a2b2.ru
А2Б2 - Образовательный портал
Новости образования от A2B2

Проект "Наши друзья - птицы"

Автор: Пешкова Ольга Васильевна Опубликовано: 2020-11-09 06:14:48

Документы для скачивания

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 5 «Росток» город Радужный 132473710871200 Проект « Наши друзья – птицы » с детьми группы общеразвивающей направленности от пяти до шести лет № 6 «Ромашка» Руководитель проекта: Пешкова О. В. , воспитатель г. Радужный 2020 год Проект «Наши друзья – птицы» Цель: Формирование элементарных знаний о птицах; ответственного, бережного отношения к ним. Задачи: Уточнить представления о знакомых птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц. Расширять знания детей о зимующих и перелетных птицах Ф ормировать активность и заинтересованность родителей в воспитательно – образовательном процессе; привлечь к изготовлению кормушек для птиц и их подкормк е. Воспитывать бережное, заботливое, ответственное отношение к зимующим птицам, формировать экологические знания о них. Руководитель проекта: Пешкова О. В. Участники проекта: дети, воспитатели и родители старшей группы. Тип проекта: п ознавательный, практический, средне срочный, внутригрупповой. Срок реализации: октябрь 2020г. Актуальность проекта В период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. Ведь именно птицы окружают нас круглый год, принося людям пользу и радость. В холодное вре мя года доступной пищи становит ся значительно меньше, но потребность в ней возрастает. Ин огда естественный корм становит ся практически недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить зиму и погибают. Бесконечно разнообразный мир природы пробуждает у детей живой интерес, любознательность, побуждает их к игре, художественно- речевой деятельности. В. А. Сухомлинский считал необходимым вводить малыша в окружающий мир природы так, чтобы каждый день он открывал в нём для себя что- то новое, чтобы рос исследователем, чтобы каждый его шаг был путешествием к истокам чудес в природе, облагораживал сердце и закалял волю. В совместной работе с родителями мы должны повышать экологическое сознание ребёнка, стимулируя его интерес к помощи пернатым друзьям, тем самым побуждая чувства ребёнка. Очень важно, чтобы ребёнок мог оценить поведение человека в природе, высказать своё суждение по этой проблеме. Впечатления от родной природы, полученные в детстве, запоминаются на всю жизнь и часто влияют на отношение человека к природе, к Родине. Постановка проблемы Недостаточные представления детей о зимующих птицах. Дети в недостаточной степени имеют представление о образе жизни, повадках, питании и жилищах зимующих птицах, о том, как они питаются в зимнее время. Ожидаемый результат: Дети имеют представление о зимующих птицах; понимают, что птицам легче перенести суровую зиму, когда человек заб отиться о них. У детей проявится ярко выраженный интерес к объектам природы – птицам, должны знать и называть птиц. Умеют, совместно с родителями изготовить кормушку. Знают каким кормом подкармливать птиц. Проявляют заботу и ответственность по отношению к окружающему миру. Родители проявляют большой интерес к жизни детей в детском саду; оказывают помощь ребенку при выполнении творческих работ; активные участники проекта. ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА: 1 ЭТАП- Подготовительный Подбор методической литературы, наглядно- дидактического материала, художественной литературы, фотографий; организация развивающей среды. Заучивание стихов, пословиц, поговорок, беседы, рассматривание иллюстраций, картин, игры, ежедневная подкормка птиц. 2 ЭТАП – Основной( практический, познавательный) Выполнение работы: октябрь 2020г. Беседа по картинкам: «Птицы нашего леса» Дидактические речевые игры: «Назови птиц», «Цепочка», «Один- много», «Назови ласково», «Счет птиц», «Четвертый лишний», " Угадай птицу по описанию" , «Чей хвост? », «Кто что ест», «Узнай по голосу», «Что едят птицы». ( 3) Подвижные игры: «Голубь», «Кто что делает», «Ворона», «Птицы в клетке», «Птенчики»( 2) Пальчиковая гимнастика «Прилетели птицы», «Четыре цапли», «Птички и ветер». ( 4) Дыхательная гимнастика «Сел на ветку снегирек » Сос тавление рассказа по картине А К. Саврасова «Грачи прилетели». Беседа « Рассказ о птицах детям »( 1) ; «Перелётные птицы»; «Жизнь перелётных птиц». Исследовательская деятельность: «Почему говорят «как с гуся вода», «Как устроены перья у птиц», «Почему у водоплавающих птиц такой клюв». Подвижные игры: «Птица раз, птица два», «Птички в гнездышках», «Жаворонок». Чтение К. Д. Ушинский «Ласточка»; Н. Сладков «Грачи прилетели»; В. Жуковский «Жаворонок»; А. Плещеев «Сельская песенка»; О. Высотская «Журавли»; А. Майков «Ласточка при мчалась»; Н. Сладков «Ласточка»; Д. Н. Мамин- Сибиряк «Серая шейка»; Г. Н. Снегирёв «Птицы наших лесов»( 7) ; В. Бианки «Синичкин календарь», «Чей нос лучше»( 7) ; Т. Белозеров, «Что это за птица». Аппликация «Лебеди прилетели». Рисование «Прилетели снегири». Конструирование «Воробей из шишки». Лепка «Синичка». З агадки и стихи о птицах. ( 6) Знакомство с пословицами, поговорками и народными приметами. ( 5) Театрализация: «Где обедал воробей». Наблюдение за птицами на участке. Работа с родителями. Консультации: «Виды кормушек», «Скворечников», «Чем кормить птиц» П амятка « Как охранять птиц »( 8) Экскурси и в лес, парк( фото) Рекомендации для домашнего чтения: - «Зимние гости» Ю. Никонова, - «Берегите птиц» Т. Евдошенко, - «Поет зима аукает» С. А. Есенин, - «Почему плачет синичка? » В. Сухомлинский; - «Птичий год: зима» В. Бианки; Заучивание стихотворений: «Воробей» Н. Рубцов; «Зяблик» С. Михалков; «Снегири» Л. Татьяничева; 3 ЭТАП: Заключительный Выставка рисунков «Птицы наши друзья» Презентация « Удивительные птицы Сибири » Используемая литература: Н. Е. Вераксы, Т. С. Комарова, М. А. Васильева примерная программа дошкольного образования «От рождения до школы»; М. : «Мозаика- Синтез», 2014г. В. Н. Чернякова «Экологическая работа в ДОУ»; ТЦ «Сфера» 2008г. Т. А. Шорыгина «Птицы. Какие они? »; М. - 2007г. А. К. Бондаренко Дидактические игры в детском саду – М. : Просвещение, 1991 С. Н. Николаева «Методика экологического воспитания в детском саду» М. , 1999 г. Л. П. Молодова «Игровые экологические занятия с детьми». Минск: Асар, 2003. Интернет ресурсы ПРИЛОЖЕНИЕ Рассказ о птицах детям Прекрасен и многолик мир птиц. Маленькие и большие, с великолепным оперением и самые обыкновенные, домашние и лесные, черные и белые, певчие и стучащие – всякие, ценимы людьми. «Не сотни, а тысячи лет человек мечтал разгадать языки птиц, уяснить смысл и мелодию таинственных песен». Птицы сопровождают нас повсюду. «Стоит лишь оглянуться вокруг, вслушаться в таинственную тишину леса, поля, степи или тундры, и мир необычных, нередко волшебных звуков откроется нам». «Международный День Птиц» — всемирный экологический праздник, который отмечается каждый год, 1 апреля. В нашей стране он является самым популярным из «птичьих» праздников. 1 апреля и в ближайшие дни проводятся праздничные мероприятия, посвященные птицам, викторины, КВН, театрализованные представления. Птицы – это наши друзья. Многие из них — санитары лесов, полей, парков. Весной огромное количество птиц, которых мы называем перелётными, возвращаются в родные пенаты из тёплых краёв. «Возвращение перелётных птиц на родину – это большое событие. Юные натуралисты – это настоящие помощники пернатых». В чём заключается их помощь птицам? «Надо развесить новые птичьи домики и внимательно посмотреть старые – нет ли в них щелей или каких- нибудь других изъянов. Надо всё заблаговременно починить, а главное – вычистить скворечники и дуплянки, выбросить из них гнездовую подстилку. Прилетевшие птицы натаскают новую, старая им не нужна». ( По Г. Скребицкому) . Праздник птиц – это замечательное событие для орнитологов, натуралистов, следопытов и людей, которые просто любят природу. Помогайте птицам в трудные календарные периоды. Оберегайте и цените птиц! Подвижные игры Игра с мячом «Кто что делает? » Цель: расширение глагольного слова ря( сидит, летит, ходит, клюет, закрепление умения ловить и бросать мяч. Оборудование. Мяч среднего размера. Описание. Педагог приглашает детей выйти на ковер и предлагает им встать в круг. Педагог. Сейчас я буду называть птицу и бросать мяч. То т, кто поймает мяч, должен придумать и сказать, что делает эта птица. Сорока. ( Бросает мяч ребенку) Ребенок. Сидит. ( Бросает мяч воспитателю. ) Педагог. Воробей. ( Бросает мяч ребенку. ) 2- й ребенок. Летит. ( Бросает мяч воспитателю. ) Педагог. Ворона. ( Бросает мяч ребенку. ) 3- й ребенок. Ходит. ( Бросает мяч воспитателю. ) Педагог. Голубь. ( Бросает мяч ребенку) 4- й ребенок. Клюёт. ( Бросает мяч воспитателю. ) Подвижная игра «Голубь» Цель: упражнение в умении реагироват ь на словесный сигнал, развитие быстроты реакции. Ход игры. Дети выбирают «ястреба » и «хозяйку». Остальные дети – «голуби». «Ястреб» становится в сторон е, а «хозяйка» гонит «голубей»: «Кыш, кыш! » Они разлетаются, а «ястреб» и х ловит. Затем «хозяйка» зовет: «Гули- гули- гули», и «голуби» слетаются к ней. Тот, кого «ястреб» поймал, выполняет его роль, а прежний «ястреб» становится «хозяйкой». Подвижная игра «Ворона» Цель: координация речи с движением, закрепление умения договаривать словосочетания, развитие подражательност и, закрепление умения приседать без опоры. Описание. Педагог приглашает детей выйти на ковер и встать в круг. Дети выполняют движения и догов аривают словосочетания вслед за воспитателем. Педагог поощряет проявления инициативы, самостоятельности, показывает образец интонирования речи( восклицательная и вопросительная интонации) . На фонарь ворона села, ( присели) Посидела, посмотрела. ( поворачивают голову влево- вправо) - Кар! – Она сказала громко, —( нахмуривают брови, грозят указательным пальчиком правой руки) - Не капризничает Ромка? ( грозят указательным пальчиком левой руки) Подвижная игра «Птицы в клетке» Половина детей становится в круг, держась за руки, руки поднимают « воротиками »- это клетка. Вторая половина детей( 5- 6 человек) вбегает и выбегает в « воротики ». По сигналу( свисток или слово «Хлоп») « воротики » опускаются, пойманные дети называют любую перелётную птицу и встают в круг. Потом назначаются другие птицы. Подвижная игра «Птенчики» Дети стоят в кругу. Воспитатель – посередине с мячом. Он бросает мяч одному из детей и называет птицу. Ребёнок ловит мяч и называет птенца этой птицы( Аист- аистёнок, кукушка – кукушонок и т. д Дидактические речевые игры 1 «Назови птиц»( по картинкам) . 2 «Цепочка». Первый ребенок называет одну птицу, второй эту же птицу и добавляет свою, третий всех названных уже птиц и добавляет свою, и т. д. 3 «Кого ты видел? »( синицу, ворону, дятла) 4 «Кого не стало? » Логопед: вот сколько птиц, как назвать их( зимующие птицы, а теперь внимательно посмотрите на птиц и скажите, кого не стало. 5 «Один- много»( синица- синицы, ворона- вороны, дятел- дятлы) . 6 «Сосчитай»( одна синица, 2 синицы, 3 синицы, 4 синицы, 5 синиц) . 7 «Летает- не летает». Педагог называет птицу, а ребенок отвечает: улетает она на зиму или нет. 8 «Назови части тела птиц»: туловище, голова, хвост, крылья, клюв…тело покрыто перьями. 9 «Кто как голос подает? » Ворона- каркает, воробей – чирикает, сорока – стрекочет, голубь – воркует, сова – ухает, дятел – стучит. 10 «Узнай птицу по голосу». По аудиозаписи. 11 «Закончи предложение». На дереве гнездо, а на деревьях. ( гнезда) . Пальчиковые игры Пальчиковая игра «Четыре цапли» Четыре длинных цапли шагать руками в воздухе Выходят на охоту, руки «клювиками» А дождик по болоту стаккато в воздухе Кап, кап, кап. пальцами по ладони Идут четыре цапли шагать руками в воздухе И стряхивают капли, «стряхивать» с себя А клювы звонко щелкают раскрывать и закрывать «клювики» Цап, цап, цап щелчки. Пальчиковая игра «П тички и ветер » Маленькие птички, ( большие пальцы обеих рук сцеплены, Птички- невелички, изображая крылья птиц) По лесу летают, ( машем руками, как крылышками) Песни распевают. ( кисти рук имитируют открытые клювики птиц) Буйный ветер налетел, ( выполняем волнообразные Птичек унести хотел. движения запястьями) Птички спрятались в ду пло( сводим кисти рук вместе, образуем кокон) Там не тронет их никто. ( «грозим» указательными пальцами обеих рук) Задание «На внимание»( в чём ошибка? ) 1. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Голуби и спицы. 2. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Галки и стрижи, Кукушки и ножи. 3. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Голуби, чижи, Сойки и стрижи, Чайки, пеликаны, Чайники, тюльпаны. 4. Прилетели птицы: Вороны и синицы, Голуби, чижи, Сойки и стрижи, Чайки, пеликаны, Чибисы, ножи, Галки и ужи. Знакомство с пословицами, по говорками и народными приметами Пословицы и поговорки о птичках- синичках • Не велика птичка- синичка и та свой праздник помнит. • Невеличка синичка, да та же птичка. • Синичка — воробью сестричка. • Невелика синица, голосок востёр. • Не сули журавля в небе, а дай синицу в руки • Не сули журавля в год, а хоть синичку в рот. • Синица в руках лучше соловья в лесу. • Хоть тресни синица, а не быть журавлем. • В сентябре шуба за кафтаном бегает, а синица осень в гости просит. С таринные приметы, по которым в старину определяли погоду • Если гусь стоит на одной ноге – жди мороза. • Вороны и галки садятся на вершины деревьев – к морозу. • Синички подымают с утра писк – ожидай мороз. • Снегирь поёт зимой на снег и вьюгу. • Ворона кричит зимой – к метели. • Воробьи дружно расчирикались – к оттепели. • Зимою вороны летают и кружатся стаями – к морозу. • Воробьи прячутся в хворост- на мороз или перед метелью. • Вороны и галки зимою вьются в воздухе – перед снегом; садятся на землю – к оттепели. • Куры стоят на одной ноге – к стуже, вертят хвостами – к метели. З агадки и стихи о птицах Загадывание загадок “Угадайте, что за птица? ” Скачет по дорожке, Словно кошки не боится – Собирает крошки, По ночам ночует, – зернышки ворует? ( Воробей. ) – Кто присел на толстый сук И стучит “Тук – тук, тук – тук? ”( Дятел. ) - Спинка зеленовата, животик желтоват, На голове черненькая шапочка, да еще полоска шарфика. ( Синица) – Кто так громко всех стрекочет, Рассказать нам что- то хочет? ( Сорока. ) – Чернокрылый, красногрудый. Любит зернышки клевать, С первым снегом на рябине Он появится опять( С негирь) Стихи о птицах Н овая столовая Зоя Александрова Мы кормушку смастерили, Мы столовую открыли. Воробей, снегирь- сосед, Будет вам зимой обед. В гости в первый день недели К нам синицы прилетели. А во вторник, посмотри, Прилетели снегири. Три вороны были в среду, Мы не ждали их к обеду. А в четверг со всех краёв- Стая жадных воробьев. В пятницу в столовой нашей Голубь лакомился кашей. А в субботу на пирог Налетело семь сорок. В воскресенье, в воскресенье Прилетел к нам гость весенний- Путешественник- скворец. Вот и песенке конец. Воробей Н. Рубцов Чуть живой, Не чирикает даже. Замерзает совсем воробей. Как заметит подводу с поклажей, Из- под крыши бросается к ней, И дрожит он над зернышком, бедный, И летит к чердаку своему. А гляди, не становится вредным Оттого, что так трудно ему… Ворона Н. Рубцов Вот ворона сидит на заборе. Все амбары давно на запоре. Все обозы прошли, все подводы, Наступила пора непогоды. Суетится она на заборе. Горе ей. Настоящее горе! Ведь не зернышка нет у вороны. И от холода нет обороны. Синица А. Барто Скачет шустрая синица, Ей на месте не сидится. Прыг- скок, прыг- скок, Завертелась как волчок. Вот присела на минутку, Почесала клювом грудку И с дорожки на плетень, Тири- тири, тень- тень- тень. Покормите птиц зимой, А. Барто Пусть со всех концов К вам слетятся, как домой, Стайки на крыльцо. Не богаты их корма. Горсть зерна нужна, Горсть одна- И не страшна Будет им зима. Сколько гибнет их- не счесть, Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть И для птиц тепло. Разве можно забывать: Улететь могли, А остались зимовать Заодно с людьми. Приучите птиц в мороз К своему окну, Чтоб без песен не пришлось Нам встречать весну. Х удожественная литература «Чей нос лучше» Виталий Бианки Мухолов- тонконос сидел на ветке и смотрел по сторонам. Только покажется муха или бабочка, он сейчас же на крылья, поймает её и проглотит. Потом опять сядет на ветку и ждёт, высматривает. Увидел поблизости дубоноса и стал ему п лакаться на своё горькое житьё. — Мне, — говорит, — очень уж утомительно пропитание себе добывать. Целый день трудишься, трудишься, — ни отдыха, ни покоя не знаешь. А всё впроголодь живёшь. Сам подумай: сколько мошек надо поймать, чтобы сытым быть! А зерно клевать я не могу: нос у меня чересчур слаб. — Да, твой нос никуда не годится, — сказал дубонос, — слабенький у тебя нос. То ли дело мой! Я им вишнёвую косточку, как скорлупку, раскусываю. Сидишь себе на месте, клюёшь ягоды да щёлкаешь. Крак! — и готово. Крак! — и готово. Вот бы тебе такой нос. Услыхал его клёст- крестонос и говорит: — У тебя, дубонос, совсем простой нос, как у воробья, только потолще. Вот посмотри, у меня какой замысловатый нос: крестом. Я им круглый год семеч ки из шишек вылущиваю. Вот так. Клёст ловко поддел кривым носом чешуйку еловой шишки и достал семечко. — Верно, — сказал мухолов, — твой нос хитрей устроен. — Ничего вы не понимаете в носах! — прохрипел из болота бекас- долгонос. — Хороший нос должен быть прямой и длинный, чтоб им козявок из тины доставать удо бно было. Поглядите на мой нос. Посмотрели птицы вниз, а там из камыша торчит нос, длинный, как карандаш, и тонкий, как спичка. — Ах, — сказал м ухолов, — вот бы мне такой нос! — Постой! — запищали в один голос два брата- кулика — шилонос и кроншнеп- серпонос. — Ты ещё наших носов не видел! И увидал мухолов перед собой два замечательных носа: один смотрит вверх, другой — вниз, а оба тонкие, как шило. — Мой нос для того вверх смотрит, — сказал шилонос, — чтоб им в воде вс якую мелкую живность поддевать. — А мой нос для того вниз смотрит, — сказал кроншнеп- серпонос, — что б им червяков из травы таскать. — Ну, — сказал мухолов, — л учше ваших носов не придумаешь. — Да ты, видно, настоящих носов и не видал, — крякнул из лужи широконос. — Смотри, как ие настоящие носы бывают: во- о! Все птицы так и прыснули со сме ху прямо широконосу в нос: — Ну и лопата! — Зато им воду щелокчить- то как удобно! — досадливо сказал широконос и поскорей опять кувырнулся головой в лужу. Набрал полный нос воды, вынырнул и давай щелокчить: воду сквозь края носа пропускать, как через частую гребёночку. Вода- то вышла, а козявки, какие в ней были, все во рту остались. — Обратите внимание на мой носик, — прошептал с дерева скромный серенький козодой- сетконос. — У меня он крохотный, однако замечательный: мошкара, комары, бабочки целыми толпами в глотку мою попадают, когда я ночью над землёй летаю, разин ув рот и сеткой растопырив усы. — Это как же так? — удивился мухолов. — А вот как, — сказал козодой- сетконос. Да как разинет пасть — все п тицы так и шарахнулись от него. — Вот счастливец! — сказал мухолов. — Я по одной мошке хват аю, а он ловит их сразу стаями! — Да, — согласились птицы, — с такой пастью не пропадёшь! — Эй вы, мелюзга! — крикнул им пеликан- мешконос с озера. — Поймали мошку — и рады! А того нет, чтоб про запас себе что- нибудь отложить. Я вот рыбку поймаю — и в мешок себе отложу, опять поймаю — и опять отложу. Поднял толстый пеликан свой нос, а под носом у него мешок, набитый рыб ой. — Вот так нос! — воскликнул мухолов. — Целая кладовая! Удобней уж никак не выдумаешь. — Ты, должно быть, моего носа ещё не видал, — сказал дятел. — Вот полюбуйся. — А что ж на него любоваться? — спросил мухолов. — Самый обыкновенный нос: прямой, не очень длинный, без сетки и без мешка. Таким носом обед себе доставать долго, а о запасах и не думай. — Нам, лесным работникам, — сказал дятел- долбонос, — надо весь инструмент при себе иметь для плотничьих и столярных работ. Мы им не только корм себе добываем из- под коры, но ещё и дерево долбим: дупла выдалбливаем, жилища устраиваем и для себя и для др угих птиц. Нос у меня — долото! — Чудеса! — сказал мухолов. — Сколько носов видел я нынче, а решить не могу, какой из них лучше. Вот что, братцы: становитесь вы все рядом. Я посмотрю на вас и выберу самый лучший нос. Дубонос, крестонос, шилонос, серпонос, широконос, мешконос и долбонос Выстроились перед мухоловом- тонконосом дубонос, крестонос, долгонос, шилонос, серпонос, широконос, сетконос, мешконос и долбонос. Да тут вдруг упал сверху серый ястреб- крючконос, схвати л мухолова и унёс себе на обед. Остальные птицы с перепугу разлетелис ь в разные стороны. Так и осталось неизвестно, чей нос лучше. «Птицы наших лесов» Геннадий Снегирев Когда идёшь по весеннему лесу, иногда слышно над головой « тррр- тррр- тррр! », будто по пустой бочке кто- то стучит. Это весенняя песня дятла. Найдут дятлы в лесу старую, гнилую осину. Две недели долбят по очереди глубокое дупло. Дно дупла устилают опилками — вот и гнездо готово. Если подойти к осине и постучать палкой, птенцы громко заверещат и будут выглядывать из дупла. Летать они ещё не умеют, по стенкам дупла ползают. Вырастут, разлетятся по лесу, будут еловые шишки шелушить, долбить кору крепким клювом, искать гусениц и жуков. Иногда под деревом навалена целая куча вышелушенных сосновых шишек. Рядом — кузница дятла. Дятел засунет шишку в расщеплённый сук, все семена выклюет, пустую шишку вниз сбросит и летит за другой. Дятел — древесная птица. Он долбит больные деревья и достаёт длинным языком жуков- вредителей и их личинки. Если много дятлов в лесу — значит, буду т деревья крепкими и здоровыми. Лесные вороны живут парами. А живут они по двести и больше лет. Летит пара воронов над тайгой и внимательно осматривает каждую полянку, каждый ручеёк. Если заметят добычу: остатки оленя, которого загрыз медведь, или мёртвую рыбину на берегу, — сразу дадут знать другим воронам. « Крук- кррук- кррук », — несётся над тайгой крик ворона, он оповещает других воронов, что нашёл добычу. Никогда не спутаешь серую ворону с лесным вороном. У серой вороны перья серые и чёрные, а ворот весь чёрный. Ворона зимой прилетает поближе к деревне, клюёт что- нибудь на свалке, а ворон никогда не приближается к человеческому жилью, он — ди кая птица лесных просторов. Все птицы вьют гнёзда, высиживают птенцов. Кроме кукушки. Кукушка дожидается, когда улетит какая- нибудь птица от гнезда за кормом. Тогда кукушка подб росит своё яйцо в чужое гнездо. Вот и высидели пеночки кукушонка. Он первым делом как подрос, пеночкиных птенчиков из гнезда выкинул на землю. И теперь — вот какой большой! Целый день пеночки носят гусениц, личинок, жуков — и всё кукушон ку мало, клюв разевает и пищит. Без синиц зимний лес кажется мёртвым. Только сосновая ветка заскрипит да снежная шапка обрушится с ёлки. Но как нал етит стайка синиц, лес оживает. Синицы с писком, с пиньканьем перелетают с ветки на ветку, с дерева на дерево — осматривают каждую трещинку в коре: нет ли древесного семечка, не притаился ли где уснувший жучок. Каких только нет синиц в стайке: и лазоревки, и московки, и гнерадерки с поло сатыми хохолками на голове… Синицы не улетают на зиму в тёплые страны, как другие птицы, и звонко перекликаются в зимнем лесу. А летом весь лес звенит птичьими голосами, и синиц не видно да и не слышно с их скромной песенкой. В лютую стужу синицы прилетают к избам, и ребята сыплют для них на кормушки семечки подсолнуха, а то го лодные синицы замёрзнут в лесу. Глухарь — житель лесных чащоб. Это большой лесной петух. Летом, когда созреет черника, брусника, голубика, глухарь кормится ягодами. А на берегах ручьёв глухари клюют мелкие камушки, чтобы в желудке камушки, как жернова, перетирали ягоды. Зимой глухарь питается сосновыми хвоинками. Камушки- жернова перетирают их. Весной, как сойдёт снег в лесу, глухари начинают токовать — петь свои весенние песни. Глухарь ходит по земле, как индюк, распустив веером хвост, и щёлкает клювом, будто две палочки одна о другую стукаются. А песню кончает, будто нож на бруске затачивают. В конце песни глухарь глохнет, потому его и назвали глухарём. Вальдшнеп — лесной кулик. Глаза у него большие, как две смородины, чтобы видеть в сумерках. Начнёт темнеть, выберется вальдшнеп из кустов на лесную дорогу и ходит по земле, кормится. Запустит клюв в мягкую землю и клювом чувствует: если близко червячок или жучок зашевелился, он сраз у его ловит и глотает. А днём вальдшнеп затаивается под кустами, рядом пройдёшь и не увидишь. Если потревожить вальдшнепа в гнезде, то он покинет гнездо, а маленьких птенчиков перенесёт на новое место. Летит над лесом и в лапах держит птенца. Пока всех птенчиков не пере несёт, вальдшнеп не успокоится. Сорока по лесу летает, стрекочет, а к гнезду подлетает молча. Гнездо у сороки похоже на муфту: сверху веточки навалены и по бокам входы. Сорока в гнезде сидит, только хвост торчит и клюв. Сорочата из гнезда вылетели, расселись по ёлкам, стрекочут, просят есть. Сыч- воробей — маленький ночной хищник. Как стемнеет в лесу, сычик бесшумно летает над лесными полянами, над огородами и прислушивается. Пискнет полевая мышь, сычик бросится на неё и схватит. Сычик приносит свою добычу в дупло старого дуба. Когда мышей много, сычик складывает их про запас на зиму. Зимой в дупле можно найти много мёрзлых мышей — это натаскал сычик. Мыши грызут зерно и опустошают поля, а с ычик помогает сохранить урожай. Как появится ястреб- тетеревятник, в лесу переполох: надо прятаться. Даже зайцы затаиваются на земле. Быстро летит тетеревятник между деревьями, высматривает добычу, а за ним с писком, с криками летят лесные птицы: сойки, синицы, чижи. Белка зазевается, не успеет юркнуть в дупло — схватит её тетеревятник. С большой высоты видит тетеревятник и лесную мышь, и тетёрку, если она плохо затаилась. Ястре б- тетеревятник — лесной хищник. Кедровка — таёжная птица. Назвали её так потому, что больше всего кедровок в кедровой тайге. Как поспеют кедровые орешки, кедровка с утра до вечера делает запасы. Набьёт в зоб орешков, а потом засовывает их в трещины в скалах, прячет в дуплах деревьев, зарывает в землю. Весной, как сойдёт снег, кедровка часто забывает, где зарыла свои запасы, а находит орешки других кедровок и кормится. Запасами кедровок кормятся и белки, и бурундуки, и мыши. Но много орешков так и остаётся лежать в земле. Из них вырастают маленькие кедры. Так кедровка сажает кедровые леса. Сойка зарывает жёлуди про запас. Выбирает самые спелые, только часто забывает про них, и весной из этих желудей вырастают молодые дубки. Ночью бесшумно сова пролетает над лесной поляной. Метнётся мышь, зашуршит листвой, сова поймает её и снова возвратится в дупло. Осень в лесу. Не слышно птичьих песен. Дрозды- рябинники собрались возле рябин в стаи и откармливаются перед тем, как откочевать в тёплые края. Правила поведения в природе КАК ОХРАНЯТЬ ПТИЦ Не бегайте, не шумите в лесу, не беспокойте птиц и зверей. Не подходите близко к гнездам птиц. По вашим следам хищники могут отыскать и разорить гнезда. Не прикасайтесь к гнездам, иначе птицы- родители могут его покинуть Весной вначале лета не берите в лес собаку. Она может поймать плохо летающих птенцов. Не ловите и не уносите домой здоровых птенцов. Подкармливайте птиц зимой. В начале весны стройте домики для птиц и развешивайте их в садах и парках. Главное правило: не можешь помочь, в твоих силах не мешать! Если вы разводите костер во время пикника или прогулки, то не покидайте местности, пока не убедитесь в том, что он надежно затушен. Высаживайте деревья и различные густые куста рники. Именно в них птицы любят вить себе гнезда. Это может быть шиповник, акация или боярышник. Заботьтесь о найденных раненых птицах. Сдавайте их на руки ветеринарам или в специальные заповедники. Участвуйте в работах в природных заповедниках. Значение таких охраняемых территорий для мира животных просто огромно. Берегите пернатых! Если бы не птицы, бесчисленные полчища насекомых давно погубили бы нашу планету.

Оставить комментарий: