a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Мастер-класс "Формирование инклюзивной культуры - основа социализации дошкольников в обществе"

Автор: Титова Лиля Александровна Опубликовано: 2020-10-03 13:01:28

Документы для скачивания

« Формирование толерантн ого отношени я – основ а социализации детей в образовательном пространстве » Цель:   Выстраивание партнерских взаимоотношений по вопросам формирования инклюзивной культуры. Задачи: - содействовать формированию нравственных установок; - повышать эмпатийность к «нетипичным» детям через «проживание» подобного опыта; - познакомить с понятием «толерантность» и его «плодами», ввести его в словарный запас; - стимулировать воображение участников в поисках собственного понимания толерантности. 1. Приветствие.  Упражнение «Аплодисменты». Знакомство с человеком начинается с приветствия, которое содержит в себе заряд положительной энергии, поэтому предлагаю начать нашу встречу с упражнения «Аплодисменты». Для этого необходимо поднять руки перед собой. Начинаем приветствие друг друга с тихих аплодисментов. Одним пальцем правой руки постучите по ладони левой. Прислушайтесь к этим звукам. Теперь двумя пальцами, тремя, четырьмя – аплодисменты стали ярче. А сейчас поприветствуйте друг друга целой ладонью. Спасибо за аплодисменты, Вы почувствовали Вашу энергию, поддержку, что так необходимо в общении с детьми.   С прекрасным настроением и позитивными эмоциями мы начинаем наш мастер- класс. В основе практики инклюзивного образования лежит идея принятия индивидуальности каждого отдельного учащегося, и, следовательно, обучение должно быть организовано таким образом, чтобы удовлетворить потребности каждого ребенка. Совместное обучение с особыми детьми способствует развитию таких необходимых навыков и личностных качеств обучающихся, как: социальная компетентность, толерантность, умение решать межличностны е проблем ы, уверенность в своих силах, самоуважение. В процессе совместных мероприятий дети учатся обсуждать проблему, слушать и слышать другое мнение, отстаивать свою точку зрения, разрешать конфликты путем переговоров, прислушиваясь к мнению оппонента. В итоге, они учатся признавать право любого человека быть «другим». В нашем обществе существует целый ряд проблем, связанных с включением особенных детей в образовательное пространство. Во- первых, это  отношение  родителей нормативно развивающихся детей к данной идее. Многие не поддерживают её, опасаясь, что это негативно скажется на развитии здоровых детей, даже стремятся ограничить это общение, часто выражают протест против пребывания в их группе  «особых»  детей и прививают подобные установки своим  детям, в результате чего особенный ребенок часто становится  «белой вороной». Во- вторых, отношение воспитателей группы, куда попадают «особые»дети. В третьих- неадекватное восприятие нормально развива ющимися детьми сверстников с ограниченными особенностями здоровья. В связи с этим, одной из центральных задач любого образовательного учреждения является создание  толерантной среды, т. е. способности понять и принять ребенка таким, какой он есть, видя в нем носителя иных ценностей, логики мышления, иных  форм поведения. Древняя мудрость гласит: «Мы долго учим других тому, чему должны научиться сами». Уважаемые участники, как вы понимаете слово толерантность? Толерантность, терпимость( русский) : Способность допускать, принимать существование чего- то/ кого- то, считаться с мнением других, быть снисходительным к чему- либо/ кому- либо. Игра «Цветок –  Толерантность » У вас на  столе лежат листы бумаги, на которых изображены цв еты. В середине цветка написано слово  « толерантность ». Попробуйте нарисовать свой цветок  толерантности, напишите на его лепестках, как Вы понимаете слово толерантность. Затем обсуждаем, какие определения были внесены на лепестках. Итак, давайте сделаем  вывод: – уважение людей со всеми их различиями; – способность признавать отличительные от собственных, идей или мнения; – готовность быть терпеливым, снисходительным; – прощение, снисхождение, милосердие, терпение, расположенность к другим; – это принятие человеческой индивидуальности; – внимание к любому человеку, с которым вступает во взаимодействие. Вы можете забрать этот цветок с собой как памятку. Упражнение  «Пересадка сердца» Выбрать 4- 5 человек. « Представьте себе, что вы бригада хирургов, которой предстоит сделать операцию по пересадке сердца. У вас есть одно донорское сердце на 10 человек и 10 минут, чтобы принять решения, кого именно вы будете оперировать. Решение должно быть принято единогласно, в противном случае операция не состоится, и пациенты могут погибнуть » Список кандидатов на  операцию: 1) Бывший чемпион, 28 лет. Защищал честь страны. Мастер спорта международного класса. Пострадал в автомобильной аварии в состоянии алкогольного опьянения. Холост. 2) Женщина, 52 года. Мать пятерых взрослых детей. 3) Священник, 27 лет. 4) Мужчина, 40 лет, отец двоих детей. Бывший сотрудник КГБ, бывший депутат, сейчас бизнесмен. 5) Девочка с ограниченными возможностями здоровья, 5 лет, задержка психического развития. 6) Студент, 20 лет, депрессия, две попытки суицида. 7) Мужчина, 48 лет, врач- онколог, ученый. Он р азрабатывает лекарство от рака и очень б лизок к решению проблемы. Гомосексуалист. 8) Женщина, 25 лет, мать одного ребенка, ВИЧ- инфицирована. 9) Женщина, 30 лет, танцовщица. 10) Мальчик, 8 лет, единственный ребенок в семье, болеет диабетом. Обсуждение: - Легко ли было принимать решение? - Что повлияло на принятие решения? - В чем вы видите смысл упражнения? Итог: При выборе кандидата на операцию вы руководствовались разными аргументами. Было видно, что вы старались быть справедливыми. И все- таки, может быть, невольно вы поставили  «оценку»  каждому человеку. А ведь врачи не имеют права ставить моральные оценки. Они руководствуются другим. Их выбор в данном случае будет основан на совместимости донорского органа и реципиента. Принятие решения должно быть основано на объективных фактах, а не социальных оценках. Также бывает и в жизни. Мы хотим быть справедливыми и при этом забываем, что не вправе судить других людей. Когда мы принимаем решение, мы не должны принимать на себя роль судьи. Решения всегда лучше принимать, исходя из объективных обстоятельств, оставаясь терпимыми и  толерантными  к разным людям – агрессивным и спокойным, с ограниченными возможностями здоровья и нормативно развивающимся, общительным и замкнутым. Чтобы понять особого ребенка необходимо принять и почувствовать его. С этой целью мы предлагаем вам игру «Белая ворона» Просим участников встать в круг спиной к центру. Прикрепляем каждому прищепку определенного цвета, а одну – белого. Затем все поворачиваются друг к другу и начинают искать себе подобных по цвету прищепки ( образуются группы, а с белой прищепкой – один) . Обсуждение: Что почувствовал, когда понял, что один, не такой, как все? Попадал ли в подобную ситуацию? Испытывал такое чувство? Ваши ощущения, когда вы нашли похожих на себя и  сформировали группу? Что вы чувствуете к одинокому человеку? Хотелось бы вам оказаться на его месте? Почему? – Но ты не один. Мы с тобой. Мы принимаем тебя таким, какой ты есть. Д авайте возьмем его за руку. Пусть он почувствует, что мы с ним и он не одинок. Теперь вы понимаете, что чувствуют отвергнутые или вынужденно изолированные от общества люди. Не только дети инвалиды, а и их родители нуждаются быть принятыми, чувствовать свою принадлежность к группе. Инклюзивное образование дает такую возможность  детям  с ограниченными возможностями здоровья и их родителям. А теперь сделаем  вывод: «Все мы разные, но каждый хорош по- своему.   Относиться нужно к другому так, как ты хотел бы, чтобы  относились к тебе, нужно уметь понять и принять другого, тогда дружба станет крепче». Педагог предлагает обменяться улыбками и рукопожатиями. Рефлексия Самое большое счастье для родителей – когда здоров ребенок. К сожалению, так бывает не всегда. Особенные дети – это тоже дети, только для них необходимо создать определенные условия, при которых они стали бы самостоятельными и успешными. И наша с вами задача создать для них эти условия, наполнить их черно- белый мир яркими и светлыми тонами. А обычным  детям  помочь сохранить свою индивидуальность, научившись понимать и принимать особых детей. Именно такой подход позволит всем детям проще адаптироваться к окружающему миру, научит самостоятельности, заложит веру в себя и в свои силы, что особенно важно для дальнейшего развития. Упражнение  «Дерево» Предлагаю вам 2 дерева. Одно дерево  толерантности, другое- интолерантности. Е сли вы решили стремиться к тому, чтобы стать  толерантным  прикрепите листочек к дереву  толерантности, если вы считаете, что вам это не нужно, неинтересно и неважно в вашей жизни, прикрепите листочки на  интолерантное дерево.

Оставить комментарий: