете, почему его называли рябинником? ( потому что в это время появляется рябина) . 2. Октябрь – листопадник( потому что опадают листья) . 3. Ноябрь – зимник( становится холодно, как зимой) . Воспитатель: Вы смотрите по телевизору прогноз погоды, диктор рассказывает про температуру воздуха, направление ветра, осадки. Осадки? Что это такое? ( дождь, снег, туман) . Воспитатель: Дети, а как можно узнать какая будет погода? ( посмотреть телевизор, послушать радио, по термометру) . Остановка №2 ( на карте изображен красный лист. ) Дети с воспитателем вспоминают приметы осени, которые определяют погоду: - Облака редкие- будет ясно и холодно. - Много рябины к до ждливой осени и холодной зиме. - Теплая осень- к долгой зиме. - У зайцев шерсть побелела- зима близко. - Если орехов много, а грибов нет- зима будет снежная, суровая. - Большие муравьиные кучи- к мягкой зиме. - В осеннее ненастье семь погод на дворе. - Белки делают большой запас орехов- жди холодной зимы. Воспитатель: Дети, вы замечательно назвали много интересных примет, позволяющих предсказать погоду. Остановка №3 ( на карте изображен оранжевый лист. ) Дети называют поговорки осени: - Красна ве сна цветами, а осень пирогами. - Осень- время собирать урожай. - Сентябрь пахнет яблоком, октябрь — капу стой. - Осенью и воробей богат. - Ноябре зима с осенью борется. - Осенью ложка воды ведро грязи. Мини- викторина «Лесная». Для вас- викторина. Кто быстрее ответит на мои вопросы? - Кто собирает яблоки спиной? ( Еж. ) - У кого щеки вместо мешка? ( У бурундука. ) - А бывают ли перелетные животные? ( Да, летучие мыши. ) - С каких деревьев зелеными опадают осенью листья? ( С ольхи, сирени. ) - Какой лесной житель сушит на деревьях грибы? ( Белка. ) - Листья каких деревьев осенью краснеют? ( Листья осины, рябины, черемухи. ) - Куда на зиму исчезают лягушки? ( В тину, в мох. ) - У какого зверя в листопад появляются детеныши? ( У зайца. ) Воспитатель: - Молодцы. И г р а «Улетают – не улетают». Воспитатель называет птиц. Если они осенью улетают, то дети машут руками, как кры лышками, если нет – не машут. Воспитатель: - Проходила я мимо нашего участка, там так красиво, деревья в разных красках- Не вы их раскрашивали? - А вы задумывались, почему эта красота не сохраняется? Почему листья желтеют и опадают? И как они опадают? Ответ детей: Листья плохо переносят холод и ветер, поэтому и опадают. Остановка №4 ( на карте гриб, дети находят, берут и решают что бы они хотели выяснить Исследование №1( нарисована лупа и лист) , Исследование№2( ? Зеленый лист) , Исследование №3. ( большой и маленький листик) , Исследование №4( две коробки) Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос? _ - нужно провести оп ыты и эксперименты. Воспитатель- А как вы ребята думаете, зачем дереву нужны листья? Дети: Листья не только украшают дерево, благодаря листьям дерево дышит. Воспитател ь- А вам интересно узнать, как устроен лист? ( Интересно) А для того, чтобы получше рассмотреть, чем н адо пользоваться? - воспользуемся увеличительны м прибором — лупой. Исследование №1 строения листа с помощью лупы. Рассмотрим сначала черешок- это часть, которая соединяет лист с веткой. Рассмотрите теперь верхнюю поверхность листа. Видите жилки — тонкие трубочки. Которые идут от черешка по всему листу, через эти жилки листочки питаются влагой. Край листа называется «кромка». Рассмотрите кромку листа. Верхушка листа бывает острой или округлой. Рассмотрите и скажите, какая она у вашего листочка. Какой можно сделать вывод: У листьев есть черешок, который соединяет лист с веткой и жилки через которые листочки пи таются влагой. «Почему осенью листья изменяют окраску и опадают? » Воспитатель: А почему же листья желтеют осенью? Дело в том, что листья имеют зеленый цвет благодаря зеленому веществу. Сейчас проведем опыт и увидим это вещество. Исследование №2 «Почему лист зеленый? »- Давайте сначала выясним, почему листья зелёные? Воспитатель: Возьмите листочек и вложите его внутрь согнутого пополам кусочка белой ткани. Теперь деревянным кубиком сильно постучите по листочку сквозь ткань. Ч то вы обнаружили в ходе опыта? Дети: Н а ткани появились зеленые пятна. Воспитател ь- Это зеленое вещество из листочка называется- хлорофилл, оно и окрашивает его в зеленый цвет. ( Для этого опыта лучше брать сочные листья к омнатных растений) . Когда наступает осень и становится холоднее и меньше солнечного цвета. Это зеленое вещество постепенно уменьшается, пока не пропадает совсем. Тогда лист меняет свой цвет становится желтым или …- какого цвета бывают листья у деревьев осенью? - О ранжевые, красные, коричневые. Исследование №3. Возьмите лупу и рассмотрите основание черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке. Осенью в основании черешка, в том месте, где он прикрепляется к ветке, появляется пробковый слой. Он, как перегородка, отделяет черешок от ветки. Подует лёгкий ветерок – и листья опадают. Вывод детей: Осенью листья легко опадают потому, что у основания черешка появляется пробковый слой, который отделяет черешок от ветки. Физминутка. А сейчас давайте вместе с вами превратимся в осенние листочки. Мы листики осенние, На ветках мы сидим, Дунул ветер – полетели, Мы летели и летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял, Закружились, полетели И на землю тихо сели. ( Дети выполняют движения по тексту) Эксперимент «Как листья опадают» На прогулках вы замечали, что листья падают с деревьев по- разному. Давайте проведем эксперимент, для того, чтобы выяснить, какие листья падают быстро, а какие медленно, и какой листик красивее всех кружиться. Для этого возьмите в руку лист и встаньте. Поднимите руку с листиком вверх и выпустите листик из пальцев. Воспитател ь- Пока лист летел, что вы заметили? Б ыстро или медленно он падал, летел пря мо вниз или кружился. Какие выводы можно сделать из этого эксперимента? Вывод: Крупные листья падают медленнее и почти не кружатся. Маленькие листья падают быстрее и больше кружатся) . Исследование №4 Что же случается с опавшими листьями? Ответ детей: Они высыхают. А вы сумели бы на слух определить шелест сухих и только что опавших листьев? ( да) Дети берут коробочки и определяют на слух в какой сухие, а в какой не засохшие листья. Вывод детей: Сухие листья шуршат сильнее. Остановка №5 ( волшебный мешочек) Воспитатель: По дороге золоченой Осень в гости к нам идет. Для мальчишек и девчонок Щедрый дар она несет Что за дар? ( урожай) Д ети находят мешочек. Дети садятся на коврики. - Тише, тише, тишина. Сказка в гости к нам пришла. Вы, ребята, не шумите, Сказку нам, вы, не спугните! Жила – была волшебница, и звали ее Осень. Была она могущественной и капризной. Часто меняла свое настроение. В волшебном мешочке( педагог показывает сумочку украшенную желтыми листочками) хранила она свое главное волшебную кисточку воспитатель извлекает из сумочки большую, мягкую кисточку, обвитую золотой ленточкой) . Именно волшебная кисточка помогала ей творить множество чудес. Как красиво Осень раскрашивает дары, но забыла у нас свои кисточки и дары остались не разукрашенными. Воспитатель- Что делать не знаю? Вам хочется стать волшебниками? Для этого нам понадобятся кисточки из волшебного мешочка, белая жидкость и капельки осени. Где бы нам это найти? Дети находят столик где стоит молоко в блюдцах, пищевой краситель, жидкое мыло. Дети капают пипеткой в молоко каплю красного красителя и желтого. О пускают кисточку в жидкое мыло и наблюдают как краски начинают двигаться сами и перемешиваться. Дети предлагают раскрасить самостоятельн о. ( д ети раскрашивают листочки для осени) Воспитатель: Вы ребята молодцы, столько много у Вас знаний об осени. Вы собрали много листочков для осени, что же нам с ними делать? Ответ детей: Подарить их осени. Дети прикрепляют листья на платье осени.